Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика для 9 класса 2 часа в неделю
рабочая программа по математике (9 класс)

Бакланова Анастасия Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Эрудит» соответствует:

• Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями);

• примерной программе по математике для 5-9 классов.

       Рабочая программа составлена для учащихся 9-х классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erudit_9_klass_po_2_chasa_68_vsego.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Приморско-Ахтарский р-н ст.Бородинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

имени Николая Егоровича Череваня

               Утверждено

 решением педагогического совета

                                                        от 30.08.2019г. протокол № 1

                                                

Председатель _______Н.Н.Юнда

                                                                                                                                                                         

                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

По курсу «Эрудит»

Уровень образования (класс): основное общее образование, 9 класс

Количество часов: 68 часов, в неделю 2 часа

Учитель: Бакланова Анастасия Викторовна, высшая категория


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Эрудит» соответствует:

• Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями);

• примерной программе по математике для 5-9 классов.

       Рабочая программа составлена для учащихся 9-х классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность.

Цели программы:

1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;

2) расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;

3) воспитывать чувство гордости за математику в любом открытии; за ее прикладную связь с другими науками и практической жизнью человека, за отечественную математику;        

4) активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;        

5) выявлять одаренных и вовлекать каждого учащегося во внеклассную деятельность — непременное условие для самореализации и саморазвития учащихся;

6) Способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;

7) воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, синтонность; а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность на занятиях математического кружка;

8) формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;

9) воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу.        

Задачи программы.

Обучающие:        

  • Развивать        познавательный стандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой. Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.
  • Включать в познавательную деятельность по изучению прикладных вопросов математики («Булева алгебра», «Метод математической индукции» и других) всех учащихся.
  • Формировать навык решения задач на применение принципа Дирихле.
  • Формировать навык применения операций Булевой алгебры: конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания в прикладных задачах.
  • Формировать геометрические (конструктивные) навыки учащихся через решение задач на «разрезание», «со спичками», «выбор пути» и другие.
  • Формировать навык и умение решать текстовые задачи: на «движение», на «проценты», на «части», на «работу».
  • Развивать        мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.
  • Развивать мотивацию к решению задач практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей.
  • Формировать умение рассуждать и навык решения задач по темам «Комбинаторика», «Графы», «Индукция», «Неравенства», «Инвариант», «Теория вероятности».

Воспитательные:

  • Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;
  • Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического содержания.
  • Воспитывать патриотизм, гражданскую позицию по отношению к открытиям отечественной математики через включение учащихся в занятия по истории математики («Патриотическая математика»).
  • Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую направленность занятий кружка.

Развивающие:

  • Развивать личностные свойства: внимание, внимательность, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • Формировать потребности в самопознании, саморазвитии.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать умение алгоритмизации решения задач.
  • Формировать навык построения «модели» решения задач.
  • Развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.
  • Развивать  математико-интегративное  мышление через решение задач практического содержания.

Режим занятий:  2 часа в неделю, итого – 68 часов.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения содержания курса.

Обучение по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  • умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  • осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  • представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • систематические знания о функциях и их свойствах;
  • практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
  • выполнять вычисления с действительными числами;
  • решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
  • использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
  • проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • выполнять операции над множествами;
  • исследовать функции и строить их графики;
  • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
  • решать простейшие комбинаторные задачи.

Ожидаемые результаты.

Учащийся научиться:

  • использовать математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; значение математики как науки;
  • значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
  • решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть).

Выработать умения:

  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту);
  • иметь опыт (в терминах компетентностей);
  • работы в группе, как на занятиях, так и вне;
  • работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.

  1. Содержание программы.

Числа, числовые выражения, проценты (2 часа). Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Деление с остатком. Простые числа. Разложение натурального числа на простые множители. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Тождественно равные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.

Буквенные выражения (2 часа). Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.

Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби (8 часов). Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.

Уравнения и неравенства (8 часов). Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.

Прогрессии: арифметическая и геометрическая (6 часов). Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n-членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.

Функции и графики (6 часов). Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.

Текстовые задачи (6 часов). Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения.

Элементы статистики и теории вероятностей (4 часа). Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.

Треугольники (6 часов). Высота, медиана,        средняя линия треугольника. Равнобедренный        и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

Многоугольники (4 часа). Виды  многоугольников.  Параллелограмм,  его  свойства  и  признаки. Площадь        параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.

Окружность (4 часа). Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.

Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ (12 часов).

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Числа, числовые выражения, проценты

2

2

2

Буквенные выражения.

2

2

3

Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби.

8

2

6

4

Уравнения и неравенства.

8

2

6

5

Прогрессии: арифметическая и геометрическая.

6

2

4

6

Функции и графики.

6

1

5

7

Текстовые задачи.

6

6

8

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

4

1

3

9

Треугольники.

6

2

4

10

Многоугольники.

4

1

3

11

Окружности.

4

1

3

12

Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ

12

12

Итого:

68

12

56

Календарно-тематическое планирование

9 класс

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения

УУД

План

Факт

1

Числа, числовые выражения, проценты.

1

2

Числа, числовые выражения, проценты.

1

3

Буквенные выражения.

1

4

Буквенные выражения.

1

5-12

Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби.

8

13-20

Уравнения и неравенства.

8

21-26

Прогрессии: арифметическая и геометрическая.

6

27-32

Функции и графики.

6

33-38

Текстовые задачи.

6

39-42

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

4

43-48

Треугольники.

6

49-52

Многоугольники.

4

53-56

Окружности.

4

57-68

Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 11 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 11 класс "За страницами учебника" - математика....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 5 класс 3 часа в неделю

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Закона Российской Федерации «Об об...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 6-7 класс 2 часа в неделю

Занятия  внеурочной деятельностью по математике в 6-7 классах являются важнейшим средством для пробуждения у людей нового видения окружающего нас мира. Они направлены на развитие  логическог...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я познаю компьютер" для 7 класса 2 часа в неделю

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой».Новая эпоха ставит перед школьным образованием но...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 5 класс " Увлекательная география"

В федеральном  учебном плане в 5 и 6 классе на географию отводится всего по одному часу, конечно же, этого слишком мало для формирования основ этого интересного предмета, формирования географичес...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 5 класс " Увлекательная география"

В федеральном  учебном плане в 5 и 6 классе на географию отводится всего по одному часу, конечно же, этого слишком мало для формирования основ этого интересного предмета, формирования географичес...