Программа курса внеурочной деятельности "Наш край родной"
методическая разработка по истории (5 класс)

Волкова Галина Николаевна

Программа внеурочной деятельности для школьников 5 класса  «Наш край родной» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе основного общего образования образовательных организаций Ульяновской области.

 Данная программа реализуется по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Организация образовательного процесса в соответствии с данной программой позволит формировать региональную идентичность школьников среднего возраста Ульяновской области на основе изучения историко-культурных, природных, национальных особенностей населенных пунктов Радищевского района и Ульяновской области , проведенной проектной и исследовательской деятельности.

Программа внеурочной деятельности предназначена для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу, учителей основной школы, педагогов дополнительного образования детей, педагогов-исследователей, студентов.

Программа реализуется в условиях организации дистанционного образования, что позволяет широкой консолидации педагогов и учащихся в изучении истории и культуры родного края, а так же расширяет возможности школьников и педагогов в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_kray_rodnoy.volkova_g.n.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Верхнемазинская средняя школа им.Д.В.Давыдова»

МО «Радищевский район»

Ульяновская область»

Программа курса внеурочной деятельности

для школьников 5 класса

«Наш край родной»

Общеинтеллектуальное направление

Автор:

Волкова Галина Николаевна
учитель истории и обществознания

email: galinawolk1968@yandex.ru

Врхняя Маза,2017


Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класс «Наш край родной» (реализуется в условиях применения дистанционного оборудования- онлайн формате;при стандартных условиях –в оффлайн формате)

Программа внеурочной деятельности для школьников 5 класса  «Наш край родной» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе основного общего образования образовательных организаций Ульяновской области.

 Данная программа реализуется по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Организация образовательного процесса в соответствии с данной программой позволит формировать региональную идентичность школьников среднего возраста Ульяновской области на основе изучения историко-культурных, природных, национальных особенностей населенных пунктов Радищевского района и Ульяновской области , проведенной проектной и исследовательской деятельности.

Программа внеурочной деятельности предназначена для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу, учителей основной школы, педагогов дополнительного образования детей, педагогов-исследователей, студентов.

Программа реализуется в условиях организации дистанционного образования, что позволяет широкой консолидации педагогов и учащихся в изучении истории и культуры родного края, а так же расширяет возможности школьников и педагогов в этом направлении.


Содержание

Пояснительная записка        7

Содержание программы        12

Учебно-тематический план        10

Список литературы для педагога и учащихся        13

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Историко-культурный стандарт. http://минобрнауки.рф .
  • Основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации
  • Учебный план  образовательной организации
  • Программно-методическое обеспечение «Историческое краеведение» И.В.Скворцова, Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г.
  • Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск, 2009 г.

Программа внеурочной деятельности «Наш край родной» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения. Особенностью программы является ее реализация в форме виртуального путешествия по Радищевскому району и Ульяновской области, организация встреч с интересными и известными людьми нашего края ( поэты, писатели, художники и краеведы) в дистанционном режиме (используя оборудование для дистанционного образования). Так же возможна организация экскурсий в каникулярное время в ранее изученные населенный пункты, заповедники и заказники, закрепление краеведческих знаний в условиях реального путешествия.

Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу, за год – 34 часа.

Разделы программы

Количество часов

Вводное занятие

1час

Путешествие по населенным пунктам Радищевского района

( Радищево, Верхняя Маза, пос. Октябрьский, Софьино, Ореховка, Вязовка, Адоевщина)

10 часов

Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области

14 часов

Я-исследователь. Методики историко-культурных исследований и их применение

4 часа

Подведем итоги. Краеведческая игра, итоговое тестирование. Летние задания

5 часов

Итого

34 часа

Таким образом, рабочая программа рассчитана на один год обучения 1 час в неделю,  за год 34 часа.

Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей 10-11 лет и опирается на местный краеведческий и исторический материал.

Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориенти-рованная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции. Так же программа позволяет формировать устойчивые патриотические чувства в условиях использования потенциала регионального краеведения.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.


Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, культуру, традиции, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью поселка  Радищево и близлежащих сел и поселков, а также достопримечательных мест Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра-путешествие, викторина, наблюдение, встречи с интересными и известными людьми, мастер-классы в дистанционном режиме и так далее. Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класс «Наш край родной» (реализуется в условиях применения дистанционного оборудования- онлайн формате;при стандартных условиях –в оффлайн формате)

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает закрепить основы краеведения, усовершенствовать навыки по исследованию родного края, полученные на ступени начального общего образования.
  2. Благодаря реализации программы у обучающихся  5 класса формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
  3. Программа учит быть не просто пассивными слушателем, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать открытия, делать находки, делиться своими знаниями с окружающими.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • проектный;
  • исследовательский.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Наш край родной»: игра-путешествие по родному краю в дистанционном режиме, сопровождающая встречами с творческими и известными людьми (местными поэтами, писателями, художниками, краеведами), показом мастер-классов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности  школьника среднего возраста на основе  краеведческой деятельности.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

1. Образовательные

- расширение и углубление знания учащихся об истории, культуре, природе родного края;

 - овладение начальными навыками исследовательской работы;

- формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации;

2.Воспитательные:

 - развитие гражданских качеств, любви к истории и природе родного края;

- воспитание у учащихся понимания личной ответственности за судьбу малой родины;

- воспитание инициативы, ответственности;

- воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

3.Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

 - стимулирование стремления учащихся знать как можно больше об истории, культуре и  природе родного края, повышение интереса к краеведению;

 - формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения;

  • развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Структура программы обучения

Программа включает Вводное занятие и  4 раздела:

  1. Путешествие по населенным пунктам Радищевского района ( Радищево, Верхняя Маза, пос. Октябрьский, Софьино, Ореховка, Вязовка, Адоевщина, Дмитриевка)
  2. Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области
  3. Я- исследователь. Методики историко-культурных исследований и их применение
  4. Подведем итоги. Краеведческая игра, итоговое тестирование. Летние задания

Результаты изучения программы

 «Наш край родной»

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы диагностики учета результатов усвоения программы

Формой подведения итогов могут служить  продукты  детского творчества по каждому разделу(мини-сочинения, стихи, прозаические заметки, творческие презентации, художественные работы и др.), участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности проведение диагностических работ, викторин.

Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно использовать по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве»,  «Музыке», «Биологии», «Истории» и др..

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Самоконтроль: Предлагается рубрика «Подведем итоги» где предлагается поэтапно выполнить разнообразные задания в рамках игры, викторины и выполнить итоговое тестирование, за каждый блок заданий ученик получает определённое количество баллов. Выполнив задания, ребенок может сравнить свои ответы с ответами -алгоритмами. После суммирования получившихся баллов ребенок определяет  уровень усвоения материала.

А теперь подсчитай общее количество баллов и определи свой уровень прохождения испытания юного краеведа.

25-40 баллов – ознакомительный уровень

40-50 баллов – творческий уровень

54-50 баллов – исследовательский уровень

У учащегося есть возможность проходить уровни столько раз, сколько он посчитает это нужным, пока не добьется положительных результатов.

Также, по ходу прохождения материала, учащиеся заполняют карту Ульяновской области, разрабатывая свои маршруты (реальные, виртуальные) изучения родного края, что также способствует развитию универсальных учебных действий школьников.

Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся,
  • создание ситуации успеха для каждого ученика,
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях,
  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка,

приобретение навыков саморефлексии

Содержание программы

  1. Вводное занятие

        Цель: Знакомство с целями и задачами курса, формами и методами работы. Карта Ульяновской области как ориентир предполагаемого путешествия по родному краю.

2. Путешествие по населенным пунктам Радищевского района

Цель: познакомить с историей, культурой, природой ,традициями известными людьми Радищевского края. Познакомить школьников с достопримечательностями малой родины.

2.1.  Тема: Верхняя Маза –жемчужина культурно-исторического наследия России.

Теория: История и легенды о возникновении села. Жизнь и творчество героя Отечественной войны 1812 года, поэта Д.В.Давыдова. Виртуальная экскурсия в музей Дениса Давыдова в Верхней Мазе.

Практика: Знакомство с произведениями Д.В.Давыдова. Конкурс чтецов стихов о родине. Знакомство с творческой интеллигенцией населенного пункта( В.Инчин – поэт , композитор).

Методы и формы: Рассказ, виртуальное путешествие, фрагменты  интерактивного музейного часа, творческая встреча в дистанционном режиме.

2.2.-2.3. Тема: Радищево – прошлое и настоящее

Теория: История возникновения посёлка. Известные люди поселка. Достопримечательности поселка.

Практика: Ролевая игра «Я-туроператор», разработка туристического маршрута для гостей родного поселка (творческий проект)

2.4. Тема: Поселок Октябрьский – имение внучки Д.Давыдова- С.Н.Буторовой

Теория: Поселок Октябрьский, его прошлое и настоящее. Бывшее имение правнучки Д.Давыдова – С.Н.Буторовой.

Практика: виртуальная экскурсия в школьный краеведческий музей поселка Октябрьский. Творческая встреча и мастер –класс от местного художника А.Е.Андреева.

2.5. Тема:  Село Софьино – творческий исток Радищевского края

Теория: Знакомство  с историей возникновения села, его названия. Софьино -родина талантов ( жизнь и творчество поэта Панова).

Практика: творческая встреча и мастер- класс от Ермаковой Н.А.

2.6. Тема:Село Дмитриевка –родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.

Теория: село Дмитриевка –родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.

История подвига Лёвина Д.П.

Практика: Мини-сочинение на тему « Что такое подвиг?», «Каждый ли может совершить подвиг?», «Кто такой герой?»

2.7. Тема: Село Ореховка – героические истоки мужества и героизма наших современников.

Теория: История села. Воин-интернационалист Анатолий Карпухин –истоки героизма современника.

Практика: виртуальная экскурсий в школьный музей

2.8. Тема:Село Вязовка – родина поэта А.М.Никифорова

Теория: Возникновение села как форпоста для защиты Русского государства от набегов кочевников. Храмы в Вязовке. Жизнь и творчество поэта А.М.Никифорова.

Практика:Чтение и обсуждение произведений А.М. Никифорова.

2.9. Тема:село Адоевщина –самый древний населенный пункт на территории Радищевского района

Теория:Князь Одоевкий –основатель Адоевщины. Закревские.

Практика:Мастер –класс от краеведа Качалиной М.А.

2.10. Тема:Мои путевые заметки.

Практическое занятие: обработка материалов путевых заметок, которые вели школьники. Составление рекламных буклетов для туристов, желающих приехать в Радищевский район и познакомиться с его историей, культурой и природой.

3.Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области

Цель: Познакомить учащихся с достопримечательностями, природным богатством Ульяновска и Ульяновской области.Организация виртуальных путешествий по Ульяновской области.

3.1. Тема: Никольская гора.

Теория: Белая гора – возвышенность Сурского района.

Практика: видео-пушествие на Никольскую гору, осуждение увиденного.

Работа по путевым заметкам.

3.2. Тема: Языково.

Теория: родовое имение дворян Языковых.

Практика:видео-пушествие в Языково. Чтение и обсуждение произведений   Н.М.Языкова,его жизнь и творчество.

3.3. Тема: Ундоровский источник.

Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи об Ундорах. Дигустация минеральной воды..

3.4.Тема: Останец «Гранное Ухо»  Сенгилеевский район

Теория: Сведения о месте: Гранное ухо.Описание его уникальности. Работа с понятиями «Останец», «Памятник природы», «Диатомит».

Практика: фототур по Грангому уху. Составление путевых заметок.

 3.5. Тема: Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь, с. Самородки Барышского района

Теория: 300-летняя история обители.

Практика: Виртуальное путешествие по монастырю. Знакомство с памяткой поломника.

3.6. Тема:Прислониха – родина замечательного художника Аркадия Пластова

Теория: живописец, график.

Практика: знакомство с творчеством А. Пластова.Виртуальное пушествие в музей им.Пластова.

3.7. Тема: Уникальный Акшуатский дендропарк, заложенный в 80-е годы XIX века тогдашним владельцем села Акшуат В. Н. Поливановым.

Теория: Знакомство с жизнью и деятельностью В.Н.Поливанова.Работа с понятиями «Дендропарк». История создания Акшуатского дендропарка.

Практика:виртуальная экскурсия в Акшуатский дендропарк. Мастер-класс от биолога, краеведа Шибилист Л.М.

3.8. Тема :Белое озеро- исторический и природный памятник Ульяновской области.

Практика: Теория: История и природа Белого озера. Работа с понятиями «Флора», «Фауна», «Экология», «Лимбай».

Практика: Путевые заметки путешественника.

 3.9.Тема: Достопримечательности  города Ульяновска.

Теория:10 достопримечательностей г.Ульяновска( памятник букве «Ё», памятник Богдану Хитрово,памятник Н.М.Карамзину,памятнику И.А.Гончарову, памятник Дмитрию Разумовскому, Спасо-Вознесенский кафедральный собор , музей-заповедник «Родина В.И.Ленина» и др

Практика: Работа по карте г.Ульяновска. Виртуальное путешествие.

3.10. Тема: Известные люди города Ульяновска(групповая работа)

Теория:

1) Андрей Блаженный-  юродивый, канонизация, святой. (Знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного).

            2) Ленин (Ульянов) Владимир Ильич –политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.

.         3) Матросов Александр Матвеевич - герой Советского Союза, трудовая колония.

             4) Разумовский Дмитрий Александрович- герой России, наш современник.

(террорист, героизм).

Практика: Творческие проекты учащихся  «Из жизни известных людей Ульяновской области».

3.11.Тема:Промышленные и культурные объекты Ульяновска

Теория:

1)Авиастар -крупнейший производитель авиационной техники.

2)Музей-заповедник  «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра.

3)Драматический театр имени И.А.Гончарова, кукольный театр имени В.Леонтьевой, театр юного зрителя.

Практика: Путевые заметки

3.12.Красная Книга Ульяновской области

Теория:

Практика:

3.13. Тема: Храмы  Ульяновска

Теория: православные церкви, мечети, синагоги, кирхи.

Практика: экскурсии по православному Симбирску- Ульяновску.

3.14.Тема : Река Волга – главная водная артерия России.

Теория: Теория: Волжское водохранилище, Президентский и  Императорский мосты через Волгу..

Практика: Просмотр видеофильма о строительстве Президентского моста, обсуждение.

4.Я-исследователь. Исторические источники.Методики историко-культурных исследований и их применение

Теория: Разновидности исторических источников. Краеведческое и историко-культорологическое исследование учщегося. Методические рекомендации.  

Практика: Разработка памятки Юного исследователя.

5.Подведем итоги.

Практические итоговые занятия в форме Краеведческой игры «Путешествие по родному краю», краеведческой викторины, демонстрацией собственного творчества( мини-сочинения, стихи, художественное творчество, презентации, проекты и др.)

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Всего

1.

Вводное занятие. Наш край родной.

1

1

2.

Путешествие по населенным пунктам Радищевского района

5,5

4,5

10

2.1.

Верхняя Маза –жемчужина культурно-исторического наследия России.

0,5

0,5

1

2.2.

 Радищево – прошлое и настоящее

1

1

2.3.

 Радищево – прошлое и настоящее

1

1

2.4.

Поселок Октябрьский – имение внучки Д.Давыдова- С.Н.Буторовой

0,5

0,5

1

2.5.

Село Софьино – творческий исток Радищевского края

0,5

0,5

1

2.6.

Село Дмитриевка –родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.

0,5

0,5

1

2.7.

Село Ореховка – героические истоки мужества и героизма наших современников.

1

1

2.8.

Село Вязовка – родина поэта А.М.Никифорова

1

1

2.9.

село Адоевщина –самый древний населенный пункт на территории Радищевского района

0,5

0,5

1

2.10

Мои путевые заметки.

1

1

3

Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области

7

7

14

3.1

Никольская гора.

0.5

0,5

1

3.2

Языково.

0.5

0,5

1

3.3.

Ундоровский источник.

0,5

0,5

1

3.4.

 Останец «Гранное Ухо»  Сенгилеевский район

0,5

0,5

1

3.5.

Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь, с. Самородки Барышского района

0,5

0.5

1

3.6.

Прислониха – родина замечательного художника Аркадия Пластова

0,5

0,5

1

3.7.

Белое озеро- исторический и природный памятник Ульяновской области.

0,5

0,5

1

3.8.

Уникальный Акшуатский дендропарк, заложенный в 80-е годы XIX века тогдашним владельцем села Акшуат В. Н. Поливановым.

0,5

0,5

1

3.9.

Достопримечательности  города Ульяновска.

1

1

3.10.

Известные люди города Ульяновска

1

1

3.11.

Промышленные и культурные объекты Ульяновска

0,5

0,5

1

3.12.

Красная Книга Ульяновской области

0,5

0,5

1

3.13.

Храмы  Ульяновска

0,5

0,5

1

3.14.

Река Волга – главная водная артерия России.

0,5

0,5

1

.4.

Я-исследователь. Исторические источники. Методики историко-культурных исследований и их применение

2

2

4

4.1.

Исторические источники-свидетели прошлых цивилизаций

1

1

4.2.

Историко-культурные исследования

1

1

4.3.

Памятка юного исследователя

0,5

0,5

1

4.4.

Я-исследователь

1

1

5.

Подведем итоги.

5

5

5.1.

Краеведческая игра « Путешествие по родному краю»

1

1

5.2.

Краеведческая викторина «Ульяновская область – моя малая родина»

1

1

5.3.

Мое творчество в честь родного края

1

1

5.4.

«Венок родному краю» - творческий групповой проект

1

1

5.5.

Итоговое тестирование. Летние задания.

1

1

Итого

15,5

18,5

34

Список литературы для педагога

1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.

2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.

4. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.

5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.

6. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.

7. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.

8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева,          О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.

9.Историческое краеведение, учебное пособие для 7 – 9 классов общеобразовательных школ Ульяновск 2000г.

10.«Симбирский – Ульяновский край в истории России», Издательство «Корпорация технология продвижения».

11.Блохинцев А.Н. «И жизни след оставили своей….» Издю 2 – е Ульяновск: 1997г.

Список литературы для учащихся

  1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю /         С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.
  2. Красная Книга Ульяновской области.
  3. Ульяновск – Симбирск  Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.1, в 2 –х томах.
  4. Ульяновск – Симбирск  Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.2, в 2 –х томах.
  5. Энциклопедия Радищевского района.

Интернет-ресурсы

1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова  http://uobdu-aksakov.org/

3. Ульяновский туристический информационный центр http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm

4. Виртуальное путешествие по симбирской-ульяновской энциклопедии : http://www.ul-sim-encyclopedia.zsuo.ru/


Приложение 1

«Баллада о родном крае»

«Баллада о родном крае» написана поэтами, краеведами, филологами всей Ульяновской области 10-12 декабря 2013 года. В ходе уникального флешмоб-марафона им было предложено в стихотворной форме описать достопримечательности своего района. Начало и конец «Баллады о родном крае» написал Николай Марянин, который позже собрал воедино и отредактировал «районные» отрывки.

Баллада о родном крае

1.   Славу России в веках умножая,

Эта земля нам с рожденья дана:

Воздух просторов Симбирского края

Дышит историей Карамзина!

Дорог нам слог летописного слова,

Пластовский облик лесов и полей,

Голос Языкова и Гончарова,

В небе над Волгой - полёт журавлей…

Дух этих мест и смирен, и мятежен,

В нём – наших предков душевный порыв:

Здесь из-за острова плыли на стрежень

И поднимались на волжский обрыв,

Вдаль устремляли свой взор, замирая,

И находили в симбирской глуши

Образ аксаковский отчего края –

Аленький нежный цветочек души…

2.   Сурской земли – нашей родины малой –

Летопись много событий хранит:

Здесь Промзино в стороне одичалой

Царь Иван Грозный поставил, как щит…

Чтобы кристальной водицы напиться,

Чистого воздуха выбрать дары,

Летом сюда пол-России стремится -

Живы легенды Никольской горы!

Тропки к колодцам святым приглашают,

И от часовни молитвы слышны…

Здесь наш покой до сих пор охраняют

В тихой аллее – герои войны!

Сурское нашим отечеством стало,

Где у творцов обостряется слух:

Малая родина – это не мало,

Жив если в ней вдохновения дух!

3. Герб наш районный - спираль аммонита,

Здесь и свежа, и целебна вода,

Недра богаты, земля знаменита,

Дружбой народ отличался всегда…

В Ундорах древностью веет с откосов,

Драму Ивашева знает страна,

С ним и Каштанкин, Джорджадзе, Матросов -

Наши герои на все времена!

Помним и славим отцов мы и дедов,

Любим детишек весёлый шумок:

В сказке и радость, и горе изведав,

Ждёт нас в усадьбе своей Колобок!

Главная есть у района примета –

Тоже, как область, Ульяновский он:

Славься вовеки, на многие лета,

И процветай, наш любимый район!

4.   Царским указом, велением свыше,

Чтоб оградиться засечной чертой,

Здесь Хитрово и сподвижников тыщи

Крепость Карсун возвели над рекой…

Чтоб среди мирных полей междуречья,

В сёлах от Волги и до Барыша

Разных племён и народов наречья

Переплетались. И крепла душа!

Выдержать можно и войны, и глады:

Что нам кочевник? Что Наполеон?

Светлый родник овевает прохладой

Ель, что сам Пушкин сажал под холмом!

Старше Симбирска на годик всего лишь,

Мудрый Карсун – украшенье земли:

Лености праздной ни дня не позволишь,

Музы приют себе здесь обрели…

Как подтверждение жизненных истин,

Как посвящение будущим дням,

Жизнь воспевают творцы своей кистью,

Души раскрыв и холстам, и стихам.

Знает планета про детскую школу -

Юных художников творческий дом…

На стадионе – занятья  футболом,

А на катке был Третьяк-чемпион!

Скоро уже и бассейн будет новый,

Вырастет смена здоровых пловцов…

Помнить вовеки карсунцы готовы

Подвиги ратные наших отцов.

Эвакогоспиталь в грозное время,

В мирные годы в Сосновке – курорт…

Юных кадетов весёлое племя

Славит героев, что помнит народ!

Чтим и «афганцев», парней из Карсуна,

Игорь и Женя - им память светла:

Родина наша, в душе твоей юной

Светом над храмом горят купола…

Звонкий Языков и Пластов великий,

К ним экскурсантов потоки не счесть:

Пусть же цветёт наш район многоликий,

Краю Карсунскому – слава и честь!

5.   Назван Симбирском. Стоял на границе.

Только Россия державно росла

До океана. Теперь от столицы

Необозримая ширь пролегла.

Промыслом Божьим творились веками

Слово и дело. Блаженный Андрей

Город хранит, что рождён казаками

И возвеличен трудами людей.

Солнцем поэзии край весь пропитан,

Слог Гончарова ласкает наш слух…

Пушкинский конь, знать, ударил копытом,

В землю вселяя Языковский дух.

Мудрости клад здесь издревле заложен:

Дмитриев блеском сатиры пленял,

Следом Минаев в наитии схожем

Вкус его едких сатир перенял...

Здесь на века их прописаны лики,

А впереди – во весь рост – Карамзин,

Наш симбирянин, историк великий,

Славной России достойнейший сын!

То поэтическим голосом нежным

Пела Симбирская наша земля,

То разрывалась набатом мятежным

Аж до столичных покоев Кремля…

Назван Ульяновском град междуречья

В память трибуна, вождя, земляка:

Бронзовый Ленин, пронзающий Вечность,

К равенству, братству взывает рука!

Много великих бойцов и героев

Были Симбирской землёй рождены,

Тех, кто домой не вернулись из боя,

Жизни отдав за свободу страны.

Тех, кто ковали Победу руками,

Стёртыми в кровь у станков заводских,

Где наш УАЗ укреплял её знамя

Мощью своих вездеходов стальных.

Здесь поднимались цеха и заводы

В славе Ульяновской нашей земли,

«Авиастара» гигантские своды

Нового Города окна зажгли…

Век двадцать первый! Наш город взрослеет -

Сколько улыбок счастливых людей!

Славный Венец с каждым днём хорошеет -

Много фонтанов, тенистых аллей…

Строится город, а сквер Карамзинский

Снова в цвету. Бой старинных часов

Слышат скульптуры, дворцы, обелиски,

Храмы в сияньи своих куполов…

Мост Губернаторский. Смелые планы.

Вузы. Лицеи. Суворовцев строй.

«Авиастар», в его небе – «Русланы».

Город родной, мы гордимся тобой!

6.   Павловский край родниками нам дорог,

Яркой красою безбрежных лесов…

Доктор Бржозовский, писатель Панфёров -

Это история славных веков!

С ними герои - Викулов, Захаров,

Шутов, Чекашкин,  Бодряшкин, Малов,

И генералы - Ежков и Шестаев,

И хлеборобы - Панфёров, Станков,

Зинин – художник, и скульптор – Буслаев,

И Николаева – светлый поэт,

Трифонов – бас, педагог – Мустакаев,

Снова Панфёров – теперь краевед,

Тувины, Шишкин – отряд музыкантов:

Всех перечислить, увы, не смогли…

Щедрая россыпь умов и талантов

Южного края симбирской земли!

Наша глубинка сильна и красива,

Добрых народных традиций полна…

Павловский край – это наша Россия,

Это - российской души глубина!

7.   Там, где в зеркальную гладь Черемшана

Смотрит задумчиво сказочный лес,

Статные сосны и светлые храмы

Красят старинный посад Мелекесс…

В час, когда флаги алее зарницы

Ярко и гордо пылали над ним,

Звонкое имя с далёкой Марицы

Вёз побратиму Болгарии сын.

Димитровградом зовётся отныне

Город талантов и творческих сил:

С верой, что живы «не хлебом единым»,

Нам помогает святой Гавриил.

Время меняет фасады и лица,

Мчит, обновляя фабричный коллаж…

Новому городу есть чем гордиться,

Знает Россия ДААЗ и «Химмаш»!

Здесь НИИАР делит атом на части,

Смелых идей ускоряя разбег…

Знал ли Курчатов про ядерный кластер,

Мысленно шествуя в нынешний век?

В ритме культурной столицы Поволжья

Дышит сегодня промышленный град,

Щедро увенчан он милостью Божьей,

Славой великих традиций богат!

8.   Вольно на старокулаткинских нивах

Хлеб колосится и зреет успех,

Множатся гроздья мгновений счастливых,

Слышится детский заливистый смех…

Храбрых героев Победы восславив,

Память о них мы несём сквозь года:

Здесь Хусаинов, Аипов, Нугаев

И Ильгачёв – будут с нами всегда!

Яркий Навруз, праздник нашего края:

Будь, урожай, и народ, торжествуй…

Новых героев труда прославляя,

В Старой Кулатке гремит Сабантуй!

9.   Инзенский край в тишине притаился,

В царстве лесов и бескрайних полей:

Здесь Ознобишин великий родился,

Славя Отечество лирой своей!

Наше Юлово – жемчужина края,

Озеро блещет своей красотой…

Диатомитом отчизну снабжая,

Славится в мире район наш родной!

10. Край Кузоватовский – чудо-просторы

Возле истоков Свияги-реки,

Сказка лесная, манящая взоры,

Зотово озеро и родники…

Здесь всей России известны обломки

Баевской окаменелой сосны:

Верим, что будут гордиться потомки

Малой частицей великой страны!

11. В северных далях Симбирского края

Расположился Цильнинский район:

Нивы безбрежные, сила земная,

Кущи садов и слиянье времён…

Здесь подружились Бирюч со Свиягой,

Русский, татарин, чуваш – все родня:

Честным трудом, мастерством и отвагой

Славится добрая наша земля!

12. Родина малая! Даль золотая!

Лик Богородицы в речке нашли:

Жадовской пустыни сила святая -

Маленький остров симбирской земли…

Из Барыша шли на фронт эшелоны:

Скатка-шинель – для солдата броня!

Каждое зёрнышко – в фонд обороны.

Выжил район. И воспряла страна.

Здешней водою питается Волга,

Лес посылает сосновый поклон…

Счастье в барышской сторонке – надолго,

Если ты в землю родную влюблён!

13. Пахнущий клевером и медуницей,

Этот заволжский родной уголок

В старых преданьях – подрайской землицей

Мудрый народ не напрасно нарёк...

Здесь, на величественном Черемшане,

Мы уж четыре столетья живём,

И хоть по паспорту все россияне,

Край Мелекесский отчизной зовём!

Как неизбежно сливается с Волгой

Мощь Черемшана на лике герба,

Так и с Россией историей долгой

Слита поволжских народов судьба!

14. Здесь, в самом сердце Симбирского края,

Есть небольшой городок Сенгилей:

Славит история трёхвековая

Доблестный труд и уменье людей…

Блинной его называют столицей,

Здесь музыканты, поэты творят:

Родина наша, воздай нам сторицей,

Пусть процветает в веках город-сад!

15. Мы дорожим Тереньгульским районом,

Краем умельцев, героев, творцов…

Трудятся здесь по российским законам,

Множа бессмертную славу отцов!

Дом Перси-Френч, заповедник «Кучуры»,

Парки Голицыных тайной полны…

Всё это – ценность симбирской культуры

И достоянье великой страны!

16. Будь гостем желанным озёрного края,

Воды родниковой с ладони испей,

И перед тобою, шелками играя,

Раскинется даль чердаклинских степей!

Часовни и храмы, булгарские камни,

И рвы Белоярской засечной черты, -

Всё то, что укрыто седыми веками,

Душою и сердцем почувствуешь ты…

17. В каждом живёт своя малая родина,

Где нас и любят, и ценят, и ждут:

Здесь разрослась в огороде смородина,

И в палисаднике астры цветут…

Майнский район, ты – сторонка родная,

Где свежий ветер летит наобум,

И пастушок, на свирели играя,

Утренний лес пробуждает от дум…

Сердце трепещет – какие здесь зори!

Солнце садится – закат ворожит,

Птицы поют, забывается горе, -

Каждым мгновеньем душа дорожит!

18. Золотом впишем в историю края

Гордое имя – Базарный Сызган:

Светом духовности мир озаряя,

К небу стремится Солунского храм…

Край благодатный, привольный, красивый

Память о прошлом в сердцах бережёт;

Песенный, мудрый и трудолюбивый

В нашем чудесном районе народ!

19. А над Новомалыклинским районом

За Черемшаном восходит заря:

Хлебные нивы в огне золочёном,

Словно вдохнули в зерно янтаря…

Дружной семьёй и в порыве едином,

Светлый, любимый, отеческий край,

Смело веди нас к высоким вершинам,

Родину нашу трудом прославляй!

20. Край наш Радищевский, солнцем согретый,

Терешкой-речкой омытый слегка,

Лирой Давыдова ярко воспетый,

Гордо шагает вперёд сквозь века…

Здесь колосятся поля золотые,

Добрые люди в согласье живут,

Алых лазорек луга неземные

Им по весне свои гимны поют!

Здесь, где цветут луговые пионы

И говорок над домами завис,

После крушения Наполеона

Жил в Верхней Мазе Давыдов Денис…

Память в душе – словно чистая нота,

Храбро умел он французов громить:

Славу героя, творца, патриота

Вечно радищевцы будут хранить!

21. Волга раздольная, вольная Майна,

Быстрая Утка, студёный Урень:

Отчего края заветная тайна,

Свет милых сёл и родных деревень…

Сказки рассказывал здесь Новопольцев,

И Кандалый воспевал этот край,

Слушал Неверов под звон колокольцев,

Как гуси-лебеди кличут из стай!

Тихие заводи, хлебные нивы,

Рыбные плёсы, грибные места –

Родины нашей простые мотивы

И сокровенная наша мечта…

Люди добры и земля урожайна,

Сердце стучит вдохновенно в груди:

Наша любимая Старая Майна,

Новая жизнь у тебя впереди!

Край плодородных полей и лугов,

Волжских заливов, сосновых боров,

Светлая грусть родниковых озёр –

И очищающий душу простор…

Песня в симбирском Заволжье звенит,

И первозданность Россия хранит:

Славься делами, в веках процветай,

Наш Старомайнский чарующий край!

22. Новоульяновск, где льётся атласом

Волжский простор вдоль лугов заливных,

Славился издревле Яблочным Спасом

И высотой своих гор Меловых…

Край удивительный, город строителей,

Музыка слышится в шуме цехов:

Славим мы труд и судьбу твоих жителей,

Пышность садов и победы отцов!

23. Глубинка России, Вешкайма родная

Второе столетье средь сосен цветёт:

Здесь скачет сквозь время дивизия Гая,

И память о грозной «чапанке» живёт…

Достойно творим и гордимся тобою,

Цветочный, медовый, берёзовый рай:

Мы связаны славной единой судьбою,

Вешкаймский район – удивительный край!

Не нежная лань, а двужильный коняка -

В работе мозольной, в стихии войны

Вешкайма привыкла пахать, а не плакать,

На смену отцам подрастают сыны…

Суровые будни Вешкайму взрастили,

Упорство ковалось в годинах лихих:

Теперь она гордо расправила крылья,

Дерзая во славу просторов своих!

24. Герб наши символы зримо являет:

В волжском просторе - лазоревый щит,

Небо серебряный столп подпирает,

И на вершине корона горит…

Щитодержатели - львы золотые:

В лапах и сноп, и карающий меч,

Снизу - дубовые ветви святые,

Чтобы уметь нашу силу сберечь,

И шестерня с продуктивностью долгой,

И голосов несмолкаемый хор, -

Словно серебряной чайкой над Волгой

Край наш могучие крылья простёр!

25. Пой нам во здравие, край изобильный,

Хлебом и солью гостей угощай, -

Край самолётный и автомобильный,

Атомный и земледельческий край…

Сей - и хорошего жди урожая:

Мы будем вместе на этом пути,

Славу России в веках умножая,

Знамя божественных предков нести!

Снова с высоких откосов Венца

Родина в наши впадает сердца,

Словно вливаются в волжский туман

Майна, Свияга, Сура, Черемшан…

Здесь, в самом сердце России, живёт

Добрый, умелый и сильный народ:

Славься, твори и в веках процветай,

Край наш Симбирский, Ульяновский край!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края

Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....

Программа курса «Знакомство с природой родного края» 6 класс

Интерес к проблеме изучения родного края продиктован необходимостью в формировании бережно относящегося к природным ценностям своего Отечества.Данный курс дает возможность учителю расширить и углубить...

Программа курса внеурочной деятельности для 5 кадетского класса «Мой край».

Данный курс призван помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны  посредством школьного музея и музейной ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой родной Курский край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой родной Курский край"...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....