Методическая разработка к уроку истории 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс)

Аниканова Наталья Геннадьевна

Методическая разработка урока истории в 9 классе "Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История 9 класс Очно-заочная форма обучения аудиторный урок № 21 Учитель: Аниканова Н.Г.

Слайд 2

Тема аудиторного урока № 21: «ЛИБЕРАЛЬНЫЕ И ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ АЛЕКСАНДРА I В 1815—1825 гг»

Слайд 3

Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой? Повлияла ли на это Отечественная война 1812 г.? Какое значение имели попытки либеральных реформ, предпринятые Александром I?

Слайд 4

План урока 1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество 2. Продолжение реформ 3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева 4. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг. 5. Итоги внутренней политики Александра I

Слайд 5

1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество Страна ждала перемен: Часть дворянства говорила о будущей конституции. Крестьяне надеялись на улучшение своего положения. Поляки ждали от царя послаблений в национальной политике. Но, консервативные слои дворянства полагали, что какие-либо изменения не нужны и даже вредны. Александр I, вынужден вести разработку реформ в строжайшем секрете .

Слайд 6

2. Продолжение реформ Вспомните, когда Польша как самостоятельное государство прекратила своё существование. Варшава. Гравюра XIX в.

Слайд 8

По решению Венского конгресса 1815 г. Россия получила часть польских земель (Царство Польское). Польше Александр I в 1815 г. даровав конституцию (автономия и самоуправление). Александр I полагал, что этот «польский эксперимент» станет началом пути всей России к общей для неё конституции. Великое княжество Финляндское (с 1809 г.в составе России) стало управляться «по-новому»: оно получило широкую автономию в рамках империи.

Слайд 9

3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева Николай Николаевич Новосильцев, талантливый дипломат и государственный деятель, ему Александр поручил разработку конституционного проекта. Н. Н. Новосильцев

Слайд 10

В 1820 г. проект «Уставная грамота Российской империи» суверенитет императорской власти; двухпалатный парламент, царь не мог издать ни одного закона. Но право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю; царь - исполнительная власть; свобода слова, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность; разделить страну на наместничества, в каждом из которых создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но всё же ограничена. О крепостном праве в проекте ничего не говорилось .

Слайд 11

4. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг. Александр видел сопротивление реформам со стороны большинства дворян. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.

Слайд 12

Указы ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки»; крепостным запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их участников.

Слайд 13

В 1820-е гг. император больше времени старался уделять не государственным делам, а религиозным вопросам. Он сосредоточился на вопросах веры.

Слайд 14

5. Итоги внутренней политики Александра I Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы?

Слайд 15

боязнь Александра разделить участь погибшего отца, не хватало умных, способных людей, сложно сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с интересами большинства дворян, личные качества императора — неустойчивость его настроения, двуличие.

Слайд 16

Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем. Подведем итоги

Слайд 17

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на власть и общество? 2. Почему дарование Александром I конституции Царству Польскому называют самой либеральной мерой из всех предпринятых императором? 3. В чём Александр I видел практический смысл «польского эксперимента» для всей России? 4. Каковы были главные причины отказа от проведения реформ с начала 1820-х гг.? 5. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I в период 1815—1825 гг.

Слайд 18

Самостоятельная работа: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учебник в 2 частях. — М.: Просвещение, 2019; Часть 1- введение, § 6, работа с вопросами в конце параграфа. Самостоятельно: «Национальная политика Александра I » Презентации на выбор: Финляндия в составе России Царство Польское и его Конституция Прибалтика в составе России Народы Кавказа Население Сибири


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку истории России 7 класс "Окончание Смутного времени"

Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Окончание Смутного времени" и презентацию для проведения данного урока....

методическая разработка для урока истории для 5 класса "Фараон Тутмос III и египетское войско"

Методическая разработка предлагает альтернативный вариант подачи материала по теме "Военные походы фараонов". Акцент делается на роли фараона Тутмоса III в реорганизации военных сил Древнего Египта....

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Методическая разработка конспект урока истории в 8 классе "Внешняя политика Александра I"

Технологическая карта урока истории в 8 классе "Внешняя политика Александра I"...

Методическая разработка открытого урока истории в 6 классе "Повседневная жизнь населения

Технологическая карта и презентация урока и  истории в 6 классе по теме "Повседневная жизнь населения" по учебнику "История России" под редакцией А.В. Торкунова....

Методическая разработка к уроку истории в 10 классе по теме: "Первая Мировая война "

Методическая разработка к уроку истории 10 класс по теме " Первая Мировая война"...