Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о роли России на международной арене в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут: - сформулировать 5-7 тезисов по теме «Участие России в третьей антифранцузской коалиции».
- называть основные положения Тильзитского мира и определять его последствия.
- давать развернутый ответ по теме «Война со Швецией 1808—1809 гг.»
- давать развернутый ответ по теме «Южное направление внешней политики России» с опорой на хронологию
| Понятийный аппарат: коалиция; конвенция; континентальная блокада; сейм Хронология: 1801 г. — добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. — формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. — формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804—1813 гг. — война с Ираном; 1806—1812 гг. — война с Турцией; 1807 г. — Тильзитский мир; 1808— 1809 гг. — война со Швецией |
Оборудование: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева. История России. М., «Русское слово» 2011 §4; презентация к уроку |
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
Задача | Пути реализации | Индикаторы | Формировать информационные компетенции | Организация работы по поиску информации в учебнике, презентации на этапах целеполагания, изучения нового материала. Поиск информации по вопросам причины и ход войны со Швецией 1808—1809 гг., характеристика южного направления внешней политики России в 1801-1812 гг. Организация работы с понятиями вопрос с. 36. | Определение обучающимися цели урока по теме урока. Ответы а вопросы 5-6 с. 35. | Создавать условия для формирования общекультурных и ценностно-смысловых компетенций | Картина мира в фактах и понятиях. На основании фактов истории сформировать представление о направлениях внешней политики Александра I. Историческое мышление. Определить причины успехов России в начале XIX века в решении «восточного вопроса» и неудач на западном направлении. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Дать возможность осознать значение мирных переговоров в развитии международных отношений. | Ответы на вопросы в презентации. Слайды 2,16, 21,23, 27, 29, 31. Участие в обсуждении вопросов 4, 5 с. 35
| Формировать учебно-познавательные компетенции | Организация работы по целеполаганию. Определение алгоритма деятельности, основываясь на цели урока и заданиях к §4. Определение проблемы. Предположительная формулировка: «Можем ли мы оценивать курс внешней политики Александра I как справедливый? Чем можно подтвердить выводы?» Формирование оценки степени достижении цели урока и выполнения его алгоритма. | Верные ответы обучающихся на вопросы учителя. Активное участие в обсуждении. Предложение верных аргументов в доказательство оценки курса внешней политики Александра I. | Формировать социально-трудовые и коммуникативные компетенции | Организация обсуждения с соблюдением правил ведения дискуссии. Формирование понимания социальных норм как неотъемлемой составляющей культуры личности. Формирование знаний о путях реализации социальных норм. | Верно приведенные примеры из собственного социального опыта в области реализации различных социальных норм. |
|
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
Мотивационный | Демонстрация презентации. | Настрой на восприятие материала | 5 минут |
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели с опорой на презентацию, вопросы к параграфу | Определение цели урока, алгоритма действий | 5 минут |
Опрос, анализ письменных работ уч-ся | 1.Охарактеризуйте преобразования Александра I в различных сферах. 2.Произошли или нет существенные изменения в жизни общества в результате реформ? 3.Дайте оценку преобразованиям Александра I с точки зрения идеологического направления. | Ответы на предлагаемые вопросы: работа в группах (выбор сферы, характеристика ее развития) | 7 минут |
Усвоение нового материала | Организация работы с презентацией. Слайд №2: определение основных вопросов урока. Организация работы с учебником: определение основных направлений внешней политики. Организация работы с презентацией: содержание деятельности по каждому из направлений. Организация фронтальной беседы по итогам работы с презентацией. 1.Почему войны против Франции носили коалиционный характер? 2.В чем вы видите положительные и отрицательные последствия Тильзитского мира 1807 г.? 3.Чем можно объяснить обострение отношений России с Ираном и Турцией в начале XIX в.? 4.Почему Россия начала войну против Швеции, являвшейся ее союзником по антифранцузской коалиции? 5.Чем вы можете объяснить причины разрыва франко-русского союза? | Самостоятельное составление схемы «Основные направления внешней политики Александра I» Заполнение схемы фактической информацией
| 15 минут |
Организация дискуссии по проблеме. | Участие в дискуссии | 7 минут |
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. Предложение определить, на какие вопросы к параграфу и практикума обучающиеся уже могут ответить без затруднений. | Ответы на вопросы к параграфу | 5 минут |
Домашнее задание | Определение домашнего задания: выучить термины, выполнить задание №4 практикума | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |