Методическая разработка урока истории в 5 классе "Афинская демократия при Перикле"
методическая разработка по истории (5 класс)
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Афинская демократия при Перикле" с использованием здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_uroka_afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx | 190.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Афинская демократия при Перикле»
Рабочая программа для 5 классов «Всеобщая история. История Древнего мира», базовый уровень, разработана на основе авторской рабочей программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2013. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом на 68 часов в год (2 часа в неделю)
Тема урока Афинская демократия при Перикле
Учебник А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: на примере изучаемой темы создать условия для осмысления обучающимися проблемы роли личности в истории
Задачи урока:
образовательные: создание условий для формирования представлений об общественно- политическом строе Афин после греко-персидских войн, деятельности Перикла
развивающие: создание условий для развития способности постановки цели своей учебной деятельности, умений анализировать, размышлять, навыка смыслового чтения, грамотной устной речи;
воспитательные: воспитание чувства патриотизма, сопричастности к жизни Отечества и формирование демократических ценностей на примере деятельности Перикла.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
обучающийся владеет знаниям: - об особенностях античной демократии; -об общественно-политическом строе Древних Афин при Перикле в целом; -об основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, голосование, народное собрание, оратор, плата за государственную службу, контроль над работой государственных органов. | обучающийся демонстрирует: -навыки смыслового чтения (поиска и извлечения информации из текста, интерпретации и оценки содержания текста); -навыки целеполагания своей деятельности; -логическое рассуждение, формулирование выводов; -владение грамотной устной речью | обучающийся демонстрирует: -навыки культуры общения; -навыки использования методов здоровьесбережения; -осознанное, уважительное отношение к демократическим ценностям; -осознание ответственности перед Родиной |
Формы и методы диагностики предметных результатов:
Методы: формирующее и суммирующие оценивание, устной диагностики, решение ребуса, выполнение заданий в рабочих листах.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Формы и методы диагностики метапредметных результатов:
Методы: формирующее оценивание, самооценка на этапе подведения итогов, наблюдение учителя за самостоятельной и практической работой.
Формы: индивидуальная, фронтальная,
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод побуждающего и подводящего диалога, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная
Технологии урока: проблемного обучения, здоровьесберегающая, ИКТ-технология.
Оборудование и материалы урока:
- УМК Всеобщая история 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М., Просвещение, 2012
- Раздаточный материал: историческая задача «Как важно быть оратором» (на оранжевых листах), рассказы жителей Афин (на синих листах), описание Перикла Фукидидом и Плутархом (на красных листах), рабочий лист урока с заданиями (на белых листах), текст для чтения по ролям (на желтых листах), карточки с вопросами (на зеленых листах, приклеены под стульями)
- Презентация «Афинская демократия при Перикле» https://drive.google.com/file/d/1rVOT3KsE9lMGQs48KN-5ZANze_aWIkl1/view?usp=sharing
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
1. Организационный этап (1 мин) | Проверяет отсутствующих Проверяет готовность учащихся к уроку | Готовятся к уроку. | Регулятивные: умение готовить рабочее место. | ||
2. Проверка выполнения домашнего задания (5 минут) 3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. 3.1.Введение в тему урока. (2 мин) 3.2. Постановка цели и проблемного вопроса урока. (7 мин) | Организует фронтальную работу: предлагает учащимся ответить, какой город перед ними на слайде 2 презентации (см. Приложение 8). Уточняет: как вы определили, что это Афины? Настраивает учащихся на работу: давайте представим, что мы путешественники и путь наш лежит в Афины II половины V в. до н.э. Медитация. Для этого прикроем глазки и мысленно скажем: “Я путешественник, мне предстоит интересное и насыщенное путешествие. Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”. Итак, успехов нам в нашем путешествии! Побуждает к воспроизведению уже пройденного материала: перед началом путешествия мы должны сначала вспомнить основные события и факты о государстве, в которое мы направляемся. Выводит на экран слайд 3-4 презентации, задает вопросы: что происходило на территории Древней Греции в период с 499 г до 449 гг. до н.э.? Как вы думаете, что бы мы увидели в Афинах, если бы попали в город в 479 г. до н.э.? Представьте себе, что на греческой триере мы подплываем к (к чему?) Переключает слайд 5-6 презентации и погружает в атмосферу Древней Греции (рассказ учителя): за небольшую плату на громыхающей повозке мы добираемся до Афин. По обе стороны дороги расположены Длинные стены. По пути возницы, общительный и разговорчивый как все греки, с гордостью говорят: «Афины обязательно понравятся вам!». Но в начале Афины не производят на нас большого впечатления. Мы идем по кривым и узким улочкам. Что это за район? Как вы поняли, что это Керамик? Переключает презентацию на слайд 7 и продолжает рассказ: далее мы проходим через ….? Уточняет: что располагается на Агоре? Переключает презентацию на слайд 8 и завершает рассказ: и, наконец, подходим к Акрополю. Что такое Акрополь? Переключает презентацию на 9 слайд. Звучит древнегреческая музыка Обращает внимание учащихся: прислушайтесь, откуда могут доноситься эти волшебные звуки? Переключает презентацию на слайд 10, предлагает выполнить задание на прочтение текста и заполнение пропусков необходимыми терминами (см. Приложение 1). Но войти в театр мы сможем только по билетам. А билетами нам послужит выполнение заданий-разгадка ребусов! Переключает презентацию на слайды 11-13 Переключает на слайд 14 презентации: справились с заданием и путь в театр открыт! Переключает презентацию на слайд 15 и подводит учащихся к теме урока: о чем же это поет нам хор? предположите, чем именно больше всего гордятся жители Афин. На экране цитата из трагедии Эсхила “Персы” [4] Когда в Афинах зародилась демократия? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Стимулирует учащихся на формулирование темы урока. Переключает презентацию на слайд 16. Подводит учащихся к формулировке цели урока: а ведь мы с вами уже изучили структуру управления городом, зачем нам снова говорить об устройстве демократии в Афинах? Как вы думаете, какая у нас сегодня цель урока? Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса: современные ученые считают, что в середине V в. до н.э., при стратеге Перикле, Афинская демократия достигла своего расцвета. Как вы думаете, может ли отдельная личность повлиять на ход истории? Что сыграло решающее значение- личные качества Перикла или исторические обстоятельства? Переключает презентацию на слайд 17, озвучивает проблемный вопрос урока: ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: мог ли произойти расцвет Афин после греко-персидских войн без участия в управлении полисом Перикла? Переключает презентацию на слайд 18, организует запись плана урока: 1. Личность Перикла 2. Устройство афинской демократии при Перикле | Отвечают на вопросы учителя: Слушают учителя. Закрывают глаза и повторяют про себя за учителем. Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию и слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя: . Слушают музыку, отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание учителя Разгадывают ребусы. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока и записывают ее в тетради. Отвечают на вопрос учителя. Формулируют цель урока. Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Записывают в тетради план урока. | Познавательные: применение имеющихся знаний. Личностные: умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи. Регулятивные: саморегуляция Познавательные: -применение имеющихся знаний; -установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: -построение логических рассуждений Личностные: -развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи Регулятивные: -формулирование цели, проблемы | ||
4. Этап усвоения новых знаний. (19 мин) | Организует просмотр отрывка видео «Афинская демократия при Перикле» [1] (с 1.10 мин-2.50 мин) Включает презентацию на слайде 19, проверяет усвоение информации о личности Перикла: что мы узнали о Перикле? Организует практическую работу: давайте посмотрим, какими качествами обладал Перикл. Для этого решим историческую задачу [3] (см. Приложение 2), а затем обратимся к историческим источникам и прочтем, что думали о Перикле его современник и противник Фукидид[2] и Плутарх [2]-древнегреческий философ, который жил в I-II веках. Задает наводящие вопросы классу. Подводит учащихся к следующему этапу урока (рассказ учителя): действительно, для того, чтобы выступать перед Народным собранием в Афинах все эти качества были необходимы. Особенно важным было умение громко, красиво и доходчиво излагать свои мысли. Ведь в Народном собрании могли участвовать все граждане, а это около 20 тысяч человек. Но давайте вернемся к нашему путешествию по Афинам и отправимся на Агору. 2. Устройство афинской демократии при Перикле Организует самостоятельную работу: там много людей, кто-то занят делами, а кто-то отдыхает и готов вам рассказать о своём городе. Их рассказы Вы найдете на синих листочках (см. Приложение 3) А вопросы предлагаю найти…загляните под свои стульчики! Организует проверку понимания прочтенного текста с помощью вопросов на карточках, которые учащиеся нашли у себя. Организует самостоятельную работу и проверку усвоения материала: задание 2 в рабочих листах. Рассказывает: а теперь, снова вернемся в Афины и побываем на заседании Народного собрания. Все в Афинах знали о честности Перикла, который ни на одну драхму не увеличил оставленного ему отцом состояния. При Перикле Афины стали самым красивым городом Греции, здесь строятся храмы, общественные здания. Но противники Перикла воспользовались тем, что на строительство было потрачено много денег из казны. Они обвинили Перикла в неумелой трате. – Как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов? Об этом мы узнаем, прочитав рассказ. Организует выполнение задание на желтых листочках (см. Приложение 6) [1]. | Слушают учителя. Смотрят видео. Отвечают на вопрос учителя Читает 1 учащийся, все решают задачу: Читают исторические источники Отвечают на вопросы учителя, воссоздают характеристику личности Перикла Слушают рассказ учителя Читают рассказ самостоятельно. Встают, приседают, чтоб найти карточки с вопросами под стульями. Задают вопросы владельцы карточек по порядку, остальные отвечают на вопросы, все учащиеся фиксируют ответы в рабочих листах (см. Приложение 4) Самостоятельно работают со схемой "Система управления в Афинах». Проверяют схему Слушают учителя Читают по ролям (3 учащихся) | Познавательные -построение речевого высказывания; -установление причинно-следственных связей; -сравнение; -анализ, выделение главного, обобщение; -осуществление поиска информации и интерпретация ее. Коммуникативные: -аргументация своего мнения; -восприятие другой позиции; -построение логических рассуждений Личностные: - развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в; -поддержание мотивации к учебной деятельности; Регулятивные: -развитие умения контролировать процесс и результат учебной деятельности; -адекватное восприятие оценки учителя; | ||
5. Этап первичной проверки понимания изученного. (2 мин) | Организует закрепление полученных знаний, подводит к формулированию ответа на проблемный вопрос: -Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? А в нашей стране? О чём это говорит? – Почему Перикл был так популярен? Теперь пришло время нашего главного, проблемного вопроса. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют ответ на проблемный вопрос урока. | Познавательные: -применение полученных знаний. Коммуникативные: -аргументация своего мнения; восприятие другой позиции; | ||
6. Этап закрепления новых знаний (2 мин) | Организует закрепление полученных на уроке знаний- игра «Верно-неверно» (см. Приложение 7). | Отвечают на вопросы поднимая руки: 1 рука-да, 2 руки-нет | Познавательные: -применение полученных знаний | ||
7. Этап подведения итогов (4 мин) | Подводит учащихся к итогам урока, организует формирующее оценивание с помощью приема «Карточки»: итак, наше путешествие по Древним Афинам подошло к концу, и я хотела бы у вас попросить на полученных карточках с одной стороны написать 2-3 предложения, которые отражают основную мысль урока, а с другой — что осталось для вас непонятным. Собирает карточки, оценивает и комментирует работу класса и отдельных учащихся, выставляет оценки в журнал. | Заполняют карточки. | Личностные: -анализ результата своей работы. Регулятивные: -самоконтроль | ||
8. Объяснение домашнего задания (2 мин) | Объясняет домашнее задание (дифференцированное), организовывает его запись в дневники: § 40, продолжить заполнение таблицы (см. Приложение 8). 1. для слабых учеников-ответить на вопросы стр. 195. 2. Для средних учеников- составить синквейн на тему «Демократия». 3. Для сильных учеников- пройти веб-квест https://www.learnis.ru/301171/ | Записывают домашнее задание | Регулятивные: -планирование своей деятельности; -восприятие учебной задачи | ||
9. Рефлексия (1 мин) | Организует рефлексию: Поднимите руки и сожмите их в кулак и: -кому было интересно-разогните большой палец -кто считает, что знания пригодятся в жизни –указательный, -кто хорошо потрудился-средний, -кто узнал что-то новое-безымянный, -кому урок понравился-мизинец И поаплодируем себе! | Выполняют упражнение. | Регулятивные: -объективное оценивание своей работы |
Список литературы.
- Афинская демократия при Перикле [Электронный ресурс]/ Библиотека InternetUrok /URL: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/vozvyshenie-afin-v-5-veke-do-n-e-i-rastsvet-demokratii/afinskaya-demokratiya-pri-perikle (дата обращения 20.01.20)
- Перикл [Электронный ресурс]/ Википедия /URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Перикл#cite_note-12/ (дата обращения 20.01.20)
- Перикл [Электронный ресурс]/ Портал История Древней Греции /URL: http://greeceold.ru/perikl/ (дата обращения 19.01.20)
- Эсхил. Персы [Электронный ресурс]/ Библиотека Максима Мошкова /URL: http://lib.ru/POEEAST/ESHIL/eshil_persi.txt (дата обращения 20.01.20)
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. Пособие для учителя. -М.: Просвещение: Учеб. лит. 1996
Приложения.
Приложение 1.
Задание 1. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков нужные слова:
«В здании греческого театра было три части места для зрителей, орхестра, где играли актёры, и скене, к стене которой прикреплялись декорации. Вместе с актёрами, игравшими главные роли, в представлении участвовал хор, которому приходилось петь, танцевать, изображать горожан, воинов и даже животных»
Задание 2. Разгадай ребус.
1. Софокл 2. Комедия 3 Хор
Приложение 2.
Историческая задача «Как важно быть оратором»
Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из представителей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее в спортивной борьбе-он или Перикл. «Разумеется, я искуснее,-отвечал этот человек,-но…, когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла»
- Какие качества Перикла отразились в этом забавном рассказе?
- Где Периклу могло пригодиться красноречие? В чем состояли трудности выступления перед людьми? [5]
Приложение 3.
Рассказы жителей Афин. Прочитай текст. Ответь на вопросы
- Слева от Агоры располагается холм Пникс. На этом месте, рано утром собираются все граждане нашего полиса, мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Собрания происходят один раз в 9 дней или 3-4 раза в месяц. Любой гражданин может выступить, но получает слово на время, которое отменяется клепсидрой- водяными часами. На собраниях решают финансовые вопросы, вопросы войны и мира, принимают законы. Решения принимаются большинством голосов. Голосуем тайно белыми и черными камешками.
- Стратегов у нас 10, но один из них - главный. Главный стратег возглавляет армию во время военных походов, распоряжается денежным средствами, встречается с послами из других стран. Народное собрание выбирает главного стратега открытым голосованием, то есть поднятие рук. Стратеги избираются сроком на 1 год
- Совет пятисот у нас следит за исполнением решений Народного собрания и контролирует работу судей и стратегов. В Совет пятисот могут войти граждане старше 30 лет, избирают их путем жеребьевки на 1 год. Заседают они ежедневно.
- Занятие должности у нас в полисе очень почётно и по предложению первого стратега Перикла принят закон, по которому эта работа оплачивается. Теперь даже бедняк может занимать выборные должности.
Приложение 4.
Рабочий лист с заданиями к уроку
по теме "Афинская демократия при Перикле".
- Ответь на вопросы
Где проводилось Народное собрание?
Кто имел право участвовать в заседаниях Народного собрания? Как часто оно проводиться?
Какие вопросы решает Народное собрание? Как принимаются решения?
Кто такие стратеги, какими вопросами они ведают и как часто их избирают?
Чем занимался Совет пятисот?
Зачем стали оплачивать работу людей, занимающих выборные должности?
- Заполни недостающие элементы схемы "Система управления в Афинах при Перикле"
Приложение 5.
Текст для чтения по ролям
- Прочитай рассказ.
Народное собрание: – Сколько денег потрачено зря!
Перикл: – Находят ли граждане, что истрачено больше, чем нужно?
Народное собрание: – Да! Да! Слишком много!
Перикл: – Хорошо. Я верну в казну всё, что было потрачено на строительство. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке, на каждой статуе написать: "Построено Периклом! Построено на деньги Перикла! Возведено Периклом!"
Народное собрание: – Ещё чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими!
Перикл: – В таком случае утвердите мои расходы. Тогда все постройки и статуи будут ваши.
Народное собрание: – Мы согласны! Распоряжайся по своему усмотрению деньгами Афинской казны. [1]
Приложение 7.
Игра «Верно-неверно»
1. Верно ли, что в Афинах в V веке до н.э. гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – участвовал в управлении государством? (да)
2. Верно ли, что демократия - это народовластие? (да)
3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием? (нет)
5. Верно ли, что другом Перикла был философ Сократ? (нет)
6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись: “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)
8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
9. Верно ли, что правление Перикла -это расцвет демократии в Афинах? (да)
Приложение 8.
Таблица «Древняя Греция»
Понятия | Личности | Даты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Методическая разработка урока в 5 классе "Демократия в Афинах"
Урок разработан по новым ФГОС. Предполагает активную деятельность учащихся на уроке, частую смену видов деятельности. Материал разрабатывался с учетом использования современных средств технического об...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...
Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "
Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...
Методическая разработка урока "Расцвет и закат демократии в Древней Греции"
Вариативная методическая разработка урока в рамках темы "Древняя Греция"...
Методическая разработка урока по теме " Афинская демократия при Перикле"
Методическая разработка урока по теме " Афинская демократия при Перикле".В данной разработке представлены цели и задачи урока.Различные формы опроса и закрепления нового материала в соответс...