Методическая разработка урока в 5 классе "Демократия в Афинах"
методическая разработка по истории (5 класс)

Жилинская Елизавета Владимировна

Урок разработан по новым ФГОС. Предполагает активную деятельность учащихся на уроке, частую смену видов деятельности. Материал разрабатывался с учетом использования современных средств технического обеспечения школ, в данном случае "системы голосования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок "Демократия в Афинах"54.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок№35                                                                                            

Тема:  Демократия в Афинах

Учитель: Жилинская Елизавета Владимировна

Дата: январь 2016 г.

Класс: 5                                         по списку ________________                        фактически _________________

Цель

деятельности учителя

Познакомить с реформами Солона, которые привели к демократизации греческого общества; познакомить с афинской демократией, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать факты и формулировать выводы; воспитывать уважительное отношение к мнению людей; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

Задачи

Сформировать умения самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, пересказывать содержание учебника, работать с текстами, индивидуальными карточками; развивать творческие способности, память, речь, воображение; воспитывать интерес к истории.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; объяснять сложные политические процессы; характеризовать важные факты истории Древней Греции; изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников; выявлять закономерности исторического пути Греции.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста.

 Познавательные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

Регулятивные: давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; самостоятельно делать выводы; определять последовательность описываемых событий.

Коммуникативные:  слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации.

Личностные:  обрести мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным; осмысливать социально-нравственный опыт зарождения демократии в Древней Греции, а также, опыт демократического устройства в Афинах.

Методы и формы
обучения

Проблемные вопросы, поиск информации в источнике (текст учебника, рассказ учителя, индивидуальная карточка), заполнение таблицы, работа в малых группах, ролевая игра, составление графических изображений, составление рассказа или эссе, ответы на вопросы параграфа (дифференцированное домашнее задание).

Оборудование

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, материалы для проведения открытого и тайного голосования, система голосования

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Организация учебной деятельности

Приветствие, проверка готовности к уроку: наличие дневников, тетрадей, учебников, карт. Дети получают карточки с надписями: ремесленник, строительный рабочий, землевладелец, земледелец,  резчик по камню, купец, лодочник, трактирщик, скульптор, матрос, рулевой военного корабля, плотник, крутильщик корабельных канатов, аристократ, гребец, торговец

Демонстрируют готовность к уроку. Проверяют наличие дневников, тетрадей, учебников, карт.

Вопрос-ответ, приветствие. Групповая форма. Определение ролей по карточкам

Регулятивные:  волевая саморегуляция. 

Личностные:  мотивацию к изучению нового материала;

II.Актуализации знаний и умений

воспитывать интерес к истории и культуре Древней Греции

В презентации иллюстрация: «Избрание Солона архонтом в 594 г. до н. э.», портрет Солона, термины: демос – народ, кратос - власть, архонт – правитель, выбранный из числа знати

«Демос Афин! Я собрал вас сюда для того, чтобы прекратить смуту, положить конец кровавым раздорам и спасти Отечество.

 Вы наделили меня властью, выбрав первым архонтом. А я в свою очередь передаю в руки «демоса» - «кратос», т.е. власть.

Дети! Определите тему сегодняшнего урока?

Смотрят на доску, где демонстрируются иллюстрации, слушают учителя, анализируют понятия, определяют тему урока и дают определение термину демократия

организацию индивидуальной работы учащихся с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.

Познавательные:  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему 

Регулятивные:  самостоятельно делать выводы

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга

III.Целеполагание и мотивация

развивать творческие способности, память, речь, воображение; воспитывать интерес к истории демократического общества

Тема урока: «Демократия в Афинах»

План урока

  1. Реформы Солона
  2. Открытое и тайное голосование
  3. Демократия при Перикле

Вы познакомились с древней цивилизацией

Античного государства Греция. Как  же осуществляется «демократия», где и когда она зародилась?  Гражданин, не участвующий в общественной жизни может ли быть полезным для государства?

Проблемный вопрос. Можно ли считать Афинское государство образцовым? Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцом для подражания?

Делают записи в тетрадях: тему урока, план урока, проблемные вопросы.

Метод учебного сотрудничества, совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия

Познавательные:  выбирать средства достижения цели из предложенных

 Регулятивные:  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты  

Коммуникативные:  слушать и слышать друг друга

Личностные:  мотивацию к изучению нового материала;

IV.Изучение нового материала

Сформировать умения самостоятельно выражать свое мнение, делать выводы, работать с различными источниками информации, индивидуальными карточками; развивать творческие способности

Визуальный ряд – «Отмена долгового рабства» – рисунок нашего времени

Бронзовый сосуд, куда судьи кидали черные и белые камни

Суд в Афинах - иллюстрация

Демос Афин! Я, архонт Солон, предлагаю вам отмену долгового рабства! Если вы все проголосуете за этот закон, больше никто из вас не сможет за долги стать рабом!

Кнопка А – это белый камень (за), кнопка В – это черный камень (против). Внимательно выбирайте свой камень – голосуйте за закон! (анализ результатов тайного голосования)

Итак! С этого времени рабами в Афинах не могут быть свободные граждане!

А теперь, впервые в истории мы будем  выбирать судей по жребию из числа всех граждан независимо от их знатности и богатства! Даже бедняк может стать судьей! Одно условие – судьей может стать человек, не замеченный в дурных поступках.

Каждый из вас вытянет свой жребий. Проходите! Вытягивайте карточки.

Кто участвовал в судебном процессе? Судьи, - поднимите руки и ответьте на вопрос, - как вы стали судьями?

Можно ли было повлиять на решение судей? Кто мог это сделать?

Каким был суд в Греции – справедливым или нет? Почему?

Голосуют: работают с системой голосования (все категории населения).

Система голосования выдает результат: большинство «за» - закон принят.

Дети двигаются по классу, вытягивая свой жребий – на карточках надписи: обвиняемый, судья, свидетель, обвинитель.

Судьи отвечают, что им выпал жребий, где написано, что они дали клятву судить по справедливости и не брать подарков, называют сферу своей деятельности

 

Метод сотрудничества,  процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке

 учащиеся получают карточку и озвучивают тех, кто участвовал в судебном процессе, делают выводы о том, что суд в Греции был справедливым, т. к. судьи выбирались самим народом

Познавательные:  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно

Регулятивные:  давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

Коммуникативные:  слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации.

Личностные:  понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

V.Первичное осмысление и закрепление знаний

Демократия в Афинах:

Регулярный созыв Народного собрания;

Принятие справедливых законов;

Выборность судей

Итак, в чем выражалась демократия в Афинах при Соломоне?

Кому принадлежала верховная власть в Афинском государстве? Как народ будет осуществлять свою власть, с помощью чего?

Отвечают на вопросы (народ принимал законы, участвовал в судебном процессе), делают записи в тетрадях  

Дают ответы, делают предположения

Каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этих знаний, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом  выступит в роли эксперта.

Познавательные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

Регулятивные:  самостоятельно делать выводы; определять последовательность описываемых событий Коммуникативные:  слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации Личностные:  обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

VI.

Физ. пауза

Смена деятельности,  оздоровительные моменты на уроке.

В презентации демонстрируется Народное собрание в Афинах

Первый стратег руководит государством,

войском и флотом, ведает отношениями с другими государствами.

443 год до н. э. –избран Перикл

Народ Афин! Давайте соберемся все вместе, подойдем поближе друг к другу.

 Как мы можем назвать то, что сейчас происходит? (Народное собрание)

Учитель кидает десять  мячиков детям. Те, кто поймал – это стратеги. Нам нужно выбрать первого стратега. Это самая важная, самая главная должность в Афинах. Поднятием рук, т. е. открытым голосованием Народное собрание должно выбрать первого стратега. Давайте подсчитаем, сколько лет прошло с момента выборов Солона архонтом до выбора Перикла стратегом? Кто быстрее. Изобразите это на шкале времени.

Советуются, делают предположения, должны придти к выводу, что это Народное собрание

Из 10 кандидатов предлагают одного – голосуют все

В тетрадях и на доске рисуют шкале времени, считают: 594-443=151 год

Совместное проведение здоровьесберегающей минутки – групповая форма

Ловят мячики, активно двигаются.

Предлагают кандидатуру Перикла (не больше трех), голосуют.

Вопрос-ответ

Коммуникативные:  слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации

VII.

Закрепление изученного на уроке, решение задач

Закрепление изученного на уроке, путем

игры-голосования

«да  - нет»

В презентации демонстрируются вопросы, на которые ученики должны дать ответы

Учащиеся  занимают свои места.

Итак, назовите два вида голосования в Афинах? Чем они отличаются?

Давайте еще раз закрепим, каким образом происходит голосование.

Однажды враги Перикла обвинили первого стратега в неумелой трате громадных денег. Перикл был опытным оратором и умел говорить с демосом.

Перикл! У тебя есть новый закон!

Анализ результатов тайного голосования

Отвечают на вопросы: тайное и открытое голосование (тайное – бросали белый или черный камень, не показывая свое мнение, открытое – поднятием руки).

Выходит Перикл и декламирует текст по карточке (см. приложение).

Выходит Перикл и предлагает ввести плату  за исполнение выборных должностей (читает с карточки) и предлагает ввести закон путем голосования «Да – нет».

Вопрос (учитель) – ответ (ученик),  дифференциацию и индивидуализацию учебной деятельности  учащихся во время их самостоятельной работы

Диалог между учащимися с опорой на тест карточек. Происходит открытое голосование путем поднятия рук

Происходит голосование с помощью системы голосования

Познавательные:  выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

Регулятивные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Коммуникативные:  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации.

Личностные:  понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным

VIII.

Рефлексивно-оценочный этап

Оценить свою работу на уроке, определить степень удовлетворенности учащихся проведенным уроком

В презентации дается

набор «+» и «- » (см. приложение) афинской демократии

Задает вопрос: «Как вы оцениваете афинскую демократию?»

Можно ли считать Афинское государство образцовым?

Предлагается на выбор «цвет настроения»

Выбирают «+ и -», в паре, соглашаются или нет друг с другом, озвучивают свое мнение

Учитель осуществляет помощь в выборе тех или иных положений, поясняя, какие действия должны осуществить учащиеся.

оценка – взаимооценка – самооценка.

Регулятивные: самостоятельно делать выводы

Коммуникативные:   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации.

Личностные:  осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

IX.

Домашнее задание

Дифференциация домашнего задания для сильных, средних и слабых учеников

Отображается в презентации:. Дифференцированное задание:

  1. Для сильных учеников – написать эссе на тему «Участие в управлении государством афинского гражданина»
  2. Для средних учеников – написать эссе на тему «Один день из жизни судьи.
  3. Для слабых учеников – сделать графическое изображение всех участников управления Афинами.

Озвучивает и показывает на экране, делает акцент на дифференциации домашнего задания, подчеркивая, что выбор должны сделать сами учащиеся.

Записывают в дневник и тетрадь домашнее задание

Проверка записи домашнего задания в дневнике.

Вопросы к отдельным учащимся, какую форму работы выбрал.

Познавательные:  выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)

Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....

разработка урока "В городе богини Афины"

Разработка урока для учащихся 5 класса, требующая от учащихся не только знание содержание параграфов, но и умения работать с картой, рассуждать и предлагать творческие решения при решении учебных зада...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Афины и Спарта греческие города-полисы" в рамках ФГОС

Афины и Спарта - греческие города-полисы. 5б класс Учитель: Князева Галина Григорьевна. Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока Ожидаемый результат Создать условия для формиро...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "Афины и Спарта" 5 класс

Урок по истории Древнего мира "Афины и Спарта" 5 класс разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе изучения данной темы у учащихся формируется умение сравнительного анализа греческих полисов...