Методическая разработка урока по теме " Афинская демократия при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Методическая разработка урока по теме " Афинская демократия при Перикле".В данной разработке представлены цели и задачи урока.Различные формы опроса и закрепления нового материала в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА | |
Учитель | Уруджова Нажабат Руслановна |
Предмет | История Древнего мира |
Тема: | АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ |
Класс(ы): | 5 |
Тип урока: | Комбинированный |
Цель урока | Расширение и дополнение знаний учащихся о демократии в Древней Греции. |
Задачи урока: | Образовательные: усвоение учащимися достижений античной демократии в период правления Перикла Развивающие: способствовать развитию умений работать с текстом и документами, формулировать выводы Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: углубление знаний учащихся об античной демократии; знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор, оплата работы выборных должностей. Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осмыслить опыт демократического устройства в Афинах. Метапредметные: Регулятивные УУД. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Содержание изучаемой темы | Афинская демократия в V веке до н.э., Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии, выборы на общественные должности в Афинах, оплата работы на выборных должностях, полномочия и роль народного собрания. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. |
Основные понятия | демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор. |
Межпредметные связи | Обществознание, |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент |
|
| Быстрое включение в деловой ритм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания | 1.Проверку знаний рекомендуется провести в виде задания «Историческая разминка». | 1.Выполняют задания. | Познавательные УУД: Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Коммуникативные УУД: Умение работать в группе. Регулятивные УУД: Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. | 1. Кому принадлежат следующие слова: «Мать черна земля многострадальная, С которой сбросил я позорные столбы, Рабыня раньше, а теперь свободная» Солон. 2. Вспомните, какова заслуга Солона? 3.Что такое демократия? 4.Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия. 5.На слайде презентации изображение Солона и Перикла Вопрос: – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время? Правильно, ребята, эти два имени связаны с развитием демократии, зарождение демократии связано с именем Солона, а вот расцвет с именем Перикла. 6. Какая будет тема урока? АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ Запишите тему урока: | 1.Солон (594г.д.н.э.) 2.Законы Солона заложили в Афинах основы демократии 3.Власть демоса 4.-Отмена долгового рабства –участие демоса в управлении государством: – в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне); – судьи избирались из числа всех граждан.
Записывают тему урока | Познавательные УУД: отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез. Регулятивные УУД: самооценка качества выполнения заданий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание. | А сейчас, ребята, предлагаю сформулировать цели изучения темы в виде вопросов, на которые надо получить ответы в результате работы на уроке. Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов. 1.Углубить знания об античной демократии 2.Деятельность Перикла
| Формулируют вопросы: - Что означает расцвет демократии? -Какие события позволяют делать такие выводы? - Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории? | Познавательные УУД: выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация обобщение фактов и явлений. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке. Регулятивные УУД: выбор способа решения задания, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное усвоение новых знаний. | 1.– В трагедии поэта Эсхила "Персы" хор, отвечая на вопрос: "Кто же над афинянами господин?", поёт: "Не рабы они у смертных, неподвластны никому!" Вопрос: Чем гордились афиняне? -Действительно, в Персии власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя. ВОПРОСЫ: А кто управлял Афинами, как назывался этот орган? Народное собрание – Пользуясь текстом учебника, заполним схему «структура Народного собрания» (слайд № 14) – Кто участвовал в Собрании? – Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел? Где собиралось? –Кого выбирало Собрание? –Как выбирало? 2.Пользуясь текстом учебника на стр. 182-184 заполните схему «Функции (задачи) Народного собрания». – Какие функции выполняло Народное собрание? Кто такой стратег? Стратег- (греч. στρατηγός — воевода, военачальник, полководец, от στρατός —войско и ἄγω — вести, веду). Знаменитым стратегом афинского народа на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на главную в Афинах должность первого стратега. С 443г.д.н.э.-428 г.д.н.э. – Перикл был главным стратегом СЕЙЧАС МЫ ПОСМОТРИМ, КТО ЖЕ ТАКОЙ ПЕРИКЛ Работа по группам. Оценивается в группе: 1.Выполнение задания 2.Выступление (кратко, точно, не выходили за рамки установленного времени). 3.Ответили на дополнительный вопрос 4. Поведение (не шумели во время обсуждения, не мешали другим отвечать) Задания для групп 1 группа. Характеристика Перикла. Приложение №2 («Сравнительные жизнеописания» Плутарха). Приём «Инсерт, или условные значки» (работая с текстом документа, учащиеся делают пометки над словами, которые можно отнести к характеристике Перикла). 2 группа Приложение №3 Прочитать учебник стр. 192. О каких качествах Перикла говорит этот отрывок? Дополняют ответ первой группы Дополнительный вопрос Как талант Перикла помог ему? 3 группа Деятельность Перикла и его вклад в развитие города Афины. Приложение №4 1.Что делал Перикл для развития города? (стр.192) 2.А какие изменения в управление Афинами внес Перикл? ( п.2 стр. 193) 3. Какое это имело значение? ( п.2 стр. 193) Дополнительный вопрос от учителя или от других групп. Кто был недоволен принятием такого закона и почему? 4 группа. Друзья Перикла Приложение №5
Дополнительный вопрос от учителя или от других групп. Как вы считаете, почему друзья помогали Периклу? 5 группа. Враги Перикла. Приложение №6 Прочитать стр. 195 Кто были враги Перикла? Кого обвиняли враги Перикла
Дополнительный вопрос от учителя или от других групп. Как поступал Перикл, если его друзей обвиняли? О чем говорят его действия? Этапы: 1)объяснить задания по группам и его выполнение учениками в группе. 2)выступление с сообщениями представителей от групп, проверка по слайдам 18-22 | Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством. Демос, Народное собрании. Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами Заполняют схему: Заполняют схему Проверяют схему по ходу ответа учеников Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов Стратег руководил войском и флотом, переговоры с другими государствами. Запись в тетрадь Предполагаемые ответы: 1 группа Характеристика Перикла: он был человеком спокойным, обладал выдержкой, целеустремлённый, неподкупный, бескорыстный, осторожный. 2 группа. Хороший оратор- умел выступать перед гражданами, произносить речи. Ответ на доп. вопрос. Когда его обвинили в растрате и отдали под суд, смог убедить граждан в целесообразности траты денег. 3 группа 1.В Афинах возводились храмы, портики, статуи 2.Впервые была введена плата за исполнение выборных должностей. 3. Должности могли занять и беднейшие граждане Ответ на доп. вопрос. Знать, богатые, так как раньше только богатые могли позволить себе занимать эти должности, бедным надо было работать. 4 группа.
Ответ на доп. вопрос. Заботились о развитии государства, ценили дружбу с Периклом 5 группа Враги - знать Обвиняли самого Перикла и его друзей: Перикла в неумелой трате громадных денег, Анаксагора - не верил в бога, Фидия - утайка золота Своих друзей не давал в обиду, даже если его враги пытались их оклеветать. | Познавательные УУД: осмысление прочитанной информации, выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания | Задание «Проверь себя».
|
| Познавательные УУД: выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке. Регулятивные УУД: Выделение учащимися того, что уже усвоено, самооценка качества выполнения заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление | Давайте вернемся к проблемным вопросам, поставленным в начале урока Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин | Плата за выборные должности Выборные должности могли занимать все граждане. Важнейшие вопросы решало народное собрание Строительство храмов, портиков, скульптур | Познавательные УУД: Осознанно строить речевое высказывание в устной форме; обосновывать и доказывать своё мнение. Коммуникативные УУД: Участвуют в коллективном обсуждении. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия. | Выставляются оценки и за проделанную работу на уроке ПРИЕМ « Синквейн» Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения: На уроке я узнал? На уроке я познакомился? Я понял, что? Учитель: Достигнуты ли те цели, которые ставили на урок? Ребята, как вы считаете, стиль общения на нашем уроке можно назвать демократичным? Дайте краткое объяснение. | Предполагаемый ответ: Перикл. Я узнал о развитии демократии при Перикле. Я познакомился с Периклом… Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета. Ученики отвечают. | Познавательные УУД: выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: Позитивно относиться к процессу общения. Регулятивные УУД Выделение учащимися того, что уже усвоено, самооценка качества выполнения заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. | П.40 вопросы и задания стр. 194 По желанию, подготовить сообщение о друзьях Перикла | Записывают в дневниках | Познавательные УУД: выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: ориентироваться в информационном потоке. Регулятивные УУД определение последовательности действий при выполнении заданий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. окончание урока | Орг. окончание урока | Орг. окончание урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....

Разработка урока в 5 классе на тему : "Афинская демократия при Перикле"
Материал раскрывает содержание темы учебника по истории древнего мира "Афинская демократия при Перикле"....
Разработка урока истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
Разработка урока истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при перикле"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ТЕМЕ "АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ" В 5 КЛАССЕ
пРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ...
Разработка урока в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
Урок посвящен расцету афинской демократии при Перикле во второй половине V в. до н.э. В ходе урока учащиеся обобщают свои знания о социальной структуре афинского полиса, об организации управления горо...

Конспект урока по теме "Афинская демократия при Перикле"
Материал достаточно сложный для восприятия 5-классников, но опорные схемы помогли...

Презентация к уроку по теме "Афинская демократия при Перикле"
Презентация к уроку. История. 5 класс...