Игра - путешествие «Симбирский край, земля отцов!».
методическая разработка по истории
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_vk_mrkr.doc | 651 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность):
патриотическое воспитание и формирование российской идентичности,
тема: Игра - путешествие «Симбирский край, земля отцов!».
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании школьников дает возможность для гуманизации воспитательного процесса.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
С детства, ещё в школе, мы учим патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорим мы. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы оно как – то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания детей приобретает особо важное значение по нескольким причинам:
- возрастает уровень информированности молодого поколения, что создает определённые трудности в понимании детьми сущности патриотизма,
- современная молодёжь не проходит той школы патриотического воспитания, что выпала на долю старшего поколения,
- в обществе всё более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» общественные институты, школа получила хорошее подкрепление своей деятельности.
Я считаю это направление работы актуальным и перспективным, так как без патриотического и гражданского воспитания нельзя говорить не о нравственности, не о духовности.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса): обучающиеся 5-11 классов (11 -16 лет)
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): данное воспитательное мероприятие является одной из составляющих в блоке мероприятий патриотической направленности
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Цель:
Воспитание у учащихся гражданственности, любви к родному краю, его природе, жителям и традициям.
Задачи:
стимулировать познавательную активность учащихся, направленную на расширение знаний о родном крае;
актуализировать имеющиеся знания о родном крае;
воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться результата, взаимопомощь и взаимовыручку;
выявить и поощрить лучших «знатоков».
Планируемые результаты:
Личностностные:
эмоционально-положительное отношение к изучению истории и географии родного края ; чувство гордости за свою малую Родину;
готовность и умения сотрудничать, работать в группе; аргументировать свою точку зрения в процессе учебно-игровой и соревновательной деятельности;
готовность и мотивация к организации самостоятельной познавательной деятельности.
Предметные:
актуализация учащимися знаний о родном крае ;
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать пути достижения цели;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение составить отчет о деятельности.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:
игра-путешествие. Игра-путешествие преследуют задачи:
-содействие проявления интереса и мотивации к обучению;
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого обучаемого;
-поддержание образовательных и социальных инициатив учащихся;
-формирование единого стиля учебного процесса;
- включение в программу индивидуальных образовательных маршрутов;
- завлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность;
-социализация обучающихся при помощи проигрывания различных социальных ролей;
-обеспечение развития способности к самооценке собственной деятельности.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Используемые методы и приемы обучения:
наглядный;
практический;
игровой;
проблемный;
рефлексия.
Используемые формы познавательной деятельности:
групповая.
Формы организации этапов мероприятия:
интерактивная игра;
викторина;
квест.
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:
Порядок проведения игры:
- Предварительный этап;
- 1 этап – организационный;
- 2 этап – «Игра – путешествие»;
- 3 этап – подведение итогов и награждение победителей.
На предварительном этапе происходит:
- формирование команд;
- выдвижение капитанов команд;
- разработка символики команд (эмблема, девиз). Символика команды должна отражать тему игры
- Кроме того, на данном этапе происходит определение ответственных на станциях («Руководителей станций»);
- разработка заданий «на станциях»;
- определение аудиторий (учебных кабинетов), где и будут располагаться сами «станции». Как подсказывает практика, лучше чтобы аудитории располагались на одном этаже. Это поможет сэкономить время на переходы от «станции» к «станции» и поддерживать интерес участников на протяжении всей игры.
Организационный этап:
В назначенный день и час все участники игры собираются в одном месте, где и происходит знакомство с командами, приветствие команд, разъяснение правил игры.
Правила игры:
- На посещение каждой из «станций» команде отводится ровно 5 минут. Участники игры не могут покидать станцию до того момента, пока не прозвучит условный сигнал. Если команда справилась с заданием досрочно, то участники находятся в аудитории до момента истечения отведённого времени. В случае если команда не закончила выполнение задания за отведенный промежуток времени, «Руководитель станции» останавливает работу и определяет количество заработанных командой баллов в соответствии с объёмом выполненных заданий.
- Сигналом к началу и окончанию времени пребывания на той или иной «станции» служит звонок школьного колокольчика (или иное).
- За четким соблюдением времени пребывания на «станции» и времени перехода от «станции» к «станции» следит «Хранитель времени».
- Сигнал к началу выполнения заданий «Хранитель времени» дает только после того, как убедится, что все команды благополучно добрались до «станций».
- «Руководитель станции» объясняет задание для команд строго после сигнала колокольчика.
- Перед началом путешествия каждая из команд получает «Путеводный лист» (см. приложение № 6), фиксирует в нем название команды. В «Путеводном листе» четко определен маршрут (очередность) посещения «станций» каждой из команд. В бланке «Путеводного листа» имеется поле для выставления заработанных командой баллов на каждой из «станций». Баллы выставляет руководитель и подтверждает их количество личной подписью.
- Правило последнее и самое главное! В течение всего путешествия команды соблюдают правила ТБ и дисциплину.
- Команда, нарушившая правила игры дисквалифицируется !!!
Задания на станциях
№ | Название станции | Задание | Необходимые материалы | Критерии оценивания |
1 | «Природно-географические объекты родного края» | Тест (см. приложение № 1) | Бланки с заданиями теста | Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов на задание теста |
2. | «Геральдика родного края!» | Раскрасить герб Ульяновской области, раскрыть символичность цветов, элементов флага и герба Ульяновской области (см. приложение № 2) | 0 баллов – все задания выполнены неправильно. 3 балла – правильно выполнено одно из заданий. 5 баллов – все задания выполнены верно. Дополнительный балл дается, если дана дополнительная информация по данному вопросу. | |
3. | «Наша гордость» | Участникам игры предлагаются карточки с изображением людей, прославивших Ульяновскую область. Участники должны назвать их фамилию, имя и отчество; заслуги; чем знамениты. (см. приложение № 3) | Фотографии известных людей | Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов. Дополнительные баллы присуждаются в случае дополнительной информации. |
4 | «Люблю тебя, мой край родной!» | Ответить на вопросы (см. приложение № 4) | карточки | Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов. |
Подведение итогов и награждение победителей
После окончания путешествия все команды и «Руководители станций» собираются в одной из аудиторий для подведения итогов игры. Капитаны команд сдают маршрутные листы для подсчета баллов.
Пока идет подсчет баллов исполняется номер художественной самодеятельности.
После того, как итоги игры подведены, происходит награждение команд.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.):
К проведению игры-путешествия привлекаются педагоги, входящие в состав ШМО учителей гуманитарного цикла, администраторами на станциях назначаются обучающиеся 11 класса. Для проведения игры – путешествия в каждой аудитории используются материалы приложений к данному воспитательному мероприятию. На станциях используется компьютерное и мультимедийное оборудование.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:
Данная методическая разработка может быть использована как одна из составляющих в блоке воспитательных мероприятий патриотического направления, причем не только классными руководителями, проживающими на территории Ульяновской области, для этого необходимо просто поменять тематическое содержание заданий на станциях своим аутентичным краеведческим материалом.
Приложение 1
Станция «Природные объекты Ульяновского края».
1) Перечислите города, входящие в состав Ульяновской области.
2) Назовите 5 крупных рек Ульяновской области.
3) Самые известные озёра нашего края?
4) Назовите 5 видов редких животных Красной книги Ульяновской области, обитающих на территории Ульяновской области.
5) Назовите 5 населённых пунктов Ульяновской области, которые имеют фамильно-именные названия.
1. Перечислите города, входящие в состав Ульяновской области: Барыш, Новоульяновск, Ульяновск, Димитровград, Инза, Сенгилей.
2. Назовите 5 крупных рек Ульяновской области:
ВОЛГА – река Восточно-Европейской равнины - протяженность 3530 км,
Сура, ее протяженность 841 км,
Свияга — 375 км,
Большой Черемшан — 336 км,
Терешка — 273 км,
Барыш — 247 км.
3. Самые известные озёра нашего края: Кряж, Становое, (Барышский район),
Светлое, Поганое, Белое (Николаевский район),
Зотово и Чекалинское (Кузоватовский район), Песчаное, Яик, Поганое и др.
(Возможны и другие названия).
4. Назовите 5 видов редких животных Красной книги Ульяновской области.
Черепаха болотная. Относится к семейству пресноводных черепах. Это животное средних размеров, имеет довольно длинный хвост (почти 50 % от длины тела) и развитые плавательные перепонки на лапах
Водяной уж. Семейство ужеобразных. Змея имеет длину от 70 сантиметров до полутора метров. Верхняя сторона туловища змеи имеет довольно темный окрас с вкраплениями темных пятен, расположенных в шахматном порядке.
Красношейная поганка. Семейство поганковые. Гнездование этих птиц, как правило, происходит в умеренных и субарктических широтах России. Она хорошо плавает и ныряет, предпочитает селиться в близи водоемов.
Степной лунь. Семейство ястребиных. Относительно небольшая, изящная хищная птица. Основной пищей для степного луня являются мелкие грызуны (мыши, землеройки и т. д.), в исключительных случаях охотится на небольших птиц.
Соня лесная, относящаяся к семейству соневых, является мелким млекопитающим, размер которого редко превышает 12 сантиметров. Бодрствует в темное время суток, селится в дуплах деревьев, где устраивает себе гнездо по типу беличьего.
Хомячок Эверсмана. Распространен на обширной территории от р. Волги до Китайской провинции Синьцзян, однако в Ульяновской области занесен в Красную книгу, поскольку крайне редко встречается.
(Возможны и другие названия).
5. Назовите 5 населённых пунктов Ульяновской области, которые имеют фамильно-именные названия:
Абрамовка, Аксаково, Александровка, Анкудимовка, Анненково, Арбузовка, Беликово, Бестужевка, Богдашкино, Бояркино, Бригадировка, Букаево, Валуевка, Васильевка, Волковка, Выры, Вырыпаевка, Городецкое, Грачевка, Должниково, Дурасовка, Еделево, Екатериновка, Елизаветино, Загоскино, Зимненки, Кадышево, Кайсарово, Кашинка, Карамзинка, Китовка, Комаровка, Коромысловка, Котяковка, Коченяевка, Крестниково, Кулебя¬ки, Кундюковка, Лопатино, Ляховка, Марьевка, Надеждино, Налитово, Неклюдово, Никулино, Орловка, Оськино, Панциревка, Патрикеево, Петровка, Полатово, Полбино, Радищево, Ростислаевка, Репьевка, Сергеевка, Скрипино, Смольково, Смышляевка, Сущевка, Телешовка, Тияпино, Трубетчина, Чертановка, Чириково, Юлово.
Приложение 2
Станция «Геральдика родного края».
Собрать из элементов флаг Ульяновской области, раскрыть символичность цветов, элементов флага и герба Ульяновской области, правильно раскрасить герб по данной раскраске, ответить на два вопроса:
1. Когда была утверждена последняя версия флага? (26 декабря 2013 года)
2. Когда была утверждена последняя версия герба? (26 декабря 2013 года)
Также см. приложение 2 - презентация
Приложение 3
См. презентацию к 3 станции.
Приложение 4
Станция «Люблю тебя, мой край родной!»
1. Этот поселок прославился Белой (Николиной) горой. Сурское | |
2. Это город в 2007 году приобрел статус блинной столицы и памятник блину. Сенгилей | |
3. Эта земля подарила нам художника Пластова. с. Прислониха Карсунского района | |
4. Назовите дату образования Ульяновской области (год, число, месяц). 19 января 1943 г. | |
5. Когда был принят гимн Ульяновской области? Назовите авторов. 6 декабря 2006 года. Автор музыки — А. М. Гурьянов, слов — Н. В. Марянин. |
Приложение 5
Краеведческая игра-путешествие «Симбирский край, земля отцов», посвященная 76-летию Ульяновской области
Маршрутный лист
команды ____________________________________
Руководитель команды: __________________________________________
Наименование и номер станции | Кол-во баллов | Подпись администратора станции | Примечание |
1. Геральдика родного края | |||
2. Фотостудия «Наша гордость» | |||
3.Природные объекты Ульяновского края | |||
4. «Люблю тебя, мой край родной!» |
Краеведческая игра-путешествие «Симбирский край, земля отцов», посвященная 76-летию Ульяновской области
Маршрутный лист
команды ____________________________________
Руководитель команды: __________________________________________
Наименование и номер станции | Кол-во баллов | Подпись администратора станции | Примечание |
1. «Люблю тебя, мой край родной!» | |||
2.Природные объекты Ульяновского края | |||
3. Геральдика родного края | |||
4. Фотостудия «Наша гордость» |
Краеведческая игра-путешествие «Симбирский край, земля отцов», посвященная 76-летию Ульяновской области
Маршрутный лист
команды ____________________________________
Руководитель команды: __________________________________________
Наименование и номер станции | Кол-во баллов | Подпись администратора станции | Примечание |
1. Фотостудия «Наша гордость» | |||
2. Геральдика родного края | |||
3. «Люблю тебя, мой край родной!» | |||
4. Природные объекты Ульяновского края |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс
Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...
Публицистика в защиту культурного наследия Симбирского края
Память – это не только фотографии в семейных альбомах. Это сама наша земля, наша Родина, её бескрайние поля, её погосты, её памятники, без которых человек беден как внутренне, так и внешн...
"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю
"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми Нижегородской земли и родного края....
Сценарий игры-путешествия "Мой край Ямал"
Сценарий игры-путешествия для младших школьников оЯмальском крае (викторина, загадки, игры)...
Презентация к уроку по географическому краеведению 7 класс, Симбирский край наш общий дом
Цель урока. Формирование представления о многонациональном характере населения Ульяновской области. Воспитываь интерес к изучению своего родного края, уважение к культуре, традициям, религ...
Игра – путешествие «Мой край, моя Республика!»
Цель: активизация интереса к изучению родного края у учащихся.Задачи:закрепление знаний по истории родного края;стимулирование интереса к изучению истории своей республики;воспитание патриотическ...
Игра-путешествие «Мой край – Югра»
Экологический квест....