"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю
план-конспект занятия по краеведению на тему
"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми Нижегородской земли и родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа
Внеклассное мероприятие
«Мира не узнаешь,
не зная края своего»
Подготовила: Воспитатель ГПД
Ильина Оксана Анатольевна
2014 г
Пояснительная записка
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и гражданственности. Эти качества включают в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.
Формирование патриотизма и гражданственности в данном возрасте необходимо начинать с воспитания любви к малой родине, с привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, с развития устойчивого познавательного интереса к прошлому и настоящему нашей Родины.
Цель: формирование у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
Задачи:
способствовать формированию представлений учащихся о малой родине;
способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории малой родины;
форма мероприятия: игра- путешествие
Ребята, сегодня мы с вами посвятим наше мероприятие Родине. Понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. У каждого человека есть малая Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине. Это наш родной край. Имя нашего родного края – Нижегородская область Шатковский район, село Красный Бор. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по родному краю и узнаем, как хорошо вы его знаете.
Итак, мы начинаем познавательную игру – путешествие «Мира не узнаешь, не зная края своего».
Первая станция, на которую мы прибываем, называется
«Край ты мой – земля Нижегородская»
1. Кто был основателем Нижнего Новгорода?
- Дмитрий Колята
- Юрий Всеволодович
- Юрий Долгорукий
2. В каком году был основан Нижний Новгород
- 1221 год
- 1242 год
- 1230 год
3. Главная река Нижегородского края
- Лена
- Енисей
- Волга
4. Когда-то давно говорили, что: «Петербург – голова России, Москва – ее сердце, а Нижний Новгород…
- Карман
- Город-праздник
- Кузница
5. Название какого города Нижегородской области образовано из двух мордовских слов – «эрмя» и «мас», означающих «лучшее, главное поселение эрзя»?
- Дзержинск
- Лукоянов
- Арзамас
6. Как называется родовое имение Пушкиных в Нижегородской области?
- Навашино
- Болдино
- Гагино
А мы отправляемся на станцию «Галерея славных имен »
Наш край богат людьми, прославившими нижегородский край. И сейчас мы узнаем, знаете ли вы их
- Механик-самоучка, который изобрел одноарочный мост, бездымный фейерверк, фонарь, в пятьсот раз усиливающий свет лампы, самоходное судно.
(Иван Кулибин)
- Ученый, гениальный математик, создатель неэвклидовой геометрии.
(Н.И. Лобачевский)
- Известный композитор, руководитель творческого объединения русских композиторов "Могучая кучка".
(М.А. Балакирев)
- Изобретатель радио.
(А.С.Попов)
- Великий писатель, чье имя с 1932 по 1990года носил Нижний Новгород
(Максим Горький)
- Организатор и один из руководителей Народного ополчения 1612 года
(Кузьма Минин)
- Знаменитые летчики
(П. И. Нестеров, В.П. Чкалов)
- Детский писатель, чей псевдоним переводится как «всадник, скачущий впереди»
(А.П. Гайдар)
Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникальными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву. Нас вдохновляют сказочные узоры ручного ткачества, грациозного золотого шитья и чкаловских гипюров, мастерство изготовления которых передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Все это - драгоценное наследие Нижегородского края, знакомство с которым будет интересным и нижегородцам и гостям нашей области.
А сейчас игра «Соедини
Хохломская роспись
Городецкая роспись
Казаковская филигрань
Полховско-майданская роспись
Мы прибываем на станцию
«Земля Шатковская»
Район, в котором мы живем, называется Шатковским. Вообще посёлок Шатки известен с XVI века под названием Шатковские ворота и построен как укреплённый пункт на засечной границе. Позже Шатки сложились как крупное торговое село. Статус посёлка городского типа присвоен 7 марта 1962 года.
Ребята, а вы знаете историю происхождения названия Шатки?
В настоящее время предполагается несколько версий происхождения названия Шатки
1. Название Шатки получили, по одной из версий, потому, что на территории проживал народ, который устраивал разбой. А называли этот народ - «Шатуны».
2. По другой версии, народ, проживающий на территории этого населенного пункта не был разбойным и, по словам местных краеведов, не назывался "Шатунами". Ввиду того, что ровная линия засечной границы с Ордой "отшатнулась" от своего направления в этом населенном пункте, его и назвали "Шатки".
3. Новая версия происхождения названия населенного пункта связана с мордовским словом "сятко" - "уголек". Название могло свидетельствовать о роде занятий жителей, которые выжигали древесный уголь, необходимый для обработки металла [Шатковский край в XVI-XVII вв., А.А. Инжутов, 2009, стр. 143-144]. В XVI веке здесь жила именно мордва (эрзя).
Итак, вопросы этой станции
- Как называется районная газета?
- «Новый путь»
- «Комсомольская правда»
- «Аргументы и факты»
- Как называется мемориальный комплекс?
- «Живи и помни»
- «Никто не забыт, ничто не забыто»
- «Родина - мать»
- Как называется физкультурно-оздоровительный комплекс в Шатках
- Звездный
- Олимп
- Атлант
- Как расшифровывается аббревиатура ДЮЦ
- Дорогой юридический центр
- Детско-юношеский центр
- Дом юного цыпленка
- Как называется детский лагерь, расположенный на территории Шатков
- Им. Тани Савичевой
- Лазурный
- Костер
А мы отправляемся на станцию
«На земле нет краше уголка, где родился я».
- Ребята, как называется наша малая родина?
- Красный Бор
1. Как раньше называлось наше село? (Собакино)
Почему селу было присвоено название «Собакино» точно не известно. Есть несколько версий:
- во время похода на Казань в селе поселились люди И. Грозного. В каждом дворе было по целой своре собак, это означает, что село было большое и богатое, то есть был что охранять. Так по количеству собак и пошло название.
- в те времена очень ценили борзых собак. За одну такую давали село. Есть версия, что наше село было выменяно на 3 борзые собаки, что также означало о том, что оно, очень большое и имело большую ценность.
3. село было государственным и пожаловано первому его владельцу
К. В. Собакину. С его именем и связано название села.
2. Как называется река, которая протекает за селом? (Теша)
Свое название река получила по имени мордвина Теши. Наше село когда-то в прошлом входило в состав Арзамасского уезда, который охватывал в те годы 11 районов современной Нижегородской области. Территорию уезда издавна заселяли мордовские племена. По преданию при нашествии Батыя толпы мордвы бежали из своих жилищ и укрылись в диких непроходимых дебрях арзамасских. В числе других был мордвин Теша. В 1245 году Теш охотился с детьми своими в тех местах, где ныне стоит Арзамас, наловили много дичи, нажарили, наелся вместе с детьми и улеглись спать. Они увидели вещие сны, в которых было показано, где кому поселиться, а потому они, рассказавши виданное во сне друг другу, и разделили окрестную местность между собой, поселившись, каждый на своем участке. Сам Тешь поселился на горе, где ныне стоит церковь св. Духа и протекавшую там реку назвали Тешею. Раньше река была настолько глубоководная, что по ней ходили суда.
3.Как называется озеро, с которым связана легенда об утонувшей в нем карете с золотом? (Золотое донышко)
С этим названием связана легенда. Во время крестьянской войны под предводительством С. Разина, когда его войско отступало от Арзамаса через «Собакинские» ворота, дорога проходила через реку. Через русло был проложен мост, но со временем он обветшал. Войско двигалось с добычей. И проходя по нему, мост не выдержал тяжести кареты и она, вместе со всем золотом находившемся в ней, упало в озеро. Много было охотников за этим золотом, но карету так никто и не смог найти. И осталось только название - «Золотое донышко».
4. С именем какого известного героя 1812 года связано строительство Троицкой церкви в селе? ( П.И. Багратион)
В 1812г., после победой над французами, за особо выдающиеся заслуги в
войне, вотчина, или село, было отдано Багратиону Петру Ивановичу (1765-1812г.).
Князь Багратион стал заботиться о своих подданных, решил строить для
христиан церковь, в честь победы в войне 1812г. Были вложены средства на строительство, но из-за тяжелых ран князь умер, и начатое строительство было приостановлено на некоторое время.
Рядом расположено село Озерки, в двух километрах от села Собакино, там
жил небедный крестьянин Кузнецов, который взялся закончить строительство нашей церкви на свои средства и на средства жителей сел.
5. Престольный праздник нашего села называется… (Троица)
6. Имя девочки эвакуированной в Красный Бор в годы Великой Отечественной войны, дневник которой использовался как обвинительный документ на Нюрбергском процессе против фашистской Германии. (Таня Савичева)
Из Ленинграда Таня была эвакуирована в 1942 году в наше село вместе с 140 детьми из детского дома. Их поселили в здании школы в Красном Боре, где они лечились и восстанавливали силы. Все остались живы кроме Тани Савичевой. У нее был туберкулез. Ей с каждым днем становилось все хуже и хуже, и ее отвезли в расположенный в этом же районе - больницу. Там 1 июня 1944 года Таня умерла.
7. Назовите сказительницу села (Кочеткова Любовь Александровна)
Любовь Александровна родилась в 1915 году 15 сентября, в селе Собакино, на улице Бутарка. В селе она слыла знаменитостью – лучше всех рассказывала сказки. В ее репертуаре были и бытовые, и волшебные сказки.исо своими сказками она выступала в городе Горьком в 1986 году. Кроме этого имела прекрасный сильный красивый голос. Она пела на сцене дома культуры. А песен она знала много.
8. Святой колодец
Название «Святой» получил за то, что в этом месте когда-то давно стояла часовня, где проходили церковные службы, а вода в этом месте считалась целебной. К Святому колодцу приходили больные люди. Здесь они купались и пили целебную воду. В настоящее время этой часовни нет. Сам колодец переделали, поставили деревянный сруб.
Игра «Вот эта улица…»
Сейчас мы узнаем как вы знаете улицы села. Я буду называть улицу, а вы кто на ней проживает должны встать. Но вы не просто должны встать, но и назвать как называется эта улица по старинке. Ведь старые названия этих улиц сохранились до наших дней. (ул. Свободы – Слободка, ул. им. Тани Савичевой – Бутарка, ул. Солнечная – Смыгалиха, ул. Заречная – Подлужня, ул. Северная – Жипоглядовка, ул. Молодежная – Пудовщина, ул. Центральная – делится на Мертвый конец и Алексеев конец, ул. им. Мизонова)
Предварительный просмотр:
МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа
Принято на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор школы:
От «29» августа 2011 г. №1 __________/Степанцева И.В.
Программа внеурочной деятельности
«Край родной познакомимся с тобой»
(Возрастной состав обучающихся: 7-11лет, срок реализации – 4 года)
Автор программы:
Ильина Оксана Анатольевна,
воспитатель группы продленного дня
2012-2013 уч.г.
Содержание
Пояснительная записка стр.3
Учебно-тематический план стр. 9-19
Содержание программы стр. 20-25
Методическое обеспечение программы стр.26-27
Литература стр.28-29
Пояснительная записка
Предлагаемая для реализации программа внеурочной деятельности «Край родной познакомимся с тобой» разработана в соответствии с программой «Моя родина- Россия», составленной А.В. Поплевко, С.В. Усковым, Н.А. Чесноковым. Программа предусматривает знакомство с историей своего села и родного края, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Школьники узнают, что село, в котором они живут, прекрасно своей историей, культурой, людьми. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным гражданином страны имеющей уникальную историю.
Программа педагогически целесообразна, такт как решается не только образовательная задача – усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу своего села, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой Родины. Изучив историю семьи, села, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Предлагаемый материал актуален ввиду своей направленности на Федеральный образовательный стандарт для начальной школы. Изучение данной программы может быть продолжено в среднем и старшем школьном звене.
Актуальность и новизну программы можно представить следующими уровнями:
- Социальный заказ общества по созданию условий для разностороннего развития ребенка как субъекта деятельности.
- Расширение для обучающихся образовательного пространства за счет предоставления новой сферы прикладной деятельности.
- Создание условий для самореализации обучающихся и поиска ими дальнейших путей своего развития.
- Приобщение детей к поисково-исследовательской деятельности.
Программа ориентирована на местный материал и даст ребенку богатые знания о родном крае. Данная программа дает возможность привлечь ребят к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. А обучение путем открытий – действительно актуальная проблема нашего времени
Цель: Расширение образовательного пространства и создание условий для развития культурно насыщенной, толерантной, патриотичной, духовно-нравственной личности ребенка, на основе национальных традиций и его успешной социализации в современном обществе.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с историей родного края, традициями и обычаями.
- Включить ребенка в активное познание своей «малой родины».
- Содействовать формированию активной гражданско-патриотической позиции.
- Развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки
- Воспитывать в ребенке высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам.
- Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков
1-й год обучения
- Развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
- Знакомство с символами России.
- Знакомство со знаменитыми людьми края.
- Создание условий для творческой реализации детей.
- Формирование дружного коллектива.
2-й год обучения
- Изучение традиций и обычаев родного края средствами краеведческой деятельности.
- Развития исследовательских навыков у детей и интереса к научной деятельности.
- Составление родословной.
- Продолжение знакомства со знаменитыми людьми края.
- Формирование актива краеведческого кружка.
3-й год обучения
- Углубленное изучение традиций и обычаев родного края средствами краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
- Продолжение развития исследовательских навыков у детей и интереса к научной деятельности.
- Составление разных видов родословной.
- Продолжение знакомства со знаменитыми людьми края.
4-й год обучения
- Закрепление интереса к изучению истории, традиций, обычаев, культуры родного края.
- Самостоятельная разработка проектов определенной тематики.
- Владение глубокими знаниями по краеведению.
- Создание сплоченного коллектива.
Особенности программы
Программа кружка рассчитана на детей 7 - 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Срок реализации программы 4 года.
Программа многофункциональна, вариантная. Структура программы позволяет охватить все аспекты краеведения. Во время обучения у детей формируется эмоционально-ценностное отношение к миру на основе исторического изучения родного края по разным источникам.
Программа позволяет детям развивать и углублять знания о родном крае, которые они получат на уроках географии, истории, литературы. Педагог должен так преподнести материал, чтобы ребята были заинтересованы в усвоении. Тогда они получат удовлетворение от учебной деятельности. Поэтому материал должен подаваться в увлекательной форме, чтобы главными участниками на занятии являлись дети. На занятиях ребята должны быть доброжелательны и раскованы. Для преодоления ребятами затруднений в процессе работы педагог оказывает, в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей, разные виды помощи:
- стимулирующая помощь (воздействие педагога направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей)
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка)
- направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка)
Программа предполагает переход к отношениям творческого соучастия в едином процессе. В такой организации участники дополняют друг друга и достигают качественно нового уровня развития. Сотрудничество в разновозрастных группах еще более эффективно; оно позволяет развиваться всем от старших, включая педагога, снимая психологические барьеры неуверенности у одних, амбиции – у других, предполагая проявление терпения, внимательности, коррекции, ответственности. Именно такая атмосфера психологического комфорта, неформального общения, свободного проявления себя наиболее благоприятна для развития творческих способностей каждого ребенка, установления взаимопонимания, глубокого понимания друг друга.
Основные формы проведения занятий – беседа, рассказ, игра, викторина, встречи, экскурсии, экспедиции по сбору краеведческого материала.
Основные способы подведения итогов – викторина, встречи, конкурсы рисунков и стихотворений, творческие работы, выставки, конференции, сочинения, фото выставки.
Условия реализации программы – светлое помещение, достаточная материальная база (фотоаппарат, магнитофон, компьютер, аудиозаписи, дидактический материал, литература).
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами являются следующие умения:
- Любить свой народ, свой край, свою Родину;
- уважать и принимать ценности семьи и общества;
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие , так и плохие;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться работать по предложенному учителем плану
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Учиться работать в паре группе .
Предметными результатами изучения курса являются сформированность следующих умений:
- Отвечать на вопросы учителя
- Изготавливать поделки
- Уметь отличать животный и растительный мир нашего края
- Уметь составлять разные виды родословных
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа План работы. Техника безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Природа родного края *Экскурсия в лес. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Сбор природного материала. *Изготовление поделок из природного материала *Конкурс рисунков « Там, где я живу - красиво». *Времена года *Растительный и животный мир нашего края | 5 | 1 0,5 | 1 1 1 0,5 |
3 | Моя семья *Фамилия, Имя, Отчество *Дом, в котором я живу * Школа *Семейные праздники * Конкурс рисунков «Моя семья» * «Моё имя», индивидуальная поисковая деятельность | 7 | 0,5 0,5 0,5 0,5 1 | 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 |
4 | Я – гражданин *«Я» в России *Конкурс рисунков «Моя родина-Россия» | 3 | 1 | 1 1 |
5 | Знаменитые нижегородцы *А. Гайдар, чтение произведений. Конкурс рисунков. | 3 | 2 1 | |
6 | Нижегородские сказочники и сказки *«Жили – были сказочники», сказки нижегородцев. * Чтение сказок. - И.П. Рыбакова «Волшебное кольцо» -Т.М. Завахина «Как мышь бежала», «О служивом солдате» | 3 1 2 | 1 1 | |
7 | Народное творчество *Фольклор – народное творчество *Народное творчество. Роспись деревянных досок. *Народные ремесла. Лепка из соленого теста игрушек | 5 | 1 1 | 1 2 |
8 | История села Красный Бор *История села Красный Бор, рассказ о родном селе. * Конкурс рисунков «Мое село» * Достопримечательности села. Экскурсия. * Природные богатства села Красный Бор * «Село любимое моё». Конкурс чтецов стихотворений о родном селе. | 6 | 1 1 | 1 1 1 1 |
Итого: 33 часа
2 – й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа План работы. Техника безопасности. Что такое краеведение? | 1 | 1 | |
2 | Природа родного края *Экскурсия в лес. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Сбор природного материала. *Изготовление поделок из природного материала *Конкурс рисунков «Мое село», «Природа родного края». * «По лесным тропинкам», игра-путешествие. *Оформление газеты «Осенний фотовернисаж». | 5 |
| 1 1 1 1 1 |
3 | Моя семья *Моя родословная. Как собирать сведения для родословной. *Составление малой родословной. *Семейные традиции * «Наши бабушки и дедушки», сбор информации и составление альбома о бабушках и дедушках. * «Имена людей – часть истории народа». Поисково-исследовательская работа | 7 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 1 2 2 |
4 | Я – гражданин *Я – гражданин России, познавательная беседа с элементами игры. *Государственные символы России, викторина. * «Град на усть Оки», история возникновения Нижнего Новгорода. | 3 | 0,5 | 0,5 1 1 |
5 | Знаменитые нижегородцы *Кузьма Минин. День народного единства *Механик Кулибин *А. Гайдар, чтение произведений. Конкурс рисунков. *«Жизнь, такая как надо», викторина, посвященная творчеству А.П. Гайдара. | 5 | 0,5 1 | 0,5 2 1 |
6 | Нижегородские сказочники и сказки *«Жили – были сказочники», сказки нижегородцев. *«Сказительницы из села Красный Бор», рассказ о Л.А. Кочетковой. Чтение сказок. *Постановка сказок Л.А. Кочетковой | 4 | 0,5 1 | 0,5 1 1 |
7 | История Шатковского района *«Земля Шатковская», история возникновения Шатковского района. *Народные праздники Народные ремесла | 3 | 1 0,5 | 0,5 1 |
8 | История села Красный Бор *История села Красный Бор, рассказ о родном селе. *Творческая работа «Эскиз герба моего села» *Знаменитые наши земляки, сбор информации о людях села. *История названий улиц села, поисково-исследовательская работа. * Топонимические исследования названий мест: Диванчик, Голышиха, Песочное, Стан и др. * «Не исчезай село моё», праздник - представление | 6 | 1 0,5 1 | 1 0,5
1 1 1 |
Итого часов: 34
Учебно-тематический план
3 – й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа. План работы. Техника безопасности. Что такое топонимика? | 1 | 1 | |
2 | Природа родного края. *Экскурсия к реке Теша. Наблюдение за изменениями в природе. *Изучение гидронимов. Путешествие к озеру Глуховское, озеру Золотое донышко. * Истории и легенды, связанные с гидронимами села * «Красота русской природы». Конкур рисунков | 4 | 1 1 1 1 | |
3 | Моя семья * Моя родословная. Составление родословной. Виды родословной
* «Ладушки, ладушки – дедушки и бабушки». Праздник, посвященный дню пожилого человека * «Говорящие фамилии», индивидуальная поисковая деятельность | 7 | 1 1 | 1 1 1 2 |
4 | Я – гражданин * Место России в мировой истории. Из истории герба, флага, гимна Нижегородской области. * Викторина «Овеянные славою флаг наш и герб». | 3 | 1 | 1 1 |
5 | Из истории Нижнего Новгорода * Нижегородские промыслы: городецкая роспись, хохлома * Викторина «Знатоки Нижнего Новгорода». | 2 | 0,5 | 0,5 1 |
6 | Знаменитые нижегородцы * В.П. Чкалов * А.М. Горький *А. Гайдар, чтение произведений. Конкурс рисунков. *Поездка в город Арзамас в дом – музей им. А.П.Гайдара | 4 | 1 | 1 1 |
7 | Нижегородские сказочники и сказки *«Болдино – заветный уголок». Заочная экскурсия по музею-усадьбе А.С. Пушкина *Постановка сказок А.С.Пушкина | 3 | 1 | 2 |
8 | История Шатковского района. *« Промыслы и ремесла Шатковской земли» *Шатковский район в годы Великой Отечественной войны. Т. Савичева на Шатковской земле, рассказ о легендарной девочке из города Ленинграда. * Поездка на могилу Т. Савичевой. | 3 | 0,5 1 | 0,5 1 |
История села Красный Бор. *История села Красный Бор, рассказ о родном селе. *Сбор фольклорного материала села Красный Бор: песни, частушки, сказки. *Оформление газеты « Фотографии моей Родины». * Традиционные праздники села. Творческий проект «Пусть сердца раскроются на святую Троицу». | 7 | 1 0,5 0,5 | 2 1 2 |
Итого часов: 34
Учебно-тематический план
4 –й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа План работы. Техника безопасности. Что такое топонимика? | 1 | 1 | |
Природа родного края *Экскурсия к озеру. Наблюдение за изменениями в природе. *Изучение гидронимов. Поляков родник, Святой колодец, Горин колодец, Язев пруд и др. * Истории и легенды, связанные с гидронимами села * Проект «Гидронимы села Красный Бор» | 4 | 0,5 0,5 | 1 0,5 0,5 1 | |
2 | Моя семья *Моя родословная. Составление родословной. *Семейные традиции * «Наши деды – славные победы», сбор информации об участниках Великой Отечественной войны. Оформление альбома. * Конкурс рисунков «Моя семья» * Конкурс сочинений «Моя семья» | 7 | 1 0,5 | 1 1 1,5 1 1 |
3 | Я – гражданин * «Я и моя Родина». Беседа с элементами игры. * «С любовью к России». Викторина. *Конкурс сочинений «Я - гражданин России». | 3 | 0,5 | 0,5 1 1 |
4 | Из истории Нижнего Новгорода. * Нижегородская ярмарка * «Настали Колядки – запевай без оглядки». Фольклорный праздник. | 2 | 1 | 1 |
5 | Знаменитые нижегородцы * Алена Арзамасская, Преподобный Серафим Саровский * П.Нестеров. Оформление газеты «Знаменитые нижегородцы» *«Жизнь, такая как надо», викторина, посвященная творчеству А.П. Гайдара. | 4 | 1
1 | 1 1 |
6 | Нижегородские сказочники и сказки *«Жили – были сказочники», чтение сказок нижегородцев. *День экологической сказки. Постановка сказки «Теремок» | 3 | 1 2 | |
7 | История Шатковского района. * «Аллея героев, рассказ о героях – земляках участниках ВОв. Т. Савичева на Шатковской земле, рассказ о легендарной девочке из города Ленинграда. * Оформление альбома «Девочка с Васильевского острова», посвященного Т. Савичевой *Поездка в Краеведческий музей р.п. Шатки | 3 | 1 | 1 1 |
8 | История села Красный Бор. *История села Красный Бор, рассказ о родном селе. * «Операция Родник», очистка Святого колодца от мусора. * «Летопись природы родного края», фотовернисаж. * Традиционные праздники села. Творческий проект «Широкая Масленица». * «История Троицкой церкви». *Встреча со старожилами села | 7 | 1 0,5 | 1 1 2 0,5 1 |
Итого: 34
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие 1 час.
Знакомство с коллективом, обсуждение плана и режима работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ.
2. Природа родного края 5 час.
Практика 3,5 часа. Походы в лес, на речку, к озеру. Изготовление поделок из природного материала. Конкурс рисунков «Там, где я живу – красиво». Игра «Растительный и животный мир нашего края»
Теория 1,5 часа. Беседа о временах года, названий месяцев, какие природные явления происходят в каждом месяце. Беседа о растительном и животном мире нашего края.
3. Моя семья 7 ч.
Теория 3 часа. Беседа о именах, отчествах, фамилиях. Имена братьев, сестер, родителей, бабушек, дедушек. Происхождение имен. Домашний адрес, название своего района, области, страны.
Практика 4 часа. Поисковая работа «Моё имя». Конкурс рисунков «Моя семья».
Составление пути от школы до дома. Семейные праздники.
4. Я – гражданин 3 ч.
Теория 1 час. Беседа на тему « Я» в России.
Практика 2часа. Коллективная работа « Я» в России. Конкурс рисунков «Моя родина – Россия»
5.Знаменитые нижегородцы 3ч.
Практика 3часа. Чтение рассказов А.П. Гайдара «Чук и Гек», «Голубая чашка». Конкурс рисунков по произведениям А.П. Гайдара.
7. Нижегородские сказочники и сказки 3ч.
Практика 3часа. Чтение сказок нижегородских писателей.
8. Народное творчество 5ч.
Теория 1 час. Беседа на тему « Фольклор - народное творчество»
Практика 2часа. Изготовление поделок.
9. История села Красный Бор 6ч.
Теория 2 часа. Рассказ об истории возникновения родного села.
Практика 4часа. Конкурс рисунков «Мое село». Экскурсия по селу. «Село любимое моё», конкурс чтецов стихотворений о родном селе.
Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие 1 час.
Знакомство с коллективом, обсуждение плана и режима работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ.
2. Природа родного края 4 час.
Практика 4 часа. Походы в лес, на речку, к озеру. Изготовление поделок из природного материала. Оформление газеты «Осенний фотовернисаж».
3. Моя семья 5 часов.
Теория 1,5 часа. Знакомство с родословной. Как собирать сведения для родословной. Что означает твое имя?
Практика 3,5часа. Составление малой родословной. Сбор информации о бабушках и дедушках и составление альбома.
4. Я – гражданин 3 часа.
Теория 0,5 часа. Место России в мировой истории. Из истории российского герба, флага, гимна.
Практика 2,5 часа. Викторина «Государственные символы России». Конкурс сочинений «Там, где я живу – красиво!»
5. Из истории Нижнего Новгорода 2 часа.
Теория 2 час. История Нижнего Новгорода, его боевое прошлое. Нижегородский кремль – форпост на северо-востоке Руси.
6. Знаменитые нижегородцы 4часа.
Теория 1,5 часа. Знакомство с биографиями знаменитых людей края, их вклад в историю страны.
Практика 2,5 часа. Познавательная игра «День народного единства». Конкурс рисунков, викторина, посвященные творчеству А.П. Гайдара.
7. Нижегородские сказочники и сказки 3 часа.
Теория 1 час. Рассказ о нижегородских сказочниках и их сказках. Рассказ о сказительнице из села Красный Бор Л.А. Кочетковой.
Практика 2 часа. Чтение сказок нижегородских сказочников. Постановка сказок Л.А. Кочетковой.
8. История Шатковского района 3 часов.
Теория 1,5 часа. Рассказ об истории возникновения Шатковского района. Шатковский район в годы Великой Отечественной войны.
Практика 1,5 часа. Работа с периодическими изданиями. Викторина «Знай и люби свой край».
9. История села Красный Бор 6 часов.
Теория 1,5 часа. Рассказ об истории возникновения родного села. Знаменитые люди села.
Практика 4,5 часов. Творческая работа «Эскиз герба моего села». Поисково-исследовательские работы по изучению названий улиц села. Топонимические исследования названий лесных мест. Проведение праздника «Не исчезай село мое».
Содержание программы 3 года обучения
1. Вводное занятие 1 час.
Обсуждение плана и режима работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ.
2. Природа родного края 4 час.
Теория 1час. Изучение топонимов, гидронимов.
Практика 3 часа. Походы в лес, на речку, к озеру. Изучение историй и легенд, связанных с гидронимами села. Конкурс рисунков «Природа родного края», «Красота русской природы».
3. Моя семья 5 часов.
Теория 1,5 часа. Знакомство с родословной.
Практика 3,5часа. Составление родословной. Индивидуальная поисковая работа на тему «Говорящие фамилии». Праздник «Ладушки, ладушки – дедушки и бабушки»
4. Я – гражданин 3 часа.
Теория 1час. Место России в мировой истории. Из истории герба, флага, гимна Нижегородской области.
Практика 2 часа сбор информации о символике Нижегородской области. Викторина «Овеянные славою флаг наш и герб».
5. Из истории Нижнего Новгорода 2 часа.
Теория 0,5 часа. Нижегородские промыслы: городецкая роспись, хохлома
Практика 1 час. Роспись деревянных изделий. Викторина «Знатоки Нижнего Новгорода».
6. Знаменитые нижегородцы 4часа.
Теория 2 часа. Знакомство с биографиями знаменитых людей края, их вклад в историю страны.
Практика 2 часа. Чтение произведений А.П. Гайдара. Поездка в город Арзамас в музей им. А.П. Гайдара
7. Нижегородские сказочники и сказки 3 часа.
Теория 1 час. Заочная экскурсия по музею- усадьбе А.С. Пушкина
Практика 2 часа. Постановка сказок А.С. Пушкина
8. История Шатковского района 3 часа.
Теория 2 часа. Рассказ о промыслах и ремеслах Шатковской земли. Шатковский район в годы войны. Рассказ о Тане Савичевой.
Практика 1 час. Поездка на могилу Т. Савичевой в р.п. Шатки.
9. История села Красный Бор 7 часов.
Теория 1,5 часа. Рассказ об истории возникновения родного села. Традиционные праздники села.
Практика 5,5 часов. Сбор фольклорного материала села Красный Бор. Оформление газеты «Фотографии моей Родины». Оформление проекта «Пусть сердца раскроются на святую Троицу»
Содержание программы 4 года обучения
1. Вводное занятие 1 час.
Обсуждение плана и режима работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ.
2. Природа родного края 4 час.
Теория 1час. Изучение топонимов, гидронимов.
Практика 3 часа. Поход на речку, к озеру. Наблюдения за изменениями в природе. Изучение гидронимов села Красный Бор, и связанных с ними легенд и преданий. Оформление проекта «Гидронимы».
3. Моя семья 7 часов.
Теория 1,5 часа. Знакомство с родословной.
Практика 5,5 часа. Составление родословной. Сбор информации о участниках Великой Отечественной войны. Оформление альбома «Наши деды – славные победы». Конкурс сочинений и конкурс рисунков «Моя семья»
4. Я – гражданин 3 часа.
Теория 0,5 часа. Место России в мировой истории.
Практика 2,5 часа. «С любовью к России», викторина. Конкурс сочинений Я гражданин России.
5. Из истории Нижнего Новгорода 2 часа.
Теория 1 час. История нижегородской ярмарки.
Практика 1 час. Фольклорный праздник «Настали святки – запевай колядки»
6. Знаменитые нижегородцы 4часа.
Теория 2 часа. Знакомство с биографиями знаменитых людей края, их вклад в историю страны.
Практика 2 часа. Оформление газеты «Знаменитые нижегородцы». Жизнь такая, как надо», викторина, посвященная творчеству А.П. Гайдара.
7. Нижегородские сказочники и сказки 3 часа.
Теория 1 час. Рассказ о нижегородских сказочниках и их сказках. Рассказ о сказительнице из села Красный Бор Л.А. Кочетковой.
Практика 2 часа. Чтение сказок нижегородских сказочников. Постановка сказки «Теремок»
8. История Шатковского района 3 часа.
Теория 1 час. Рассказ о героях - земляках участниках Великой Отечественной войны. Рассказо легендарной пионерки Тани Савичевой.
Практика 2 часа. Оформление альбома «Девочка с Васильевского острова». Поездка на могилу Т. Савичевой. Поездка в краеведческий музей р. п. Шатки.
9. История села Красный Бор 7 часов.
Теория 1,5 часа. Рассказ об истории возникновения родного села. История Троицкой церкви.
Практика 5,5 часов. Очистка Святого колодца от мусора. Встречи с интересными людьми села. Оформление фотогазеты «Летопись природы родного края». Оформление проекта «Широкая Масленица».
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел | Форма занятий | Приемы и Методы организации учебно-воспитательно го процесса | Методические и дидактические материалы | Техническое оснащение программы | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Беседа | Коллективн. Теоретич. | План эвакуации | Опрос | |
2 | Природа родного края | Экскурсия | Коллективн. | фотоаппарат | Оформление фото газеты, конкурс рисунков | |
3 | Моя семья | Рассказ, игра, творческая работа | Коллективн. Индивидуал. Теоретич. Практич. | Литература, Карточки, таблицы. | Компьютер фотоаппарат | Творческая работа, мероприя тие, оформление альбома |
4 | Я–гражда нин | Беседа,рассказ, игра. | Коллективн. Теоретич, Практич, Индивид. | Плакаты с государственной символикой, карта России | Магнитофон, аудиозаписи,фотоаппарат | Викторина, Конкурс рисунков |
5 | Из истории Нижнего Новгоро да | Беседа, Рассказ, Игра, | Коллективн. Теоретич. Практич. | Карта, схемы, Лит-ра о Нижнем Новгороде | Компьютер | Опрос, викторина, Оформление проекта |
6 | Знаменитые нижегородцы | Беседа, Рассказ, игра. | Коллективн. Теоретич, Практич, Индивид. | Портреты, Фотографии Худ.лит-ра | Компьютер | Конкурс Рисунков, викторина |
7 | Нижегородские сказочники и сказки | Рассказ, игра, чтение | Коллективн. Теоретич, Практич, Индивид. | Фотографии портреты, сказки, костюмы, декорации | Магнитофон, аудиозаписи | Постановка сказок |
8 | История Шатковского района | Рассказ, исследование | Коллективн. Теоретич, Практич, Индивид. | Фотографии лит-ра, Карта, схемы, | фотоаппарат | Конкурс Рисунков, викторина |
9 | История села Красный Бор | Рассказ, беседа, поиск, исследование, поход | Коллективн. Теоретич, Практич, Индивид. | Фотографии лит-ра, Карта, схемы, газетные вырезки | Фотоаппарат компьютер | Конкурс стихов, конкурс рисунков, творческая работа, праздник-представление |
Модель выпускника, занимающегося по программе
«Край родной познакомимся с тобой»:
*любящий свой народ, свой край, свою Родину;
*уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
*любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
*владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
*готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
*доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
*выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Литература для педагогов
1. Конвенция о правах ребенка
2. Моя нижегородская отчина: опыт туристко-краеведческой деятельности образовательных учреждений / Сост. Ж.Г. Носкова – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 298с.
3. Ривина Е.К. Государственная символика России: беседы в начальной школе,- М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.
4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика», - М.: ВАКО, 2005.- 192с.
5. Симонов В.М. Педагогика: краткий курс лекций, - Волгоград: Учитель-2, 2002.-71с.
6.Туристско-краеведческое направление внеурочной деятельности. Программа для 1-4 класса «Моя Родина-Россия». ФГОС.// Под ред. С.В. Ускова.-М.:УЦ «Перспектива», 2011.-40с.
Литература для детей и родителей
1 Жили-были сказочники: Сказки родного края/ Сост. В.Н. Морохин. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятское, 2002. – 287с.
2. Земля Шатковская / под ред. В.Ф. Карпенко. – Арзамас, 2004.- 548с.
3. Карпенко В.Ф. Алена Арзамасская. – Н.Новгород: Университетская книга, 2004. -60с.
4. Карпенко В.Ф. Валерий Чкалов. – Н.Новгород: Университетская книга, 2004. -72с.
5. Карпенко В.Ф. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. – Н.Новгород: Университетская книга, 2004. - 72с.
6. Карпенко В.Ф. Максим Горький. – Н.Новгород: Университетская книга, 2004. -52с.
7 Карпенко В.Ф. Механик Кулибин. – Н.Новгород: Университетская книга, 2004. -52с.
8. Карпенко В.Ф. Преподобный Серафим Саровский. – Н.Новгород: Университетская книга, 2004. - 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по родному краю" Внеклассное мероприятие
Ставропольский край - музей под открытым небом. В презентации "Я и мой край" происходит знакомство с писателями, поэтами Ставрополья И.Кашпуровым, А.Губиным. Рассказывается об образовании с. Со...
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"
Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....
Путешествие по родному краю
Занятие "Путешествие по родному краю" способствует здоровому образу жизни человека, сплочению коллектива и направлено на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, развивает их наблюдательность...
РАЗАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»
Развитие математического кругозора, мышления и речи, путешествуя по красочным уголкам родного края, с одновременным воспитанием интереса и любви к родному краю....
Ты помни, мира не узнаешь, не зная края своего.
Литературное путешествие поможет учащимся расширить знания и сведения по литературе, истории, географии, родном городе....