Презентация к уроку по географическому краеведению 7 класс, Симбирский край наш общий дом
презентация к уроку по географии (7 класс) по теме

Цель урока. Формирование представления о многонациональном характере населения Ульяновской области. Воспитываь интерес к изучению  своего родного края,  уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов.  Воспитывать  положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, осознание себя как гражданина России, прививать любовь к Родине.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Симбирский край- наш общий дом ». Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим - степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд . Симбирский край, моя земля Родимые просторы! У нас и реки и поля Холмы, леса и горы Русский, татарин, чуваш и мордва Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы друзья Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России.

Слайд 2

ЛЕГЕНДА О ДЕВЯТИ БРАТЬЯХ Когда-то люди жили в согласии. Вместе трудились, дружно отдыхали, Бога не гневили. Росла их мудрость. Но в мудрости мало проку, если нет созерцания и покаяния, потому что разум рождает зависть, а зависть переходит в корысть, от корысти же бед не оберешься. От неё – рознь и междоусобицы, а значит, война и кровь. Брат – на брата, сват – на свата… Страшная пошла резня по всей земле, злоба становилась всё гуще и отвратительнее. И только девять братьев не поддались пороку. Ничто не могло их поссорить. Взялись они крепко за руки и, не подняв топора, встали супротив зла безоружные. Надвигалась на них зараза, и была близко погибель уже, как вдруг лес сомкнулся стеной и прикрыл братьев зелёным щитом. Прокатилась беда мимо. И лес расступился, открылось поле вольное, широкое, на нём рожь богатая, а посередь поля – девять дубков молоденьких. Много жизней в лету кануло, много воды утекло, а дубки те по сей день стоят, о непобедимой силе дружбы рассказывают. … Живут в этих местах мордва да чуваши, русские да татары, живут – дубами любуются, хлеб собирают.

Слайд 4

В У льяновской области проживают представители всех народов и национальностей Поволжья. Переселяясь на Волгу , они никогда не воевали, а занимали свободные территории. Жили они на этой земле, как добрые соседи и писали свою историю вместе, не остриём сабли, а плугом землепашца, народными орнаментами, легендами, песнями, сказками.

Слайд 5

Заселение Среднего Поволжья людьми произошло более 100 тыс. лет назад. Это были неандертальцы, останки и орудия которых найдены в районе р.п.Ундоры и около села Русская Бектяшка Сенгелеевского района и на р. Черемшан. А 30 тыс лет назад территория была уже прочно освоена кроманьонцем. В 5 тысячелетии возникли первые поселения, в которых жили в основном представители индоевропейской и финно – угорской языковой общности. В 8 веке в н.э. из приазовских степей переселились тюркоязычные булгарские племена, которые в 9 веке образовали здесь свое государство- Волжскую Булгарию , вытеснив финно - угорскую общность. Такие поселения имеются в Ундорах, Поливне , Старой Майне, Крестовом Городище, Криушах . История заселения Ульяновской области

Слайд 9

По своему этническому составу население Среднего Поволжья представляет необыкновенное разнообразие…. В ходе истории заселения края все новое население постепенно перемешиваясь со старожилами, образовали такую пеструю этнографическую смесь, какую едва ли можно встретить в какой- либо другой области Европейской России.

Слайд 10

В Ульяновской области проживают представители более 100 национальностей. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав Ульяновской области следующий: Русские — 901 272 (73,6 %) Татары — 149 873 (12,2 %) Чуваши — 94 970 (7,7 %) Мордва — 38 977 (3,2 %) Украинцы — 10 484 (0,9 %) Азербайджанцы — 5 006 (0,36 %) Другие национальности — 20 164 (1,6 %)

Слайд 12

Расселение татар Среднего Поволжья

Слайд 13

Расселение чувашей в 15 веке.

Слайд 14

Расселение древней мордвы в I—VII веках

Слайд 19

Численность населения области по данным Росстата составляет 1 252 887 чел. (2017). Плотность населения — 33,70 чел./км 2. По этому показателю область занимает 29-е место в России и 6-е место в Приволжском федеральном округе .

Слайд 20

На территории Ульяновской области проживает 901 272 (73,6 %) русских

Слайд 21

Русские представители славянской группы индоевропейской языковой семьи, самая многочисленная группа населения Ульяновской области. Первое русское поселение на территории области – Промзино -( ныне поселок. Сурское) основано в 1552 г. В 16 веке и в первой половине 17 века появляются первые поселения крепости: Сурский Острог, Аргаш , Сызганская слобода, Валгуссы , Тальский Острог, Аристовка . Проживает по всей территории области. Но наиболее компактно в Ульяновском, Теренгульском , Майнском , Карсунском , Сурском, Новоспасском, Радищевском районах, в городах Ульяновске, Димитровграде.

Слайд 22

Распределение русских по районам Ульяновской области (%)

Слайд 23

МАСЛЕННИЦА ПАСХА РОЖДЕСТВО КРЕЩЕНИЕ Православные праздники

Слайд 24

Масленица Этот праздник олицетворяет пробуждение природы от зимнего сна, означает начало полевых работ. И по сей день живёт как проявление надежды на год урожайный.

Слайд 25

Пасха — праздник праздников, самый главный православный праздник . В этот день душа словно переполняется светлой радостью, этому оказывает содействие и природа, которая сбросила оковы зимнего сна и в единой гармонии с Вселенской радостью встречает воскресшего Христа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Татары В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.), булгарские, кипчакские , и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские. В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские , симбирские , карсунские , хвалынские ( Старокулаткинского , Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов. Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя " боргарлы ", " казанлы " или " мослеман " (мусульмане). Лишь в XX столетии слово "татары" окончательно превратилось в самоназвание народа. Среди татар Среднего Поволжья выделяются две основные этнические группы: казанские татары и мишари. На территории Ульяновской области проживают преимущественно татары-мишари. Происхождение мишарей полностью не выяснено. Большинство исследователей считают их потомками отюретченной финно-угорской мещеры. По другому мнению, формирование татар-мишарей шло на основе развития западной булгаро-буртасской части населения Булгарии .

Слайд 8

По данным переписи населения 2010 года составляет 149873 человека ( 11, 59% от всего населения)

Слайд 9

Татары проживают в основном в Ульяновске, Димитровграде и компактно в Старокулаткинском (наиболее старые поселения), Мелекесском , Новомалыклинском (с XVIII в.), Чердаклинском (с кон. XVII в.) районах. 102 населенных пункта с преобладанием татар.

Слайд 10

Обычаи и праздник и Значительная часть традиционных народных праздников татар связана с этапами годового цикла хозяйственной деятельности и существовавшими в прошлом общинными отношениями. К таковым относятся сабантуй (праздник плуга), жыен (встреча, народное гуляние), урак эсте (жатва), каз эмэсе , мал эмэсе , тупа эмэсе (помощь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна).

Слайд 11

Сабантуй

Слайд 12

Курбан байрам


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Татарский

Слайд 2

Сапоги Ичиги Тюбетейка – головной убор

Слайд 3

Национальное блюдо Суп лапша Эчпочмак Чак-чак

Слайд 5

Чуваши Чуваши - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. Само название народа "чуваш", производят от булгарского племени сувар , суваз . Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов , а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами "горных" марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычные племена сувазов , осев в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). Анатри больше сохранили черт традиционной культуры и антропологический тип своих тюркоязычных предков и по культурным особенностям имеют значительное сходство с татарами. В культуре же вирьялов проявились черты финно-угорских предков -"горных" марийцев. На территории Ульяновской области проживают преимущественно чуваши анатри

Слайд 7

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав Ульяновской области Чуваши — 94 970 (7,7 %) Язык — чувашский. Вероисповедание чувашей — православное христианство . Основной храм - Православная Церковь Главная книга христиан - Библия Язык — чувашский. Вероисповедание чувашей — православное христианство . Основной храм - Православная Церковь Главная книга христиан - Библия

Слайд 8

Наиболее компактно проживают в Цильнинском районе- 58,8%, а также в Павловском, Новомалыклинском , Мелекесском , Барышском .

Слайд 9

Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури . Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника (от « сурaх ырри » - «овечий дух»). Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать.

Слайд 10

Акатуй — один из самых значимых праздников чувашского народа. Праздник плуга- весенний праздник чувашей, посвященный земледелию НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ЧУВАШ

Слайд 11

Мaнкун — праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Название мaнкун переводится как «великий день».

Слайд 13

Чувашский

Слайд 16

Мордва Мордовские племена - автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва - эрзя. По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угороской группы уральской языковой семьи . . Живет она преимущественно в южных районах области - Николаевском, Новомалыклинском , Кузоватовском , Павловском и других районах.

Слайд 18

СЕЗОННЫЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ МОРДВЫ Основным занятием мордвы издревле являлось земледелие, поэтому обряды земледельческого цикла занимали ведущее место в ее культуре. В земледельческой обрядности нашли отражение различные формы обожествления плодородия : гадания, почитание стихий (воды, земли, солнца, огня, ветра, дождя), поклонение духам предков, выступавших как податели плодородия. Все это прослеживается в обрядах годового цикла, остатки которого сохранились и до настоящего времени


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Танец девушек, посвящённый берёзе, " Акша Келу " ("Белая берёза") Рисунок танца выстраивался вокруг священного дерева из движений участников против часовой стрелки, из различного рода «змеек», малых и больших кругов S-образных фигур, полу-круга. Лексический мат-риал танца состоит из пружинистых шагов с остановкой со слегка присогнутыми коленями. в руках — ветки березы. По окончании веселья девушки кланяются божеству березы, снимают с головы венки и бросают их в воду. При этом замечают : чей венок поплывет, та девушка скоро выйдет замуж, а если потонет, то, возможно, скоро умрет.

Слайд 4

Пасха И сейчас в мордовских селениях продолжают праздновать Пасху . Обязательно красят яйца, которые ходят собирать в основном дети. Ходят семьями на кладбище, поминать умерших. В некоторых селах, например, до сих пор сохраняется и обычай проводов Пасхи . На каждом конце села ленточками, разноцветными лоскутками, бумажными цветами наряжают ветки дерева . С ними идут в лес на место бывших пчельников, где устраивают коллективную трапезу и веселятся.

Слайд 5

Мордовский

Слайд 6

Мордовские Женский эрзя Женский мокша

Слайд 7

Мордовская НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБУВЬ

Слайд 8

Мордовские пельмени

Слайд 9

Щи из свежей капусты с курицей В кипящий куриный бульон кладут нашинкованную капусту и картофель, нарезанный дольками, и варят до готовности. В конце варки щи заправляют пассерованным уком и морковью и солят. При подаче в тарелку кладут кусок курицы. Отдельно подают дольку чеснока. Капуста свежая 125, картофель 80, лук репчатый 25, морковь 25, масло сливочное 10, курица 50, чеснок 2, соль.

Слайд 10

Кухня Арям (напиток) Кислое молоко разводят холодной кипяченной водой. Подают охлажденным. Молоко кислое 100, вода 100.

Слайд 11

Тувонь сывель максо марто (печень, жаренная со свининой) Свинину и печень нарезают брусочками и, обжаривают до готовности. Репчатый лук очищают от шелухи, мелко шинкуют и слегка пассеруют. После этого мясные продукты заправляют пассерованным луком, солью и перцем. Подают с жареным луком. Свинина 45, печень 35, лук репчатый 20, жир 5, гарнир 150, перец, соль.



Предварительный просмотр:

Тема урока. «Симбирский край- наш общий дом».

Цель: Формировать представление о многонациональном характере населения  Ульяновской области.

Задачи: Предметные. 

Знать народы  населяющие область, к каким языковым семьям и группам они относятся,  их происхождение, расширить нравственные представления детей о культуре,  традициях народов,  обычаях, обрядах и нравах людей различных национальностей.

Метапредметные:

собирать краеведческий материал о народах, населяющих область, развивать коммуникативные способности детей. Развивать умение применять полученные знания.

Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, осознание себя как гражданина России, воспитывать интерес к изучению своего родного края,  воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов; прививать любовь к Родине.

Оборудование: карта Ульяновской области, презентация народы Ульяновской области.

Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний. Сообщение темы урока

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
.

Симбирский  край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы

Русский, татарин,  чуваш   и  мордва

Разных народов большая семья, 

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

 Ребята, посмотрите на выделенные слова и определите тему урока.  О чем мы сегодня будем говорить на уроке?  (Дети определяют цели и задачи урока).  О Симбирском крае, о народах, проживающих,  в Симбирском крае.

 Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рады  приветствовать Вас на необычном уроке, который посвящен повторению и закреплению темы «Симбирский край- наш общий дом».

При встрече друг с другом  русские говорят- Здравствуйте! Чуваши- Сывлах сунаташ!  Татары- Исянмесез! Слова разные, а означают они одно и то же: « Будьте здоровы! Живите долго! Желаю добра и всего хорошего!»

3. Изучение нового материал.

       Учитель. Наша область - своеобразный регион России, где бок о бок давно и мирно живут и трудятся люди самых разных национальностей. Нынешняя структура населения области формировалась на протяжении многих веков, явилась результатом сложных взаимодействий и взаимовлияний различных этносов и культур, отражает все своеобразие нашего многонационального Поволжского региона.

 Цель нашего  урока заключается в том, чтобы закрепить представление об основных этапах формирования этнического состава Ульяновской области, о традициях, обычаях, обрядах и нравах людей различных национальностей, которые жили и живут на территории нашего края.

                                           ЛЕГЕНДА О ДЕВЯТИ БРАТЬЯХ

    Ведущий.  Когда-то люди жили в согласии. Вместе трудились, дружно отдыхали, Бога не гневили. Росла их мудрость. Но в мудрости мало проку, если нет созерцания и покаяния, потому что разум рождает зависть, а зависть переходит в корысть, от корысти же бед не оберешься. От неё – рознь и междоусобицы, а значит, война и кровь. Брат – на брата, сват – на свата…

     Страшная пошла резня по всей земле, злоба становилась всё гуще и отвратительнее. И только девять братьев не поддались пороку. Ничто не могло их поссорить. Взялись они крепко за руки и, не подняв топора, встали супротив зла безоружные. Надвигалась на них зараза, и была близко погибель уже, как вдруг лес сомкнулся стеной и прикрыл братьев   зелёным щитом.

     Прокатилась беда мимо. И лес расступился, открылось поле вольное, широкое, на нём рожь богатая, а посередь поля – девять дубков молоденьких. Много жизней в лету кануло, много воды утекло, а дубки те по сей день стоят, о непобедимой силе дружбы рассказывают.

     … Живут в этих местах мордва да чуваши, русские да татары, живут – дубами любуются, хлеб собирают. Слайд  2

 В Ульяновской области проживают представители всех народов и национальностей Поволжья. Переселяясь на Волгу, они никогда не воевали, а занимали свободные территории. Жили они на этой земле, как добрые соседи и писали свою историю вместе, не остриём сабли, а плугом землепашца, народными орнаментами, легендами, песнями, сказками.  Слайд  3,4

 

Слово ученому краеведу. Заселение Среднего Поволжья людьми произошло более 100 тыс. лет назад. Это были неандертальцы, останки  и орудия которых найдены в районе   р.п.Ундоры   и около села Русская Бектяшка Сенгелеевского района и  на р. Черемшан.  А 30 тыс лет назад территория была уже прочно освоена  кроманьонцем.    А сейчас  я предоставлю слово ребятам, которые расскажут о народах, которые живут на территории Ульяновской области.

В 5  тысячелетии возникли первые поселения, в которых жили в основном представители индоевропейской  и финно – угорской языковой общности. В 8 веке в  н.э. из приазовских степей переселились тюркоязычные булгарские племена, которые  в 9 веке образовали здесь свое государство- Волжскую Булгарию, вытеснив финно- угорскую общность. Такие поселения имеются в Ундорах, Поливне, Старой Майне, Крестовом Городище, Криушах.  Слайд 5,6,7,8

По своему этническому составу население  Среднего Поволжья представляет необыкновенное разнообразие…. В ходе  истории заселения края все новое население  постепенно перемешиваясь  со старожилами, образовали  такую пеструю этнографическую  смесь, какую едва ли можно встретить в какой- либо другой области Европейской России. Слайд 9

 Слайд 10

  • В Ульяновской области проживают представители более 100 национальностей. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав Ульяновской области следующий:
  • Русские— 901 272 (73,6 %)
  • Татары— 149 873 (12,2 %)
  • Чуваши— 94 970 (7,7 %)
  • Мордва— 38 977 (3,2 %)
  • Украинцы — 10 484 (0,9 %)
  • Азербайджанцы— 5 006 (0,36 %)
  • Другие национальности — 20 164 (1,6 %)

Выступает  русская группа учащихся. Русские - самая многочисленная группа населения. Слайд 11

Первые появления их на территории современной Ульяновской области относятся к X-XII .  Не теряли русские связей с этим краем и в период господства золотоордынских ханов. С присоединением Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств к Русскому государству московское правительство начинает активное заселение Среднего Поволжья. Заселение  симбирской полосы из различных регионов происходило не одновременно,  поселенцы прибывали из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги и центральных районов. Первоначально продвижение осуществлялось правительством по Волге, Суре и проявлялось в строительстве укреплённых пунктов, оборонительных черт (Арзамасско-Алатырской, от Волги на городище Промзино, Карсунско - Симбирской, Закамской, Сызранско - Пензенской и др.) 

Ранее всего (в первой половине XVII века) оказались заселенными крайние северо-западные земли Симбирского Поволжья вдоль оборонительных черт. Остальные земли были освоены во второй половине XVII века и в XVIII веке. В заселении принимали участие "служилые люди" московского правительства, монастыри, крестьяне.

  Слайд  12. Выступает татарская группа учащихся. Происхождение татар является сложным и спорным.  В этнической основе поволжских татар имеются различные компоненты: древние тюркские, пришедшие из азиатских степей в 1 тыс. н.э., булгарские, кипчакские и другие. Непосредственными же предками татар являются булгары. Этноним «татары» впервые появилось в VI в. cреди монгольских племён, обитавших к юго-востоку от озера Байкал.

В XIII –XIV вв. после монголо-татарского нашествия это наименование было распространено на некоторые тюркские народы, входившие в состав Золотой Орды.

В XV – XVI вв., в период существования татарских феодальных княжеств, на территории Поволжья происходило формирование отдельных групп татар: казанских, татар-мишарей, астраханских. На территории Ульяновской области проживают преимущественно потомки татар-мишарей. Массовое расселение мишарей в Симбирском крае начинается с XVI в. В 1578г. Московское правительство строит засечную линию: Темников – Арзамас - Алатырь. Для ведения службы и на постоянное жительство вдоль этой линии переводятся мишари Темниковского уезда Нижегородской губернии.

В начале XVII в. Служилые татары получают земли в Курмышском уезде Симбирской губернии, а при строительстве Карсунско - Симбирской оборонительной черты часть татар Курмышского уезда переводится в г.Карсун. В середине XVII в. в исторических документах служилые татары упоминаются в Симбирском уезде. Предпологают, что мишарские селения Большая Цильна, Старое Шаймурзино и другие были основаны во второй половине 17 столетия.

В начале XVIII в. татары заселяют земли по реке Терешка, в том числе и территории Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне южные районы Ульяновской области). Только в 1718-1786 гг. на землях Хвалынского уезда возникло 11 мишарских селений. Из правобережных районов Симбирского края татары переводились на вновь строящиеся засечные полосы Заволжья.

Слайд 13.Выступает  чувашская  группа учащихся. Чуваши - одна из основных этнических групп Ульяновской области. Название народа – «чуваш», «чаваш» производят от булгарского племени сувар, суваз. Чувашский этнос формировался с конца 1-ого тысячелетия в лесостепных районах Правобережья и Волги. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами «горных» марийцев и сформировали этническую группу чувашей – верьялов (верховые), живущих ныне в северо - западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычное племя сувазов, осев в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). В материальной культуре имели сходство с культурой поволжских татар. Низовые чуваши занимали землю между рек Цивиль и Свияга, верховые – преимущественно лесистую местность междуречья Цивиль и Сура. На территории Ульяновской области живут преимущественно потомки низовых чувашей-анатри. Они являются потомками переселившихся с чувашского края, в XVI – XIX вв. крестьян.

 

Слайд 14.Выступает  мордовская  группа учащихся. Финноязычные народы - первый этнический слой по времени формирования в Среднем Поволжье. Предки мордвы, древнемордовские племена, образовались в начале I века н.э. в междуречьи Оки и Волги на основе местного финоязычного населения. Одни из них на южных границах своего расселения долго контактировали с тюркоязычными племенами, другие, на северо-западе, с восточными славянами.

К середине XVI века у мордвы сложились этнические группы эрзи и мокши, каждая с особенностями в языке и культуре. В XVII – XVIII вв. в связи с русской колонизацией происходило постепенное движение мордвы в Заволжье на новые земли. С другой стороны, в юго-восточном направлении шло продвижение служилой мордвы, которые строила засечные линии и осваивала незаселённые земли.

К концу XIX века мордва расселилась на большой территории среди русских, чуваш и татар.

 

Слайд 15-17. Выступает   украинская и других народов  группа учащихся. История заселения края немцами, латышами, эстонцами, украинцами.

«На территории Симбирского - Ульяновского Поволжья немцы появились в середине XIX в. Слабое экономическое развитие, войны вызвали в XVIII –XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные страны Америки, Европы, в том числе и в Россию). Это были в основном ремесленники, чиновники и другие служащие лица. На 1896 г. в Симбирской губернии немцев насчитывалось 1040 человек.

В Ульяновской области согласно последней переписи населения проживало 2 963. В селе Богдашкино Чердаклинского района образован немецкий национальный совет. В трёх районах области – Вешкаймском, Карсунском и Чердаклинском созданы немецкие агрофирмы.

Латыши в Ульяновском Поволжье расселяются в 1870-1910 гг.: в 1870-х гг. из Ауцкого уезда Курляндской губернии, первоначально на земли Карсунского уезда, а затем, в 1880-х гг. основная часть переселяется на земли Сенгилеевского уезда. В 1875 г. у села Кивать Сенгилеевского уезда появился латышский хутор из 60 домов. Хутор получил название Чекалино-Латышский. В 1909-1910 гг. из Курляндской губернии переселилось ещё несколько латышских семей на земли Никольской волости Сызранского уезда. На 2002 г. в Ульяновской области было зарегестрированно 233 латыша. Основная часть их сельского населения живёт сегодня в селе Красная Балтия Кузоватовского района

Первые эстонские поселения в нашей губернии появились сразу же после отмены крепостного права (70-80-е годы XIX в.) То были безземельные крестьяне, батраки. Приехали они из Эстляндской провинции. Селились эстонцы маленькими деревнями, хуторами: Ломм (ныне Ломы), Широкий, Смородина, Светлое озеро, Гремячий Ключ, Никольский, Огибной, Лапшанка. Большинство хуторов располагалось неподалёку от Симбирска (ныне Ульяновский, Сенгилеевский, Теренгульский районы).

Основная часть эстонцев живёт в Ульяновском районе (посёлок Ломы, посёлок Широкий), а также компактные ареалы расселения в Ульяновском, Теренгульском, Вешкаймском районах. По статистическим данным на 2002 год здесь их 319.

Украинские поселения на территории Ульяновского Поволжья возникают в конце XIX в. в верховьях реки Малая Терешка Сызранского уезда. Основателями их были переселенцы преимущественно из центральных и южных райнов Украины.Длительное проживание переселенцев среди других народов, и прежде всего русских  повлияло на их культуру и быт. К настоящему времени значительная часть украинцев обрусела. Немало украинцев мигрировало в Самарскую область и на историческую родину. Однако, несмотря на большие изменения, происшедшие в жизни переселенцев, отдельные черты их традиционного быта прослеживаются и сегодня.

Расселены преимущественно в Ульяновском, Мелекесском, Новоспасском, Радищевском и других районах.

Численность населения области по данным Росстата составляет 1 252 887 чел. (2017). Плотность населения — 33,70 чел./км2 (2017). По этому показателю область занимает 29-е место в России и 6-е место в Приволжском федеральном округе. Национальный состав:

Русские

      901 272

                 73,6%

Татары

     168 766

                12,20%

Чуваши

    111 316

             8,05%

Мордва

   50 229

              3,63%

Украинцы

15 588

1,13%

Азербайджанцы

5 006

0,36%

Армяне

4 745

0,34%

Белорусы

3 891

0,28%

Немцы

2 963

0,21%

Цыгане

2 034

0,15%

Узбеки

1 228

0,09%

Башкиры

1 217

0,09%

Таджики

1 057

0,08%

Молдаване

 941

0,07%

Задание для  1 группы. Слайд 18.

 Задание 1. Используя атласы 7 класс народы и плотность населения, ответьте на вопросы

- К какой языковой семье и языковой группе относятся русские?

Задание 2. Используя     столбчатую диаграмму   численность  русского населения, проследите динамику  русского населения в Ульяновской области.     Слайд19, 20,21.

Задание 3.   Используя статистические данные, скажите  сколько русских проживает на территории Ульяновской области.

 Задание 4. Используя карты  расселение русских по территории Ульяновской области, назовите районы Ульяновской области где преобладает русское население. 

 Русские представители славянской группы индоевропейской языковой семьи, самая многочисленная группа населения Ульяновской области. Проживает по всей территории  области. Но наиболее компактно в Ульяновском, Теренгульском, Майнском, Карсунском, Сурском, Новоспасском, Радищевском районах, в городах Ульяновске, Димитровграде.

Численность населения области по данным Росстата составляет 1 252 887 чел. (2017). Плотность населения — 33,70 чел./км2 (2017). По этому показателю область занимает 29-е место в России и 6-е место в Приволжском федеральном округе. Национальный состав:

Русские

      901 272

                 73,6%

Татары

     168 766

                12,20%

Чуваши

    111 316

             8,05%

Мордва

   50 229

              3,63%

Украинцы

15 588

1,13%

Азербайджанцы

5 006

0,36%

Армяне

4 745

0,34%

Белорусы

3 891

0,28%

Немцы

2 963

0,21%

Цыгане

2 034

0,15%

Узбеки

1 228

0,09%

Башкиры

1 217

0,09%

Таджики

1 057

0,08%

Молдаване

 941

0,07%

Задание для  2 группы.  Слайд 22,23.

 Задание 1. Используя атласы 7 класс народы и плотность населения, ответьте на вопросы

- К какой языковой семье и языковой группе относятся  татары?

Задание 2. Используя  столбчатую диаграмму     численность  татарского  населения, проследите динамику   татарского  населения в Ульяновской области.    

Задание 3.   Используя статистические данные, скажите,  сколько  татар  проживает на территории Ульяновской области.

 Задание 4. Используя, карты  расселение татар по территории Ульяновской области, назовите районы Ульяновской области где преобладает  татарское население.  Татары – представители тюркской группы алтайской языковой семьи. Большая доля татар в настоящее время проживает в Старокулаткинском, Новомалыклинском, Николаевском, Базаросызганском, Чердаклинском, Павловском, Мелекесском, Цильнинском районах

Численность населения области по данным Росстата составляет 1 252 887 чел. (2017). Плотность населения — 33,70 чел./км2 (2017). По этому показателю область занимает 29-е место в России и 6-е место в Приволжском федеральном округе. Национальный состав:

Русские

      901 272

                 73,6%

Татары

     168 766

                12,20%

Чуваши

    111 316

             8,05%

Мордва

   50 229

              3,63%

Украинцы

15 588

1,13%

Азербайджанцы

5 006

0,36%

Армяне

4 745

0,34%

Белорусы

3 891

0,28%

Немцы

2 963

0,21%

Цыгане

2 034

0,15%

Узбеки

1 228

0,09%

Башкиры

1 217

0,09%

Таджики

1 057

0,08%

Молдаване

 941

0,07%

Задание для  3 группы. Слайд 24,25

Задание 1. Используя атласы 7 класс народы и плотность населения, ответьте на вопросы

- К какой языковой семье и языковой группе относятся  чуваши?

Задание 2. Используя столбчатую диаграмму   численность  чувашского  населения, проследите динамику   чувашского населения в Ульяновской области.    

Задание 3.   Используя статистические данные, скажите  сколько  чуваш проживает на территории Ульяновской области.

 Задание 4. Используя карты,  расселение  чуваш  по территории Ульяновской области, назовите районы Ульяновской области,  где преобладает   чувашское  население.

Чуваши - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. 

Наиболее компактно проживают  в Цильнинском, Майнском, Новомалыклинском, Мелекесском, Ульяновском, Тереньгульском, Сенгилеевском районах

Численность населения области по данным Росстата составляет 1 252 887 чел. (2017). Плотность населения — 33,70 чел./км2 (2017). По этому показателю область занимает 29-е место в России и 6-е место в Приволжском федеральном округе. Национальный состав:

Русские

      901 272

                 73,6%

Татары

     168 766

                12,20%

Чуваши

    111 316

             8,05%

Мордва

   50 229

              3,63%

Украинцы

15 588

1,13%

Азербайджанцы

5 006

0,36%

Армяне

4 745

0,34%

Белорусы

3 891

0,28%

Немцы

2 963

0,21%

Цыгане

2 034

0,15%

Узбеки

1 228

0,09%

Башкиры

1 217

0,09%

Таджики

1 057

0,08%

Молдаване

 941

0,07%

Задание для  4 группы. Слайд 26, 27, 28

Задание 1. Используя атласы 7 класс народы и плотность населения, ответьте на вопросы

- К какой языковой семье и языковой группе относятся  мордва?

Задание 2. Используя    столбчатую диаграмму    численность  мордовского  населения, проследите динамику    мордовского населения в Ульяновской области.    

Задание 3.   Используя статистические данные, скажите  сколько  мордвы  проживает на территории Ульяновской области.

 Задание 4. Используя карты  расселение  мордвы  по территории Ульяновской области, назовите районы Ульяновской области где преобладает    мордовское  население.

По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи.  Живет она преимущественно в южных районах области - Николаевском, Новомалыклинском, Кузоватовском, Теренгульском,  Павловском и других районах. 

Численность населения области по данным Росстата составляет 1 252 887 чел. (2017). Плотность населения — 33,70 чел./км2 (2017). По этому показателю область занимает 29-е место в России и 6-е место в Приволжском федеральном округе. Национальный состав:

Русские

      901 272

                 73,6%

Татары

     168 766

                12,20%

Чуваши

    111 316

             8,05%

Мордва

   50 229

              3,63%

Украинцы

15 588

1,13%

Азербайджанцы

5 006

0,36%

Армяне

4 745

0,34%

Белорусы

3 891

0,28%

Немцы

2 963

0,21%

Цыгане

2 034

0,15%

Узбеки

1 228

0,09%

Башкиры

1 217

0,09%

Таджики

1 057

0,08%

Молдаване

 941

0,07%

Задание для  5 группы. Слайд 26, 27, 28

Задание 1. Используя атласы 7 класс народы и плотность населения, ответьте на вопросы

- К какой языковой семье и языковой группе относятся  украинцы, немцы, латыши,  эстонцы?

Задание 2. Используя    столбчатую диаграмму    численность  мордовского  населения, проследите динамику     населения в Ульяновской области.    

Задание 3.   Используя статистические данные, скажите  сколько   украинцев, немцев, латышей,  эстонцев  проживает на территории Ульяновской области?

 Задание 4. Используя карты  расселение    по территории Ульяновской области, назовите районы Ульяновской области где компактно проживают   украинцы, немцы, латыши,  эстонцы.  

 Украинцы относятся  к славянской группе индоевропейской семьи.  Немцы  относятся к германской группе индоевропейской семьи, литовцы, латыши к балтийской группе, эстонцы к финской группе. Немцы проживают в селе Богдашкино Чердаклинского района, в Вешкаймском, Карсунском районах. Латыши- селе Красная Балтия Кузоватовского района.  Эстонцы-Ульяновский, Сенгилеевский, Теренгульский районах.  Украинцы расселены преимущественно в Ульяновском, Мелекесском, Новоспасском, Радищевском и других районах.

Учитель. В России проживает  больше ста восьмидесяти народов, в Ульяновской области более 80  национальностей.

Понять и осмыслить культуру своего народа можно лишь тогда, когда ощутишь ее в самом себе. Когда для тебя вышитые бабушкой полотенца и скатерть становятся бесценными. И когда ты обращаешься к обрядам и традициям не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это – твои корни. Забывая их, мы разрываем связь времен и поколений. У  каждого народа свои  обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. 

 Большинство этих праздников зародились еще в древние времена – несколько столетий назад, а некоторые даже и тысячу лет. В нашей жизни меняется все: вещи, города, деревни, профессии, одежда, природа, но не меняются лишь народные праздники, которые продолжают жить, пока живут люди. Национальные праздники – праздники души и сердца народа.

 

Слайд 29.Выступает  русская группа учащихся. Русские представители славянской группы индоевропейской языковой семьи, самая многочисленная группа населения Ульяновской области.  Первое русское поселение на территории области – Промзино-

(ныне поселок  Сурское) основано в 1552 г.  В 16 веке и в первой половине 17 века появляются первые поселения крепости: Сурский Острог, Аргаш, Сызганская слобода, Валгуссы, Тальский Острог, Аристовка. Русские проживает по всей территории  области. Но наиболее компактно в Ульяновском, Теренгульском, Майнском, Карсунском, Сурском, Новоспасском, Радищевском районах, в городах Ульяновске, Димитровграде.

 Современное население сохраняют традиции предков и сейчас отмечают национальные праздники как  рождество, пасху, масленицу, крещение. Слайд 30-32.

 Традиционные блюда русских-щи, каши, холодец, блины. Слайд 33.

Традиции русского костюма складывались веками.  Мужской костюм состоял из нательной рубахи- косоворотки, узких холщевых полосатых штанов (порты), кафтана, зипуна, армяка, тулупа, чапана.

 Женский костюм – это рубахи, сарафаны на мышках, платки ситцевые. Слайд 34-36

 По вероисповеданию русские – православные. Слайд 37. Выступление группы поддержки.

 

Слайд  38-40. Выступает татарская группа учащихся. В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские. В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов. 

Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя "боргарлы", "казанлы" или "мослеман" (мусульмане). Лишь в XX столетии слово "татары" окончательно превратилось в самоназвание народа. Среди татар Среднего Поволжья выделяются две основные этнические группы: казанские татары и мишари. На территории Ульяновской области проживают преимущественно татары-мишари. Происхождение мишарей полностью не выяснено. Большинство исследователей считают их потомками отюретченной финно-угорской мещеры. По другому мнению, формирование татар-мишарей шло на основе развития западной булгаро-буртасской части населения Булгарии. 

 Слайд 41-44.Значительная часть традиционных народных праздников татар связана с этапами годового цикла хозяйственной деятельности и существовавшими в прошлом общинными отношениями. К таковым относятся сабантуй (праздник плуга), жыен (встреча, народное гуляние), урак эсте (жатва), каз эмэсе, мал эмэсе, тупа эмэсе (помощь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна).

Слайд 45,46 . Основная часть мужской одежды – это просторная рубаха до колен, со стоячим воротником и штаны с широким шагом. Головной убор – тюбетейка. Женская одежда украшена воланами по подолу. Обязательный атрибут одежды- фартук. Головной убор у замужних женщин « тастар- платок», а у девушек –«тайку»- круглая шапочка.

  Слайд 47.Традиционное  блюдо – салма, мясная похлебка с клецками. Пшенная каша- обрядовая  пища.

 Слайд 48. В 10 в татары приняли мусульманскую веру. Выступление группы поддержки.

 Слайд 49-51.Выступает  чувашская  группа учащихся. Чуваши - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. Само название народа "чуваш", производят от булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами "горных" марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычные племена сувазов, осев в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). Анатри больше сохранили черт традиционной культуры и антропологический тип своих тюркоязычных предков и по культурным особенностям имеют значительное сходство с татарами. В культуре же вирьялов проявились черты финно-угорских предков -"горных" марийцев. 

На территории Ульяновской области проживают преимущественно чуваши анатри.

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав  Ульяновской области чуваши — 94 970 (7,7 %) Наиболее компактно проживают в Цильнинском районе- 58,8%, а также в Павловском,  Новомалыклинском, Мелекесском, Барышском.

 Слайд 52.Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури. Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника (от «сурaх ырри» - «овечий дух»). Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать.

 Слайд 53.Акатуй — один самых значимых праздников чувашского народа. Праздник плуга- весенний праздник чувашей, посвященный земледелию

 Слайд 54,55 Мaнкун — праздник встречи весеннего нового года по древне чувашскому календарю. Название мaнкун переводится как «великий день». 

 Слайд 56,5,58. Мужской костюм состоит из холщевой рубахи и штанов. Праздничные  рубахи украшали вышивкой, которая предохраняла от злых духов.

 Основная часть женского костюма является рубаха-панар  туникообразного покрова без воротника.

Вероисповедание чувашей — православное христианство. Выступление группы поддержки.

 Выступает   мордовская   группа учащихся Слайд 59. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва - эрзя. 

По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угороской группы уральской языковой семьи.  Живет она преимущественно в южных районах области - Николаевском, Новомалыклинском, Кузоватовском, Павловском и других районах

 Слайд 60-64.Основным занятием мордвы издревле являлось земледелие, поэтому обряды земледельческого цикла занимали ведущее место в ее культуре. В земледельческой обрядности нашли отражение различные формы обожествления плодородия : гадания, почитание стихий (воды, земли, солнца, огня, ветра, дождя), поклонение духам предков, выступавших как податели плодородия. Все это прослеживается в обрядах годового цикла, остатки которого сохранились и до настоящего времени. Балтай,  Акша Келу" ("Белая берёза"), Пасха. Выступление группы поддержки.

Слайд 65-67. Женская одежда представляет собой холщевую белую рубаху – понарь, туникообразного покрова, украшенную плотной вышивкой; распашная одежда типа кафтан- руца, надевается поверх рубашки. С 14 лет эрзянки носят набедренник- пулакш, обшитый бисером, тесьмой. Головной убор- налобная повязка, обруч из луба, обтянутый тканью с вышивкой. Мужской  костюм включает рубаху из холста, украшенную вышивкой и штаны. Летом поверх рубахи надевают белую холщевую распашную одежду, осенью – кафтан, обувь- лапти косого плетения.

 Слайд 68-71.  Мордовская кухня-   пельмени, щи из свежей капусты с курицей, арям, печень, жаренная со свининой. До присоединения к Русскому государству мордва была язычниками, матриархального уклада жизни( вера в женское божества). Теперь мордва- православные. Учащиеся исполняют на своем языке  национальные стихи, песни.

Закрепление. Нанести на к\к карту районы проживания русских, татар, чуваш, мордвы. Слайд 72.

Все мы - народов разные дети,
Россия наш огромный общий дом.
Веками мы живем под общей крышей
Нам хорошо, уютно в доме том.

 Слайд 73.Мы разные, но мы вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 7 классе "Географические открытия" и тестовая работа

Данная работа может быть использована  на уроке географии в 7 классе, как сопровождение рассказа учителя и для составления опорного конспекта. По этому конспекту  дети будут готовиться к про...

Презентация к уроку "Методы географических исследований и источники географических знаний"

Эта презентация к уроку в 7 классе по теме "Методы географическихисследований и источники географических занний". К учебнику "География. Материки, океаны, народы и страны" И.В. Душина, В.А. Коринская,...

Конспект урока по географическому краеведению

Разработка урока по географическому краеведению на тему "Отдых в Ивановском районе" дает возможность убедить детей, что на территории, расположенной близко к городу можно отдохнуть и поправить свое зд...

Календарно - тематическое планирование уроков биолого - географического краеведения в 6 классе

Календарно - тематическое планирование уроков биолого - географического краеведения в 6 классеУменьшение количества часов на преподавание курсов «Биология. Растения» и «География. Землеведение» при не...

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме: Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

Урок математики в 5 А классе по теме: Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.(по учебнику Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон)Учитель математики: Данилова С.И....

Интегрированный урок по географическому краеведению "Поселения родного края"

Тип урока: Проблемный урокЦель урока: Обучающая: рассмотреть основные типы поселений, особенности городских и сельских поселений.Развивающая: развитие коммуникативных компетенций обучающихся, нав...