Технологическая карта учебного занятия "Общественное движение в первой половине 19 века"
план-конспект занятия по истории (10 класс)

Бодрова Маргарита Вячеславовна
Технологическая карта для проведения учебного занятия по истории для обучающихся 1 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по истории России на тему: «Западники и славянофилы».

Тип занятия:  изучения нового материала.

Цель занятия: способствовать формированию представлений об общественном движении первой половины 19 века, и его значении для будущего развития России.

Задачи занятия:

  1. Охарактеризовать общественно-политические взгляды западников и славянофилов.
  2. Развить умения работы с историческими источниками (отбирать необходимую информацию), работы в парах, умение аргументировать свою точку зрения.
  3. Характеризовать позицию обоих направлений
  4. Уметь сравнивать и выделять главное

Структура занятия

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Орг. момент.

Приветствие обучающихся.

Проговаривание целей занятия

Обучающиеся делятся на две группы: «Западники» и «Славянофилы»

2. Мотивация к познавательной деятельности.

Актуализация знаний

Разминка: блиц опрос по датам и понятиям

Команды

Вопросы обучающимся

Ответы обучающихся

Западники

Форма правления в России, при которой  император обладал верховными правами в законодательной, административной и судебной сфере

Самодержавная монархия

Славянофилы

14 декабря 1825 года

Восстание декабристов

Западники

Конституция

Основной закон государства)

Славянофилы

Высший представительный и законодательный орган власти

Парламент/Сенат/Сейм

Западники

Высший представительный и законодательный орган власти в России сегодня

Государственная Дума

Славянофилы

Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти  помещика

Крепостное право

Западники

Представители одного из направлений русской общественной мысли второй четверти XIX века

Западники

Славянофилы

Представители одного из направлений русской общественной мысли второй четверти XIX века

Славянофилы

Целеполагание

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Главный вопрос занятия: кто такие западники и славянофилы?

Формулируем определение

Сформулировав определения западничества и славянофильства, поработав с иллюстрацией, определите, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Тема сегодняшнего занятия «Судьба России в спорах западников и славянофилов». В чем на ваш взгляд стороны будут обвинять друг друга, используя знакомое вам определение?

Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

Представители одного из направлений русской общественной мысли второй четверти XIX века

Одно течение ориентировано на Западную Европу, другое на патриархальную Русь.

О западниках и славянофилах.

Будут обвинять друг друга в разных взглядах (мыслях) на будущее России.

Охарактеризовать различия во взглядах западников и славянофилов, а возможно и сходства на дальнейшее будущее своей страны.

 Работа с источниками

Обучающимся предлагается поработать с  текстами (историческими источниками), в которых отражены идейные воззрения западников и славянофилов.

 читают тексты (Приложение 1).

Находят сходства и различия двух общественно-политических течений и инсценируют «судебный процесс», поочередно обвиняя друг друга.

Анализ полученной информации

А) Проверка знаний и умений

Сгруппируйте идеи по их принадлежности к разным общественным течениям. Выделите общие идеи (устно).

1. История России самобытна, у нее особый путь развития.
2. Крепостное право должно быть уничтожено.
3. Выражение народной воли через земские соборы.
4. Парламент и Конституция.
5. Образец для России – западноевропейское устройство.
6. Ограничение власти монарха.

Западники

Славянофилы

Общие идеи

обучающимся предлагается записать основную проблему, идеи и итоги в единую схему

обучающиеся формулируют проблему, заполняют маршрутный лист:  (письменно). (Приложение 2)

 Оценивание

Выскажите свое отношение к позиции А.И. Герцена. Воспользуйтесь ПОПС - формулой для аргументации своего ответа.

«Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь… и мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно»

Александр Иванович Герцен

Подведение итогов. Учащимся предлагается посмотреть отрывок из фильма «Белинский» 1951 года, и определить, каких взглядов придерживался В.Г. Белинский (Приложение 3)

Фронтальная оценка учителем деятельности учащихся

.обучающиеся приводят мысль, о том, что как и А.И. Герцен, так и В.Г. Белинский находились «над схваткой» двух противоборствующих между собой течений.

 Рефлексия

Что показалось вам сегодня трудным?

Что считаете самым главным в изученном материале?

О чем хотелось бы поговорить подробнее?

Обучающимся предлагается выбрать сторону противоборствующих сторон, оставив свой автограф  в списке сбора подписей в поддержку двух «лагерей».

 отвечают на поставленные вопросы.

Оставляют свой автограф.

Оборудование: исторические источники, содержащие информацию общественно-политических взглядов западников и славянофилов; фишбоун; презентация: «Судебный процесс» западников и славянофилов; проектор, экран, компьютер, ватман А3.

Приложение 1

ВЗГЛЯДЫ ЗАПАДНИКОВ

1. С.М. Соловьев о крепостном праве: «Крепостное право есть вопль отчаяния государства, находящегося в безвыходном экономическом положении. О каком другом освобождении можно было подумать, не вспомнив, что в России огромное количество людей есть собственность других людей…?  Какую речь можно было бы вести, не вспомнив об этом пятне, о позоре, лежавшем на России, исключавшем ее из общества европейских цивилизованных народов?».

Из «Истории России с древнейших времен"

2. П.В. Анненков о государственном устройстве России, приводит следующий пример: «Пример английской конституции был налицо: она … не только победоносно вышла из всех опасностей и затруднений, а изменила все законодательство о выборах в камеру общин, восстановила право обиженных местностей и сословий на посылку депутатов в парламент и переформировала весь состав представительства, не утеряв при этом ни на волос коренного своего значения и влияния на страну».

3. П.Я. Чаадаев о будущем России: «Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство. Несмотря на их разделение на ветви латинскую и тевтонскую, на южан и северян, существует общая связь, соединяющая их всех в одно целое, явная для всякого, кто углубится в их общую историю. Вы знаете, что еще сравнительно недавно вся Европа носила название Христианского мира и слово это значилось в публичном праве. Надо уметь ценить этот христианский разум, столь уверенный в себе, столь точный, столь определенный в этих людях…». Отрывок из «Философских записок».

Отрывок из статьи «О старом и новом»

ВЗГЛЯДЫ СЛАВЯНОФИЛОВ

1. А.С. Хомяков о крепостном праве: «Когда вспомним, что крестьяне не могли сходить с своих земель, что даже отлучаться без позволения они не смели, что между тем суд был в руках помещиков, не поймем ли мы, что рабство крестьян существовало в обычае. Конечно, никто из нас не может вспомнить без горя о том, что закон согласился принять на себя ответственность за мерзость рабства, введенного уже обычаем, что закон освятил и укоренил давно вкрадывавшееся злоупотребление аристократии…».

2. К.С. Аксаков о будущем России: «Россия — земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны... В основании государства западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства Российского: добровольность, свобода и мир. Эти начала составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой, и определяют историю той и другой. Пути совершенно разные, разные до такой степени, что никогда не смогут сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях».

Отрывок из статьи «О том же»

3. А.И. Кошелев о государственном устройстве России: Истинно самодержавная власть, непременно себя проявит всяческими видами общения с народом, из которых одним может быть и Земский Собор. Самодержавие, само себе предоставленное, в настоящее время не может не чувствовать своей несостоятельности, в виду предлежащих ему все более и более усложняющихся задач, и не сознавать тяжкой ответственности за свершаемые им дела. Пользуясь советом народных избранников, оно разделит с ними ответственность за делаемое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Дворянская усадьба первой половины XIX века. "Приютино" вблизи Всеволожска."

Усадьба "Приютино" была в современном ее виде создана к 1805-6 годам. Она принадлежала известному государственному деятелю, меценату, первому директору Публичной библиотеки и руководителю Академии худ...

Литература первой половины ΧΙΧ века.

Материал для приема зачета...

Технологическая карта учебного занятия:"Движение крови и лимфы по сосудам".

Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на Э...

Технологическая карта урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс + презентация

В работе представлена технологическая карта урока в 7 классе по физике "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". К уроку подготовлена презентация....

Технологическая карта учебного занятия по математике в 5 классе Тема: «Задачи на движение»

Цель: Решение примеров и задач на движение .Совершенствовать умение решать задачи  на по теме «Единицы времени» , совершенствовать умения решать задачи  на по теме «Единицы...

Урок: "Народные движения в первой половине XVIII века".

Урок ФГОС. О народных  движениях в первой половине XVIII века....

7 класс Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века".

7 класс  Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века"....