7 класс Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века".
план-конспект урока по истории (7 класс)
7 класс Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._tehnologicheskaya_karta._vneshnyaya_politika_rossii_vo_vtoroy_polovine_xvi_veka.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
Урок истории для 7 класса по теме: «Внешняя политика России во второй половине XVI века».
Кучер С.В., учитель истории ГБОУ СОШ № 380 Красносельского района г. Санкт – Петербурга
Цель урока: Создать условия для применения учащимися освоенных знаний в практической деятельности по составлению кроссворда.
Задачи:
-обучающие: рассмотреть основные направления внешней политики Ивана IV, её причины и результаты;
-развивающие: развивать общеучебные умения и навыки;
-воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к истории своего народа и страны, чувство патриотизма.
Планируемые результаты освоения темы:
-личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России. Уважительно относиться к историческому и культурному наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.
-метапредметные умения:
- познавательные: умение давать определения понятий, воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать информацию, описывать события, строить логическое рассуждение.
- регулятивные: умение формулировать цель и задачи учебной деятельности, планировать и оценивать результаты своей работы. Получать возможность научиться: осуществлять поиск информации, анализировать объекты, ориентироваться на успех в учёбе.
- коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
-предметные: знать основные даты и хронологию событий; давать определения понятий: засечные черты, ясак; определять задачи и направления внешней политики Ивана IV; показывать по исторической карте направления походов русских войск против Казанского и Астраханского ханств, места важнейших сражений, направления похода Ермака в Сибирь; рассказывать о взятии Казани; оценивать значение присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России и его последствиях для местного населения; рассказывать о походе Ермака, используя текст учебника и историческую карту; работать с историческими источниками; раскрывать причины начала Ливонской войны и причины и последствия поражения России в Ливонской войне; называть основные события Ливонской войны, знать их хронологию, работать с картой; формулировать выводы об итогах внешнеполитической деятельности Ивана IV.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Средства обучения: вербальные - речь учителя; визуальные – иллюстрации, презентация учителя, карта; ТСО –компьютер, мультимедийный проектор; учебник, дополнительные материалы.
Образовательные ресурсы: учебник – История России, 7 класс под редакцией академика РАН А.В. Торкунова, в двух частях; Москва «Просвещение» 2017; презентация.
Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа индивидуально и в парах, групповая работа.
Методы контроля: визуальный, устный, письменный.
Основные вопросы содержания:
- Присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.
- Значение присоединения Поволжья и Сибири к России.
- Россия и Западная Европа в середине XVI века.
- Причины и начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны.
Основные понятия и термины: ясак, засечные черты.
Основные персоналии: Иван IV, Иван Выродков, хан Кучум, Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Стефан Баторий, Иван Шуйский.
Тип урока: комбинированный
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Умения |
1. Оргмомент | Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль. | Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места. | |
2. Актуализация знаний | Проверка домашнего задания: предлагается учащимся выполнить задания. Игра « Чистая доска». На доске написаны понятия: « Избранная рада», «Земский собор», «Судебник», «Приказы», «Стрельцы», «Кормление».. Нужно выбрать понятие и объяснить его. Если определение правильное, то понятие убираем. Наша цель, сделать доску чистой Тест. См. Приложение 1. Устный и письменный контроль. Формулирует тему урока: «Внешняя политика России во второй половине XVI века». | Индивидуально выполняют задания. Предлагают свои варианты ответа. | Предменые: знать первый период правления и основные реформы Ивана IV. Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание. |
3. Самоопределение к деятельности | Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Избранная Рада была распущена, а ее лидер Алексей Адашев отправлен служить воеводой на Ливонскую войну. Проблемный вопрос: «Кто же был прав о направлении внешней политики России в конце 1550 гг. – Алексей Адашев или Иван IV? Организует обсуждение проблемы. Формирует практикоориентированное задание: Вам потребуется помощь в составлении кроссворда, поэтому мы будем составлять таблицу: «Основные события внешней политики России в XVI веке». Приложение 2. | Обсуждают проблему, предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют цель изучения темы и задачи. | Личностные: определять потребности в освоении темы. Проявлять готовность к сотрудничеству. Познавательные: создавать самостоятельно способы решения практикоориентированного задания. Коммуникативные: участвовать в диалоге, достаточно полно выражать свои мысли. Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание. Определять лично значимую цель в рамках учебной темы. |
4.Учебно-познавательная деятельность (обучение) | Использование презентации 1. Присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Организует работу в группах. Каждая группа, изучив п.1,2, 5 § 7-8 расскажет нам о различных аспектах внешней политики молодого Российского государства. Выполняя задание, используйте знания, полученные на предыдущем уроке. Работая в группах, определите: 1. Цели Российского государства. 2. Направления и задачи внешней политики. 3. Причины завоеваний. 3. Основные события. 4. Итоги. 1гр. Казанское ханство. 2гр. Астраханское ханство. 3гр. Сибирское ханство. Формулирует задание: -Покажите на карте присоединённые территории. -Заполните первый и второй столбец таблицы. -Докажите, что присоединение других племен «под высокую руку русского царя» происходило мирным путем. - Докажите, что строительство «засечной черты» было необходимо. Сформулируйте понятие «засечная черта», «ясак». Визуальный контроль за ходом выполнения заданий. Устный контроль результатов выполнения заданий. Корректирует ответы учащихся. 2.Значение присоединения Поволжья и Сибири к России. Организовывает работу в парах. Формулирует задание: -Обсудите в парах положительные и отрицательные последствия присоединения Поволжья к России. Результаты запишите в тетрадь. Организует работу самостоятельную с документом Из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Каково было значение присоединения Сибири? Ответ запишите в тетрадь. Визуальный контроль за ходом выполнения заданий. Устный контроль результатов выполнения заданий. Корректирует ответы учащихся. 3. Россия и Западная Европа в середине XVI века. Рассказ с использованием презентации. Формулирует задание: Ответьте на вопросы: 1. Кто такой Ричард Ченслер? С какой целью и когда он прибыл в Россию? 2. Кто и когда возглавил первое русское посольство в Англию? Ответы запишите в тетрадь. Визуальный контроль за ходом выполнения заданий. Устный контроль результатов выполнения заданий. Корректирует ответы учащихся. 4. Причины и начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны. Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника §7-8, п 8,9 и исторической картой. Формирует задания. -Покажите на карте местоположение Ливонского Ордена, Литвы и Польши, главные походы русских, поляков и шведов. -Назовите причины Ливонской войны. - Докажите, что Россия не выполнила задачу завоевания выхода к Балтийскому морю во время Ливонской войны. - Заполните хронологией событий третий столбец таблицы «Основные события внешней политики России в XVI веке». - Дополните предложение. Во 2-й половине XVI века территория России ____________ в результате присоединения: ____________________ и в результате потери земель: _________________. Визуальный контроль за ходом выполнения заданий. Устный контроль результатов выполнения заданий. Корректирует ответы учащихся. | Работают в группах. Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы. Представляют свои ответы учителю и классу. Заполняют таблицу. Работают с исторической картой. Выполняют задания. Формулируют определения к терминам. Обсуждают в парах варианты ответов. Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы. Работают с историческим источником. Делают вывод. Записывают в тетрадь. Воспринимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Записывают в тетрадь. Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы. Представляют свои ответы учителю и классу. Заполняют таблицу. Работают с исторической картой. Делают вывод. | Предметные: определять задачи и направления внешней политики Ивана IV; показывать по исторической карте направления походов русских войск против Казанского и Астраханского ханств, Сибирского ханства, места важнейших сражений. Называть основные события Ливонской войны, знать их хронологию, работать с картой. Формулировать выводы об итогах внешнеполитической деятельности Ивана IV. Личностные: проявлять интерес к учебной теме. Проявлять интерес к сотрудничеству. Познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием. Извлекать информацию в соответствии с целью. Предъявлять информацию в различных языковых формах. Определять значение и смысл терминов. Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос. Работать в паре и группе. Внимательно слышать и слушать партнёра. Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание. Устанавливать последовательность действий по выполнению задачи. Преодолевать затруднения. |
5. Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы урока) | Диагностика освоения содержания темы. Предлагает учащимся индивидуально выполнить задание. «Обведите на контурной карте границу России во 2-й половине XVI века и обоснуйте свое решение». Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Письменный контроль освоения содержания темы. | Выполняют диагностическое задание. Предоставляют учителю результаты своей работы для проверки. | Познавательные: принимать информацию в различных языковых формах. Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание. |
6. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Предлагается учащимся выполнить практикоориентированное задание: составить кроссворд по теме. Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Оказывается помощь учащимся, у которых возникли трудности с выполнением задания. Устный контроль за ходом выполнения задания. Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока. Предлагает учащимся ответить на вопрос: «Кто же был прав о направлении внешней политики России в конце 1550 гг. – Алексей Адашев или Иван IV?» | Выполняют практико- ориентированное задание. Предъявляют свои варианты решения, обосновывают | Предметные: знать основные направления внешней политики, основные события, итоги, исторические личности, оказывающие влияние на события. Понимать значение присоединения новых территорий к России. |
7. Рефлексивная деятельность | Подведение итогов. Организация рефлексии. Предлагает нарисовать смайлик, который покажет насколько учащиеся довольны своей работой. | Самоанализ, самооценка (оценивают свою работу, высказывают своё отношение к уроку). | Личностные: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности. Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения; оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее своё развитие. |
Домашнее задание | Формирует домашнее задание: § 7-8, одно задание на выбор рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». | Воспринимают домашнее задание, уточняют. | Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения; оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее своё развитие. |
Приложение 1. Тест.
- Иван IV формально оказался на престоле после смерти отца в:
- 1530 г. 2) 1533 г. 3) 1538 г. 4) 1540 г.
- «Ни в чем не поступали с нами так, как следует поступать с детьми», - писал о своём детстве:
- Иван III 2) Василий Тёмный 3) Иван IV 4) Василий III
- Митрополит Макарий провёл обряд венчания Ивана IV на царство в:
- 1547 г. 2) 1545 г. 3) 1548 г. 4) 1550 г.
- Избранной радой в XVI веке называли:
- Группу казаков, избранных на круге для решения военных вопросов.
- Группу знатных бояр, избранную на первом Земском соборе для подготовки и разработки реформ.
- Круг близких помощников Ивана IV, разрабатывавших проект реформы.
- Родственников Ивана IV, принадлежавших к роду Рюриковичей.
- Первый Земский собор был создан Иваном IV в:
- 1547 г. 2) 1548 г. 3) 1549 г. 4) 1550 г.
- С резким осуждением боярского самовластия Иван IV впервые выступил:
- Во время венчания на царство в 1547 г.
- После подавления московского восстания 1547 г.
- На первом Земском соборе.
- Во время утверждения Судебника 1550 г.
- В борьбе с боярским самовластием в 1550 – е годы Иван IV:
- Упразднил местничество
- Утвердил новый Судебник
- Ликвидировал кормления
- Увеличил размер пожилого
- В работе первого Земского собора не участвовали:
- Бояре и князья 3) посадские люди
- Крепостные крестьяне 4) священнослужители
- Стрелецкие полки как регулярная армия были учреждены:
- В период борьбы с Ордой
- Во время правления Ивана III
- В 1550-е годы во время реформ Иван IV
- В период регентства Елены Глинской
Ответы: 1) 2, 2) 3, 3) 1, 4) 3, 5) 3, 6) 3, 7) 1, 8) 2, 9) 3
Приложение 2.
Основные события внешней политики России в XVI веке.
Восточное направление | Южное направление | Западное направление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст с ошибками по теме "Внешняя политика России во второй половине 18 века"
Внешняя политика России во второй половине 18 века (материал к уроку, к олимпиаде)...
«Внешняя политика России во второй половине 19 века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»
Урок по истории России в 8 классе по теме «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Русско – турецкая война 1877-1878 годов». Урок предполагает получение учащимися не только знаний по внешн...
Внешняя политика России во второй половине 18 века
Урок-презентация для 10 класса - база. В уроке обозначены цели, проблемный вопрос, задачи, и основные эхтапы внешней политики....
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...
УРОК: «Внешняя политика России во второй половине 18 века».
Тип урока: изучение нового материалаЦели:· Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.Задачи:·...
Внешняя политика России во второй половине XIX века
Данная методическая разработка может быть использована на уроках истории России в 10 классе при системном и личностном подходе к изучению темы "Внешняя политика России во второй половине XIX века"....
Презентация по теме "Внешняя политика России во второй половине XVIII века"
Учащиеся, находящиеся на сборах и соревнованиях, не всегда могут взять с собой учебники. С целью облегчить возможность изучить материал в электронный дневник к каждой теме мною выкладываются презентац...