7 класс Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века".
план-конспект урока по истории (7 класс)

Кучер Светлана Владимировна

 7 класс  Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Урок истории для 7 класса по теме: «Внешняя политика России во второй половине XVI века».

Кучер С.В., учитель истории ГБОУ СОШ № 380 Красносельского района         г.  Санкт – Петербурга

Цель урока: Создать условия для применения учащимися освоенных знаний в практической деятельности по составлению кроссворда.

Задачи:

-обучающие: рассмотреть основные направления внешней политики Ивана IV, её причины и результаты;

-развивающие: развивать общеучебные умения и навыки;

-воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к истории своего народа и страны, чувство патриотизма.

Планируемые результаты освоения темы:

-личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России. Уважительно относиться к историческому и культурному наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

-метапредметные умения:

  • познавательные: умение давать определения понятий, воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать информацию, описывать события, строить логическое рассуждение.
  • регулятивные: умение формулировать цель и задачи учебной деятельности, планировать и оценивать результаты своей работы. Получать возможность научиться: осуществлять поиск информации, анализировать объекты, ориентироваться на успех в учёбе.
  • коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

-предметные: знать основные даты и хронологию событий; давать определения понятий: засечные черты, ясак; определять задачи и направления внешней политики Ивана IV; показывать по исторической карте направления походов русских войск против Казанского и Астраханского ханств, места важнейших сражений, направления похода Ермака в Сибирь; рассказывать о взятии Казани; оценивать значение присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России и его последствиях для местного населения; рассказывать о походе Ермака, используя текст учебника и историческую карту; работать с историческими источниками; раскрывать причины начала Ливонской войны и причины и последствия поражения России в Ливонской войне; называть основные события Ливонской войны, знать их хронологию, работать с  картой; формулировать выводы об итогах внешнеполитической деятельности Ивана IV.

Методы обучения:  словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Средства обучения: вербальные - речь учителя; визуальные – иллюстрации, презентация учителя, карта; ТСО –компьютер, мультимедийный проектор; учебник,  дополнительные материалы.

Образовательные ресурсы: учебник – История России, 7 класс под редакцией академика РАН А.В. Торкунова, в двух частях; Москва «Просвещение» 2017; презентация.

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа индивидуально и в парах, групповая работа.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Основные вопросы содержания:

  1. Присоединение Казанского,  Астраханского и Сибирского ханств.
  2. Значение присоединения Поволжья и Сибири  к России.
  3. Россия и Западная Европа в середине XVI века.
  4. Причины и начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны.

Основные понятия и термины: ясак, засечные черты.

Основные персоналии: Иван IV, Иван Выродков, хан Кучум,  Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Стефан Баторий, Иван Шуйский.

Тип урока: комбинированный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

1. Оргмомент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места.

2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания: предлагается учащимся выполнить задания.

Игра « Чистая доска». На доске написаны понятия: « Избранная рада», «Земский собор», «Судебник», «Приказы», «Стрельцы», «Кормление».. Нужно выбрать понятие и объяснить его. Если определение правильное, то понятие убираем. Наша цель, сделать доску чистой

Тест. См. Приложение 1.

Устный и письменный контроль.

Формулирует тему урока: «Внешняя политика России во второй половине XVI века».

Индивидуально выполняют задания. Предлагают свои варианты ответа.

Предменые: знать первый период правления и основные реформы Ивана IV.

Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание.

3. Самоопределение к деятельности

Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного   многонационального   государства.   Они   усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Избранная Рада была распущена, а ее лидер Алексей Адашев отправлен служить воеводой на Ливонскую войну.
Формальной причиной роспуска стали разногласия в вопросах внешней политики Ивана IV, настаивавшего на продолжении Ливонской войны, А. Адашев считал необходимым установить мир в Прибалтике и вести наступление на Крым.

Проблемный вопрос: «Кто же был прав  о направлении внешней политики России в конце 1550 гг. – Алексей Адашев или Иван IV?

Организует обсуждение проблемы. Формирует практикоориентированное задание:

Вам потребуется помощь в составлении кроссворда, поэтому мы будем составлять таблицу: «Основные события внешней политики России в XVI веке».  Приложение 2.

Обсуждают проблему, предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют цель изучения темы и задачи.

Личностные: определять потребности в освоении темы. Проявлять готовность к сотрудничеству.

Познавательные:  создавать самостоятельно способы решения практикоориентированного задания.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, достаточно полно выражать свои мысли.

Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание. Определять лично значимую цель в рамках учебной темы.

4.Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Использование презентации

1. Присоединение Казанского,  Астраханского и Сибирского ханств.

Организует работу в группах.

 Каждая группа, изучив п.1,2, 5 § 7-8 расскажет нам о различных аспектах внешней политики молодого Российского государства. Выполняя задание, используйте знания, полученные на предыдущем уроке. Работая в группах, определите:

1. Цели Российского государства.

2. Направления и задачи внешней политики.

3. Причины завоеваний.

3. Основные события.

4. Итоги.

1гр. Казанское ханство.

2гр. Астраханское ханство.

3гр. Сибирское ханство.

Формулирует задание:  

-Покажите на карте присоединённые территории.

-Заполните первый и второй столбец таблицы.

-Докажите, что присоединение других племен «под высокую руку русского царя» происходило мирным путем.

- Докажите, что строительство «засечной черты» было необходимо. Сформулируйте понятие «засечная черта», «ясак».

Визуальный контроль за ходом выполнения заданий.

Устный контроль результатов выполнения заданий.

Корректирует ответы учащихся.

2.Значение присоединения Поволжья и Сибири  к России.

Организовывает работу в парах.

Формулирует задание:

-Обсудите в парах положительные и отрицательные последствия присоединения Поволжья к России. Результаты запишите в тетрадь.

Организует работу самостоятельную с документом Из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Каково было значение присоединения Сибири?

Ответ запишите в тетрадь.

Визуальный контроль за ходом выполнения заданий.

Устный контроль результатов выполнения заданий.

Корректирует ответы учащихся.

3. Россия и Западная Европа в середине XVI века.

Рассказ с использованием презентации.

Формулирует задание:

Ответьте на вопросы: 1. Кто такой Ричард Ченслер? С какой целью и когда он прибыл в Россию? 2. Кто и когда возглавил первое русское посольство в Англию? Ответы запишите в тетрадь.

Визуальный контроль за ходом выполнения заданий.

Устный контроль результатов выполнения заданий.

Корректирует ответы учащихся.

4. Причины и начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны.

Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника §7-8, п 8,9 и исторической картой.

Формирует задания.

-Покажите на карте местоположение Ливонского Ордена, Литвы и Польши, главные походы русских, поляков и шведов.

-Назовите причины Ливонской войны.

- Докажите, что Россия не выполнила задачу завоевания выхода к Балтийскому морю во время Ливонской войны.

- Заполните хронологией событий третий столбец таблицы «Основные события внешней политики России в XVI веке».

- Дополните предложение.  Во 2-й половине XVI века территория России ____________ в результате присоединения: ____________________ и в результате потери земель: _________________.

Визуальный контроль за ходом выполнения заданий.

Устный контроль результатов выполнения заданий.

Корректирует ответы учащихся.

Работают в группах.

Работают с текстом учебника.

Отвечают на вопросы.

Представляют свои ответы учителю и классу.

Заполняют таблицу.

Работают с исторической картой.

Выполняют задания.

Формулируют определения к терминам.

Обсуждают в парах варианты ответов.

Работают с текстом учебника.

Отвечают на вопросы.

Работают с историческим источником.

Делают вывод.

Записывают в тетрадь.

Воспринимают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Записывают в тетрадь.

Работают с текстом учебника.

Отвечают на вопросы.

Представляют свои ответы учителю и классу.

Заполняют таблицу.

Работают с исторической картой.

Делают вывод.

Предметные: определять задачи и направления внешней политики Ивана IV; показывать по исторической карте направления походов русских войск против Казанского и Астраханского ханств,  Сибирского ханства, места важнейших сражений.  Называть основные события Ливонской войны, знать их хронологию, работать с  картой. Формулировать выводы об итогах внешнеполитической деятельности Ивана IV.

Личностные: проявлять интерес к учебной теме. Проявлять интерес к сотрудничеству.

Познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием. Извлекать информацию в соответствии с целью. Предъявлять информацию  в различных языковых формах. Определять значение и смысл терминов.

Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос. Работать в паре и группе. Внимательно слышать и слушать партнёра.

Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание. Устанавливать последовательность действий по выполнению задачи. Преодолевать  затруднения.

5. Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы урока)

Диагностика освоения содержания темы.

Предлагает учащимся индивидуально выполнить задание.

«Обведите на контурной карте границу России во 2-й половине XVI века и обоснуйте свое решение».

Визуальный контроль за ходом выполнения задания.

Письменный контроль освоения содержания темы.

Выполняют диагностическое задание. Предоставляют учителю результаты своей работы для проверки.

Познавательные: принимать информацию в различных языковых формах.

Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание.

6. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Предлагается учащимся выполнить практикоориентированное задание: составить кроссворд по теме.

Визуальный контроль за ходом выполнения задания.

Оказывается помощь учащимся, у которых возникли трудности с выполнением задания.

Устный контроль за ходом выполнения задания.

Корректирует результаты.

Систематизирует и обобщает материал по теме урока.

Предлагает учащимся ответить на вопрос:

 «Кто же был прав  о направлении внешней политики России в конце 1550 гг. – Алексей Адашев или Иван IV?»

Выполняют практико-

ориентированное задание.

Предъявляют свои варианты решения, обосновывают

Предметные: знать основные направления внешней политики, основные события, итоги, исторические личности, оказывающие влияние на события. Понимать значение присоединения новых территорий к России.

7. Рефлексивная деятельность

Подведение итогов.

Организация рефлексии.

Предлагает нарисовать смайлик, который покажет насколько учащиеся довольны своей работой.

Самоанализ, самооценка (оценивают свою работу, высказывают своё отношение к уроку).

Личностные: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения; оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее своё развитие.

Домашнее задание

Формирует домашнее задание: § 7-8, одно задание на выбор рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Воспринимают домашнее задание, уточняют.

Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения; оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее своё развитие.

Приложение 1. Тест.

  1. Иван IV формально оказался на престоле после смерти отца в:
  1. 1530 г.    2) 1533 г.     3)  1538 г.    4)  1540 г.
  1. «Ни в чем не поступали с нами  так, как следует поступать с детьми», - писал о своём детстве:
  1. Иван III   2) Василий Тёмный     3) Иван IV   4) Василий III
  1. Митрополит Макарий  провёл обряд венчания  Ивана IV на царство в:
  1. 1547 г.    2) 1545 г.   3) 1548 г.     4) 1550 г.
  1. Избранной радой в XVI веке называли:
  1. Группу казаков, избранных на круге для решения военных вопросов.
  2. Группу знатных бояр, избранную на первом Земском соборе для подготовки и разработки реформ.
  3. Круг близких помощников Ивана IV, разрабатывавших проект реформы.
  4. Родственников Ивана IV, принадлежавших к роду Рюриковичей.
  1. Первый Земский собор был создан Иваном IV в:
  1. 1547 г.    2) 1548 г.    3) 1549 г.     4) 1550 г.
  1. С резким осуждением боярского самовластия Иван IV впервые выступил:
  1. Во время венчания на царство в 1547 г.
  2. После подавления московского восстания 1547 г.
  3. На первом Земском соборе.
  4. Во время утверждения Судебника 1550 г.
  1. В борьбе с боярским самовластием  в 1550 – е годы Иван IV:
  1. Упразднил местничество
  2. Утвердил новый Судебник
  3. Ликвидировал кормления
  4. Увеличил размер пожилого
  1. В работе первого Земского собора не участвовали:
  1. Бояре и князья                 3) посадские люди
  2. Крепостные крестьяне    4) священнослужители
  1. Стрелецкие полки как регулярная армия были учреждены:
  1. В период борьбы с Ордой
  2. Во время правления Ивана III
  3. В 1550-е годы во время реформ Иван IV
  4. В период регентства Елены Глинской

Ответы: 1) 2,  2) 3,  3) 1,  4) 3,  5) 3,  6) 3,  7) 1,  8) 2,   9) 3

Приложение 2.

Основные события внешней политики России в XVI веке.

Восточное направление

Южное направление

Западное направление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст с ошибками по теме "Внешняя политика России во второй половине 18 века"

Внешняя политика России во второй половине 18 века (материал к уроку, к олимпиаде)...

«Внешняя политика России во второй половине 19 века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Урок по истории России в 8 классе по теме «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Русско – турецкая война 1877-1878 годов». Урок предполагает получение учащимися не только знаний по внешн...

Внешняя политика России во второй половине 18 века

Урок-презентация для 10 класса - база. В уроке обозначены цели, проблемный вопрос, задачи, и основные эхтапы внешней политики....

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

УРОК: «Внешняя политика России во второй половине 18 века».

Тип урока: изучение нового материалаЦели:·         Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.Задачи:·...

Внешняя политика России во второй половине XIX века

Данная методическая разработка может быть использована на уроках истории России в 10 классе при системном и личностном подходе к изучению темы "Внешняя политика России во второй половине XIX века"....

Презентация по теме "Внешняя политика России во второй половине XVIII века"

Учащиеся, находящиеся на сборах и соревнованиях, не всегда могут взять с собой учебники. С целью облегчить возможность изучить материал в электронный дневник к каждой теме мною выкладываются презентац...