Урок: "Народные движения в первой половине XVIII века".
план-конспект урока по истории (8 класс)

Каратанова Алла Геннадьевна

Урок ФГОС. О народных  движениях в первой половине XVIII века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Народные движения первой четверти XVIII века»-

 Цели урока:  Сформировать знания учащихся об основных причинах народных выступлений  в царствование Петра I; рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.

Задачи урока:

-извлекать информацию из текста учебника и других исторических источников;

- работать с исторической картой,

-расширять понятийный аппарат учащихся

- делать выводы о причинах народных движений

- работать в группах при изучении материала

Планируемые результаты урока:

Предметные:

 -использует исторические понятия

- сравнивает

- делает выводы о влиянии реформ Петра 1 на положение населения

- рассказывает с помощью исторической карты о местах восстаний

-делает выводы о причинах восстаний

-осуществляет поиск необходимой информации в нескольких источниках, отбирает ее и обобщает.

 Метапредметные:

- работает с печатным текстом и другими источниками информации

сравнения и анализа

- излагает свое мнение и аргументирует его

- принимает и удерживать учебную задачу

-сотрудничает с соучениками в группе

 Личностные:

-Осмысливает опыт предшествующих поколений

-Проявляет уважение к культуре и историческим памятникам других народов.

Оборудование: презентация, учебник, ,карта, раздаточный материал.

начение. 

      Определение темы, постановка целей и задач. 

«… радея о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости…»

                                                                                                            В. Ключевский.

- о каком историческом деятеле идет речь в высказывании Ключевского.

- что нам уже известно о Петре I.

- ребята, давайте вспомним налоговые реформы, которые провел Петр.

         Хронология реформы:(на слайде)


1. 1699 г. – введение «гербового сбора»: документы теперь нужно было составлять только на гербовой бумаге, доход с продажи которой получало государство;
2. С 1704 г. утверждается ряд косвенных налогов (в общей сложности около 40), например:
• С производства различных товаров (воска, кожи, мыла и проч.);
• С продажи различных товаров (в т.ч. некоторых продуктов питания), с клеймения сапог, шапок и платьев;
• Выросли акцизы (косвенные налоги на товары массового потребления): помимо прежних прибавились на табак, соль, и проч;
• Двойной объем налогов возлагался на раскольников;
• Для некоторых национальностей существовал налог на вступление в брак.
3. 1705 г. – введение налога на бороду (мера по переходу к европейской моде в России). В том случае, если мужчина отказывался брить бороду, он был обязан ежегодно приобретать «бородовой знак» (от 60 до 600 рублей в зависимости от социального положения). Крестьяне могли свободно носить бороду, но устанавливался сбор с небритых крестьян при въезде (в сумме 1 коп.) и выезде (также в сумме 1 коп.) из крупного города;
4. 1717-1722 гг. – в ходе реформы аппарата государственного управления (отмена приказов создание коллегий) Приказ счётных дел, ранее занимавший сбором налогов, был преобразован в 3 коллегии:
• Камер-коллегия (контроль государственных доходов);
• Штатс-контор-коллегия (контроль расходования казны);
• Ревизион-коллегия (осуществление финансовых проверок);
5. 1724 г. – принятие «подушной подати» (действовала до 1887 г.) – ежегодного прямого налога, налагавшегося на мужчин любого возраста за исключением дворянства и духовенства. Исходя из результатов переписи податного населения (1718-1722 гг.) был установлен размер: 74 коп. для крепостных крестьян, 1 руб. 14 коп. для государственных (лично свободных) крестьян и 1 руб. 20 коп. для посадских (горожан);
6. 1724 г. – введение общего таможенного тарифа на ввоз в Россию иностранной продукции с целью защиты отечественного производителя. Поскольку таможенная пошлина превышала прибыль от продаж, иностранные торговцы перестали ввозить в Россию свой товар (см. понятие «протекционизм»);
7. 1725 г. – составление «Табеля государственного прихода – расхода» (первого в России государственного бюджета).

- дворяне освобождались от налога, а на какие слои наснеления ложился налоговый гнет?

-как вы считаете угнетённый народ отвечал на притеснения?

- Вывод: тема урока – Народные движения первой четверти XVIII века

 - Запишем тему урока в тетрадь.

 План урока:

1. Причины народных выступлений.

 2. Астраханское восстание

 3. Восстание под руководством К.Булавина

 4. Башкирское восстание

- какие задачи стоят перед нами на уроке?

Задачи урока:

 1) выяснить причины народных выступлений в царствование Петра I;

 2) рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.

Работа в группах (3группы),каждая группа работает по одному восстанию. Учащиеся получают документы, работают с текстом учебника, заполняют таблицу.

            Астраханское восстание

     В начале 18 века произошло одно из крупнейших восстаний в юго-восточной части России. Вспыхнув в Астрахани, восстание быстро распространилось на соседние города: Черный и Красный Яр, Гурьев, Терки и прилежащие к ним территории. Восстание продолжалось более 6 месяцев и вызвало серьезную тревогу правительства. Астрахань -  это Восточные ворота России, здесь торговали не только русские  купцы, но и персидские, армянские и даже индийские. Северная война со Швецией, проводимые государственные и местные реформы, реорганизация армии, строительные работы и другие мероприятия царя требовали огромных финансовых затрат и рабочей силы. Тяжесть гнета и произвол в Астрахани усилились, как только воеводой стал Т. Ржевский. На многочисленные жалобы стрельцов и солдат, посадских людей, пытавшихся найти справедливость и защиту от произвола полкового начальства и местных властей, воевода Ржевский не реагировал, а порою и наказывал жалобщиков. Обстановка в Астрахани продолжала накаляться. В начале 1705 года был дан указ о снижении хлебного жалованья стрельцов. По городу ходили слухи о том, что воевода хочет убавить и денежное жалованье. Летом 1705 года воевода стал внедрять в жизнь указ об обязательном ношении иностранного платья и брадобритии Петра I, что переполнило чашу терпения населения Астрахани, поскольку эти нововведения сопровождались насилием и издевательствами.    - Опасаясь распространения восстания на приволжские области и Дон, царское правительство готовилось к решительному подавлению восстания в Астрахани. Петр I лично приказал фельдмаршалу Б.П. Шереметьеву выступить в Астрахань с большой армией. Одновременно Петр I отправил в Астрахань грамоту с предписанием прекратить «смуту» и повиноваться «в смирении» царской власти. Тем временем войска Шереметьева, усмирив Черный Яр и Терки, направлялись к Астрахани. Город готовился к обороне, которую возглавил атаман Е. Зиновьев. Подошедшие к Астрахани 11 марта 1706 года войска Шереметьева после нескольких часов штурма овладели Земляным городом. Остальные восставшие отступили в Белый город.

    Шереметьевым был использован метод «военной хитрости». Тем, кто сдастся и перейдет со стороны изменников на сторону государства, обещали выдать бесплатный хлеб. К Б.П. Шереметьеву были отправлены парламентеры с повинною, о помиловании и приглашением войти в город.

 Утром 13 марта  1706 года из ворот Белого города вышли старшины, урядники и рядовые всех полков. Фельдмаршал приказал им сдать оружие. Астраханцы в знак покорности вынесли к Вознесенским воротам топор и плаху. Построив свои полки, фельдмаршал двинулся к кремлю. На всем пути следования от Вознесенских до Пречистинских ворот, «по обе стороны улицы, астраханцы все лежали на земле», а у кремля встречал фельдмаршала митрополит. Шереметьев, приняв у него печать и ключи города, объявил астраханцам с высокого крыльца Приказной палаты, что по указу Петра I вина их предается забвению и что отныне они по-прежнему должны, верно, служить царю. Затем фельдмаршал назначил людей, которым поручилось сделать перепись населения города и привести его к присяге. Но после этого было следствие, арестовано 500 человек, казнено 350.Так закончилось одно из самых крупных городских восстаний в Астрахани.

 Восстание Кондратия Афанасьевича Булавина

    - Попытки ограничить казачье самоуправление, массовое принудительное использование людей на строительстве флота и крепостных сооружений Азова и Таганрога, постоянные экспедиции по розыску беглых крестьян вызвали одно из самых массовых восстаний XVIII века – под руководством казака -  К. А. Булавина.

     Ход восстания

    Долгорукий в октябре 1707 года, в   соответствии  с  указом  Петра 1   должен  был  во  всех казачьих  городках”  выявить  беглецов  и  вместе  с  семьями  отправить  их  “в  те  городы  и  места, откуда  кто  пришёл”. Долгорукий  с  отрядом  в  200 человек  и  140  казаками  начал  сыск  беглых  по  Дону  и  его  притокам. Он пошёл  из  Черкасска  вверх  по  Дону. Его  розыск  сопровождался  крайними  жестокостями. Недовольных  розыском, возглавил  К. А. Булавин, атаман  Трёхизбянской  станицы, к  нему  собрались  многие  люди.  

    В  ночь  на  9  октября   Булавин  с  отрядом  напал  на  Долгорукого. Восставшие  убили князя  и  других  офицеров, всего  17  человек. Булавин  разослал  воззвания, призывая  всех  в повстанческое  войско. Он  планировал  поход  на  Азов  и  Таганрог, а  весной  следующего  года – на  Воронеж  и  Москву. Вскоре  отряд  Булавина  встретился  с  казаками  во  главе  с  атаманом Максимовым. До  поздней  ночи  длился  бой. Восставшие  потерпели  поражение, многие  попали  в  плен. Булавин  сумел  вырваться  из  окружения, бежал  в  Запорожскую  Сечь. Там  он  призывает  запорожцев  присоединиться  к  восстанию, и  вокруг  Булавина  начали  собираться  запорожские  казаки. В  это  же  время  большое  движение  началось  на  Дону. Весной  1708 г.  восстание  охватило  также  Козловский  и  Тамбовский  уезды, прилегавшие  к  Дону. В  Воронежском  уезде  крестьяне, горожане, казаки  захватили  города  Борисогребск  и  Бобров, ряд  селений, убивали  воевод  и  подьячих, избирали  на  началах  казачьего  самоуправления  атаманов, есаулов.   В  марте  1708 г. центр  восстания  переместился  в  Пристанский  городок  на  Хопре. Туда  приехал  Булавин. Было  решено  идти  на  Черкасск. Пётр 1  вызвал  из  армии   майора  В. В.    Долгорукого, брата  убитого  сыщика, выделил  ему  32  тысячи  человек. Черкасская  старшина  мобилизовала  казаков  и  вместе  с  отрядом  из  Азова  и  калмыцкой  конницей  выступила  навстречу  Булавину.

     Повстанцы  жестоким  напуском  неожиданно  ударили  и  разбили  противника. Восставшие  “многих  побили  до  смерти  и переранили”, Взяли  обоз  с  денежной  и  пороховой  казной. Когда  повстанцы  подошли  к  Черкасску, казаки  выдали  Булавину  атамана  Максимова  и  других  старшин. По  приговору  круга  их  казнили. Многих  старшин  посадили  под  арест, разослали  по  городкам. Их  имущество, церковную  казну  конфисковали, разделили  среди  повстанцев. Снизили  цены  на  хлеб. Круги  созывались  очень  часто. На  одном  из  них  Булавина  избрали  атаманом.

      Силы восставших разъединились. Один отряд отправился к Изюму, другой на Саратов, третий (во главе с самим Булавиным) – на Азов. Неудача под Азовом заставила его вернуться в Черкасск. Здесь против него был составлен заговор знатных казаков, которые убили его  7 июля 1708 года. Но и после его смерти восстание продолжалось повстанцам удалось захватить Царицын и осадить Саратов. Царским войскам вскоре удалось захватить Черкасск и другие мятежные города. Было казнено более 200 булавинцев. Однако сопротивление продолжалось до марта 1709 года. А крестьянские волнения в 60 уездах не прекращались вплоть до конца 1710 года.

     

     «Башкирское восстание 1705 – 1711 гг»

Главными причинами массового выступления башкир стали участившиеся захваты русскими помещиками башкирских земель и непомерно тяжелые налоги. Поводом к восстанию стало прибытие в Уфу царских чиновников для  сбора налогов и призыва на воинскую службу местного населения. Стремясь собрать больше денег, они ввели 72 новые  статьи налогов. В числе других был введен и налог «на серые и черные глаза». Издеваясь над башкирами, они оскорбляли их национальные и религиозные чувства, жгли бороды уважаемым старейшинам и простым людям.  Возглавила движение местная родовая знать и мусульманское духовенство. Недовольство действиями царских властей они направляли против всего русского народа. Поэтому восстание носило ярко выраженный национальный характер. Сотни русских деревень были разорены и уничтожены, а их жители захвачены и проданы в рабство на невольничьи рынки Турции. Стремясь заручиться поддержкой мусульманских государств в борьбе против центральной власти, башкирская знать направляла посольства  османскую империю и в Крымское ханство с просьбой принять башкир в подданство. Восставшие были обвинены центральными властями в стремлении образовать самостоятельное башкирское государство под протекторатом Османской империи. Восстание удалось ограничить, а затем и подавить лишь через несколько лет в 1711 году.

В конце работы один представитель рассказывает о выполненной работе. Перед выступлениями ставится проблемный вопрос: - общее и особенное в этих восстаниях?

- работа с контурной картой. Нанести районы восстаний на контурную карту. Показать районы восстаний на карте у доски.

Тест с взаимопроверкой.

Народные движения первой половины XVIII в.

 Вопрос

 №1: Повод к Астраханскому восстанию:

 1. насильственное выполнение указа Петра I об обрезании бород и платьев

2. ограничение казачьего самоуправления

3. введение дополнительного налога на соль

 Вопрос

 №2: Главной движущей силой Астраханского восстания были:

  1. казаки

2. владельческие крестьяне

 3. Стрельцы

 4. посадские люди

 Вопрос

 №3: В 1705-1706гг. было:

 1. выступление работных людей

 2. соловецкое  восстание

 3. башкирское восстание

 4. Астраханское восстание

 Вопрос

 №4: Восстание под руководством К.А. Булавина происходило в:

 1. 1706-1708гг.

 2. 1707-1708гг.

 3. 1705-1711гг.

 4. 1720-1722гг.

 Вопрос

 №5: Поводом к башкирскому восстанию стало:

 1. прибытие царских чиновников для сбора налогов и призыва на военную службу местного населения

 2. насильственное насаждение среди местного населения православия

 3. установление высоких цен на хлеб и соль

 Вопрос

 №6: Особенность башкирского восстания заключалась в том, что:

 1. оно носило ярко выраженный национальный характер

 2. в восстании главной силой были казаки

 3. восставшим оказала помощь Османская империя

Ответы: 1-1; 2-3; 3-4; 4-2; 5-1; 6-1;(на слайде)

сегодня я узнал…

 я научился…

 у меня получилось …

Домашнее задание: п.5, завершить заполнение таблицы.

Приложение 1.

                                 

Народное движение.

 

Дата.  Район восстания.

Причины восстания.

Движущие силы.

Лидер.

Основные события.

Результат.

Приложение 2.

http://uchebnik-tetrad.com/istoriya/8_klass/tetrad/artasov_danilov/25.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...

Урок истории в 7 классе "Народные движения в первой четверти XVIII века"(10.10.13г.)

Урок истории России в 7 классе "Народные движения в первой половине 18 века" можно провести как открытый урок на неделе истории и обществознания. Красочная презентация и разработка урока поможет прове...

Урок-презентация по теме "Дворцовые перевороты первой половины XVIII века" (7 класс, история России)

Презентация содержит иллюстративный и теоретический материал по данной теме. Имеются задания для проверки знаний или самопроверки....

Тест " Российская империя в первой половине XVIII века"

Проверочный тест, в двух вариантах. Используется для закрепления темы " Российская империя  в первой половине 18 века".  Представлен в виде презентации....

Социальные движения в первой четверти XVIII века

Урок составлен в рамках реализации инклюзивного образования для детей с ОВЗ (7 вид), обучающимися вместе со здоровыми детьми....

Технологическая карта учебного занятия "Общественное движение в первой половине 19 века"

Технологическая карта для проведения учебного занятия по истории для обучающихся 1 курса....