Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания
статья по истории

Шеверева Юлия Игоревна

Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в школе.

Ключевые слова: уроки истории и обществознания, инновационные педагогические технологии, духовно-нравственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shevereva_uchebnaya_gruppa_m-z-2.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шеверева

Юлия

Игоревна

магистрант 2 курса академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет

E-mail: sheverevau@gmail.com 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ: ТРЕБОВАНИЯ ВРЕМЕНИ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в школе.

Ключевые слова: уроки истории и обществознания, инновационные педагогические технологии, духовно-нравственное воспитание

Annotation. The article discusses the need to use innovative pedagogical technologies in history and social studies lessons at school.

Keywords: lessons of history and social studies, innovative pedagogical technologies, spiritual and moral education

В условиях формирования постиндустриального общества, развития информационных и коммуникативных технологий, рыночной экономики, сферы услуг государство ставит пред образовательными учреждениями задачу формирования гармонично развитой и активной личности, способной позитивно реагировать на постоянно меняющиеся реалии современного мира. Данная задача сформулирована в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Согласно ФГОС современный выпускник – это человек «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [3, с.3 — 4 ].

Новые приоритеты и векторы в развитии образования побуждают  педагогов к поиску  инновационных и эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Кроме того, происходящие изменения в обществе дают осознание, что образовательные учреждения (в частности школа) должны стремиться формировать у обучающихся способность самостоятельно  решать коммуникативные, познавательные, нравственные и другие проблемы. В этой связи нам кажется уместным говорить об использовании компетентностного подхода, как основного в успешной социализации школьника и подготовки его к жизни в новой реальности информационного общества.

История и обществознание являются базовыми предметами, которые не просто формируют знания, умения и навыки обучающихся, а являются трансляторами культурного наследия нашей страны, воспитывают чувство  патриотизма, способствуют становлению активной гражданской позиции, развивают толерантность, гуманизм и эмпатию, а также являются условием подготовки обучающихся к жизни. История и обществознание являются теми предметами, которые напрямую реализуют социальный заказ государства по воспитанию подрастающего поколения, который отражён в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  [1].Согласно приведенной нами Концепции, социальным идеалом на современном этапе развития РФ является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1, с.11]. Именно поэтому использование инновационных технологий и приемов на уроках истории и обществознания является неотъемлемым и обязательным условием организации образовательного процесса современной школы.

В современной дидактике существует достаточно много педагогических технологий, все они разнообразны по своему содержанию, так как авторы этих технологий стремятся внести что-то новое, индивидуальное. Этот факт не может не радовать, потому что в современном обществе для более комплексного обучения  необходим выбор. Однако, как мы упоминали выше история и обществознание те предметы, которые выполняют важную социальную функцию — нравственного и патриотического воспитания формирующейся личности, поэтому при выборе педагогических технологий педагогу необходимо быть аккуратным, чтобы не сформировать ложное отношение к нашей стране и её истории.

Анализ научной литературы, посвященной применению инновационных технологий на уроках истории и обществознания позволил выделить следующие педагогические технологии, которые на наш взгляд являются наиболее уместными:

  • во-первых, данные технологии формируют способность мыслить, осуществлять самостоятельный поиск информации;
  • во-вторых, развивают способность критического мышления;
  • в-третьих, отражают основные современные тенденции развития образования: гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация образовательного процесса.

Технология развивающего обучения своё обоснование получила в работах Л.С. Выготского. Дальнейшее развитие было продолжено в трудах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и др. Данная концепция является одной из первых, которая привнесла идеи гуманизации в образовательный процесс. В теории выделена важная задача: ориентация на формирование целостной, уникальной личности, с богатым потенциалом возможностей, а также на индивидуальный подход к каждому ребёнку [2, с.15]. Данная технология является необходимой в современном образовательном процессе. Кроме того применение идей гуманизации в образовательном процессе способствует формированию более доверительного контакта между педагогом и учеником основанную на взаимном уважении, что повышает качество уровня образования.

Информационно-коммуникационные технологии получают все большее распространение в условиях постиндустриального общества. В применение данной технологии важно не только преподавателю использовать презентации, видеоролики и другие возможности медиации, но и побуждать учеников разрабатывать информационный материал самостоятельно, создать условия для развития творческого потенциала. 

Технология «интервью с историческими личностями». Данная технология поможет сформировать у обучающихся интерес к истории своей страны, чувство переживания за судьбу своего народа, а также повысит их навыки в диалоговом общении. Обучающимся представляются на выбор исторические личности (например, Иван Грозный, Петр I и др.), с помощью педагога формируются вопросы, ответы составляются учениками самостоятельно, опираясь на полученные в ходе урока знания. Применяя данную технологию на уроках, мы заметили, что абсолютно у обучающихся всех возрастов формируются коммуникативные и общекультурные компетенции. Кроме того повышает интерес к истории своей страны.

Технология «Дебаты» нацелена на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за происходящее вокруг, построении будущего своей страны. Ученикам представляется тема для обсуждения, их задача определиться какой позиции они придерживаются и доказать почему. Важно выбирать актуальные темы, например «Как изменятся отношение между США и Россией после победы Джо Байдена на выборах», «Повлияла ли пандемия на семейный бюджет» и др., тем самым педагог актуализирует происходящие события, делая обучающихся сопричастными к судьбе своей Родины.

Технология проектного обучения организует исследовательскую деятельность обучающихся по интересующей теме. На наш взгляд, важно стимулировать обучающихся на проведение краеведческих исследовательских работ, ведь не для кого не секрет, что интерес к истории своей страны, к изучению реалий своей страны, начинается к побуждению интереса к своей малой родины. Целью применения данного вида деятельности является: развитие инициативности обучающихся их способностей заниматься исследовательской деятельностью; построение обучающимися теоретических моделей; умение решать конкретные проблемы [4].

В своей работе на уроках истории и обществознания мы стараемся применять упомянутые выше технологии комплексно. К сожалению, на уроке не всегда в полной мере получается применять какую-либо педагогическую технологию. Однако, для всестороннего развития личности ученика необходимо включать в урок отдельные элементы. Тем самым педагог направляет и мотивирует обучающийся для продолжение изучения материала самостоятельно. Например, в 7-ом классе на уроке обществознания по теме «Особенности предпринимательской деятельности» ученики совместно с педагогом знакомятся с теоретическим материалом, составляют план проекта — стартапа, а дома оформляют проект в виде мультимедийного ролика или презентации. На следующий урок обучающиеся представляют результаты своей деятельности. А после в процессе дискуссии обсуждают «легко ли быть предпринимателем?». Таким образом, благодаря инновационным педагогическим технологиям педагог не просто  передаёт социально-культурный опыт, но и формирует  у обучающихся такие  компетенции как: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные, личного самосовершенствования.

Подводя итог выше сказанного, стоит отменить, что применение инновационных технологий необходимо осуществлять на базе традиционных методов и приёмов обучения, так как во всех нормативных документах отмечается идея преемственности, что дает возможность обеспечить комплексное воспитание личности гражданина России.

Литература

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. — Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
  2. Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика / Сост. М.В. Зверева, Р.Г. Чуракова. — М., 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 41 с. — (Стандарты третьего поколения).
  4. Шкарин, Д. Ю. Современные инновационные технологии в рамках проблемного обучения на уроках истории и обществознания / Д. Ю. Шкарин. // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 339-341.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

Из опыта работы.  Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....

Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....

Использование инновационных технологии на уроках истории и обществознания

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания...