Роль краеведения в реализации историко-культурного стандарта
статья по истории
Аннотация: Автор статьи проанализировала содержание историко-культурного стандарта по истории России и соответствующие учебники по истории России издательства «Дрофа и сделала вывод, что методическое обеспечение учебников не совершенно, а сам историко-культурный стандарт имеет ряд спорных моментов в преподавании истории, что сказывается на эффективности обучения и воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrachenkova_e.v._rol_kraevedeniya_v_realizatsii_iks.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль краеведения в реализации историко-культурного стандарта
Елена Владимировна Петраченкова
учитель истории и обществознания
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №1»
Ярцевского района Смоленской области
Аннотация: Автор статьи проанализировала содержание историко-культурного стандарта по истории России и соответствующие учебники по истории России издательства «Дрофа и сделала вывод, что методическое обеспечение учебников не совершенно, а сам историко-культурный стандарт имеет ряд спорных моментов в преподавании истории, что сказывается на эффективности обучения и воспитательной работе.
Ключевые слова: историко-культурный стандарт, история России, история региона, внеурочная деятельность по истории, урок-экскурсия.
В ныне действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования выдвигается требование к становлению личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»)[1]:
- любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной языки, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.
В условиях стандартизации образования в ходе изучения дисциплины «история» возникает потребность в разумной вариативности обучения, совершенствовании методов обучения, направленных на развитие у обучающихся перечисленных в стандарте характеристик.
Кроме федеральных образовательных стандартов для преподавания истории России принят историко-культурный стандарт (далее ИКС) как научное ядро содержания школьного исторического образования. ИКС был разработан авторским коллективом Института Российской истории РАН.[2] На основе стандарта написаны новые линейки учебников по истории России, вводятся изменения в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Текст документа размещен на портале Российского исторического общества.
Что положительного в имеющемся историко-культурном стандарте? Определены хронология и последовательность периодов изучения истории России, указаны дидактические единицы, перечень дат, понятий и терминов, необходимых для изучения в школе по уровням образования. Выделен перечень трудных вопросов. Каждый раздел имеет пояснительную записку, где дается общая характеристика периода. Все рекомендованные линейки учебников отражают с точностью структуру, основное содержание, дидактические единицы, понятия, термины, события и даты, прописанные в стандарте.
Несомненно, реализация историко-культурного стандарта имеет огромное значение для формирования всех образовательных результатов, но особенно – личностных. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств, описанных в историко-культурном стандарте, в котором большое значение имеет изучение личности в истории и воспитание краеведческим материалом.
Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной». Идея замечательная, но при ее реализации возникнут трудности с наличием краеведческого материала и созданием действительного баланса между историей государства и регионов. Внесение регионального компонента (при сохранении отведенных часов на изучение истории) потребует сокращение каких-то других тем. Каких?
Большое внимание преподаванию истории отдельных регионов стало уделяться еще с 1990-х годов. Знание истории своего региона способствует формированию таких необходимых личностных качеств, как патриотизм и гражданственность. В результате во всех республиках и в большинстве краев и областей Российской Федерации были изданы учебники и учебные пособия по местной истории[3]. С принятием ФГОС отдельные предметы регионального компонента отменили, темы по краеведению интегрировались в курс истории России. Однако количество часов, отводимых на изучение, крайне мало. В такой ситуации современным преподавателям приходится прибегать к поиску вариантов в изучении истории родного края, например, через внеурочную деятельность.
Приведу пример из практики. В этом году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Данная тема согласно линейному принципу изучения истории, изучается подробно в 10 классе, но при этом обучающиеся основной школы активно участвуют в мероприятиях, посвященных этому событию, интеллектуальных конкурсах, всевозможных квестах. Тем более, что мы живем на уникальной и героической Ярцевской земле, политой кровью наших солдат, героически оборонявших ее 83 дня. Предки моих учеников 710 дней выживали в условиях немецкой оккупации. Война прошла через каждую семью, значит, память о ней должна пройти через душу каждого ребенка! Мы не можем ждать до 10 класса, говорить о Великой Отечественной войне надо начинать намного раньше, чтобы не вырастить из детей манкуртов, не помнящих «имя свое». В другом случае ИКС если и будет реализован, то лишь формально.
Для решения этих задач при реализации ФГОС и ИКС в своей практической деятельности нашла выход в разумном сочетании урочной и внеурочной деятельности. Помимо уже знакомых форм патриотического воспитания, использую такую интерактивную форму, как урок-экскурсия. Начинаю их проводить в основной школе, так, чтобы к 10 классу ученики были готовы к подробному и детальному изучению материала о Великой Отечественной войне.
Уроки-экскурсии раскрывают культурное наследие нашей страны, отражают её историческое прошлое, основные героические страницы минувшего, тем самым дают богатый материал для изучения военной истории страны через историю своего края, а это, в свою очередь, позволяет избежать фальсификации истории и неверного понимания исторических событий в большом объёме фактического материала.
Уроки-экскурсии интегрируют в себе три взаимосвязанных составляющие[4]:
- когнитивный компонент – знания об истории своей страны и её регионов;
- эмоционально-побудительный – развитое чувство уважения к истории России, к своему региону;
- деятельностный – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний через бережное отношение к историко-культурным памятникам, памятным местам, уважительное отношение к ветеранам.
Основная цель уроков-экскурсий заключается в развитии у обучающихся мотивации к изучению военной истории малой родины, расширении общего кругозора.
Основными задачами уроков-экскурсий являются[5]:
- обучающие – закрепление, углубление и контроль знаний, полученных обучающимися на уроках истории;
- развивающие – формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, способной хранить и приумножать историко-культурные ценности и духовно-нравственные идеалы;
- воспитательные – приобщение обучающихся к богатому опыту предыдущих поколений, воспитание уважения к прошлому своего края, своей страны.
Традиционно объектом показа при изучении военной истории служат места боевого подвига, музеи, выставки, памятные знаки, территории военно-исторических реконструкций, мемориальные памятники, места воинской славы.
Уроки-экскурсии дают не только пищу для ума, но и материал для последующей учебной работы.
Одну из очных экскурсий мы приурочили ко Дню Великой Победы. Этот экскурсионный маршрут носит название «Дорогами двух войн» и проходит по родному для нас городу Ярцево. Основное внимание на маршруте экскурсии уделяется памятным местам, связанным с двумя Отечественными войнами. Конечно, в приоритете находится показ памятников и рассказ о событиях Великой Отечественной войны. При этом попутно уделяется внимание и памятным местам, связанным с Отечественной войной 1812, в том числе и тому месту, где 1812 году французские войска переправлялись через реку Вопь. Таким образом, у обучающихся формируется понятие «отечественная война», понимание того, что в обеих войнах на защиту родины поднимался весь народ.
Во время урока-экскурсии, благодаря экскурсионным приёмам и современным технологиям, образовательная деятельность обучающихся реализуется в качественно иных условиях, нежели в учебных классах. Во время этого мероприятия создаётся «эффект присутствия». Когда обучающиеся находятся рядом с памятником войны или памятным местом, где происходили военные события, у них появляется живой неподдельный интерес.
Таким образом, уроки-экскурсии помогают создавать информационно-творческую атмосферу занятий, конкретизируют учебный материал, раскрывают для обучающихся преемственность поколений, неразрывную связь прошлого и настоящего; формируют ощущение сопричастности с историческими событиями и людьми, творящими историю; развивают у молодёжи чувство любви и уважения к малой родине и гордости за историю своего города, края, страны; способствуют сохранению исторической памяти.
А это, несомненно, способствует реализации историко-культурного стандарта.
Список литературы:
- Манюхин Игорь Семенович, Историко-культурный стандарт: анализ содержания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017 № 6 (72) С. 185-187.
- Морозов А.Ю., История Великой отечественной войны в региональных учебниках XXI века // Преподавание военной истории в России и за рубежом. Нестор-История. Москва. Санкт-Петербург. 2018.
- Суркова Л.И., Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования // Поволжский педагогический вестник, 2014. № 45. С.73
- Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС ООО с изменениями по состоянию на июль 2020 года // https://fgos.ru/ (дата обращения 05.10.2020)
[1] Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС ООО с изменениями по состоянию на июль 2020 года // https://fgos.ru/
[2]Манюхин Игорь Семенович, Историко-культурный стандарт: анализ содержания // Филологические науки. Воапросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017 № 6 (72) С. 185.
[3]Морозов А.Ю., История Великой отечественной войны в региональных учебниках XXI века // Преподавание военной истории в России и за рубежом. Нестор-История. Москва. Санкт-Петербург. 2018. С. 200.
[4]Суркова Л.И., Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования // Поволжский педагогический вестник, 2014. № 45. С.73
[5]Там же. С.73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по историко-культурному краеведению «Живописное наследие Воронежского края» 10-11 класс
Рабочая программа по историко-культурному краеведению "Живописное наследие Воронежского края". 10-11 класс...
«Усиление межпредметного взаимодействия с учителями русской литературы в контексте реализации историко- культурного стандарта и модернизации литературоведческого образования в школе».
Реализация требований ИКСа....
Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта
Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидат...
«Преподавание истории в условиях принятия историко-культурного стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов»
Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государстве...
Методические рекомендации по реализации историко-культурного стандарта на уроках истории посредством проблемно-диалогической технологии
Культурно-антропологический подход направлен преимущественно на культурно-исторический материал. Вместе с тем он не возможен без более широкого теоретического контекста, объясняющего смысл, содержание...
Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по отечественной истории и требований историко-культурного стандарта
Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по истории.Методическое сопровождение педагогов по вопросам преподавания истории в св...
Внедрение концепции нового историко-культурного стандарта в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта
В статье рассматривается концепция нового историко-культурного стандарта в рамках реализации ФГОС. Предлагается опыт работы с данной концепцией, и приводятся первые результаты данной деятельност...