«Преподавание истории в условиях принятия историко-культурного стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов»
статья по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_istorii_v_usloviyah_prinyatiya_istoriko.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преподавание истории в условиях принятия историко-культурного стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов»
Статья учителя истории и обществознания
Телешова Евгения Юрьевича
Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государственных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО).
Главной задачей преподавания истории является формирование личности школьника. Для решения этой задачи Президиум Российского исторического общества принял «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», основой которого является Историко-культурный стандарт (ИКС). Концепция подчёркивает основные цели и задачи исторического образования: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; рассмотрение событий в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
В Концепции сформулированы новые задачи обучения истории: сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства и их преемственности; раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян; представить историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса.
Историко-культурный стандарт внёс изменения в содержание исторического образования:
- Каждому историческому периоду соответствует раздел в ИКС, который состоит из следующих частей: краткая характеристика периода (основные события, явления, процессы, их оценка); список понятий и терминов; список персоналий; список источников и список основных дат (объём информации, обязательный для изучения в школе).
- Вводятся новые понятия: Великая Российская революция, ордынская зависимость и др.
- Выделяются так называемые «трудные вопросы» истории, на которые необходимо обратить особое внимание.
- Особое внимание придаётся патриотическому воспитанию (например, повышенное внимание к изучению истории Великой Отечественной войны).
- Особое внимание уделяется также изучению вопросов культуры.
Историко-культурный стандарт внёс изменения и в организацию обучения истории: предлагается возвращение к линейной системе обучения истории (5-10 классы).
С 2016 года единый государственный экзамен по истории включает задание 25, требующее написания исторического сочинения, которое представляет собой альтернативное задание: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Это задание проверяет: знание основных событий, процессов, их даты, хронологическую последовательность; знание исторических понятий, терминов, их использование; знание исторических деятелей и установление соответствия между событиями и историческими деятелями определённого периода истории; умение использовать принципы причинно-следственного анализа для изучения исторических процессов и явлений определённого периода истории России; понимание исторического значения событий (явлений, процессов); понимание современных трактовок важнейших проблем отечественной истории, результатов деятельности исторических личностей; умение представлять результаты деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры; умение обобщать разнообразную историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса.
Таким образом, введение историко-культурного стандарта требует введения блочно-модульной технологии, в рамках которой могут быть реализованы системно-деятельностный, историко-культурный и другие подходы.
Я думаю, что одной из наиболее целесообразных и продуктивных форм планирования и организации деятельности старшеклассников при изучении истории является тематический блок (модуль).
Основными блоками занятия являются: организационный → мотивационный → информационный → аналитический → оценочный → рефлексивный.
- Организационный блок может включать следующие элементы: целеполагание (цели, т.е. ради чего будет изучаться тема, и задачи, т.е. что будет сделано), инструкции и пояснения для выполнения заданий, вводное слово учителя, распределение по группам, критерии оценивания.
- Мотивационный блок является ключевым в системе деятельности. Известный отечественный исследователь Л.С. Выготский называл это «якорением», т.е. якорем, который делает работу осмысленной («крючок», «интрига»). Специфика мотивации в учебной деятельности состоит в её связи с постановкой проблемы. Именно она задаёт определённое противоречие, которое будет рассматриваться, показывает различие позиций, обращает внимание на самое главное в занятии. Другими словами, формулирование проблемы является существенной частью каждого урока, задаёт направление деятельности учащихся. Использую и другие приёмы мотивации: интересные факты, примеры, метод провокаций, фотографии, карикатуры, а также высказывания, афоризмы, по которым учащиеся определяют тему и задачи урока.
- Информационный блок ориентирован на получение информации из разных источников: текстовые документы, схемы, диаграммы, электронные ресурсы, видеоматериалы, статистика, иллюстрации и др. Главное, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, корректной, представляющей разные позиции, доступной.
- Аналитический блок позволяет более глубоко рассмотреть полученную информацию, сделать обобщение, провести обсуждение, сформулировать выводы. И здесь использую деятельностный подход: учащиеся выделяют ключевые положения документа, лекции, интерпретируют, определяют альтернативные решения, участвуют в дискуссии, составляют сравнительные таблицы, тезисы, схемы. Роль учителя: подбор материала для изучения; формулировка и разъяснение задания; инструктирование школьников о способах деятельности
- Оценочный блок – это не только выставление отметок, но и оценка (учитель хмурится, кивает и улыбается, поддержка ученика словами или критика), а также самооценивание, взаимооценивание. При этом нужно помнить, что оценка не должна посягать на достоинство человека, следует оценивать учебные результаты, а не личные особенности. Важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок, чтобы оценка мотивировала к учению. Роль учителя: наблюдение за работой и корректировка; проверка, анализ и оценка результатов.
- Рефлексивный блок:
- Задание: «Сформулируйте предложение по итогам занятия, которое будет начинаться со слова «Оказывается».
- Беседа: «Что нового узнали? Какой опыт приобрели? Как можно использовать на практике? Что было самым трудным? Что считаете самым важным?
- Синквейн: основное понятие урока; два глагола; три прилагательных; предложение, передающее основную мысль урока; основная идея урока.
Итак, я использую блочно - тематический принцип планирования уроков и проблемно - теоретический и деятельностный подходы в изучении истории и обществознания в старшей школе.
Реализацию проблемного подхода к изучению исторического материала осуществляю через создание проблемных ситуаций; поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации, анализа, применения знаний и умений учеников в новых условиях. Каждое задание несёт алгоритм самостоятельного поиска информации на основе трансформации, переноса усвоенных знаний и умений. Задания и вопросы начинаются со слов: установите, объясните, определите, докажите.
Материал изучается крупными блоками, что позволяет сопоставлять особенности, характерные черты каждого этапа исторического развития, прослеживать изменения, происходящие в различных сферах жизни общества.
Проблемно - теоретический подход позволяет реализовать расширение и углубление знаний учащихся по уже изученным в основной школе темам. С целью мотивации использую проблемные ситуации, например: перед изучением темы «Коллективизация в СССР» говорю о том, что сегодня существует неоднозначная оценка данного процесса. Почему?
Учащиеся сами формулируют задачи урока и решают их в процессе самостоятельной работы с учебником и дидактическими материалами, делают аргументированные выводы.
Проблемно - теоретический подход в сочетании с деятельностным и компетентностным подходами способствуют развитию у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования
Особенности преподавания предмета "Музыка" в начальной школе, инновационный подход к преподаванию предмета, применение новых методов развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Актуальные проблемы преподавания ОБЖ и оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.
Не умоляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.Раздел основы военной службы в ку...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)...
Рабочая программа "История - 5-9 классы" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по учебным предметам «История. 5-9 классы» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: образовательная программа и рабочие планы педагогов
Выступление на РМО учителей математике...
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...
Внедрение концепции нового историко-культурного стандарта в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта
В статье рассматривается концепция нового историко-культурного стандарта в рамках реализации ФГОС. Предлагается опыт работы с данной концепцией, и приводятся первые результаты данной деятельност...