Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта
статья по истории

Тюменцева Ирина Николаевна

Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидата исторических наук Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Тамбов, Россия.  В статье рассматривается комплекс содержательных и методологических проблем, относящихся к переходу преподавания учебного предмета «История» в школе по линейной системе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУЛХАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

671452 РБ Кижингинский р-н, с. Сулхара, ул. Школьная, б/н тел:8-301-41-36-9-10 e-mail: sulharasoh2018@mail.ru

Учитель истории и обществознания

МБОУ Сулхаринская СОШ

Тюменцева И. Н.

Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта

Аннотация: Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидата исторических наук Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Тамбов, Россия.  В статье рассматривается комплекс содержательных и методологических проблем, относящихся к переходу преподавания учебного предмета «История» в школе по линейной системе. Начало этого процесса связано с принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по истории, включающего в себя Историко-культурный стандарт. В связи с отсутствием федеральных рекомендаций по организации перехода на новую модель школьного исторического образования каждый российский регион был вынужден разрабатывать собственную нормативную базу. В первую очередь, к числу самых острых проблем следует отнести то, что линейная система предполагает серьезные подвижки хронологических границ исторических периодов, изучаемых в 6-10 классах. Еще одной сложностью является собственно создание новых учебно-методических комплексов, построенных в соответствии с Концепцией. Другое затруднение в реализации требований ИКС выходит на синхронизацию курсов истории России и всеобщей истории.

В 2016-2017 учебном году начался процесс перехода российских школ к линейной системе преподавания учебного предмета «История», хотя делается это поэтапно и в разных регионах существует своя специфика. Наибольшее затруднение было вызвано в связи с включением, либо исключением УМК из федерального перечня, которыми пользуются учителя истории в сельских школах. Уход от концентрической структуры, предполагавшей изучение всего курса истории в основной школе (5 (6) – 9 классы), а затем его повторение в старших классах к линейной структуре, предусматривающей прохождение предмета последовательно с 5 по 10 (11) классы, сопровождался целым рядом дискуссий, как в научной среде, так и на уровне широкой общественности. Данную проблему рассматривают на собраниях РМО и ШМО. Истоки инициативы возвращения к линейной системе преподавания истории в школе восходят к 19 февраля 2013 года, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации отметил «исключительную роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними», обратил внимание на то, что «формальные нравоучения здесь абсолютно неприемлемы и неэффективны, а порой даже и контрпродуктивны», и выступил с предложением о создании «единых учебников истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывности российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, бережного отношения ко всем страницам нашего прошлого, многообразием совместных усилий разных народов, традиций и культур России».

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам указанного заседания под руководством ведущих российских историков разработана Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее − Концепция), основной компонентой которого явился Историко-культурный стандарт (далее – ИКС). Он составляет ядро школьного исторического образования, содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Проект Концепции прошел широкое профессиональное и общественное обсуждение в историко-педагогической и родительской среде и был утвержден 30 октября 2013 года на расширенном заседании президиума Российского исторического общества. Историко-культурный стандарт представляет собой содержание курса истории России, отвечающее требованиям современной науки, которое может быть применимо как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. Его целью является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. При этом реализация требований ИКС в российской школе в значительной степени осложнена отсутствием официально утвержденных Министерством образования и науки РФ методических рекомендаций, сопровождающих переход на линейную систему исторического образования. Хоть ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва) по заданию Минобрнауки России в 2016 г. и подготовила методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с ФГОС общего образования и ИКС, они, тем не менее, не получили официального статуса.

В Письме Министерства просвещения РФ от 1 апреля 2019 г. N ТС-842/04 “О порядке заполнения аттестата об основном общем образовании" говорится о том, что «в части выставления в аттестат об основном общем образовании итоговой отметки по истории.

ФК ГОС основного общего образования устанавливает учебный предмет "История" как обязательный для изучения учебный предмет.

Таким образом, для обучавшихся в 2018/2019 учебном году по образовательной программе основного общего образования, разработанной на основе ФК ГОС, в аттестат вносится учебный предмет "История", и по нему выставляется отметка, определяемая как среднее арифметическое годовой отметки выпускника за 9 класс по учебному предмету "История" и отметки, полученной при прохождении государственной итоговой аттестации по истории (не ниже отметки "3"),

ФГОС ООО определяет требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предметной области "Общественно-научные предметы", в рамках которой изучается учебный предмет "История России. Всеобщая история".

В примерной основной общеобразовательной программе основного общего образования указано, что в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории одним из базовых принципов школьного исторического образования является рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире.

Структурно предмет "История России. Всеобщая история" включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.

Таким образом, для обучавшихся в 2018/2019 учебном году по образовательной программе основного общего образования, разработанной на основе ФГОС ООО, в аттестат об основном общем образовании вносится учебный предмет "История России. Всеобщая история", и по нему выставляется отметка, равная среднему арифметическому отметок, полученных в 9 классе за изучение учебных курсов "всеобщая история" и "история России" и отметки, полученной при прохождении государственной итоговой аттестации по истории (не ниже отметки "3")». Данный факт вызвал затруднение среди учителей истории. Потому что в каждой школе идут спору по поводу выбора УМК, который был бы включен в федеральный перечень, который полностью удовлетворял бы всех участников образовательного процесса.

В этой ситуации регионы оказались вынуждены самостоятельно разрабатывать необходимое методическое обеспечение, где освещались бы ключевые проблемы, с которыми сталкиваются общеобразовательные организации в переходный период. В первую очередь, к числу самых острых проблем следует отнести то, что линейная система предполагает серьезные подвижки хронологических границ исторических периодов, изучаемых в 6-10 классах. Так, если, по принятой сейчас концентрической структуре, в 9 классе обучающиеся проходят историю России с конца XIX и до начала XXI вв., то по «линейке» изучаемый период значительно смещается и охватывает время с 1801 по 1914 гг. Похожая ситуация наблюдается и в других классах, за исключением, возможно, шестого, где смещение периодов не столь заметно. В связи с этим единовременный переход всех параллелей на линейную модель вряд ли целесообразен. Это означало бы, что обучающимся 9-го, 10-го, и, в значительной мере, 8-го класса пришлось в течение учебного года заниматься повторением того материала, который они только что изучили в предыдущем классе (пусть и с некоторым его расширением за счет новых требований ИКС). Данная проблема возникает в любом случае, независимо от того, перейдет ли класс на использование новых учебников или в течение определенного времени продолжит обучаться по старым. Поэтому в установках региональных органов управления образованием, указанных выше, предусматривается именно поэтапный переход. Еще одной сложностью является собственно создание новых учебно-методических комплексов (далее – УМК), построенных в соответствии с Концепцией и состоящих из учебника; хрестоматии или сборника документов; исторического атласа; рабочей тетради и сборник заданий и книги для чтения. Также подразумевается наличие книги для учителя, электронных приложений и в целом формирование единого научнообразовательного пространства в сети Интернет. Успешное внедрение Концепции предполагает проведение комплекса мероприятий в общеобразовательных организациях, направленных на расширение исторического учебно-информационного пространства, включающего в себя научно обоснованные материалы для педагогов и обучающихся. В течение 2014 – 2015 гг. целый ряд российских издательств разработали свои УМК по истории России. Однако, в итоге все экспертные процедуры прошли линейки только трех из них: «ДРОФА» (6-10 классы), «Просвещение» (6-10 классы) и «Русское слово» (6-9 классы). Соответствующие изменения были внесены и в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576). Всего в перечень включены 14 учебников истории России, соответствующие Концепции. По курсу же всеобщей истории УМК для линейной модели в действующем перечне пока нет, поэтому могут использоваться учебники, изданные ранее (но не ранее 2012 г.). В самом общем виде среди преимуществ изучения истории России по новым УМК можно выделить следующие: 1) учебно-методический комплекс ориентирован на формирование универсальных учебных действий, методический аппарат учебников направлен на установление межпредметных связей, обращение к пройденному материалу по обществознанию, литературе и географии; 2) будет обеспечена синхронизация с курсом всеобщей истории; 3) УМК претендуют на универсальность с точки зрения получения максимально полной качественной информации, содержащей целостный взгляд на исторический процесс; например, ряд периодов истории России (прежде всего, XVIII − XIX вв.) могут быть изучены более подробно и глубоко. Научный руководитель новой линейки учебников по российской истории ректор МГИМО А.В. Торкунов, характеризуя их положительные качества, отметил учет историко-культурного разнообразия народов России, подачу истории отечественной в контексте истории всемирной с точки зрения комплексности восприятия во всей ее противоречивости, в целом отмечая удачную попытку сделать курс, формирующий у обучающихся позитивное отношение к истории нашей страны. По мнению А.А. Данилова, руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» переход на новый курс будет сопровождаться мощным методическим обеспечением в виде целого комплекса хрестоматий, сборников исторических рассказов, нормативно-правовых документов, тетрадей-тренажеров, атласов и карт. Специалист отметил, что в новом учебнике заложена возможность для индивидуального углубления уровня изучения, имея в виду большую вариативность курса. Другое затруднение в реализации требований ИКС выходит на синхронизацию курсов истории России и всеобщей истории, сопоставление ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введение в содержание образования элементов сравнительных характеристик. Для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах – от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение. При этом надо иметь в виду, что УМК по всеобщей истории пока еще не переработаны под линейную систему преподавания и педагогам будет необходимо самостоятельно выстраивать содержательное наполнение курса, сообразуясь с существующими учебниками. В частности, в 7 и 8 классах обучающиеся должны будут освоить не весь учебный материал, содержащийся в учебнике, а лишь часть параграфов. За рамками изучения в 7 классе останется материал, посвященный эпохе Просвещения, Великой французской революции, началу промышленного переворота в Англии. Его обучающимся предстоит изучить в 8 классе. Таким образом, структурно учебный предмет «История» в школе включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Синхронизация указанных курсов достигается в результате учета характеристик, изложенных в Концепции. Прежде всего, это многофакторный подход к содержанию истории, включающий в себя обеспечение баланса между различными областями исторического знания, направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение учебного предмета «История» на настоящий момент целесообразно организовывать, используя параметры прямого сравнения России и других стран, хронологической синхронизации изучения событий в России и в мире, анализа конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю. ИКС также внес ряд изменений в содержание курса отечественной истории: - уточнена периодизация отечественной истории, а также ряд дат и терминов; - выделены «трудные вопросы истории России», вызывающие острые дискуссии в обществе, на которые учителям истории следует обратить пристальное внимание; - усилена патриотическая составляющая курса, что в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны; - особое внимание уделено изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России; - в качестве обязательного для изучения элемента включен региональный/локальный компонент. В современных условиях учебный предмет «История» становится опорным в системе школьного образования, поскольку призван играть «исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма», значительно усиливается воспитательный потенциал общественно-научных дисциплин, изменяется содержательное наполнение курса истории России, прежде всего – за счет расширения историографического, культурологического, регионально-исторического аспектов изучения предмета, внеурочной деятельности. Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. На этом фоне Тамбовская область уже накопила достаточный опыт в нормативном и методическом сопровождении организации перехода на линейную систему преподавания, что, несомненно, может быть востребовано другими российскими регионами.

Список литературы

1. Заседание Совета по Межнациональным отношениям от 19 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/28/17536  (дата обращения: 05.01.2017).

2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogokompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html  (дата обращения: 05.01.2017).

3. Методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и Концепцией нового УМК по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkpro.ru/217.html  (дата обращения: 06.01.2017).

4. Три линейки новых учебников истории России прошли научную историко-культурную экспертизу и с 1 сентября появятся в российских школах [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1% 82%D0%B8/5589 (дата обращения: 06.01.2017).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.01.2017).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.01.2017).

7. Новые учебники истории написаны, что изменится в преподавании предмета в школах [Электронный ресурс]. URL: http://informatio.ru/news/education/middledu/novye_uchebniki_istorii_napisany_c hto_izmenitsya_v_prepodavanii_predmeta_v_shkolakh/  (дата обращения 07.01.2017).

8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Утверждена протоколом заседания федерального УМО по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnayaprogramma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/  (дата обращения: 07.01.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

«Специфика работы учителя химии в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта»

Абрамкина Л.М. Специфика работы учителя химии в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. – Профессиональное развитие педагогических и управленческих кад...

«Личностно ориентированное обучение химии как условие реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта»

Абрамкина Л.М. Личностно ориентированное обучение химии как условие реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. – Актуальные проблемы химического образования: V Все...

«Реализация требований государственных образовательных стандартов в сфере образования и педагогической деятельности»

В данной статье раскрывается:Причины появления государственного стандарта образования.Изменения в содержании государственного стандарта образования.Системно-деятельностный подход в обучении....

Сборник материалов научно-практической конференции " Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов"

В сборнике представлены тезисы докладов республиканской научно-практической конференции "Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации государственных образовательных стандарт...

Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по отечественной истории и требований историко-культурного стандарта

Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по истории.Методическое сопровождение педагогов по вопросам преподавания истории в св...