Урок обобщения в 6 классе по теме: "Русь в IX - первой половине XII века"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Малухина Алёна Леонидовна
Конспект предназначен для проведения урока обобщения в 6 классе по разделу "Русь в IX - первой половине XII века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории в 6-х классах

Тема: Русь в IX – первой половине XII в.

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи урока:        

Образовательные: систематизировать исторический материал о Древней Руси; выяснить уровень знания материала и степени его усвоения учениками; проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

Развивающие: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями; продолжить формирование умения работать с историческими источниками и картами; развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты.

Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

Универсальные учебные действия        

Личностные:

•        Формирование внутренней позиции школьника

Регулятивные:        

•        Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

•        Поиск и устранение причин возникших трудностей.

•        Постановка учебной задачи, определение последовательности действий

Познавательные:        

  • Поиск и выделение необходимой информации
  • Осмысление прочитанной или услышанной информации
  • Извлечение необходимой информации
  • Определение основной и второстепенной информации
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:        

  • Уметь  полно и точно выражать свои мысли
  • Выделять главное
  • Ориентироваться в информационном потоке

Оборудование:   

Мультимедиа проектор, презентация

Ход урока:

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Учитель:  сегодня у нас последний урок по теме «Русь в IX – первой половине  XII в.»  Что мы обычно делаем на таком уроке? (повторяем, обобщаем, систематизируем знания, играем, проводим конкурсы и т. п.) Как назовем наш урок?  Что нам нужно повторить?  (Имена, даты и события, понятия и т. д.)

Сегодня на уроке мы проверим как вами был усвоен материал по этой теме.

2. Инструктаж по алгоритму действий.

У вас на партах лежат рабочие листы. Сегодня в течение урока вы будете набирать баллы на каждом этапе. Напишите на листочках свои фамилии и отложите пока в сторону.

3. Выполнение учащимися индивидуально различного рода письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.

1. Задания на знание дат и событий:

Задание 1. Цепочка дат.

8629458829881097

Учащимся необходимо найти в этой цепочке даты и объяснить, что

произошло в тот или иной год.

862 г. – призвание варягов на Русь, начало правления династии Рюриковичей

945 г. – гибель князя Игоря при сборе дани у древлян

882 г. – образование Древнерусского государства

988 г. – крещение Руси

1097 г. – съезд князей в Любече

Задание 2.  Расставить в хронологической последовательности события и объяснить зашифрованное слово.

        и

Крещение Руси

        г

Начало правления Владимира Мономаха

        о

Издание «Русской Правды»

        с

Призвание варягов на Русь

       р

Месть княгини Ольги

       т

Первый поход русичей на Царьград

       б

Убийство князей Бориса и Глеба

Ответ – Стрибог – бог ветра

2. Задания на знание исторических личностей.

Историю творят люди. Имена всех людей в памяти времен не сохраняются. В истории остаются имена людей известных. В древней Руси такими людьми были князья.

Задание 1. Заполните таблицу «Семь великих»:

Задание 2. «О ком идёт речь?» (расставьте цифры)»

  1. объявил Киев «матерью городов русских»?
  2. был сыном родоначальника династии?
  3. создал первый письменный свод законов на Руси?  
  4. получил прозвище «Александр Македонский Восточной Европы»?
  5. упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты?
  6. разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат?
  7. был родоначальником династии русских князей и царей?
  8. сжег столицу древлян Искоростень?
  9. был убит древлянами лютой смертью?
  10. в целях защиты рубежей государства от врагов начал ставить города?
  11. по преданию был призван на княжение в славянские земли?
  12. получил прозвище «вещий»?
  13. разгромил печенегов?
  14. первым принял христианство?
  15.  крестил Русь?
  16. перед сражением посылал послов с предупреждением «Иду на вы»?
  17. повесил щит на ворота Константинополя?
  18.  создал оборонительную систему крепостей на юге?

Рюрик _______________________________________

Олег _________________________________________

Игорь ________________________________________

Ольга ________________________________________

Святослав ____________________________________

Владимир ____________________________________

Ярослав ______________________________________

3. Задания на знание исторических географических объектов.

Задания 1. Заполните таблицу «Расселение восточных племён славян»                                                                            

Название племён

Место расселения

древляне

                                               

Озеро Ильмень

полочане

                                                 

Чернигов

поляне

Задание 2. «Историческая география»

Учащимся необходимо ответить на вопросы и найти объекты на карте (стр. 28)

  1. Матерь городов Русских? (Киев)
  2. Столица Византии? (Константинополь, Царьград)
  3. Варяжское море? (Балтийское)
  4. Город, жителям которого жестоко отомстила княгиня Ольга? (Искоростень).
  5. Русское море? (Чёрное)
  6. Город, который построил Рюрик? (Новгород)

4. Задание с иллюстрациями:

Задание 1. Соотнесите иллюстрации с событиями:

А) Междоусобная борьба между сыновьями Владимира Красное Солнышко

Б) Призвание варягов

В) Поход Игоря на Константинополь 941 г.

Г) Съезд князей в Любече

Д) Объединение Киева и Новгорода

Е) Крещение Руси

Задание 2. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы:

1. Кто изображён на картинке? Автором каких литературных памятников является?

2. Герои какого жанра устного народного творчества изображены на картине?

3. Храм, возведённый в Киеве по приказу Ярослава Мудрого?

4. Как называется, изображённое жилище князей и бояр?

5. Задание на знание исторических терминов:

Соотнеси термин и определение:

А) Дань

1. Размер дани

Б) Полюдье

2. Место сбора дани

В) Погост

3. Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин

Г) Вече

4.Выплата определённой части дохода и продуктов в пользу князя

Д) Мозаика

5. Объезд князя с дружиной подвластной территории с целью сбора дани

Е) Уроки

6. Народное собрание

Ж) Бояре

7. Простые свободные жители Руси

З) Люди

8. Изображение из цветных камушков и стекла

И) Смерды

9. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

К) Фреска

10. Свободные крестьяне в Древней Руси

6. Задание на знание исторических документов:

Соотнеси содержание документа и его название:

А) «Повесть временных лет»

1. «Если убьет свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...»

Б) «Правда Ярослава»

2. «Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.»

В) «Устав» Владимира Мономаха

3. «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: «Размышление об исторической судьбе России в первой половине 19 века.»

Урок-дисскуссия,политбой  о взглядах на общественное развитие в первой половине 19 века....

Урок истории 10 класс "Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв."

Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания п...

Ролевая игра «Историческая дуэль» 8 класс. Перемены в быту дворян в первой половине XIX века.

1.Тема урока сформулирована как проблема, позволяющая увидеть в известном материале новый аспект.   2. Тип урока:По соотношению структурных звеньев обучения –  урок изучения нового...

Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".

Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса....

разработка открытого урока по истории России в 6 классе по теме "Русь с древнейших времен до конца XIII века".

Обобщение знаний  учащихся по истории России с древнейших времен до конца XIII века, стремление воспитывать любовь и уважение к истории родной страны....

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....

УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «РУСЬ В КОНЦЕ X-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI в. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Дорогие читатели! в данной работе речь пойдет о Руси в конце  X-первой  половине XI в. О том, как зарождалось древнерусское государство. Особое внимание было уделено вопросу принятия х...