Урок обобщения в 6 классе по теме: "Русь в IX - первой половине XII века"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya_po_istorii_6_klass._rus_v_ix_-_pervoy_polovine_xii_v.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории в 6-х классах
Тема: Русь в IX – первой половине XII в.
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме «Древняя Русь».
Задачи урока:
Образовательные: систематизировать исторический материал о Древней Руси; выяснить уровень знания материала и степени его усвоения учениками; проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.
Развивающие: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями; продолжить формирование умения работать с историческими источниками и картами; развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.
Универсальные учебные действия
Личностные:
• Формирование внутренней позиции школьника
Регулятивные:
• Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
• Поиск и устранение причин возникших трудностей.
• Постановка учебной задачи, определение последовательности действий
Познавательные:
- Поиск и выделение необходимой информации
- Осмысление прочитанной или услышанной информации
- Извлечение необходимой информации
- Определение основной и второстепенной информации
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- Уметь полно и точно выражать свои мысли
- Выделять главное
- Ориентироваться в информационном потоке
Оборудование:
Мультимедиа проектор, презентация
Ход урока:
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя:
Учитель: сегодня у нас последний урок по теме «Русь в IX – первой половине XII в.» Что мы обычно делаем на таком уроке? (повторяем, обобщаем, систематизируем знания, играем, проводим конкурсы и т. п.) Как назовем наш урок? Что нам нужно повторить? (Имена, даты и события, понятия и т. д.)
Сегодня на уроке мы проверим как вами был усвоен материал по этой теме.
2. Инструктаж по алгоритму действий.
У вас на партах лежат рабочие листы. Сегодня в течение урока вы будете набирать баллы на каждом этапе. Напишите на листочках свои фамилии и отложите пока в сторону.
3. Выполнение учащимися индивидуально различного рода письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
1. Задания на знание дат и событий:
Задание 1. Цепочка дат.
8629458829881097
Учащимся необходимо найти в этой цепочке даты и объяснить, что
произошло в тот или иной год.
862 г. – призвание варягов на Русь, начало правления династии Рюриковичей
945 г. – гибель князя Игоря при сборе дани у древлян
882 г. – образование Древнерусского государства
988 г. – крещение Руси
1097 г. – съезд князей в Любече
Задание 2. Расставить в хронологической последовательности события и объяснить зашифрованное слово.
и | Крещение Руси |
г | Начало правления Владимира Мономаха |
о | Издание «Русской Правды» |
с | Призвание варягов на Русь |
р | Месть княгини Ольги |
т | Первый поход русичей на Царьград |
б | Убийство князей Бориса и Глеба |
Ответ – Стрибог – бог ветра
2. Задания на знание исторических личностей.
Историю творят люди. Имена всех людей в памяти времен не сохраняются. В истории остаются имена людей известных. В древней Руси такими людьми были князья.
Задание 1. Заполните таблицу «Семь великих»:
Задание 2. «О ком идёт речь?» (расставьте цифры)»
- объявил Киев «матерью городов русских»?
- был сыном родоначальника династии?
- создал первый письменный свод законов на Руси?
- получил прозвище «Александр Македонский Восточной Европы»?
- упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты?
- разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат?
- был родоначальником династии русских князей и царей?
- сжег столицу древлян Искоростень?
- был убит древлянами лютой смертью?
- в целях защиты рубежей государства от врагов начал ставить города?
- по преданию был призван на княжение в славянские земли?
- получил прозвище «вещий»?
- разгромил печенегов?
- первым принял христианство?
- крестил Русь?
- перед сражением посылал послов с предупреждением «Иду на вы»?
- повесил щит на ворота Константинополя?
- создал оборонительную систему крепостей на юге?
Рюрик _______________________________________
Олег _________________________________________
Игорь ________________________________________
Ольга ________________________________________
Святослав ____________________________________
Владимир ____________________________________
Ярослав ______________________________________
3. Задания на знание исторических географических объектов.
Задания 1. Заполните таблицу «Расселение восточных племён славян»
Название племён | Место расселения |
древляне | |
| Озеро Ильмень |
полочане | |
| Чернигов |
поляне |
Задание 2. «Историческая география»
Учащимся необходимо ответить на вопросы и найти объекты на карте (стр. 28)
- Матерь городов Русских? (Киев)
- Столица Византии? (Константинополь, Царьград)
- Варяжское море? (Балтийское)
- Город, жителям которого жестоко отомстила княгиня Ольга? (Искоростень).
- Русское море? (Чёрное)
- Город, который построил Рюрик? (Новгород)
4. Задание с иллюстрациями:
Задание 1. Соотнесите иллюстрации с событиями:
А) Междоусобная борьба между сыновьями Владимира Красное Солнышко
Б) Призвание варягов
В) Поход Игоря на Константинополь 941 г.
Г) Съезд князей в Любече
Д) Объединение Киева и Новгорода
Е) Крещение Руси
Задание 2. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы:
1. Кто изображён на картинке? Автором каких литературных памятников является?
2. Герои какого жанра устного народного творчества изображены на картине?
3. Храм, возведённый в Киеве по приказу Ярослава Мудрого?
4. Как называется, изображённое жилище князей и бояр?
5. Задание на знание исторических терминов:
Соотнеси термин и определение:
А) Дань | 1. Размер дани |
Б) Полюдье | 2. Место сбора дани |
В) Погост | 3. Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин |
Г) Вече | 4.Выплата определённой части дохода и продуктов в пользу князя |
Д) Мозаика | 5. Объезд князя с дружиной подвластной территории с целью сбора дани |
Е) Уроки | 6. Народное собрание |
Ж) Бояре | 7. Простые свободные жители Руси |
З) Люди | 8. Изображение из цветных камушков и стекла |
И) Смерды | 9. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке |
К) Фреска | 10. Свободные крестьяне в Древней Руси |
6. Задание на знание исторических документов:
Соотнеси содержание документа и его название:
А) «Повесть временных лет» | 1. «Если убьет свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...» |
Б) «Правда Ярослава» | 2. «Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.» |
В) «Устав» Владимира Мономаха | 3. «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: «Размышление об исторической судьбе России в первой половине 19 века.»
Урок-дисскуссия,политбой о взглядах на общественное развитие в первой половине 19 века....
Урок истории 10 класс "Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв."
Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания п...
Ролевая игра «Историческая дуэль» 8 класс. Перемены в быту дворян в первой половине XIX века.
1.Тема урока сформулирована как проблема, позволяющая увидеть в известном материале новый аспект. 2. Тип урока:По соотношению структурных звеньев обучения – урок изучения нового...
Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".
Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса....
разработка открытого урока по истории России в 6 классе по теме "Русь с древнейших времен до конца XIII века".
Обобщение знаний учащихся по истории России с древнейших времен до конца XIII века, стремление воспитывать любовь и уважение к истории родной страны....
Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века
Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....
УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «РУСЬ В КОНЦЕ X-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI в. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Дорогие читатели! в данной работе речь пойдет о Руси в конце X-первой половине XI в. О том, как зарождалось древнерусское государство. Особое внимание было уделено вопросу принятия х...