УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «РУСЬ В КОНЦЕ X-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI в. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
план-конспект урока по истории (6 класс)

Блинова Кристина Александровна

 

Дорогие читатели! в данной работе речь пойдет о Руси в конце  X-первой  половине XI в. О том, как зарождалось древнерусское государство. Особое внимание было уделено вопросу принятия христианства, новой системе управления Русской землей, а также затрагиваются темы управления князьями своими волостями, их отношениям с вече и влиянию принятия христианства  на расцвет Древней Руси.

Главный вопрос, который затрагивается в работе: Какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали его частью Европы?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_temerus_v_kontse_x-pervoy_polovine_xi_v._.docx328.74 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «РУСЬ В КОНЦЕ X-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI в. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА»

Аннотация

Дорогие читатели! в данной работе речь пойдет о Руси в конце  X-первой  половине XI в. О том, как зарождалось древнерусское государство. Особое внимание было уделено вопросу принятия христианства, новой системе управления Русской землей, а также затрагиваются темы управления князьями своими волостями, их отношениям с вече и влиянию принятия христианства  на расцвет Древней Руси. 

Главный вопрос, который затрагивается в работе: Какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали его частью Европы?

Ключевые слова: христианство, вече, идеология, «лествичная» система распределения княжений.

Цель урока: Сформировать представление обучающихся о становлении Древнерусского государства, о значении принятия христианства для Руси, установление новой системы управления государством.

Формировать умение работать с информацией, делать выводы и умозаключения.

Воспитывать интерес к истории как к науке, желание изучать прошлое своего народа.

Задачи урока:

-Ознакомить с хронологической последовательностью деятельности князей на Руси;

- Научить использовать новые исторические понятия и термины;

- Развивать навыки работы с историческими документами, исторической картой.

Планируемые результаты урока (личностные, метапредметные, предметные):

личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

метапредметные : формировать навыки коллективной работы, развивать воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности

Предметные:  

           Знать

– основные причины, события и значения принятия христианства в Древнерусском государстве

 - Суть «лествичной» системы распределения. 

Уметь;

- искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях правления князя Владимира.

 - определять и аргументировать  своё  отношение к ней.

Используемые образовательные технологии и/или методы: Оборудование: электронная карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.», интерактивная доска, компьютер, звуковые колонки, исторический документ «Повесть временных лет».                                                                                                          Учебник: История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 кл.: учебник /И.Л Андреев, И.Ф. Федоров.- М.: Дрофа, 2016.                                                                                                              Музыкально сопровождение «Перезвон колоколов»

Этапы урока (раскрывающие содержание урока):

  1. Приветствие, отметка отсутствующих
  2. Проверка домашней работы
  3. Озвучивание новой темы
  4. Закрепление нового материала
  5. Домашние задание
  6. Рефлексия 

Ход работы.

Учитель. Здравствуйте ребята! Все ли приготовились к уроку?

Ответ учеников…….

Учитель. Сейчас пройдем с вами перекличку и отметим, кто у нас сегодня отсутствует.

Прежде чем я начну проверять домашнюю работу по теме : «Образование Древнерусского государства», у вас есть время на повторение -4 минуты.

Проверка домашней работы пройдет в письменной форме, нужно ответить на вопросы.

I вариант

  1. Что такое «уроки»?
  2. Перечислите первых русских князей?
  3. Какое событие называют началом русской государственности?
  4. Первые законы Древнерусского государства?
  5. Какие  языческие боги славян вам известны?

II вариант

  1. Что такое «погосты»?
  2. Кто был первыми князьями восточнославянских земель, согласно летописной легенде?
  3. В каком году началось правление Рюрика?
  4. В каком году были заключены для Руси выгодные торговые договоры с Византией?
  5. Какие  языческие боги славян вам известны?

На выполнение 7 минут. (После учитель собирает листочки на проверку).

Учитель включает перезвон колоколов и читает строки:

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле…. такого зрелища и красоты такой…»

                                                                  «Повесть временных лет»

Учитель. Ребята, вы прослушали строки из исторического документа, который называется  «Повесть временных лет». Давайте подумаем, почему храм Святой Софии Константинопольской покорил сердца русских послов? Только ли внутренняя и внешняя красота христианства заставила князя Владимира принять новую веру?

Ответ учеников.

Учитель. Все верно ребята, храм Святой Софии и сегодня поражает своей красотой, а в то время это было настоящие чудо света.

Князя Владимира не совсем интересовала красота христианства, больше всего его волновало возможность свободно торговать с Византией.

         

Тема нашего урока: «Русь в конце X-первой половине XIв. Становление государства»

По плану:

  1. Принятие христианства
  2. Новая Система управления Русской землей
  3. Как князь управлял своей волостью
  4. Князь и вече
  5. Расцвет Древней Руси при Ярославле Муром.

Учитель включает музыку, включает слайды на доске и начинает урок (ссылка на музыку https://www.youtube.com/watch?v=phGFnB9Go-I ) каждая картинка соответствует словам учителя, получается как театральное представление.

В некотором княжестве в некотором государстве жил-был князь, и звали его Владимир Святославович. И хотел быть Владимир самым авторитетным правителем на земле Русской, но поклонение древним языческим божествам не давало князю достаточных оснований для укрепления своей власти и пришлось искать новые духовные опоры. И задумался князь, какую веру ему выбрать и остановил он свой выбор на греческом варианте христианства.

Христианство же утверждало, что вся власть установлена могущественным Богом, а противящиеся ей противятся Богу. Новая религия проповедовала терпение, смирение, всепрощение и внутренние умиротворение. Ее основные заповеди способствовали сохранению порядка в государстве и,  конечно же укреплению верховной власти.

Князь Владимир принял христианство в 988 г. после, крестил весь киев, и с тех пор началось его распространение на всей территории Древнерусского государства.

     Это был самый непростой, но самый важный этап в правлении Владимира Святославовича. (выключается музыка)

     Ребята давайте подумаем, почему языческая вера не могла стать опорой княжеской власти?

Ответ учеников…..

Запишем важную дату. 988 г. -Принятие христианства или крещение Руси.

    Интересный факт! (устное добавление) - было у Владимира Святославовича много детей, тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей, но самые первые и известные были сыновья: Святополк I Окоянный, Ярослав Мудрый, Святослав, Мстислав Тмутараканский, Изяслав, Борис Ростовский, Глеб Муромский.

  (Учитель включает музыку, но продолжает перелистывать слайды ) Однажды после принятия христианства князь ввел новую систему управления, которая называется «лествичной»- это такой принцип княжения, который предусматривал преимущество дяди перед племянником, старшего брата- перед младшим, наследование не от отца к сыну, а от брата к брату. Так Святославович отправил своих сыновей в порядке старшинства князьями-наместниками в Новгород, Полоцк, Туров и Ростов.

Старший брат занимал самый почетный и важный город Новгород (важный после Киева конечно). Младший сын княжил в наименее важном и значимом городе. Если старший сын умирал, его место занимал следующий по старшинству брат, а все остальные переходили на освободившиеся более почетные княжества.

Ребята обратите внимание на карту. Это карта Древнерусского государства. Посмотрите, какая территория государства была до правления князя Владимира и какой стала под его властью. (Идет обсуждение)

 C:\Users\Kris\Desktop\Безымянный.png

Ребята, а теперь вы возьмете в руки карандаши и в тетради под каждое мое слово будите делать зарисовки, не обязательно, чтобы было идеально, главное чтобы вам было понятно. Договорились!?

Ответ учеников……

    Важную роль в укреплении власти князя играла дружина-отряд воинов. Произошло от слова «друг», дружинники и были самые близкие князю люди. Князь брал на себя обязанности по содержанию дружинников, в основном честно делил средства добытые в походах. Дружинники в свою очередь должны были защищать и поддерживать князя. Князь постоянно ориентировался на дружину и если не выполнял их требования, то обязан был учитывать их мнение. Опирался князь на совет, состоящий из старших дружинников. Их называли «бояре» князь доверял должности посадников-наместников в пригородах княжества, воевод- предводителей военных отрядов, тысяцких- глав городского ополчения. Были еще и младшие дружинники ими выступали отроки, они являлись слугами, оруженосцами, сборщиками налогов, судебными исполнителями. (дети откладывают карандаш в сторону)

  А теперь вопрос на засыпку, проверю, как вы меня поняли: Какую роль в Древнерусском государстве играла княжеская дружина?

Ответ учеников………

 (Дети продолжают делать зарисовки)  

Важным органом в управлении государством было вече - народное собрание, в котором принимали участие все свободные жители города и примыкающих к нему поселений. Вече имело четкую организацию и решало ряд вопросов:

·        Вопросы войны и мира

·        Судьбы княжеской администрации и княжеского стола

·        Денежные сборы с горожан

·        Распоряжение городскими финансами и земельными ресурсами

Многие решения принимались совместно - вече и князем. Порой вече не соглашалось с князем, вступало с ним в конфликт. Нередко в таких случаях вечевые собрания завершались изгнанием князя. Ни одного важного для города решения князь не мог принять без согласия вече. Но и вече нуждалось в одобрении князя. (дети откладывают карандаш в сторону)

   Внимание знатоки, вопрос: когда появилось народное вече?

Ответ учеников……

Молодцы ребята, поехали дальше!( учитель продолжает прокручивать слайды, дети наблюдают и слушают)

      С именем Ярослава (сына Владимира Святославовича) (1019-1054), вошедшего в историю под прозвищем Мудрый, связывают расцвет Древней Руси. Князь решительно пресекал все распри, стремясь упрочить новые, отвечающие интересам государства, порядки, вершил суд и издавал законы. Ярослав положил начало законов Русская Правда (1016) .  

     С именем Ярослава Мудрого Связано превращение Руси в одну из наиболее влиятельных стран средневековой Европы. Династические связи Киева заметно расширились. Дочь Ярослава Елизавета стала Женой короля Норвегии, дочь Анастасия была женой короля Венгрии, дочь Анна-короля Франции. Сын Изяслав был женат на польской королевне Гертруде, Сын Святослав- на немецкой принцессе Оде Трирской, сын Всеволод-на византийской принцессе Анне из рода Мономахов.

         При Ярославе Киев превратился в один из крупнейших европейских городов. Центром древнерусской столицы стал храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный в 1037 г., после в 1045 г. Был заложен храм Святой Софии в Новгороде.

     Обновленный вид Киева говорил о том, что Русь принимает на себя ответственность свято хранить православную веру. Эта идея была сформулирована в одном из первых древнерусских литературных произведений- «Слове о Законе и Благодати». В 1038г. Его произнес будущий киевский митрополит Иларион.

   Вера в то, что Руси уготовлена роль центра мира, не одно столетие будет сплачивать русские земли. Эта вера стала опорой политики, она легла в основу идеологии – это система взглядов и идей, отражающих цели и интересы общества или государства.

       Таким образом, в годы правления Ярослава Мудрого, Русь достигла расцвета во всех сферах: экономической, социальной, политической и духовной. Желая предотвратить ссоры между своими сыновьями, Ярослав перед своей смертью разделил земли Руси между потомками с той целью, чтобы каждый имел свое княжество, его развивал и не имел желание что-то отнять у брата. Но после смерти Ярослава все получилось с точность наоборот: опираясь на полученные княжества, сыновья Ярослава Мудрого начали воевать друг с другом, с целью захватить еще больше земель, власти и богатства, и вся вторая половина XI века стала периодом постоянных междоусобиц и отсутствием единства и стабильности в стране.

   Внимание вопрос: почему семейные связи с династиями европейских правителей были важны для Древнерусского государства?

Ответ учеников…….

А теперь давайте вернемся к главному вопросу нашего  урока : какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали его частью Европы? (ответы детей, беседа в режиме диалога).

Ребята, а теперь давайте мы с вами немного поиграем. Представьте себя в роли настоящих актеров. Задание: две группы, которые соответствуют вашим вариантам, придумывают небольшие миниатюры. Обязательно распределите роли. Первой группе достается тема «князь раздает поручения дружине», вторая группа тема «князь и вече на совете решают вопрос, заключать ли мир с соседями или идти на них войной». На размышление и распределение ролей 5 минут.

Ребята готовы показать результат.

Рефлексия.

Учитель, спрашивает у детей понравился ли им урок, что понравилось больше всего, что им лучше запомнилось. Ответы детей, беседа в режиме диалога

Домашнее задание.

§ 6—7 пересказ, учить даты, понятия и личности, стр.59 мнение историка читать.

                  Спасибо за внимание! 

Ресурсы урока:

  1. История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 кл.: учебник /И.Л Андреев, И.Ф. Федоров.- М.: Дрофа, 2016.
  2. Как была крещена Русь. М., 1989
  3. Словарь русских историзмов. М., 2005

Ссылки:

https://www.youtube.com/watch?v=phGFnB9Go-I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Золотой век" российской культуры первой половины XIX века.

Первая половина  XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры.  Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и взаимосвязь...

Конспект урока истории в 8 классе по теме «Образование и наука в первой половине XIX века»

Конспект урока по истории России в 8 классе по теме "Образование и наука в первой половине XIX века"....

Конспект урока истории в 7 классе «Экономика России в первой половине XVIIIвека»

урок по истории в 7 классе на тему "Экономика России в первой половине XVIIIвека"...

Методическая разработка. Задания по историческим персоналиям конца XVI- первой половины XVII в. «УЗНАЙ КТО ЭТО» (X кл.)

Перед обучающимися ставится задача как можно быстрее «узнать» историческую персону. Чем раньше они это сделают, тем выше оценивается ответ. Последние факты из биографии и характерные черты...

Урок по истории в 6 классе на тему: "Русь в конце Х-начале XI века. Принятие христианства."

Цель учебного занятия:– Охарактеризовать деятельность князя Владимира в деле христианизации Руси и укрепления единого государства....