Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 102.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс:7. История. Учитель общественных дисциплин Летушова Оксана Михайловна.
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы? (А. С. Пушкин)
Тема урока: Экономика России в первой четверти XVIII века.
Тип урока: комбинированный. Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Цель: формирование представления учащихся о состоянии экономики в период правления Петра I.
Задачи:
- Охарактеризовать основные направления экономической политики, проводимой Петром в первой четверти XVIII века.
- Познакомиться с изменениями в сельском хозяйстве, мануфактурном и ремесленном производстве, торговле, денежной и налоговой реформах в годы экономических преобразований Петра I.
- Подвести итоги экономического развития в первой четверти XVIII века.
- Продолжить формировать и закреплять у учащихся умения и навыки работы с исторической картой, историческими документами, умения анализировать статистические данные, делать выводы, приводя аргументы, работать в группе.
- Формировать на основе изучаемого материала чувства гордости и уважения к заслугам и достижениям нашего государства.
Оборудование: 1. Учебник: А.А.Данилов Л.Г.Косулина «История России конец XVI-XVIIIв.в.» М, «Просвещение» 2009г.2., компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, историческая карта «Россия в первой половине XVIIIв.».
Новые понятия: меркантилизм, протекционизм, валюта, подушная подать, приписные крестьяне.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся по изученным петровским реформам и вызов интереса к изучению новых реформ, но уже в экономической сфере. (Мотивировать учеников к активной деятельности на уроке и дома). (Презентация, слайд №1)
- Тест. Исторический диктант по датам, терминам и понятиям.
Укажите даты.
1. В каком году Боярская дума была заменена на Ближнюю канцелярию.
2.Учреждение Сената. 3. Введение коллегий. 4. Основание Санкт-Петербурга. 5. Указ о единонаследии. 6.Табель о рангах. 7.Областная реформа. 8.Северная война. 9.Годы правления Петра I.
Вставьте пропущенные термины и понятия.
1.Временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха - ______________________ 2. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике - ____________________ 3. Тяжёлая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала - ________________________ 4. Высшее правительственное учреждение, обладавшее не только законодательными, но и распорядительными полномочиями - ____________________________________________________. 5.Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11___________________, работа которых была более эффективной. 6.Вместо патриарха делами Русской православной церкви теперь ведал _______________________. 7. Страна была разделена на 8 _______________________, которые в свою очередь, были поделены на провинции. 8.После смерти в 1700 году патриарха____________________Пётр запретил проводить выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. 9. Какая должность была у Стефана Яворского - _________________________ ? 10.Для контроля за действиями гетмана Украины была создана ___________________________.
2.2. Фронтальный опрос.
- Форма правления, утвердившаяся при Петре I, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. (Абсолютизм)
- Высшее правительственное учреждение, созданное в 1711 году. (Сенат)
- Функции Сената. (Законодательная, распорядительная, судебная, а также Сенат контролировал работу разветвлённого государственного аппарата в центре и на местах)
- Кто осуществлял контроль за деятельностью Сената? (Генерал – прокурора П.И. Ягужинский).
- Учреждения, заменившие приказы. (Коллегии).
- Когда была проведена эта реформа? (1718 – 1720).
- Что входило в ведение Коллегии иностранных дел (Внешняя политика).
- Что входило в ведение Воинской коллегии? (Сухопутная армия)
- Что входило в ведение Адмиралтейств – коллегии? (Морской флот).
- Что входило в ведение Юстиц – коллегии? (Гражданский и уголовный суд).
- Что входило в ведение Берг-коллегии? (Горно-заводская промышленность).
- Что входило в ведение Мануфактур – коллегии? (Мануфактурная промышленность)
- Кто возглавлял каждую коллегию? (Президент, вице-президент, советники)
- В каком году страна была разделена на губернии, сколько их было? (1708, 8)
- Кто стоял во главе губерний? (Губернатор)
- В чём состояли особенности местного управления на Украине? (Власть принадлежала гетману; для контроля за его действиями была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти гетмана Скоропадского в 1722 году новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом).
- Выборный глава городского правления? (бурмистр).
- Каковы были итоги церковной реформы? ( Пётр запретил проводить выборы патриарха и сам назначил местоблюстителя патриаршего престола Стефана, Яворского; Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий Синод)
- В чём суть «Указа о единонаследии», «Табеля о рангах»? Когда они были приняты? (1714, 1722; поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам, стирались грани между родовой и новой знатью; старая и новая аристократия уравнивались в служебном положении, появилась возможность служебного роста любого служилого человека, за заслуги, вне зависимости от его происхождения)
- Значение петровских преобразований?
- укрепили безопасность Российского государства; - исчезли грани между боярством и дворянством; - усовершенствовали систему местного управления; - церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов; - новая система управления по-прежнему лишала участия в решении своей судьбы миллионы простых подданных российского императора.
- Изучение нового материала. (Презентация , слайды 2,3, 4) (Получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями). Проблемный вопрос: «Что является основой благосостояния общества любого государства?»
ПЛАН
1. Основные направления экономической политики Петра I. 2. Сельское хозяйство. 3. Промышленность. Развитие мануфактурного и ремесленного производства. 4. Торговля. 5.Денежная и налоговая реформы. 6. Итоги экономических преобразований. (Использование презентации)
1. Вступительное слово учителя.
В конце XVII века, благодаря стараниям Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых произошли серьёзные изменения в экономике Российского государства, но страна по-прежнему отставала от ведущих европейских государств, хотя экономическая разруха периода Смуты была преодолена. В странах Западной Европы шёл процесс разложения феодального строя, в России крепостнический гнет только усилился, и как вы помните, этому способствовало принятие Соборного Уложения 1649 года. Экономические проблемы нарастали. В стране не хватало металла, и она была вынуждена покупать его в Швеции, слабым было мануфактурное производство, по старинке развивалось сельское хозяйство. Мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить потребностей населения. Все эти проблемы Пётр I осознавал с самого начала своей государственной деятельности. (Презентация, слайд №5)
2. Работа с документом. Из работы С.Ф. Платонова «Полный курс лекций по русской истории».. (Презентация, слайд №6)
Как вы думаете, что побудило Петра I к проведению экономических преобразований?
Заботы о народном хозяйстве в деятельности Петра Великого всегда занимали очень видное место. Признаки таких забот мы замечаем и в XVII в. И предшественники Петра были озабочены поднятием экономического благосостояния Руси, расшатанного Смутой. Но до Петра не было достигнуто никаких результатов в этом отношении. Государственные финансы, бывшие для московского правительства верным показателем народного благосостояния, и до Петра, и в первое время его царствования были в неудовлетворительном положении. Пётр нуждался в деньгах и вынужден был изыскивать новые источники государственных доходов. Забота о пополнении государственной казны постоянным бременем лежала на нём и привела Петра I к мысли, что поднять финансы страны возможно только путём коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям Пётр видел в развитии национальной промышленности и торговли. К развитию торговли и промышленности он направлял всю свою экономическую политику. В этом отношении он отдавал дань идеям своего века, создавшим на Западе известную меркантильно-покровительственную систему.
3. Работа со схемой «Экономические реформы Петра I» (Презентация, слайд 7)
4. Каковы же особенности экономических преобразований Петра I. (запись в тетради) 1) Усиление государственного влияния на развитие экономики. 2) Промышленное развитие направлено на военные нужды 3) Введение казенной монополии на соль. 4) Главные направления экономической политики: меркантилизм, протекционизм. (Презентация, слайд 8)
5. Работа с текстом учебника. Задание: найдите в учебнике на с.123 определения понятиям «меркантилизм» и «протекционизм».
6. Работа в группах. (5 групп). (Презентация, слайд 9)
Задание для 1 группы: прочитайте текст учебника §16 на с.123-124 и ответьте на вопрос: Какие изменения произошли в сельском хозяйстве России? Выделите орудия труда крестьян, которые они стали использовать после реформы Петра.
Задание для 2 группы: прочитайте текст учебника §16 на с.124-125 и ответьте на вопрос: Как происходило развитие мануфактурной промышленности? Покажите на карте, где были построены первые в XVIII веке металлургические заводы и крупные верфи по строительству судов.
Задание для 3 группы: прочитайте текст учебника §16 на с.125-126 и назовите особенности ремесленного производства?
Задание для 4 группы: прочитайте текст учебника §16 на с.126-127 и ответьте на вопрос: Как политика Петра способствовала развитию внутренней и внешней торговле? Покажите на карте города, которые являлись важнейшими торговыми центрами.
Задание для 5группы: прочитайте текст учебника §16 на с.127 и ответьте на вопрос: В чём состояла суть денежной и налоговой реформы?
- Закрепление изученного материала (Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу).
Проверка заданий 1-5 групп.
Итоги экономических преобразований.
Целесообразно отметить, что за годы правления Петра I произошли грандиозные экономические изменения. За время правления Ilerpa I: 1) промышленность страны выросла в 11 раз; 2) увеличилось количество мануфактур в 7 раз; 3) Петр 1 целенаправленно стремился сделать Россию передовой индустриальной державой; 4) Россия занимала третье место в Европе по выплавке металла; 5) в сельском хозяйстве постепенно внедрялись новые орудия руда и технологии; 6) росли обороты внешней торговли; 7) увеличился товарооборот внутри России; 8) выросло купечество как сословие - оно стало основой российской экономики.
Но надо назвать и другую сторону экономических преобразований: 1) тяжелые налоги привели к нищете крестьянские хозяйства; 2) предпринимательство не развивалось из-за крепостного права; 3) государство играло главную роль в экономике; 4) назревал конфликт в обществе.
Ответ на проблемный вопрос. «Что является основой благосостояния общества любого государства?»
Вывод: Петровские реформы значительно ускорили экономическое развитие России, поставили ее в ряд крупнейших держав Западной Европы, но одновременно в этих ее реформах уже зарождались причины будущего отставания России.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия (Оценить свою работу на уроке, выбрав смайлик)
VI. Домашнее задание §16, работа с документом не с.130.
Список использованных источников и ресурсов интернета:
1.Учебник: А.А.Данилов Л.Г.Косулина «История России конец XVI-XVIII вв.» М, «Просвещение» 2009г.
2. А.А.Данилов Л.Г.Косулина «История России конец XVI-XVIII в. в.» Рабочая тетрадь М, «Просвещение» 2009г.
3. Березин И. Краткая история экономического развития. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 288 с.
Ссылки:
4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-165919.html
5.http://xreferat.ru/113/5381-1-ekonomicheskaya-politika-petra-i.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»
Тип урока: повторительно-обобщающий Технологии: технология развития критического мышления, ...
Внешняя политика России в первой четверти XVIII века
В презентации, предназначанной для 10 класса, рассказывается о Северной войне (причинах, союзниках, этапах, итогах), о Прутском и Каспийском походах . Представлены: таблицы, иллюстративный матер...
Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века
Практическая работа учащихся с материалом учебника...
Обобщающий урок в форме учебной игры в 7 кл. "Россия в первой четверти XVIII века"
Обобщающий урок в форме учебной игры в 7 кл. "Россия в первой четверти XVIII века". Предмет "история", раздел "История России XVI-XVIII века". Форма урока: учебная...
урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»
урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет: ...
Тест 7 класс Россия в первой четверти XVIII века
4 варианта...
Презентация к уроку "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века"
На уроке использован метод проблемного диалога....