Технологическая карта урока "Возникновение древнейшего человека"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Технологическая карта урока соствлена к уроку по теме "Финикия" 5 класс, содержит подробное описание основных этапов урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_vozniknovenie_cheloveka.docx | 60.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя: Черкасова Ангелина Витальевна Место работы: МБОУ «СШ № 35»
Предмет: история
УМК: Т.П. Андреевская,М.В. Белкин, Э.В. Ванина Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / под ред. В.С.Мясникова. - М.: Просвещение, 2013г.
Тема урока: «Возникновение древнейшего человека»
Класс: 5
Планируемые результаты:
Личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;
Метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, сформулировать аргументы по проблеме, высказать собственное мнение;
Предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: контурные карты, задания по теме «Возникновение древнейшего человека» (Приложение Рабочий лист).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
1. Актуализация имеющихся знаний Цель: закрепление и углубление знаний по предмету | Организует проверку домашнего задания Задание классу: составьте вопросы к предложенным понятиям (история, исторический источник, Всемирная история, история Древнего мира), задайте их одноклассникам и выслушайте ответ. | Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов. | Беседа | Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, |
1
Задание классу: рассмотрите иллюстрацию на слайде, кто перед вами? ?? Какой вопрос возникает? Задание классу: назовите понятие, которое характеризует всех, изображённых на слайде. ?? Как назвать людей, которые жили до древних людей? Или первобытные. Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока. Запишите определение понятия «первобытные люди» |
Древний Древнейшие люди Формулировка темы: «Возникновение древнейшего человека». Обучающиеся фиксируют термин в тетрадях | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | восполнение недостающих компонентов построение логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми | |
2. Постановка | Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Посмотрим, как выглядели наши далекие предки? Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались: - От животных? - От нас с вами, представителей современного человечества? ?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы? (Обсуждение) Фиксирует задачу на доске | Ожидаемый ответ обучающихся: животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик; человек: в руках орудие труда? Обучающиеся формулируют учебную задачу: В чём отличие древнейших людей от животных? | Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного Личностные самоопределение себя как | |
учебных задач | Слайд 2 Беседа Доска | |||
Цель: создание | ||||
проблемной | ||||
ситуации; | ||||
фиксация новой | ||||
учебной задачи | ||||
2
представителя человечества как вида | ||||
3. Совместное исследование проблемы. Цель: поиск решения учебной задачи. | Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний. Ожидаемый ответ обучающихся: необходимо знать истоки, чтобы лучше понять себя. | Беседа | Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Личностные действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность | |
4.Моделирование Цель: фиксация в модели существенных отношений Изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей ?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях? Фиксирует план на доске | Обучающиеся, работая в группах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:
древнейшие люди?
4.Как строились отношения между древнейшими людьми? 5.Чего достигли? | Работа в группах Запись на доске (после обсужде ния) Слайд 5 | Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске информации Регулятивные: целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного Личностные: самоопределение себя как представителя человечества как вида |
3
5. Формирование новых знаний и умений Цель: формирование новых знаний и умений. | Организует учебное исследование для решения учебной задачи.(1) Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле). ?? Какие ещё версии происхождения человека вы знаете? ?? Какие выводы из данного факта можно сделать? Задание классу: определите по карте учебника и отметьте на контурной карте ?? Где располагалась прародина древнейших людей? ?? На каком материке находится искомая область? - Какая часть материка включает искомую область? - Что такое, по-вашему, прародина? Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где | . Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях
Ожидаемый ответ обучающихся: Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым. Обучающиеся работают с картой учебника и контурными картами Ожидаемый ответ обучающихся: прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго- Восточной Африке Прародина-первоначальное место обитания рода. потомки которого затем заселяли идругие места. (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) | Запись Беседа Слайд 6 Учебник: с.6 Слайд 8 | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи; показывать на карте места расселения древнейших людей; рассказывать об условиях жизни первобытных людей; свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; извлечение необходимой информации из видео- материала; установление причинно- следственных связей; извлечение необходимой информации из художественного текста; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные: |
4
зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории). | Слайд 8 | контроль в форме сличения | ||
способа действия и его | ||||
результата с заданным | ||||
Беседа | эталоном с целью обнаружения | |||
отклонений от него | ||||
Личностные: | ||||
жизненное самоопределение; | ||||
формирование представлений о ценности труда; | ||||
?? Почему именно Африка стала | Обучающиеся работают с учебником | Беседа | формирование представлений о | |
местом появления и обитания | (§1 п.1) | ценности человеческой жизни; | ||
древнейших людей? | Ожидаемый ответ обучающихся: | формирование представлений о | ||
(2) Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных. Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда. (3) Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. | люди в те далёкие времена могли жить | ценностях коллективизма | ||
только в тёплых местах с богатой и | Слайд 9 | |||
разнообразной растительностью и | ||||
животным миром | ||||
Учебник | ||||
рис. | ||||
на с.8 | ||||
Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда Ожидаемый ответ обучающихся: заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила | Беседа | |||
Запись | ||||
5
Задание классу: какие орудия изображены на слайде? ?? Предположите, каким образом изготовлено рубило? Организует динамическую паузу Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину. Т. обр. умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных. ?? Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми? Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу. Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота. Охота и собирательство — древнейшие занятия людей. Задание классу: на основе иллюстрации на слайде выясните, как охотились древнейшие люди. Учитель дополняет: забивали слабых, отбившихся от стада животных. | Ожидаемый ответ обучающихся: с помощью обработки граней заострённым камнем ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: выжить: добывание пропитания и защита от нападений Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 8) Ожидаемый ответ обучающихся: собирали то, что даёт природа - съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: отбирали добычу у хищников | |||
Слайды 13-15 Беседа Запись Слайд 18-19 | ||||
6
?? Гарантировала ли охота постоянную добычу? ?? Какие выводы можно сделать из этого факта? Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи. В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде - это совместный труд по добыванию пищи. Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его! ?? Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём? ?? Каково было значение овладения огнем | Ожидаемый ответ обучающихся: гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: «ветка после пожара» Ожидаемый ответ обучающихся: - тепло и свет; - отпугивает животных; - пища вкуснее и питательнее (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) | Слайд 20 Слайды 21-22 |
7
Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его! Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. «...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель...» Вопросы:
| Обучающиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы Ожидаемые ответы обучающихся:
| |||
6. Переход к этапу решения частных задач. Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений. | Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции. Задание классу: составьте кластер «Отличия древнейших людей от животных» Фиксирует предложения учащихся на доске, организует самопроверку обучающимися полученных результатов | Обучающиеся коллективно составляют кластер, затем сверяют полученный результат с представленным на слайде | Доска Беседа | Познавательные: Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель; умение структурировать знания Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
8
9
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование представлений о ценности бережного отношения к природе | |||||
8. Рефлексия. Цель: создание условий для осмысления обучающимися полученных знаний | Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность. Тестирование 1. Следы древнейших людей, живших более 2млн. лет назад, были обнаружены археологами в: 1. Восточной Африке 2. Западной Европе 3. Южной Австралии 2. Главное отличие людей от животных - это: 1. умение охотиться на животных; 2. отсутствие шерсти; 3. умение изготовлять орудия труда. 3. Для облика древнейшего человека не характерно: 1. руки, свисающие до колен 2. прыгающая походка 3. прямая походка 4. Первое орудие труда первобытного человека: 1. мотыга 2. заостренный камень 3. плуг 5. Одним из достижений древнейших людей стало:
3. умение охотиться | Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения Личностные: формирование навыков самооценки | ||
Проверка в парах | |||||
1-1 | |||||
2-3 | |||||
3-3 | |||||
4-2 | |||||
5-1 | |||||
• | |||||
10
9. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач | Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний. Домашнее задание: 1.Поработайте с вопросами и заданиями к § 1 2. Докажите, что труд развивал и сплачивал первобытных людей. | Обучающиеся записывают домашнее задание. | Слайд 12 | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать. |
11
Рабочий лист по теме: «ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ»
Наши далекие предки
Самые древние останки людей найдены в____________
Их возраст около лет
Внешний вид:
- Грубое , приплюснутый нос,__________ без подбородка
- Уходящий назад__________
- « » над глазами
- Прыгающая
- руки
- Древнейший человек больше напоминал _______________
Не умели говорить, жили _______
Орудия труда:
- Каменное рубило - заостренный ________
- Палка -____________
- Главное отличие древнейших людей от животных
Охотники и собиратели
- Собирательство
- Охота - копья , __________
Овладение огнем
Что давал людям огонь?
- _____________
- ______________
- ______________
- _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока "Древнее Двуречье"
технологическая карта урока "Древнее Двуречье"...
Технологическая карта урока Древняя Индия
Технологическая карта урока Древняя Индия...
Технологическая карта "Религия древних Египтян"
Технологическая карта урока по истории за 5 класс "Религия древних Египтян"...
Технологическая карта "Искусство Древнего Египта"
Технологическая карта "Искусство Древнего Египта"...
Технологическая карта урока "Древняя Спарта". ФГОС
Урок - семинар, основанный на изучении источников....
Технологическая карта урока "Древние Олимпийские игры"
Разработка урока физической культуры по теме "Древние Олимпийские игры". Расчитана на учащихся 5 классов, обучающихся в системе ФГОС....
Технологическая карта урока "Древнейший Рим"
Технологическая карта урока истории 5 класс тема: "Древнейший Рим"...