Технологическая карта урока "Возникновение древнейшего человека"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Технологическая карта урока соствлена к уроку по теме "Финикия" 5 класс, содержит подробное описание основных этапов урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя: Черкасова Ангелина Витальевна Место работы: МБОУ «СШ № 35»
Предмет: история
УМК: Т.П. Андреевская,М.В. Белкин, Э.В. Ванина Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / под ред. В.С.Мясникова. - М.: Просвещение, 2013г.
Тема урока: «Возникновение древнейшего человека»
Класс: 5
Планируемые результаты:
Личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;
Метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, сформулировать аргументы по проблеме, высказать собственное мнение;
Предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: контурные карты, задания по теме «Возникновение древнейшего человека» (Приложение Рабочий лист).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
1. Актуализация имеющихся знаний Цель: закрепление и углубление знаний по предмету | Организует проверку домашнего задания Задание классу: составьте вопросы к предложенным понятиям (история, исторический источник, Всемирная история, история Древнего мира), задайте их одноклассникам и выслушайте ответ. | Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов. | Беседа | Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, |
1
Задание классу: рассмотрите иллюстрацию на слайде, кто перед вами? ?? Какой вопрос возникает? Задание классу: назовите понятие, которое характеризует всех, изображённых на слайде. ?? Как назвать людей, которые жили до древних людей? Или первобытные. Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока. Запишите определение понятия «первобытные люди» |
Древний Древнейшие люди Формулировка темы: «Возникновение древнейшего человека». Обучающиеся фиксируют термин в тетрадях | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | восполнение недостающих компонентов построение логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми | |
2. Постановка | Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Посмотрим, как выглядели наши далекие предки? Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались: - От животных? - От нас с вами, представителей современного человечества? ?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы? (Обсуждение) Фиксирует задачу на доске | Ожидаемый ответ обучающихся: животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик; человек: в руках орудие труда? Обучающиеся формулируют учебную задачу: В чём отличие древнейших людей от животных? | Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного Личностные самоопределение себя как | |
учебных задач | Слайд 2 Беседа Доска | |||
Цель: создание | ||||
проблемной | ||||
ситуации; | ||||
фиксация новой | ||||
учебной задачи | ||||
2
представителя человечества как вида | ||||
3. Совместное исследование проблемы. Цель: поиск решения учебной задачи. | Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний. Ожидаемый ответ обучающихся: необходимо знать истоки, чтобы лучше понять себя. | Беседа | Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Личностные действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность | |
4.Моделирование Цель: фиксация в модели существенных отношений Изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей ?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях? Фиксирует план на доске | Обучающиеся, работая в группах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:
древнейшие люди?
4.Как строились отношения между древнейшими людьми? 5.Чего достигли? | Работа в группах Запись на доске (после обсужде ния) Слайд 5 | Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске информации Регулятивные: целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного Личностные: самоопределение себя как представителя человечества как вида |
3
5. Формирование новых знаний и умений Цель: формирование новых знаний и умений. | Организует учебное исследование для решения учебной задачи.(1) Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле). ?? Какие ещё версии происхождения человека вы знаете? ?? Какие выводы из данного факта можно сделать? Задание классу: определите по карте учебника и отметьте на контурной карте ?? Где располагалась прародина древнейших людей? ?? На каком материке находится искомая область? - Какая часть материка включает искомую область? - Что такое, по-вашему, прародина? Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где | . Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях
Ожидаемый ответ обучающихся: Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым. Обучающиеся работают с картой учебника и контурными картами Ожидаемый ответ обучающихся: прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго- Восточной Африке Прародина-первоначальное место обитания рода. потомки которого затем заселяли идругие места. (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) | Запись Беседа Слайд 6 Учебник: с.6 Слайд 8 | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи; показывать на карте места расселения древнейших людей; рассказывать об условиях жизни первобытных людей; свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; извлечение необходимой информации из видео- материала; установление причинно- следственных связей; извлечение необходимой информации из художественного текста; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные: |
4
зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории). | Слайд 8 | контроль в форме сличения | ||
способа действия и его | ||||
результата с заданным | ||||
Беседа | эталоном с целью обнаружения | |||
отклонений от него | ||||
Личностные: | ||||
жизненное самоопределение; | ||||
формирование представлений о ценности труда; | ||||
?? Почему именно Африка стала | Обучающиеся работают с учебником | Беседа | формирование представлений о | |
местом появления и обитания | (§1 п.1) | ценности человеческой жизни; | ||
древнейших людей? | Ожидаемый ответ обучающихся: | формирование представлений о | ||
(2) Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных. Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда. (3) Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. | люди в те далёкие времена могли жить | ценностях коллективизма | ||
только в тёплых местах с богатой и | Слайд 9 | |||
разнообразной растительностью и | ||||
животным миром | ||||
Учебник | ||||
рис. | ||||
на с.8 | ||||
Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда Ожидаемый ответ обучающихся: заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила | Беседа | |||
Запись | ||||
5
Задание классу: какие орудия изображены на слайде? ?? Предположите, каким образом изготовлено рубило? Организует динамическую паузу Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину. Т. обр. умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных. ?? Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми? Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу. Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота. Охота и собирательство — древнейшие занятия людей. Задание классу: на основе иллюстрации на слайде выясните, как охотились древнейшие люди. Учитель дополняет: забивали слабых, отбившихся от стада животных. | Ожидаемый ответ обучающихся: с помощью обработки граней заострённым камнем ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: выжить: добывание пропитания и защита от нападений Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 8) Ожидаемый ответ обучающихся: собирали то, что даёт природа - съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: отбирали добычу у хищников | |||
Слайды 13-15 Беседа Запись Слайд 18-19 | ||||
6
?? Гарантировала ли охота постоянную добычу? ?? Какие выводы можно сделать из этого факта? Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи. В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде - это совместный труд по добыванию пищи. Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его! ?? Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём? ?? Каково было значение овладения огнем | Ожидаемый ответ обучающихся: гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: «ветка после пожара» Ожидаемый ответ обучающихся: - тепло и свет; - отпугивает животных; - пища вкуснее и питательнее (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) | Слайд 20 Слайды 21-22 |
7
Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его! Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. «...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель...» Вопросы:
| Обучающиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы Ожидаемые ответы обучающихся:
| |||
6. Переход к этапу решения частных задач. Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений. | Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции. Задание классу: составьте кластер «Отличия древнейших людей от животных» Фиксирует предложения учащихся на доске, организует самопроверку обучающимися полученных результатов | Обучающиеся коллективно составляют кластер, затем сверяют полученный результат с представленным на слайде | Доска Беседа | Познавательные: Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель; умение структурировать знания Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
8
9
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование представлений о ценности бережного отношения к природе | |||||
8. Рефлексия. Цель: создание условий для осмысления обучающимися полученных знаний | Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность. Тестирование 1. Следы древнейших людей, живших более 2млн. лет назад, были обнаружены археологами в: 1. Восточной Африке 2. Западной Европе 3. Южной Австралии 2. Главное отличие людей от животных - это: 1. умение охотиться на животных; 2. отсутствие шерсти; 3. умение изготовлять орудия труда. 3. Для облика древнейшего человека не характерно: 1. руки, свисающие до колен 2. прыгающая походка 3. прямая походка 4. Первое орудие труда первобытного человека: 1. мотыга 2. заостренный камень 3. плуг 5. Одним из достижений древнейших людей стало:
3. умение охотиться | Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения Личностные: формирование навыков самооценки | ||
Проверка в парах | |||||
1-1 | |||||
2-3 | |||||
3-3 | |||||
4-2 | |||||
5-1 | |||||
• | |||||
10
9. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач | Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний. Домашнее задание: 1.Поработайте с вопросами и заданиями к § 1 2. Докажите, что труд развивал и сплачивал первобытных людей. | Обучающиеся записывают домашнее задание. | Слайд 12 | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать. |
11
Рабочий лист по теме: «ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ»
Наши далекие предки
Самые древние останки людей найдены в____________
Их возраст около лет
Внешний вид:
- Грубое , приплюснутый нос,__________ без подбородка
- Уходящий назад__________
- « » над глазами
- Прыгающая
- руки
- Древнейший человек больше напоминал _______________
Не умели говорить, жили _______
Орудия труда:
- Каменное рубило - заостренный ________
- Палка -____________
- Главное отличие древнейших людей от животных
Охотники и собиратели
- Собирательство
- Охота - копья , __________
Овладение огнем
Что давал людям огонь?
- _____________
- ______________
- ______________
- _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта "Религия древних Египтян"
Технологическая карта урока по истории за 5 класс "Религия древних Египтян"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/19/picture-987858-1513703718.jpg)
Технологическая карта "Искусство Древнего Египта"
Технологическая карта "Искусство Древнего Египта"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/07/picture-804931-1470586064.jpg)
Технологическая карта урока "Древняя Спарта". ФГОС
Урок - семинар, основанный на изучении источников....
Технологическая карта урока "Древние Олимпийские игры"
Разработка урока физической культуры по теме "Древние Олимпийские игры". Расчитана на учащихся 5 классов, обучающихся в системе ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/24/picture-372835-1387876073.jpg)
Технологическая карта урока "Древнейший Рим"
Технологическая карта урока истории 5 класс тема: "Древнейший Рим"...