Технологическая карта урока "Финикийские мореплаватели"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Черкасова Ангелина Витальевна

Технологическая карта урока по теме "Финикия" предназначена для проведения урока в 5 классе, содержит подробное описание каждого этапа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_finikiyskie_moreplavateli.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические цели урока

  • Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев и сравнить приморскую Финикию с «речными» Египтом и Междуречьем.
  • Создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности;
  •   Содействовать развитию умения работать с картой

Тип урока

Комплексное применение знаний, умений и навыков

Планируемые

результаты

Личностные: Понимание культурного многообразия; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные: Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Предметные: Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом. 

Основное содержание темы. Термины

Местоположение и природные условия Финикии. Города Финикии : Тир, Библ, Сидон. Финикийцы - лучшие мореплаватели Древнего мира. Изобретения и открытия финикийских ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита. Международная торговля финикийцев, образование колоний. Благовония, пурпурная краска, колония, алфавит

Образовательные ресурсы

Учебник по Всеобщей истории История Древнего мира.5 класс авт.Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В Ванина, под.ред. В.С. Мясникова, проверочные материалы, карты: «Древние государства мира», рабочая тетрадь часть 1.

Задания для групп (Приложение)

Технологическая карта урока «Финикийские мореплаватели»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Организуют свое рабочее место.

2. Актуализация знаний

(Стадия «Вызов»)

Учитель показывает стеклянный стакан и буквы алфавита

Задает вопрос: В каком государстве могло впервые это появиться

Учитель называет государство это – Финикия.

Работа с картой: С помощью карты, назовите какие из известных вам государства Древнего мира, имели выход к морю? (Египет, Междуречье, Палестина).

Ответы учеников

Работают с картой.

3. Постановка учебной цели

Учитель: Около 600 года до н. э. египетский фараон Нехо, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение финикийским мореплавателям (три финикийских корабля обогнули Африку).

?? Почему фараон поручил это именно финикийцам?

??Сосчитайте, сколько примерно лет прошло от плавания финикийцев вокруг Африки до наших дней.

Цель урока: Выяснить, почему именно финикийцы считались лучшими мореплавателями древнего Востока?

Ответы учеников

Формулируют учебную цель.

  4. Усвоение новых знаний и способов действий

(Стадия «Осмысление»)

Учитель делит класс по группам и каждой группе раздается задание.

Учитель заслушивает результаты работы групп:

Вывод первой группы: Территория была очень небольшая.

Вывод второй группы: Финикии не было больших рек, рельеф гористый, плодородная земля тянулась узкой полоской, и хлеб привозили из других стран. Жил единый народ.

Вывод третьей группы: Занимались садоводством,

(выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и масло), ремеслом торговлей (продавали лес, масло и т.д.) строили корабли и бороздили моря и океаны (мореплавание).

Вывод четвертой группы: Алфавит оказался очень удобным, и очень быстро переняли другие народы.

Ответ пятой группы.

Записать в тетрадь определение: Колония - поселение, основанное на чужой территории.

Группы работают с полученными заданиями

Самостоятельная работа с текстом учебника. Ответы на поставленные вопросы.

Показывают на карте Финикию, описывают ее местоположение.

Перечисляют занятия финикийцев

Перечисляют особенности финикийского алфавита, его преимущества перед письменностью Египта и Двуречья.

Находят на карте финикийские колонии. Определяют что такое колония

Динамическая пауза

Закрепление

Учитель организует динамическую паузу

Давайте, вернемся к цели поставленной нами вначале урока. Смогли ли вы достичь ее? Согласны ли вы с тем, что финикийцы были лучшими мореплавателями?

Обоснуйте свой ответ.

Вывод. 

1. занятия торговлей и ремеслом (производили пурпурную краску и стекло)

2. Финикийцы были замечательными мореплавателями и имели хорошие корабли, основали множество колоний.

3. расположение Финикии на перекрестке торговых путей.

4. изобретение алфавита упрощало ведение торговли.

 Записать в тетрадь вывод.

Ученики выполняют различные упражнения снимающие напряжение рук, глаз и т.д.

Отвечают на вопрос. Согласны. 

- Строили прочные корабли,

- Плавали по всему Средиземному морю.

5. Рефлексия

Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий. Задание классу: провести самооценку своей работы на уроке.

Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке.

6. Инструктаж выполнения Д/З

Д/з. п.14, вопросы в конце параграфа. Задание в раб.тетради.

Обучающиеся слушают учителя.

Приложение

Задания для групп

Группа 1

Опираясь на карту и текст учебника (пункт№1 §14) определите местоположение Финикии:

  • на каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия?
  • назовите города этого государства?
  • Величина территории, сравнить ее с территориями Египта и Междуречья.

Группа 2

Из пункта №1 §14 выяснить природно-климатические условия Финикии:

  • какой был климат?
  • каким был рельеф?
  • протекали ли крупные реки?
  • какой была земля (плодородная или нет)?

-  Чем природа Финикии отличалась от природы Египта, Междуречья?

Группа 3

Опираясь на текст учебника (пункт №1;2) назовите:

  • какими были основные занятия финикийцев?
  • как это связано с природно-климатическими условиями?
  • Какое занятие было главным? Почему вы так считаете?

Группа 4

Из пунктов № 1; 3 определите:

  • какие изобретения были сделаны финикийцами?
  • Какие из них были главными для финикийцев? Почему вы так считаете?

Группа 5

  • определите по карте учебника (стр.80), каких территорий достигали финикийские мореплаватели?
  • что такое колония?
  • с какой целью она создавалась финикийцами?
  • как называлась самая крупная из тех, что основали финикийцы?
  • почему о финикийцах ходила дурная слава?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс по теме:Финикийские мореплаватели.Урок разработан  в соответсвии технологии развивающего обучения. Разработана технологическая карта урока и приложени...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс.Тема:Финикийские мореплаватели.Урок разработан в технологии развивающего обучения.Разработана технологическая карта урока и приложение к ней....

Технологическая карта урока "Финикийские мореплаватели" 5 кл ФГОС

В учебнике изучению темы посвящается один урок, который целесообразно строить как урок объяснения нового материала.Главной  задачей учителя является создание у детей яркого, конкретного образа ст...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"

Краткое описание: В технологической карте прописаны планируемые образовательные результаты, отражены деятельность учителя, деятельность учащихся. Показан прием самостоятельной формулировки темы учащим...

Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".

Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"

Урок истории "Финикийские мореплаватели" способствует ознакомлению обучающихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев; создает условия для развития умений хара...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...