Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 класс
рабочая программа по истории
Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 класс к учебникам издательства "Просвещение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vseobshchaya_istoriya_5-9.docx | 107.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа»
Ирбейского района Красноярского края
«Согласовано» Заместитель директора по УР МОБУ Благовещенская СОШ Краева С.В .________________ «____»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МОБУ Благовещенская СОШ Чумакова В.Н._______________________ Приказ № __________________________ от «____»_________________20___г. |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
5-9 КЛАССА
Составитель: Перфилова И.А.
учитель истории и обществознания
I кв. категории
2020
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета истории Древнего мира в 5 классе:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
- понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Содержание учебного предмета «История Древнего мира» (70 часов)
Введение (1 час)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 часов)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа)
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Тема 3. Счёт лет в истории (1 час)
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
Раздел 2. Древний Восток (21 час)
Тема 4. Древний Египет (8 часов)
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы IIсказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский ЦарьКир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства ЦиньШихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия ЦиньШихуана. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы ЦиньШихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Раздел 3. Древняя Греция (22 часа)
Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8 часов)
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Повторение. Культура Древнейшей Греции. Полисы древней Греции. Значение Олимпийских игр.
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 часов)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. (4 часа)
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
Раздел 4. Древний Рим (18 часов)
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Повторение (1 час) по темам 11.12.13
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Иисус Христос. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особнякина городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (5 часов)
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров.
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Региональный компонент. Наш регион в древности.
Календарно- тематическое планирование учебного предмета
истории Древнего мира в 5 классе
№ п/п | Тема, раздел | Кол-во часов | Материально-техническое обеспечение | Дата проведения | |
факт | план | ||||
1 | Введение | 1 | ТСО[1]; РМ[2]. | ||
2 | Древнейшие люди | 1 | ТСО; РМ. | ||
3 | Первобытные охотники и собиратели. | 1 | ТСО; РМ; НИК[3] | ||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | ТСО; РМ; НИК. | ||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | ТСО; РМ. НИК. | ||
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | ТСО; РМ. | ||
7 | Счет лет в истории. | 1 | РМ. | ||
8 | Контрольная работа по теме «Первобытное общество» | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
9 | Местоположение и природные условия Древнего Египта. | 1 | ТСО; РМ; | ||
10 | Быт земледельцев и ремесленников. | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | ТСО; РМ; | ||
12 | Военные походы фараонов | 1 | ТСО; РМ; | ||
13 | Религия древних египтян | 1 | ТСО; РМ; | ||
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | ТСО; РМ; | ||
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | ТСО; РМ; | ||
16 | Контрольная работа по теме: « Древний Египет» | 1 | РМ. | ||
17 | Древнее Двуречье | 1 | ТСО; РМ; | ||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | ТСО; РМ. | ||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | ТСО; РМ. | ||
20 | Древние евреи. | 1 | ТСО; РМ. | ||
21 | Древнееврейское царство и его правители. | 1 | ТСО; РМ; | ||
22 | Ассирийская держава | 1 | ТСО; РМ. | ||
23 | Образование Персидской державы. | 1 | ТСО; РМ. | ||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | ТСО; РМ. | ||
25 | Индийские касты | 1 | ТСО; РМ. | ||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | ТСО; РМ. | ||
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | ТСО; РМ. | ||
28 | Проект на тему: «Великие изобретения Древнего Востока» | 1 | ТСО; РМ. | ||
29 | Контрольная работа по разделу: « Древний Восток». | 1 | РМ. | ||
30 | Греки и критяне | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
31 | Микены и Троя | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
32 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | ТСО; РМ. | ||
33 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | ТСО; РМ. | ||
34 | Религия древних греков | 1 | ТСО; РМ. | ||
35 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | ТСО; РМ. | ||
36 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
37 | Древняя Спарта | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
38 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | ТСО; РМ. | ||
39 | Олимпийские игры в древности | 1 | ТСО; РМ. | ||
40 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
41 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
42 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
43 | В городе богини Афины | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
44 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | ТСО; РМ. | ||
45 | В театре Диониса | 1 | ТСО; РМ. | ||
46 | Афинская демократия при Перикле | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
47 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
48 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | ТСО; РМ. | ||
49 | В Александрии Египетской | 1 | ТСО; РМ. | ||
50 | Контрольная работа по разделу: «Древняя Греция». | 1 | РМ. | ||
51 | Древнейший Рим | 1 | ТСО; РМ. | ||
52 | Завоевание Римом Италии | 1 | ТСО; РМ. | ||
53 | Устройство Римской республики | 1 | ТСО; РМ. | ||
54 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. | 1 | ТСО; РМ. | ||
55 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
56 | Рабство в Древнем Риме | 1 | ТСО; РМ. | ||
57 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | ТСО; РМ. | ||
58 | Восстание Спартака | 1 | ТСО; РМ. | ||
59 | Единовластие Цезаря | 1 | ТСО; РМ. | ||
60 | Установление империи | 1 | ТСО; РМ. | ||
61 | Соседи Римской империи | 1 | ТСО; РМ. | ||
62 | Рим при императоре Нероне | ТСО; РМ. | |||
63 | Первые христиане и их учение | 1 | ТСО; РМ. | ||
64 | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | ТСО; РМ. | ||
65 | Вечный город и его жители | 1 | ТСО; РМ. | ||
66 | Римская империя при Константине | 1 | ТСО; РМ. | ||
67 | Взятие Рима варварами | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||
68 | Итоговое повторение | 1 | ТСО; РМ; | ||
69 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса: "История Древнего мира" | 1 | ТСО; РМ. | ||
70 | Народы и государства на территории нашего края в древности | 1 | ТСО; РМ; |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета истории Средних веков в 6 классе:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного предмета история Средних веков (28 часов)
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты.
Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения.
Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
Календарно- тематическое планирование учебного предмета
истории Средних веков в 6 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Материально-техническое обеспечение | дата | |||||||||
план | факт | ||||||||||||
Введение (1час) | |||||||||||||
1 | Что изучает история Средних веков | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) -5 ч | |||||||||||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. | 1 | ТСО; РМ. | ||||||||||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 | ТСО; РМ. | ||||||||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого.
| 1 | ТСО; РМ. | ||||||||||
5 | Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI вв. | 1 | ТСО; РМ; НИК | ||||||||||
6 | Англия в раннее Средневековье | 1 | ТСО; РМ. | ||||||||||
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках (2 часа) | |||||||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Культура Византии. | 1 | ТСО; РМ. | ||||||||||
8 | Образование славянских государств | 1 | ТСО; РМ. | ||||||||||
Глава 3. Арабы в VI – XI веках (2 часа) | |||||||||||||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | ТСО; РМ. | ||||||||||
10 | Культура стран халифата | 1 | ТСО; РМ. | ||||||||||
4. Феодалы и крестьяне (2 часа) | |||||||||||||
11 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | ТСО; РМ. | ||||||||||
12 | В рыцарском замке | 1 | ТСО; РМ. | ||||||||||
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа) | |||||||||||||
13 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
14 | Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни. | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
Глава 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы (2 часа) | |||||||||||||
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
16 | Крестовые походы | 1 | ТСО; РМ НИК | ||||||||||
7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века ) (5 часов) | |||||||||||||
17 | Объединение Франции | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
18 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
19 | Столетняя война | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
20 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
21 | Реконкиста | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
8. Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. (4 часа) | |||||||||||||
22 | Усиление власти князей Германии. | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
23 | Расцвет итальянских городов | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
24 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
25 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова. | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
Проект: "Культура Раннего Возрождения" (1 час) | |||||||||||||
26 | Проект на тему: "Культура Раннего Возрождения" | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
Народы Азии, Африки и Америки в средние века (2 часа) | |||||||||||||
27 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 | ТСО; РМ | ||||||||||
28 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса: "История средних веков" | 1 |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета история Нового времени конец XV-XVII в. в 7 классе:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества Нового времени;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного предмета история Нового времени конец XV-XVII в. (28 ч)
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (16 часов)
Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). (6 часов)
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (6 часов)
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
история Нового времени конца XV-XVII в. 7 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Материально-техническое обеспечение | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. ( 16 часов) | ||||||||
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени | 1 | ТСО; РМ | |||||
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 | ТСО; РМ | |||||
3 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 1 | ТСО; РМ | |||||
4 | Усиление королевской власти в XVI-XII вв . Абсолютизм в Европе. | 1 | ТСО; РМ | |||||
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 | ТСО; РМ | |||||
6 | Европейское общество в раннее Новое время. | 1 | ТСО; РМ | |||||
7 | Повседневная жизнь. | 1 | ТСО; РМ | |||||
8 | Великие гуманисты Европы. | 1 | ТСО; РМ | |||||
9 | Мир художественной культуры Возрождения. | 1 | ТСО; РМ | |||||
10 | Рождение новой Европейской науки. | 1 | ТСО; РМ | |||||
11 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | 1 | ТСО; РМ | |||||
12 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 1 | ТСО; РМ | |||||
13 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господства на морях. | 1 | ТСО; РМ | |||||
14 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 1 | ТСО; РМ | |||||
15 | Информационный проект: "Титаны Возрождения" | 1 | ТСО; РМ | |||||
16 | Контрольная работа по теме: "Мир в начале нового времени" | 1 | ТСО; РМ | |||||
2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). (6 часов) | ||||||||
17 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. | 1 | ТСО; РМ | |||||
18 | Парламент против короля. Революция в Англии. | 1 | ТСО; РМ | |||||
19 | Путь к парламентской монархии. | 1 | ТСО; РМ | |||||
20 | Международные отношения в конце XV-XVII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
21 | Повторительно-обобщающий урок по главе 2 | 1 | ТСО; РМ | |||||
22 | Контрольная работа по теме: "Первые революции Нового времени". | 1 | ТСО; РМ | |||||
3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (6 часа) | ||||||||
23 | Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка. | 1 | ТСО; РМ | |||||
24 | Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 1 | ТСО; РМ | |||||
25 | Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации. | 1 | ТСО; РМ | |||||
26 | Исследовательский проект "Восточное общество: традиции и современность" | 1 | ТСО; РМ | |||||
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме: "Мир в эпоху раннего Нового времени" (ВПР 1,8) | 1 | ТСО; РМ | |||||
28 | Контрольная работа за курс 7 класса: «Мир в эпоху раннего Нового времени» | 1 | ТСО; РМ |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета история Нового времени XVIII в. в 8 классе
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества
- способность применять понятийный аппарат исторического знания
- умение изучать информацию различных исторических источников,
раскрывая их познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
- знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
- основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIII в.в.;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание учебного предмета история Нового времени XVIII в. (28 ч.)
Глава 1. Рождение нового мира( 10 часов)
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры. Промышленный переворот в Англии и аграрная революция. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Глава II. Европейские страны в XVIII в. (5 часов)
Особенность экономического развития Европы в XVIII г. Последний этап мануфактурное производство в Европе. Капиталистической домашняя промышленность. Деревенская рассеянная мануфактура в Англии. Франции в первой половине XVIII в.Начало промышленного переворота в Англии. Проникновение машин во все важнейшие отрасли. Водяная машина (ватермашина) Р. Аркрайта (1732-1792), Джеймс Уатт (1736-1819), ученый и конструктор, изобревший первый универсальный двигатель – паровую машину, приводящую в движение различные рабочие механизмы. Строительство дорог и каналов. XVIII столетие было веком торговли. Английский вариант капиталистической аграрной эволюции. Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма.Просвещенный абсолютизм. Прусский король Фридрих II Великий (1712-1786). Французское Просвещение. Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784).
Глава III. Эпоха революций. (5 часов)
Великая французская революция XVIII в. Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (8 часов)
Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая.
Календарно- тематическое планирование по истории Нового времени XVII в 8 классе.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Материально-техническое обеспечение | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||
Глава 1. Рождение нового мира (10 часов) | ||||||||
1 | Введение. | 1 | ТСО; РМ | |||||
2 | Мир к началу XVIII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
3 | «Европейское чудо» | 1 | ТСО; РМ | |||||
4 | Эпоха просвещения | 1 | ТСО; РМ | |||||
5 | В поисках путей модернизации | 1 | ТСО; РМ | |||||
6 | Европа меняющаяся | 1 | ТСО; РМ | |||||
7 | Исследовательский проект «Мир художественной культуры Просвещения» | 1 | ТСО; РМ | |||||
8 | Исследовательский проект «Мир художественной культуры Просвещения» | 1 | ТСО; РМ | |||||
9 | Международные отношения XVIII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме: " Рождение нового мира" | 1 | ТСО; РМ | |||||
Глава 2. Европа в век Просвещения(5 часов) | ||||||||
11 | Англия на пути к индустриальной эре | 1 | ТСО; РМ | |||||
12 | Франция при Старом порядке | 1 | ТСО; РМ | |||||
13 | Германские земли в XVIII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
14 | Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме: " Европа в век Просвещения" | 1 | ТСО; РМ | |||||
Глава 3. Эпоха революций (5 часов) | ||||||||
16 | Английские колонии в Северной Америке. | 1 | ТСО; РМ | |||||
17 | Война за независимость, Создание США. | 1 | ТСО; РМ | |||||
18 | Французская революция XVIII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
19 | Европа в годы Французской революции | 1 | ТСО; РМ | |||||
20 | Контрольная работа по теме: «Европа в XVIIIв.» | 1 | ||||||
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (8 часов) | ||||||||
21 | Османская империя | 1 | ТСО; РМ | |||||
22 | Персия. | 1 | ТСО; РМ | |||||
23 | Индия. | 1 | ТСО; РМ | |||||
24 | Китай. | 1 | ТСО; РМ | |||||
25 | Япония. | 1 | ТСО; РМ | |||||
26 | Колониальная политика европейских держав в XVIII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
27 | Повторительно-обобщающий урок за курс всеобщей истории XVIII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
28 | Итоговая контрольная работа за курс всеобщей истории XVIII в. | 1 |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета история Нового времени XIX - начала XX в.в 9 классе
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о территории государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
• анализировать информацию из исторических источников − текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
• представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
• раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
Содержание учебного предмета история Нового времени XIX - начала XX в. (28 ч.)
Глава I. Начало Индустриальной эпохи.
Завершение промышленного переворота. достижения Англии в развитии машинного производства. Изобретения Ж. М. Жаккара. дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г. Форда. дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж. Шарль: создание аэростата. Ф. фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники энергии. Открытие электрической энергии и способы её использования. Революция в средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизации. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Изменение политической и экономической сущности аристократии. Развитие новых основных классов капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Гримасы капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических отношений.
Технический прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта. дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые развлечения.
Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в ХIХ в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Социальный эффект открытия электрической энергии. Роль учения Ч. Дарвина для формирования нового мировоззрения. Микробиология. достижения медицины. Роль и развитие образования в капиталистическом обществе. Кризис традиционных форм культуры, поиск новых. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Рационализм и критический реализм. Натурализм. Романтизм. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя.
Промышленный переворот в Англии и революция во Франции формируют новую эпоху в европейской художественной культуре. Реализация идеи раскрытия трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи: Ф. Гойя как преддверие реализма. Т. Жерико и Э. Делакруа. Карикатура и графика О. Домье. Реализм: Ж. Милле. Критический реализм: Г. Курбе. двенадцать лет истории французского импрессионизма: Э. Мане, К. Моне, К. Писарро, О. Ренуар, Э. Дега, Ж. Сер и П. Синьяк. Конец импрессионизма. Скульптор О. Роден. Постимпрессионизм: П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог. Музыка: Ф. Шопен, Д. Верди, Ж. Бизе, К. Дебюсси. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света. Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины ХIХ в.: Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье.Утопический социализм о путях преобразования общества. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. Анархизм.
Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIXв.
Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс.
Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход в Россию. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система международных отношений.
Англия в первой половине ХIХ в. Противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Парламентская реформа 1832 г. и её социальные последствия. Чартизм: неоднородность идей, требований. Предотвращение революции в 40-е гг. ХIХ в. «Эпоха Викторианского компромисса». Окончательное утверждение парламентского режима. Англия — «мастерская мира». Тред-юнионы и их роль в создании основ социального государства. Направления и особенности внешней политики Англии. Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи.
Промышленная революция продолжается. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии. Упрочение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Бланкизм. Политический кризис накануне революции 1848 г.
Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики. Вооружённое восстание и победа революции над Июльской монархией. Требование провозглашения республики. Временное правительство и его попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание. Социальное недовольство. Вторая республика, Лун Бонапарт Наполеон. Режим Второй империи Наполеона III. Завершение промышленного переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции. Внешняя политика Второй империи
Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение революции. дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Вильгельм 1 и «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза
Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Мировой промышленный кризис и Италия. Начало революции. Национальные герои Италии — Дж. Гарибальди и д. Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. Усиление Сардинского королевства. К. Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта.
Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и конец франко-прусской войне. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи. Восстание в Париже. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны: бунт или подвиг парижан?
Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие национальных культур и самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
США — страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная и «золотая» лихорадка — увеличение потока переселенцев.
Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине ХIХ в. С. Маккормик. Фермер — идеал американца. Плантаторский Юг. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон-о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна.
Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.
Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» — полоса государственных переворотов и нестабильности. Инерционность развития экономики. Латиноамериканский «плавильный котёл» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.
Смена торговой колонизации на империалистическую. Нарастание неравноправной интеграции стран Запада и Востока. Кризис традиционализма. Слабость противостоять натиску западной цивилизации. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры «просвещённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии. Реформы управления государством. Новые черты экономического развития и социальной структуры общества. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Внешняя политика.
Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. ХунСюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ю-вэй: «Сто дней реформ» и их последствия. Восстание ихэтуаней. Новая политика императрицы Циси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия — «жемчужина Британской короны». Влияние Ост-Индской кампании на развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Методы насильственного разрушения традиционного общества. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Гибель ручного ремесленного производства в Индии. Индустриализация индийской промышленности. Социальные контрасты Индии. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857—1859). Индийский Национальный Конгресс. (ИНК). Балгангадхар Тилак.
Таинственный континент. Культы и религии. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Успехи Эфиопии в борьбе за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.
Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX– начале XX
Германская империя: борьба за «место под солнцем». Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединённой Германии. Ускорение темпов экономического развития. Направления модернизации экономики. Юнкерство и крестьянство.Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» О. Бисмарка — прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении личной власти. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Национализм. Подготовка войне. Великобритания: конец Викторианской эпохи.
Реформирование — неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г.Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи: «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона». Рождение лейбористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классовогомира. Дэвид Ллойд Джордж. Монополистический капитализм по-английски. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты.Франция: Третья республика. Последствия Франко-прусской войны для Франции. Замедление темпов экономического развития. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. Третья республика и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция —колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Роль государства в индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное экономическое проникновение». Эмиграция —плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра Дж.Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны. От Австрийскойимперии к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: преобразование империи Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие национальных культур и самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США — страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадки — увеличение потока переселенцев. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Фермер — идеал американца. Плантаторский Юг.Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна. США: империализм и вступление в мировую политику. Причины быстрого экономического развития США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Расслоение фермерства. Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая олигархия. США —президентская республика. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ на укрепление гражданского общества и правового государства. Доктрины: Монро, «открытых дверей», «дипломатии большой дубинки», «дипломатии доллара». Империалистическая внешняя политика США на континенте и за его пределами.
Календарно- тематическое планирование учебного предмета
история Нового времени XIX - начала XX в. в 9 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Материально-техническое обеспечение | дата | |
план | факт | ||||
1. | Введение: "Долгий" XIX век | 1 | ТСО; РМ | ||
Глава I. Начало Индустриальной эпохи (8 часов) | |||||
2 | Экономическое развитие в XIX – начале XXвв. | 1 | ТСО; РМ | ||
3 | Меняющееся общество | 1 | ТСО; РМ | ||
4 | Век демократизации | 1 | ТСО; РМ | ||
5 | "Великие идеологии" | 1 | ТСО; РМ | ||
6 | Образование и наука | 1 | ТСО; РМ | ||
7 | XIX век в зеркале художественных изысканий | 1 | ТСО; РМ | ||
8 | Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века | 1 | ТСО; РМ | ||
9 | Проект на тему: "Культура без границ" | 1 | ТСО; РМ | ||
Глава 2. Страны Европы и США в первой половине XIX века (8 часов) | |||||
10 | Консульство и империя Наполеона Бонапарта. | 1 | ТСО; РМ | ||
11 | Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи | 1 | ТСО; РМ | ||
12 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1 | ТСО; РМ | ||
13 | «От Альп до Сицилии»: объединение Италии | 1 | ТСО; РМ | ||
14 | Германия в первой половине XIXв | 1 | ТСО; РМ | ||
15 | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIXв | 1 | ТСО; РМ | ||
16 | США до середины XIX в: рабовладение, демократия и экономический рост | 1 | ТСО; РМ | ||
17 | Контрольная работа по теме: "Страны Европы и США в первой половине XIX века" | 1 | |||
Глава 3. Азия, Африка и Латинская Америка в вXIX – начале XXвв (3 часа) | |||||
18 | Страны Азии вXIX – начале XXвв | 1 | ТСО; РМ | ||
19 | Африка в XIX – начале XXвв. | 1 | ТСО; РМ | ||
20 | Латинская Америка в XIX – начале XXвв. | 1 | ТСО; РМ | ||
Глава 4.Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XXвв (8 часов) | |||||
21 | Великобритания до Первой мировой войны | 1 | ТСО; РМ | ||
22 | Франция: Вторая империя и Третья республика | 1 | ТСО; РМ | ||
23 | Германия на пути к европейскому лидерству | 1 | ТСО; РМ | ||
24 | Австро–Венгрия и Балканы до Первой мировой войны | 1 | ТСО; РМ | ||
25 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | ТСО; РМ | ||
26 | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 1 | ТСО; РМ | ||
27 | Международные отношения в XIX – начале XXвв | 1 | ТСО; РМ | ||
28 | Контрольная работа по теме: "История Нового времени XIX - начала XX в." | 1 |
[1] ТСО -Технические средства обучения (презентация)
[2] РМ – Ресурсный материал (карточки, тексты, задания)
[3] НИК – Наглядные исторические карты/картины, карты – схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории для 6 класса 2011-2012 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования ...
Рабочие программы по всеобщей истории 5-9 классы
Авторы учебников:5 класс- А.А.Вигасина, Г.И.Годер;6 класс - Е.А.Агибалова, Г.М.Донской;7-8 классы - А.Я.Юдовская,П.А.Баранов;9 класс - О.С.Сороко-Цюпа...
рабочая программа по всеобщей истории 5-9 класс с КТП
Рабочая программа выполнена на основе ФГОС....
рабочая программа по всеобщей истории 5-9 класс с КТП
Рабочая программа выполнена на основе ФГОС....
Рабочая программа по всеобщей истории 6-9 классы (ФГОС)
Программа по предмету «Всеобщая история» предлагает распределение учебных часов по разделам: «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—8 классы),...
Рабочая программа по всеобщей истории 5-8 класс
Рабочая программа по всеобщей истории 5-8 класс из рассчета 35 ч в год...
Рабочая программа по всеобщей истории 8 - 9 класс.
Рабочая программа и тематическое планирование по всеобщей истории 8- 9 класс....