методическая разработка урока
методическая разработка по истории (7 класс)

методическая разработка урока по теме "Смутное время Тема "Смутное время в России»  с использованием  УМК Пчелова Е.В. Лукина П.В., Кочегарова К.А.  изучается на трех уроках.

    Представлена  методическая разработка третьего завершающего  урока по данной теме «Второе ополчение. Освобождение Москвы. Завершение Смуты».

     Данное занятие создает условия для формирования у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности обучающихся в процессе продуктивной творческой деятельности, а также  для  развития умений  строить логические суждения,  использовать информацию для решения проблемных вопросов, делать выводы, работать в команде.

    Тип занятия определен как   открытие новых знаний. Для достижения поставленных задач  наряду с объяснением учителя  широко используются  методы  проблемного диалога, смысловое чтение (работа с документами,  текстом учебника), эвристическая беседа, частично-поисковый метод, посредством которых решаются познавательные логические задания.

Методическая разработка  включает план занятия,  технологическую карту (в которой определяются  поэтапно ход занятия,  планируемые результаты, деятельность учителя, деятельности  учеников, методы обучения), используемая литература, электронная презентация (она составлена для сопровождения  всех 3 уроков темы)в России". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\1671059\Downloads\14 001.jpg

Введение

    Тема "Смутное время в России»  с использованием  УМК Пчелова Е.В. Лукина П.В., Кочегарова К.А.  изучается на трех уроках. События Смуты занимают особое место в отечественной истории. Тяжесть этих событий легла на плечи простого народа. Впервые в истории нашего государства именно народ сплоченно выступил на защиту свободы и суверенитета своей страны. Актуальность методической разработки  уроков по теме  состоит в том, чтобы обеспечить понимание обучающимися сущности и значимости данного периода в российской истории, осознание ими важности национального единства для сохранения и укрепления государственности, для нормального функционирования общества.

    Представлена  методическая разработка третьего завершающего  урока по данной теме «Второе ополчение. Освобождение Москвы. Завершение Смуты».

     Данное занятие создает условия для формирования у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности обучающихся в процессе продуктивной творческой деятельности, а также  для  развития умений  строить логические суждения,  использовать информацию для решения проблемных вопросов, делать выводы, работать в команде.

    Тип занятия определен как   открытие новых знаний. Для достижения поставленных задач  наряду с объяснением учителя  широко используются  методы  проблемного диалога, смысловое чтение (работа с документами,  текстом учебника), эвристическая беседа, частично-поисковый метод, посредством которых решаются познавательные логические задания.

Методическая разработка  включает план занятия,  технологическую карту (в которой определяются  поэтапно ход занятия,  планируемые результаты, деятельность учителя, деятельности  учеников, методы обучения), используемая литература, электронная презентация (она составлена для сопровождения  всех 3 уроков темы)

План занятия

Учебный предмет  История

Тема:   Второе ополчение и освобождение Москвы. Завершение Смутного времени

Тип занятия:  Урок открытия новых знаний

Вид: урок решения логических заданий

Цели  урока -  создать условия для  интеллектуальной деятельности учащихся на  уроке, для формирования и  закрепления  знаний о подъёме национально  патриотического движения в период Смуты, об итогах и последствии Смуты для русского народа.  

Задачи: 

Образовательный аспект  – формировать представления  о сущности  и итогах Смутного времени; характеризовать роль  народа в сохранении российской государственности; создать целостную картину исторической эпохи, раскрыть причинно-следственные связи между событиями Смуты.

Развивающий аспект  - формировать критическое мышление у  школьников; развивать навыки  анализировать историческую информацию, формулировать  и защищать свою точку зрения; развивать мыслительные  навыки, коммуникативные навыки работы в группах

Воспитательный аспект - формировать гражданско-патриотическую позицию школьников; работать над понятиями: Отечество, патриотизм, национальное самосознание.

Образовательные результаты:

Занятие направлено на достижение студентами  личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- развитие  их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

а) Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) 

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

б) Коммуникативные УУД

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;   формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности

в) Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое суждение и делать выводы

-смысловое чтение.

Предметные результаты:

 - объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной  истории Нового времени;

-использовать историческую карту как источник информации об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий;

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени

Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный метод, частично - поисковый метод, метод проблемного диалога

Методическое обеспечение: учебник История России XVI-XVII века. Пчелов Е.В. Лукин П.В. (Новый ИКС) Учебник для 7 класса. - М.: ООО «Русское слово. 2017 год.; Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова «История России. XVI—XVII века» Кочегаров К.А. 7 класс - М.: ООО «Русское слово, 2016 год, электронная презентация, раздаточный материал, аудиозапись

Межпредметные связи:

Дисциплина

Темы

обществознание

Понятия – социальные движения, признаки государства, монархия

литература

Стихотворение К.Ф.Рылеева  «Иван Сусанин»

информационные технологии

электронная презентация

Структура занятия:

1.Организационный этап.

2.Основной этап:

2.1 Актуализация опорных знаний

2.2 Создание Второго ополчения

2.3 освобождение Москвы

2.4. Земский Собор

2.5 Завершение Смуты

3.Подведение итогов  занятия


Технологическая карта занятия

Этапы мероприятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

 Планируемые образовательные результаты

Личностные

результаты

Метапредметные результаты

Предметные

результаты

  1. Организационный:

постановка цели и задач

Определяет  цель, задачи, мотивирует  учащихся

Стремятся вместе с учителем формулировать  учебные задачи; слушают, записывают тему занятия

Проявляют готовность к познавательной деятельности

А) регулятивные УУД -

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач

  1. Основной  этап:

2.1 актуализация опорных знаний

Организует посредством проблемного диалога актуализацию опорных знаний по вопросам – начало Смуты, междуцарствие Охарактеризуйте состояние Московского государства в 1611 году, привлекая информацию карты (уч. История России Е.В.Пчелова, стр.84., Рабочая тетрадь Кочегарова К.А.);

Почему правящие круги (правительство, бояре) не могли решить самые важные проблемы? Как действовали   другие группы людей (купцы, ремесленники, крестьяне, духовенство)?

Учитель подводит итоги беседы, вместе  с учениками ставит учебные задачи

Как произошло освобождение Москвы. Какое место занимает ополчение в российской истории?

В процессе диалога, беседы повторяют события Смутного времени (начало смуты, правление Лжедмитрия I, В.Шуйского, Семибоярщина, интервенция Польши);

делают выводы о  катастрофическом положении страны, о сложном соотношении  политических сил, о серьезных ошибках правительства

Демонстрируют стремление  к активной самостоятельной  познавательной  деятельности

-формирование российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

А) регулятивные УУД – выбирают пути решения задач, координируют свои действия с  действиями  других членов команды и команд соперников

Б) познавательные УУД -  подбирают аргументы для  решения заданий, сопоставляют свои  решения с  образцовыми

решениями

В) коммуникативные УУД – развивают умения формулировать свою точку зрения, работать в команде

Демонстрируют  и закрепляют знания событий начального периода Смуты, междуцарствия;

базовых понятий –

государственность, династический кризис, социальное движение Развивают логическое мышление, воображение;

Используют приобретенные знания и умения для постановки новых учебных задач

2.2 Создание Второго ополчения

Перед объяснением ставит проблему – можно ли утверждать о схожести обстоятельств создания 1 и 2-ого ополчений, социального состава.

Рассказывает о создании Второго ополчения, организует работу с картой, использует иллюстративный ряд (слайды презентации, иллюстр. в учебнике), схему социального состава  Второго ополчения.  

Слушают, делают  краткие записи в тетради; работают с картой (находят  место создания Ополчения, прослеживают  путь   Ополчения), со схемой, иллюстрациями «Кузьма Минин обращается к жителям Нижнего Новгорода», «Нижегородские  послы у кн. Д.Пожарского»(частично-поисковый метод)

 После  рассказа учителя участвуют в обсуждении вопросов, указывают на различные обстоятельства создания двух  ополчений, на более однородный состав 2-ого ополчения; на  лучшую подготовку, сплоченность, на перспективы эффективной борьбы с  проявлениями Смуты

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- развитие  их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: 

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной  истории Нового времени

-использовать историческую карту как источник информации об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий

2.3Освобождение Москвы

Рассказывает об освобождении Москвы от польских войск, организует беседу, используя иллюстрации уч.,  «Освобождение Москвы от польско-литовских войск» Э.Лисснера. Организует беседу для первичного закрепления  материала, для осознания учащимися важности и масштабности решения задачи-освобождения  столицы государства

Слушают, записывают в тетради основные события, участвуют в беседе. Приводят примеры героизма, самоотверженности русских людей – освободителей Москвы, их сплоченности, проявления военного таланта руководителей Ополчения.

В ходе эвристической беседы определяют истоки Дня  народного единства  - 4 ноября ( в честь освобождения Москвы Вторым ополчением)

-формирование российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

Регулятивные УУД: 

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной  истории Нового времени

-использовать историческую карту как источник информации об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий

2.4 Земский собор. Избрание царя Михаила Федоровича Романова

Организует работу с документами (учебник, слайды през.)

«Из грамоты Совета Всея Земли на Двину о созыве Земского собора»,

Организует повторение и сравнение данного документа  с  договором Семибоярщины с Сигизмундом  III  о призвании на  русский престол его сына Владислава».  Обсуждение  по вопросам – Почему так важно   было  сделать выбор в пользу представителя русской знати? Какое значение имела работа Земского Собора? Можно ли утверждать, что Земский собор 1613 года представлял все  общество?

Использованы метод смыслового чтения,  проблемного  диалога, частично-поисковый метод.

Читают   текст грамоты Совета всея Руси, повторяют  соглашение Семибоярщины  с Сигизмундом III, комментируют текст учебника и иллюстрации, обсуждают. Делают вывод  - в ситуации борьбы со Смутой нельзя  было допустить на престол иноземного  королевича, важно найти кандидатуру, способную примирить интересы различных слоев населения.

Один из учеников повествует о подвиге Ивана Сусанина, читает отрывок из стихотворения К.Рылеева (метод опережающего обучения)

Определяют значение Земского Собора как преодоление династического кризиса.

-формирование российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

Регулятивные УУД: 

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные УУД: - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности

Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени

2.5 завершение  Смуты

Организует работу  с картой (Столбовский  мир с Швецией, Деулинское перемирие с Польшей), беседу об итогах Смутного времени.

Использует аудиозапись хора из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»- «Славься!»

Вместе с учителем  обобщают знания по теме, подводят итоги Смутного времени. Отмечают  первостепенную значимость  подвига простых людей,  действий по сплочению всех слоев общества для сохранения суверенитета страны

-формирование российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени

  1. Подведение итогов, рефлексия  

Подводит итоги работы класса, выставляет оценки ученикам, активно участвовавшим в работе,  комментирует домашнее задание. 14, задание 2 (письм.)

Осуществляют рефлексию -оценивают свою деятельность, записывают домашнее задание

Проявляют готовность  к  дальнейшей учебной  деятельности

Критически оценивают результаты своей деятельности


Литература

История России XVI-XVII века. Пчелов Е.В. Лукин П.В. (Новый ИКС) Учебник для 7 класса. - М.: ООО «Русское слово. 2017 год.; Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова «История России. XVI—XVII века» Кочегаров К.А. 7 класс - М.: ООО «Русское слово, 2016 год.

Гевуркова Е.А. История России. XVI-XVII веков. 7 класс. Методическое пособие. ИКС. ФГОС. - М.: ООО «Русское слово, 2016

Бобылева О. М. Смутное время в России (конец XVI - начало XVII в.): учеб. пособие по дисциплине "Отечественная история". - Иркутск, 2006

Гумилев Л. Н. От Руси к России. - М.: АСТ Москва: АСТ, 2006.

Морозова Л. Е. История России в лицах. Первая половина XVII в.: Государственные деятели Смутного времени. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Платонов С. Ф. Очерки смуты в Московском государстве в XVI - XVII вв. - М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...