\Самоанализ урока "Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени".
материал (7 класс)
Анализ урока по истории "Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самоанализ урока | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА
по истории в 7 «В» классе.
Тема: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.
1. Характеристика класса:
При планировании урока учитывались психолого-возрастные особенности 7 «В» класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса.
Ученики данного класса имеют средний уровень познавательных способностей, но при этом обладают высокой учебной мотивацией. На уроках дети проявляют интерес к учебной деятельности. Большинство учащихся систематически готовятся к уроку, используют дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций достаточный для их возраста. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.
Учебно-методическое и техническое оснащение урока:
На уроке использовалось мультимедийное оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, цифровые образовательные ресурсы: самостоятельно разработанная компьютерная презентация к уроку; настенная карта «Мир в начале нового времени»; атлас по истории нового времени.
Цели и задачи урока:
Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории Нового времени.
Цели:
- углубить знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в 16–17 вв.;
- сделать выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских;
- убедиться в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе;
- развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой
Форма урока: комбинированный урок, работа в группах, заочное путешествие
Основные понятия и термины: традиционное общество, сословие, каста.
Решаемые проблемы:
Каковы особенности традиционных обществ Востока?
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.
Познавательные: обосновывать свои суждения; работать с дополнительными источниками информации; делать выводы на основании конкретных фактов; ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, структурировать текст.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные УУД:
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; уважительное отношение к духовным и культурным ценностям разных народов.
Структура урока выстроена с учетом требований системно-деятельностного подхода. Урок включает в себя следующие этапы:
- Организационный момент
- Мотивационно-целевой
- Работа по новой теме урока.
- Физминутка
- Подведение итогов.
- Рефлексия (1-2 минуты)
- Дифференцированное домашнее задание.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока
На этапе самоопределения деятельности для создания эмоционального настроя к предстоящей работе я использовала методику-приветствие с пожеланиями друг другу добра и успешной работы.
Выход на тему урока осуществлялся совместно с детьми. Учащимся на слайде презентации были выведены картинки с флагами стран Востока. С помощью вопросов учителя и «подсказок», школьники определили, что речь пойдет о государствах Востока. Правильность предположений была проверена ими по оглавлению учебника. После того, как ученики убедились в правильности своих предположений по поводу формулировки темы урока («Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени») и записали ее в своих тетрадях, было предложено сформулировать цели урока.
Целеполагание и планирование деятельности также осуществлялось совместно с учащимися. В процессе обсуждения названия параграфа дети смогли сформулировать цель урока:
1. Какие государства относятся к странам Востока;
2. Что общего между этими государствами (земельная собственность, сословный строй, религии);
3. Что означает традиционное общество?.
Совместный выход на тему урока, целеполагание и планирование осуществлялись в зоне ближайшего развития школьников. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы.
Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, парная работа по составлению и корректировке плана совместной работы), обсуждение и выбор варианта схемы – логической цепочки были направлены на развитие у детей регулятивных УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели), коммуникативных УУД (умение работать в паре, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (умение работать с методическим аппаратом учебника, свёртывать информацию, представлять ее схематичной модельной форме).
Этап работы над темой урока (освоение нового материала) также был выстроен в соответствии с намеченным планом. В рамках изучения вопроса «государства Востока» в целях развития таких личностных УУД, как самоопределение и ответственный выбор, я предложила детям варианты организации деятельности: самостоятельная работа над содержанием учебного текста параграфа в групповой форме. Необходимо было заполнить таблицу. Предварительно дети путем жеребьевки были разделены на группы, которые должны были представить свои страны (Китай, Индию или Японию). На столах размещен раздаточный материал, таблицы «Государства Востока», в которых дети должны были заполнить колонки с вопросами:
- Кто владел землёй?;
- Характерные черты крестьянской общины;
- Сословия;
- Религии.
Проверка осуществлялась в форме устного ответа на вопросы плана. Для определения положения государств Индия, Китай и Япония были использованы настенная карта и карта учебного атласа.
Довольно сложным для детей оказалось определение значения понятий и распознавание термина «традиционное общество». С помощью продуктивных вопросов-подсказок и обращения тексту учебника дети всё же пришли к пониманию, того, что «традиционное общество» это тип общества, для которого характерно наличие традиций и обычаев, основной род деятельности – сельское хозяйство.
Использованные на этапе освоения нового материала формы организации учебной деятельности: выбор способа изучения учебного материала, самостоятельная работа с текстом учебника, парная (взаимная) проверка домашнего задания, были направлены на развитие помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение, самопроверка, свёртывание информации (учебно-познавательные УУД); умение руководить и подчиняться (выступать в роли проверяющего и отвечающего) (коммуникативные УУД).
Велась работа по обеспечению предметных результатов: формировалось умение показывать на карте страны.
На протяжении данного этапа урока я старалась работать с опорой на имеющиеся у семиклассников знания, осуществлять межпредметные связи в предметом «География».
Этап первичного закрепления изученного материала был организован в форме опроса. Детям были предложены вопросы, на которые они должны были дать ответ.
На завершающем этапе урока мною были организована коллективная рефлексия: детям предложено определить, в какой степени, по их мнению, реализована цель сегодняшнего урока («полностью», «частично», «не реализована»). Индивидуальная рефлексия была организована в форме продолжения данных учителем высказываний с выбором цвета (красный, зеленый, желтый): красный - «я доволен своей работой…» (рефлексия предметных результатов урок), желтый - «было трудно, некоторые моменты я не понял…» (рефлексия познавательных интересов); зеленый - «работал пассивно, потому что…» (рефлексия личностных и метапредметных результатов).
Домашнее задание: учитель раздал детям символы религий стран Востока, их необходимо вклеить в тетрадь, на следующий урок подготовить сообщение по этому символу.
Дифференцированное домашнее задание. Параграф 28 прочитать
1 уровень: ответить на вопросы к параграфу 28.
2 уровень: ответить на вопросы под знаком лабиринт.
Общие выводы:
При проектировании и проведении данного урока я ориентировалась на следующие принципы обучения:
- принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
- принцип доступности. Урок построен с учётом возраста семиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.
- принцип наглядности. На уроке использовала изобразительный материал (работа с учебной презентацией), настенную карту, иллюстрации учебника.
- принцип связи обучения с практикой. Активизация познавательной деятельности обучающихся на данном уроке достигалась путём обращения к личному опыту детей, использованию понятного и личностно значимого для них материала. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности.
Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций. Реализации данного принципа способствовали доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность и сознательность учащихся. Я старалась использовать различные формы поощрения учащихся, поддерживала общий настрой на успех. Рациональный отбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Принцип здоровьесбережения. В целях реализации данного принципа я использовала различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, парной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса. А так же была проведена физминутка в рамках урока по данной теме.
Дифференциация обучения осуществлялась через предъявление вопросов различного уровня сложности, предоставление детям права выбора выполнять задания самостоятельно или в паре, определение каждым учеником в зависимости от его возможностей объема и форм выполнения домашнего задания.
Системно-деятельностный метод является основным на уроке. На всех этапах учебного занятия я старалась создать условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, осуществляли планирование, добывали информацию, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.
Частично-поисковый метод необходимая составляющая современного урока. В рамках его реализации я стремилась, чтобы знания ни на одном из этапов не давались в готовом виде. Детям предлагались проблемные вопросы и задания. Велась работа в зоне ближайшего развития семиклассников. Система вопросов выстраивалась в логике «учить на высоком уровне сложности», в случаях, когда дети затруднялись, вопросы корректировались в сторону упрощения, давались «ступеньки», но все основные выводы на уроке учащиеся сделали сами.
Работа на уроке строилась с использованием основных содержательных линий: «историческое время» (велась работа с хронологией, периодизация событий); «историческое пространство» (работа с исторической картой); «человек в истории» (характеристика условий жизни людей).
Я старалась построить урок так, чтобы он был продуктивным, интересным. Взаимодействие с учениками строила с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока демонстрировала заинтересованное отношение к успехам детей.
Время, отведенное на все этапы урока, на мой взгляд, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования реализация воспитательного потенциала урока (работа по формированию личностных компетенций) осуществлялась мною на основе использования учебных ситуаций и была встроена в каждый этап учебного занятия.
Ученики активно включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Учебное содержание урока им было понятно, личностно значимо для каждого. Задания вызывали у них интерес.
Дисциплина на уроке была хорошая, дети умеют работать в группах». Итоговые выводы смогли сделать даже не совсем сильные ученики.
Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты. В целом урок прошёл динамично и, по мнению детей, интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
Тестирование для 8 класса, которое посвящено истории особенностям процесса модернизации в странах Азии и Африки....
Итоговое повторение по теме «МИР В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ».
Работа содержит задания нескольких типов и направлена на комплексное выявление знаний, полученных по итогам курса "История Нового времени" за 7 класс. Подойдет в качестве админитративной сре...
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
Конспект урока: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени....
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Цель: узнать: -как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями, о колонизации Индии англичанами. -выявить, что политическая раздроблен...
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
На уроке приводится сравнительная характеристика традиционных восточных обществ Китая, Индии и Японии по следующим пунктам: способы землевладения, деревенская община, сословия, религия.Цели: -...
Проверочная работа по истории. Восток Раннего Нового времени. 7 класс.
Проверочная работа по истории стран Востока Раннего Нового времени для обучающихся 7 класса коррекционной школы....