Рабочая программа факультативного курса "Дорогами войны" для обучающихся 7-9 классов
рабочая программа по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ситьковская основная школа»
Программа факультативного курса
«Дорогами войны»
2018-2019
2019-2020 учебный год
Составила учитель истории
Рыбченко Ольга Александровна
Пояснительная записка
Актуальность и содержательная новизна курса. На протяжении последних лет значительно возросли требования к воспитательному потенциалу системы образования. Это связано, прежде всего, с нарастающим в условиях глобализации кризисом идентичности. Новое качество социальных связей, информационная открытость общества, ценностный и мотивационный плюрализм приводят к размыванию привычных этнонациональных и конфессиональных границ, коррозии традиционных мировоззренческих категорий. Кризис идентичности выражается не только в распространении космополитизма и культурного инфантилизма, но все чаще — в агрессивном ответе фундаментализма, клерикализма, политического экстремизма. В этих условиях на систему образования возлагается важнейшая задача обеспечения преемственности социокультурного опыта, упрочения ценностного и ментального единства национальных сообществ, укрепления толерантного стиля межличностного общения. Для российской системы образования эти задачи имеют особое значение, поскольку они неразрывно связаны со структурными реформами всей общественной системы, с преодолением идеологического раскола нации и формированием общенациональной российской идентичности.
Огромное значение в рамках воспитательного процесса играет патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание- одно из самых главных направлений системы воспитания практически каждого государства мира, и Россия не исключение Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Но после десятилетнего забвения в современной российской образовательной системе происходит не только возрождение традиций патриотического воспитания, но и формирование его новой концепции. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации » ориентирует этот процесс на формирование у подрастающего поколения духовно-патриотических ценностей, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы.
В рамках системы патриотического воспитания особо важные функции выполняет историческое образование. Знакомство с героическими страницами исторического прошлого способствует формированию у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. С этой точки зрения значимость углубленного изучения истории Великой Отечественной войны не нуждается в дополнительной аргументации. К тому же в последнее время со стороны общественности все чаще звучат упреки в значительном сокращении объема учебного времени, отведенного в школьных программах на изучение Великой Отечественной войны. Восстановить прежние пропорции учебного времени не представляется возможным — включение в состав программ по Новейшей истории материала по истории конца XX — начала XXI в. и расширение содержательных линий за счет экономической, социальной, духовной истории до предела перегружает курс. Поэтому наиболее эффективным представляется углубленное изучение истории Великой Отечественной войны в составе детского объединения в школе.
Интеграция и новизна заключается в том, что признавая приоритетное значение изучения истории Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что в рамках детского объединения целесообразно расширить эту проблематику. Речь должна идти не только о событиях Великой Отечественной войны, но и в целом об участии СССР во Второй мировой войне. Этот ракурс позволяет всесторонне рассмотреть и причины возникновения войны, и ее характер, и значение войны для формирования послевоенного устройства мира.. за счет широкой ретроспективы и сравнительного анализа выйти за пределы событийной истории, поставить ряд проблем, связанных с социально-психологическими, геополитическими, военно-стратегическими, идеологическими аспектами этих глобальных конфликтов.
Отличительные особенности от образовательных программ.
Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Курс позволяет школьникам познакомиться с биографиями ведущих политических, государственных и общественных деятелей России , наиболее известных военных деятелей и советских полководцев, организаторов военной экономики, внесших вклад в дело победы, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества-России. Большое место уделяется изучению родного края.
Цель курса: на основе углубленного изучения истории участия России в мировых войнах активизировать военно-патриотическое воспитание учащихся и связать его с решением всего комплекса развивающих и воспитательных задач исторического образования в старшей школе.
В связи с этим задачами детского объединения являются:
-обеспечить учащихся достоверной информацией об основных событиях Великой Отечественной войны;
-сформировать целостное представление о роли Советского Союза во 2 Мировой войне и В.О.в;
- развитие умений и способов деятельности, необходимых при углубленном изучении социально-гуманитарной проблематики, в том числе умения комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- развитие способности критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам исторического прошлого;
- формирование патриотических чувств и гражданственности на основе понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- создание условий для проведения комплекса внеклассных мероприятий по военно-патриотической работе.
Место курса в образовательном процессе.
Факультативный курс «ДОРОГАМИ ВОЙНЫ» рассчитано на 2 года
Программа построена по хронологическому принципу и предполагает изучение, как дополнительного материала, так и обобщение тех сведений по истории Первой и Второй мировых войн, которые учащиеся получают в курсе отечественной и всеобщей истории , во внеклассных мероприятиях, классных часах. .
Таким образом, история Первой и Второй мировых войн, в том числе истории участия в них России и СССР, отводится мало учебного времени.
На основных этапах курса «Дорогами войны» дети должны:
—знать основные факты об участии России / СССР в мировых войнах XX в.;
— понимать сущность мировых войн как глобальных конфликтов, их социально-экономические, геополитические, военно-стратегические, идейно-политические причины и следствия;
— определять роль мировых войн в истории России / СССР;
— применять полученные знания при анализе современных международных отношений и роли России в них;
— уметь различать в информации по истории Первой и Второй мировых войн факты, мнения, суждения, научные концепции и гипотезы;
— уметь формулировать и аргументировать собственное мнение в ходе дискуссии по проблемам истории Первой и Второй мировых войн;
— осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ информации по тематике курса.
Программа курса «ДОРОГАМИ ВОЙНЫ» рассчитана на 2 года
Данная программа рассчитана на детей 13- 16 лет.(7-9 классов)
Сроки реализации 2 года
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Количество обучаемых: 15 человек
Количество часов в неделю__4___
Курс рассчитан на _144 часа
Великой отечественной воны.13-15 лет
Формы и виды контроля, режим занятий
№ | Тема | Текущий контроль | Итоговый |
1 | Что такое война. Наша страна накануне войны | -лекции; - дискуссии; - сообщения детей; - работа в группах | - анализ источников; -выполнение теста; |
2 | Начало Великой Отечественной войны. | - видеофильмы; - видеолекции; - работа в группах. | - конкурс рисунков о войне; - анализ фильмов. |
3 | Коренной перелом во Второй Мировой войне | - видеофильмы. | -презентации о войне |
4 | Наша Смоленская земля в годы войны. | - лекции о войне; - рассказы о войне. | - сообщения детей; - посещение братской миогилы; |
5 | Женщины на войне | - просмотр кинофильмов о войне; - рассказы о подвигах женщин. | - анализ фильмов. |
6 | Имя Героя присуждено нашей школе. Подвиг А.П. Мамкина. | - видеолекции; -конференция. | - реферат «Огненный рейс» «Подвиги Героев» Презентации детей на данную тему |
7 | Наши земляки | - викторина о войне; - просмотр кинофильма о войне | - встреча с участниками войны; - анализ кинофильма; |
8 | Советский тыл в годы войны | -беседы; -дискуссии. | - выставка рефератов о войне |
9 | Разгром Германии | -кроссворды; | - выставка фото о войне |
10 | Итоговые занятия. | - помощь ветеранам; - лекции; - экскурсии | - участие районном празднике; - участие в конкурсах о войне; - Вахта Памяти. |
Ожидаемый результат.
В результате учащиеся знакомятся с героическим прошлым нашей истории, у учащихся появляется интерес к военному делу, учатся анализировать события прошлого и настоящего, владеют навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом. Приобретают опыт исследовательской работы.
У детей воспитывается чувство любви к Родине, гордость за ее героическое прошлое.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела. Темы. | Кол-во часов | теория | практика |
1. | Что такое война. Наша страна накануне войны.
| 12 2 2 2 2 2 2 | 10 2 2 2 2 2 | 2 2 |
2. | Начало Великой Отечественной войны.
| 16 2 2 2 2 2 2 2 2 | 12 2 2 2 2 2 2 | 4 2 2 |
3. | Коренной перелом во второй Мировой войне. 1. Сталинградская битва. 2. Просмотр фильма « Мамаев Курган» 3. Курское сражение 4. Битва под Прохоровкой 5. Просмотр фильма « Прохоровка» 6. Битва за Днепр. 7. Города – герои. | 14 2 2 2 2 2 2 2 | 10 2 2 2 2 2 | 4 2 2 |
4. | Наша земля в годы войны.
.
| 12 2 2 2 4 2 | 4 2 2 | 8 2 4 2 |
5. | Женщины на войне.
| 8 2 2 4 | 4 2 2 | 2 4 |
6. | Подвиг А.П. Мамкина. Огненный рейс. Подвиги героев 1.А.П. Мамкин-кто он? 2. Война 3. Детский дом -интернат 4. Операция «Зорачка» 5. Огненный рейс 6. Подвиг Героя 7. Дети на войне 12. Её именем названы… 13 Наша школа носит имя Героя | 24 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 12 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 | 12 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 |
7. | Наши земляки. 1.Улицы героев войны в районе. 2. Воспоминания наших земляков. 3. Подвиг Недоговорова. 4. Смоленск-частица нашей Родины. 5. Герои Советского Союза. 6. Наши земляки. 7. Подвиги наших земляков. 8. Встреча с участниками войны. 9. Поход в музей. 10. Викторина о войне. 11. Освобождение Смоленщины | 24 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 | 14 2 2 2 2 2 2 2 | 10 4 2 2 2 |
8. | Советский тыл в годы войны.
| 6 2 2 2 | 6 2 2 2 | |
9. | Разгром Германии.
| 10 2 2 2 2 2 | 8 2 2 2 2 | 2 2 |
10. | Итоговые занятия. 1.Памятники в Велижском районе. 2. Посещение памятников. 3.Участие в районном празднике, посвященном 9 МАЯ. 4. Участие в конкурсе « Человек в истории.» 3. Акция « Бессмертный полк» 4. Помощь ветеранам войны. 5.Итоговые занятия. 6. Анализ работы за год. | 8 2 2 4 2 2 2 2 2 | 2 2 | 16 2 4 2 2 2 2 2 |
Содержание курса
Тема 1. Что такое война. Наша страна накануне войны.
Великая Отечественная война в истории России. Великая Отечественная война как составная часть Второй Мировой войны.
Причины и характер Второй мировой войны. Цели и планы сторон. Политическая, военная, экономическая подготовка к войне. Особенности военной стратегии. Советско-англо-французские, англо-германские и советско-германские переговоры 1939 г. Подписание советско-германского пакта о ненападении. Секретные протоколы к пакту и современная дискуссия об их значении.
Гитлеровский план нападения на СССР и участь побеждённого народа( план « Барбаросса» Укрепление обороноспособности СССР накануне неизбежной войны с нацистской Германией. Соотношение вооруженных сил и экономических потенциалов СССР и Германии к лету 1941 года. Подготовка СССР к войне.
Тема 2. Начало Великой Отечественной войны .
Агрессия Германии против СССР. Стратегическое поражение Красной Армии на начальном этапе войны. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Складывание антигитлеровской коалиции. Советско-английский договор 1941 г. Нападение японского флота на Перл-Харбор и вступление США в войну. Декларация Объединенных Наций (1942). Советско-английский и советско-американский договоры 1942 г. Военные действия на советско-германском фронте весной-летом 1942 г. Неудачи наступательных операций Красной Армии. Стратегическое наступление вермахта на южном направлении. Положения на других театрах военных действий.
Тема 3. Коренной перелом во Второй мировой войне
Сталинградское сражение. Наступательные операции Красной Армии на Закавказском и Центральном фронтах. Битва на Курской дуге. Коренной перелом на других театрах военных действий. Переход стратегической инициативы к странам антигитлеровской коалиции. Решения Тегеранской конференции 1943 г. Начало распада гитлеровского блока в Европе.
Тема 4. Наша земля в годы Великой Отечественной войны.
Соотношение сил и стратегические планы СССР и Германии к 1942 году.
Бои за нашу землю.
Тема 5. Женщины на войне.
Подвиги женщин.
Тема 6. Подвиги героев. Подвиг А.П. Мамкина по спасению детей Полоцкого дома-интерната.
Подвиги героев.
Огненный рейс.
Тема 7.Наши земляки
Встреча с участниками войны
Тема 8. Советский тыл в годы войны.
Жизнь и труд людей в тылу, в эвакуации. Вклад советских ученых и мастеров культуры в победу над фашизмом.
Тема 9. Разгром Германии
Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии . Роль партизанского движения и движения Сопротивления в начале 1945 г. Берлинская операция. Капитуляция нацистской Германии.
Тема 10. Итоговые занятия
« И помнит мир спасённый…» 1941-1945.( обобщающее занятие)
Поход в музей.
Участие в конкурсах, посвящённых Юбилею Великой Победы
Формы проведения занятий и виды контроля
- лекции;
- практические занятия;
-экскурсии;
- творческие работы ( групповые и индивидуальные)
- рефераты;
- видеолекции;
- презентации.
Методические рекомендации к темам
Тема 1. Что такое война. Наша страна накануне войны.
Задачи: учащиеся должны знать, как Советское государство готовилось к возможной войне с вероятным противником, какие проводились меры, уяснить, что лежало в основе этих мер, все ли необходимое было сделано со стороны руководства страны, отметить роль предвоенных пятилеток в создании экономической базы для обеспечения обороноспособности страны.
Оборудование: карта « Советский Союз накануне войны»
Ход занятия: 1) Лекция;
2) работа с историческими источниками.( План
« Барбаросса », « Из воспоминании Н.Г. Кузнецова о
переговорах…» )
Дом. задание: подготовить сообщения о начале
Великой Отечественной войны.
Тема 2. Начало Великой Отечественной войны советского народа.
Задачи: Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны. Подвести учащихся к пониманию причин поражений красной Армии в начале Великой отечественной Войны. Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Осознать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной, в связи с вероломным нападением фашистской Германии; причины временных неудач Красной Армии.
Оборудование: карта « Начало В.О. войны»;
исторические документы.
Ход занятия: просмотр кинофильма « Великий полководец Г. Жуков»
Тема 3. Коренной перелом во Второй мировой войне
Задачи: учащиеся должны уяснить всенародный характер войны, нарастающее сопротивление Красной Армии; как страна превращалась в единый боевой лагерь, героизм тружеников тыла; всемирно историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом; историческое значение Курской битвы, в чем заключался коренной перелом в ходе войны.
Оборудование: карта « Великая Отечественная война»
Просмотр фильма о войне.
Ход занятия: 1. Лекция « Коренной перелом в ходе войны»;
2.Просмотр отрывка из кинофильма « Сталинград»
Тема 4. Наша земля в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: познакомить учащихся с трагическими событиями лета 1942 года; уяснить великий освободительный характер войны со стороны советского народа, программу мобилизации всех сил на разгром врага;
Уяснить роль наших земляков в освобождении Смоленщины; познакомить учащихся с подвигами наших земляков .
Велижане -Герои Советского Союза .
Оборудование: карта « Коренной перелом в ходе войны»;
видеофильм « Воспоминания наших земляков»;
творческие работы детей.
Ход занятия: 1. Рассказ учителя об освобождении нашей земли от немецко-фашистких захватчиков;
2. Просмотр диска « Смоленск-город Герой»
Домашнее задание: Подготовить сообщения « Подвиги женщин на войне»
Тема 5. Женщины на войне.
Задачи: рассказать учащимся о подвигах женщин на войне.
Оборудование: сообщения детей о подвигах женщин на войне;
фильм « А зори здесь тихие»
Ход занятия: 1. рассказ учителя о подвигах женщин на войне;
2. сообщения учащихся.
Домашнее задание: творческие работы.
Тема 6. Подвиг Александра Петровича Мамкина в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: - обеспечить учащихся достоверной информацией о подвиге героя, имя которого присвоено нашей школе
.
Оборудование: творческие работы учащихся.
Домашнее задание: подготовить доклады « Подвиги героев»
Ход занятия: практическое занятие «Операция по спасению детей»
Тема 7.Наши земляки.
Задачи: рассказать о подвигах наших земляков- ветеранов Великой Отечественной войны.
Оборудование: - портреты ;
- статьи из районной газеты ;
- доклады детей о подвигах наших земляков.
Ход занятия: 1) устные развернутые сообщения о подвигах наших земляков;
2) Обсуждение статьи из газеты
3) просмотр фильма
Домашнее задание: подготовить стихи о войне
Тема 8. Советский тыл в годы войны.
Задачи: познакомить учащихся с героическим трудом в тылу ; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы.
Оборудование: - репертуарный сборник « Ради жизни на земле»
С. Алексеев. «Идет война народная»
Ход занятия:1. Беседа с классом о подвигах советских людей в тылу;
2. рассказ « Зоя» , обсуждение рассказа;
3. стихи о войне.
Домашнее задание: посещение библиотеки.
Тема 9. Разгром Германии
Задачи: учащиеся должны уяснить значение важнейших операций , которые привели к полному освобождению нашей родины от фашистских оккупантов, в особенности берлинской операции; выяснить какова роль советского Союза в разгроме врага, а также итоги и уроки победы.
Оборудование: диск « неизвестная Победа»
Ход занятия: просмотр диска.
Тема 10. Итоговое занятие.
Задачи: «И помнит мир спасенный…» обобщающее занятие.
посетить музей;
участие в конкурсах
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ :
- мультимедийная доска;
- видеоматериалы: «Г.К.Жуков»
- фильмы о войне: « Они сражались за Родину»
«Прохоровка»
« Мамаев Курган»
« Воронеж-город Воинской Славы»
- Интернет;
- газетные статьи;
- хрестоматийный материал;
- книги для чтения по истории Отечества:
А Алексеев «Идет война народная»
Энциклопедия «Я познаю мир»
- материалы монографий;
- интервью с участниками войны.
-диски:
« Санкт-Петербург»
« Неизвестная Победа»
Список литературы:
Для педагога:
Л.Н. Степанова. « История России»
Репертуарный сборник « Ради жизни на земле»
И.И. Долуцкий « Отечественная история»
А. Амелькин « История в лицах»
В.В. Высоцкий « Конспекты бесед по патриотическому воспитанию»
Фильмы о войне
Для детей:
Майкл Ли Лэннинг « Сто великих полководцев»
Энциклопедия « Я познаю мир»
А.А. Данилов « История России»
Болдуин X. Сражения выигранные и проигранные. М., 2001.
С. Алексеев «Идет война народная»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс
Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « Познавательный английский» в 5 классе
Рабочая программа факультативного курса "Познавательный английский" в 5классе...
Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"
Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей....
Рабочая программа факультативного курса для учащихся 8-11 классов "Основы программируемой электроники"
Цель создания курса:Создание условий для развития научно-технического творчества учащихся.Учебный курс дает освоить основные приемы конструирования и программирования управляемых электронных уст...
Рабочая программа факультативных занятий по психологии в 5 классе
Переход ребенка из начальной школы в среднее звено - это нелегкий этап в жизни любого школьника. "Трудности роста" связаны с абсолютно иной организационной структурой построения учебного процесса. эти...
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...