План- конспект ОУДб.05 История по теме: "Древняя Греция. Древний Рим"
план-конспект по истории
План- конспект ОУДб.05 История по теме: "Древняя Греция. Древний Рим" В плане-конспекте кратко изложен материал двух важнейших тем по истории Древнего мира.Для актуализации материала представлена работа по вриантам. Подводятся итогизанятия в форме тестовых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект по учебной дисциплине ОУДб.05 История | 499 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОУДб.05 ИСТОРИЯ
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Преподаватель Тарасова Елена Анатольевна
Тема 2.2 Древняя Греция. Древний Рим.
Цель занятия: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
Задачи занятия:
Обучающая: формировать понимание истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки; изучить определение понятий: полис, элинизм демократия, империя, провинции, варвары.
Воспитательная: воспитывать обучающихся способность осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Развивающая: развивать у обучающихся владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
Междисциплинарные связи: ОУДВу.10 Обществознание, ОУДВб.12 Экономика, ОУДВб.13 География
Внутридисциплинарные связи: ОГСЭ.01 Основы философии, ОГСЭ.02 История, ОГСЭВ.05 Социология и политология
Источники (НПА, основная/дополнительная литература, Интернет-ресурсы):
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
2. Древняя Греция за 18 минут
https://www.youtube.com/watch?time_continue=156&v=LJdhEpJ03Ug&feature=emb_logo
3. Древняя Греция. https://w.histrf.ru/articles/article/show/drievniaia_grietsiia
4. Словарь Древнегреческой культуры. https://arzamas.academy/materials/1034
5. Древний Рим за 20 минут https://www.youtube.com/watch?v=LqB2pZXEfO4
6. Древний Рим https://foxford.ru/wiki/istoriya/drevniy-rim
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
Таблица 1. Задания по вариантам:
Наименование вопроса (или тестового задания) |
1. Все исторические источники подразделяются на 2 вида: письменные и ________. 2. Возникновение письменности у людей произошло примерно __ тысяч лет назад. 3. Первые люди на нашей планете появились на территории _______ ________. 4. Вид людей под названием homo sapiens переводится с латинского языка, как ________ ________. 5. Самые древние объединения людей носили название ________ ________. 6. Первые правила поведения, в основе которых лежали представления о добре и зле, назывались ________ ________. 7. Мясо птицы в рацион первобытного человека было включено благодаря изобретению ________ __ ________. 8. Напишите названия двух наиболее древних государств Ближнего Востока. 9. Оба этих государства (вопрос 8) возникли в зонах поливного ________. 10. Первое алфавитное письмо было изобретено в государстве под названием ________. 11. Основным занятием жителей данного государства (вопрос 10) являлась ________. 12. Наиболее могущественным государством в 6-4 веках до нашей эры являлось государство ________. 13. В долине какой реки возникла первая цивилизация на территории современной Индии? 14. Крупнейший город данного государства (вопрос 13) носил название ________. 15. Напишите название кочевых племён, уничтоживших данное государство (вопрос 13) в конце 2 тысячелетия до нашей эры. 16. Данные племена (вопрос 15) принесли на полуостров собственную религию, согласно которой всё общество строго делилось на 4 сословия - ________. 17. Это религиозное учение, до настоящего времени преобладающее на территории Индии, получило название - ________. 18. Основоположником религии буддизм – является царевич по фамилии ________, живший в 6 веке до нашей эры. 19. Слово «будда» в переводе с языка санскрит означает ________. 20. Зарождение китайской цивилизации произошло в долине реки ________. 21. Напишите название китайской династии, управлявшей государством с 1766 до 1027 годов до нашей эры. 22. Столицей китайского государства в то время (вопрос 21) являлся город ________. 23. Собрать воедино раздробленный Китай в 3 веке до нашей эры смог жестокий правитель по имени ________. Вариант 2. 1. «Наукой о древностях» в переводе с греческого языка называют науку ________. 2. Период истории, временными рамками которого являются 476-1492 годы, называется ________ ________. 3. Первые люди на нашей планете появились примерно __ ________ лет назад. 4. Вид людей, представителями которого мы являемся, появился на нашей планете примерно __ ________ лет назад. 5. Большую часть свободного времени первобытный человек тратил на ________ ________. 6. Расселиться за пределами тёплого африканского континента первобытному человеку помогло ________ ________. 7. Развитие земледелия и животноводства подтолкнуло к переходу человечества от присваивающего хозяйства – к ________. 8. Титул правителя Древнего Египта носил название ________. 9. Наблюдение за состоянием общества в древних государствах осуществляли служители культа - ________. 10. Первая военная держава Ближнего Востока (1350-612 годы до нашей эры) носила название ________. 11. Оружие воинов данной державы (вопрос 10) изготавливалось из ________. 12. В 7 веке до нашей эры данное государство (вопрос 10) было разрушено в результате нашествия кочевников - ________. 13. Первым народом, заселившим территорию современной Индии, был народ ________. 14. Сохранился ли этот народ (вопрос 13) до наших дней: да или нет? 15. Напишите название горной цепи, защищающей полуостров Индостан от холодных северных ветров. 16. Первое единое индийское государство было сформировано в 4 веке до нашей эры после вторжения на Индостан войск ________ ________. 17. Основателем индийской империи в 312 году до нашей эры стал ________ ________. 18. Напишите название верховного индийского божества. 19. Вера индийского населения в переселение душ называется теорией ________. 20. Первой китайской правящей династией (2205-1766 годы до нашей эры) принято считать династию ________. 21. Правитель (император) Китая носил наследственный титул «сына Неба» - ________. 22. Напишите название китайской династии, управлявшей государством в 1027-770 годах до нашей эры. 23. В 221 году до нашей эры единое китайское государство было восстановлено и получило название «империя ________». |
2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Древняя Греция: этапы развития, краткая характеристика. |
2. Древний Рим: Царский Рим; Республиканский Рим; Императорский Рим. |
1. Древняя Греция
Древняя Эллада – так изначально называлась страна, которую мы знаем как Грецию.
Как утверждает афинский ученый Аполлодор, основателем их народа является Эллин – сын Девкалиона, который был сыном Прометея. Поэтому сами греки считают себя его потомками и называют «эллинами».
В 1-веке до н.э. Элладу покорили римляне и дали ей латинское название «Греция», а её жителей стали называть «греками».
Время, когда Греция была Элладой, принято называть «античными», что в переводе с латыни значит «древность».
Историю древней Эллады условно можно разделить на следующие этапы:
- Минойский
- Ахейский
- Эллинский
Территорию Греции можно разделить на Южную, Среднюю и Северную.
Южная часть страны была занята героической Спартой.
Среднюю Грецию занимали Афины – сердце Эллады.
Северная территория принадлежали Фессалии и Македонии.
Ранний период развития Греции
Возникла Греция в то время, когда самих греков можно было считать такими же варварами, как и окружающие их народы.
Минойский этап
Относится к самому раннему периоду развития Греции. На этом этапе на острове Крит возникает морское государство царя Миноса, по имени которого назван и весь период. Именно с ним связана мифическая легенда о чудовищном Минотавре и победившем его Тезее.
Природный катаклизм, разразившийся в середине 15 в. до н.э., стал причиной падения Минойской цивилизации, что привело к завоеванию Крита племенем ахейцев.
Ахейский этап
Именно об этой цивилизации повествуется в знаменитых древних произведениях «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Исторических сведений об этом времени не сохранилось, и единственным источником для нас служит поэма Гомера «Илиада», рассказывающая о Троянской войне. Долгое время «Илиада» считалась всего лишь литературным вымыслом, однако, немецкому археологу Генриху Шлиману удалось найти руины древней Трои, и вымысел стал реальностью.
Ахейцы создали ахейскую цивилизацию, но сами были уничтожены племенами более диких и отсталых дорийцев. После этого Греция погрузилась в так называемый «темный век».
Архаический период развития
Греческая цивилизация поднимается на новую ступень развития. Именно в это время возникают независимые города-государства, которые получают название «полисы». От слова «полис» произошло и наше так хорошо знакомое слово «мегаполис». Также от слова «полис» произошло и слово «политика». Самые известные города-государства – это Афины, Спарта и Фивы.Афины становятся центром культуры Древней Греции, здесь выступают знаменитые поэты, ораторы и философы, что значит «любители мудрости».
Именно в Афинах появляется первая демократия, что значит «власть народа» от «демос» (греч.) – «народ» и «кратос» (греч.) – «власть». Однако, демократия эта была не полная, так как рабы и женщины не имели в ней права голоса.
Спарта же являлась полной противоположностью Афинам. Это было государство воинов, в котором не было места демократии. Интересно, что управляли Спартой сразу два царя: один из них командовал армией и водил её на войну, а второй занимался административными вопросами. Экономику Спарты обеспечивали рабы – илоты.
Каждый мужчина в Спарте с детства обучался военному мастерству, которое продолжал совершенствовать всю жизнь. В результате этого спартанская армия была самая сильная и выносливая в Древней Греции.
Ещё один знаменитый город Древней Греции – Фивы. Интересно, что власть в этом городе осуществляла группа богатых граждан – олигархов. Вот откуда пришло к нам это так хорошо знакомое слово.
С одной стороны, олигархи, как огня, боялись афинской демократии, с другой стороны, воинственная Спарта тоже была для них не вариант. В результате Фивы представляли собой нечто среднее между демократичными Афинами и милитаризованной Спартой.
Классический период развития
В этот период Древняя Греция достигла своего наивысшего расцвета. В ней были заложены основы, практически, всех известных в настоящее время наук.
Наука и политика
В Афинах появляется выдающийся политик, оратор и полководец Перикл, который, фактически, становится правителем Афин.
Из трудов Геродота родится история. Архимед и Пифагор создают основы арифметики и геометрии.
Медицина
Врач Гиппократ закладывает основы медицины. Его знаменитая «клятва Гиппократа» до сих пор является кодексом врачебной чести и этики.
Архитектура
Подлинным шедевром архитектуры становится Парфенон – храм, возведенный в честь богини войны Афины Паллады. Построен в 447 г. до н. э. из белого мрамора талантливым архитектором Фидием.
Искусство
Греки считали человеческое тело верхом совершенства, и все произведения искусства воспевают и прославляют его в различных ракурсах и позах. Самое известное творение – знаменитая Венера Милосская - богиня любви и красоты, работа неизвестного скульптора.
Живопись Греции представлена в искусной росписи на многочисленных вазах и амфорах.
Религия
Древнегреческая мифология считается уникальным шедевром литературы, дошедшим до наших дней.
В Греции существовал целый пантеон различных богов и богинь, а их похождения и приключения дошли до нас в многочисленных мифах. Интересно, что греческие боги весьма далеки от совершенства, очень похожи на людей в этом плане и обладают знакомыми человеческими качествами и пороками: гневом, злобой, завистью, интригами, мелкими пакостями и даже прелюбодеянием.
В классический греческий пантеон входит 12 главных богов, причём, в разных вариантах мифов их состав может меняться.
Верховным правящим богом Олимпа является Зевс-громовержец, повелитель молний.
Его брат Посейдон царствует над водной стихией, а второй брат Аид – над царством мёртвых.
Зевс был не особо разборчив в связях, часто менял жён, но рядом с ним постоянно была одна его супруга – Гера. До неё в жёнах у Зевса побывала Фемида – богиня судьбы.
Дочь Зевса – Афина появилась на свет весьма необычным образом. Зевса долго мучили головные боли, и тогда его сын Гефест ударил его топором по голове. Из раны вышла прекрасная дева в доспехах – Афина.
Бог кузнецов Гефест – нелюбимый сын Зевса и Геры. Он родился уродливым и хромым, за что Гера сбросила его с Олимпа.
В отместку за это Гефест сделал для Геры золотой трон. Стоило Гере сесть на него, её руки и ноги попали в оковы, которые никто не мог снять.
Дионис – бог виноделия, опьянил Гефеста и уговорил его освободить мать. В благодарность Гера вернула Гефеста на Олимп.
Аполлон и Артемида – брат и сестра, как раз дети другой жены Зевса – Лето. Артемида стала богиней-охотницей, покровительницей животных, а Аполлон – богом искусств и гармонии.
Богиня любви и красоты Афродита тоже явилась на свет очень своеобразным образом. Когда Кронос оскопил Урана, то выбросил его детородный орган в море. Оно вспенилось, и из этой морской пены, образовавшейся в том месте, куда он упал, и вышла на берег прекрасная Афродита.
Гермес – бог торговли, жуликов и воров. Сын Зевса и нимфы Майи.
Ещё на Олимпе есть Гестия – старшая сестра Зевса, очень миролюбивая, в отличие от своего буйного брата.
У Зевса были связи и с обычными земными женщинами. От одной из них – Алкмены, родился сын Геракл (греч. «слава Гере»), названный так потому, что ревнивая Гера всеми силами старалась испортить ему жизнь. Она задержала его роды, чтобы вперёд родился его кузен Еврисфей, для которого Геракл должен был совершить 12 подвигов.
Самый интересный персонаж – Пандора, женщина, которую сделал Гефест по приказу Зевса, который решил отомстить людям за то, что Прометей подарил им огонь. Каждый обитатель Олимпа внёс в это дело свою лепту и чем-то одарил Пандору: Афродита – дала красоту, Афина – шикарную одежду, Гермес – хитрость и коварство, отсюда и её имя «Пандора» (греч. «всем одаренная»).
Драма и философия
В драматургию приходят знаменитые авторы Софокл и Эсхил, а философия получает таких гениев как Платон, Сократ и Аристотель.
Театр
Греция подарила миру такое волшебное действие как театр. Изначально поэты исполняли свои произведения на дионисиях - религиозных мистериях, посвященных богу Дионисию. Постепенно они превратились в театрализованные представления. Интересно, что все роли, даже женские, исполняли мужчины.
Все современные театральные здания построены по типу древнегреческих амфитеатров. Причём, античные актёры обходились без микрофонов, при этом их было слышно в самом последнем ряду. Этот секрет акустики изобрели тоже в древней Греции.
Спорт
Из Древней Греции к нам пришли и легендарные Олимпийские игры, задуманные в честь бога Зевса, восседавшего на горе Олимп. Все современные виды спорта вышли из этих древних спортивных состязаний. На время их проведения даже было принято прекращать все войны.
Армия и флот
Основу боевого флота Греции составляли триеры – суда с 3-мя рядами весел с каждого борта.
Войны в Древней Греции
В этот же период Греции приходится столкнуться с нашествием персов, которые пытаются поработить независимых греков. Перед лицом общего врага вечные соперники – Афины и Спарта на время забывают свои споры и объединяются против неприятеля.
В 490 г. до н.э. около греческого города Марафон происходит знаменитая Марафонская битва, закончившаяся победой греков. По легенде греческий воин по имени Фидиппид пробежал без остановки от Марафона до Афин, чтобы сообщить весть о победе. Едва достигнув Афин, он успел воскликнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал бездыханным.
Отсюда пошло название «марафонский бег», то есть, бег на дистанцию 42 километра 195 метров – такое расстояние было от Марафона до Афин.
В 480 г. до н. э. происходит битва в ущелье Фермопилы, в котором пали смертью храбрых 300 спартанцев во главе с царем Спарты Леонидом. Легендарный подвиг 300 спартанцев, задержавших персидскую армию ценой своей жизни, до сих пор вдохновляет художников и режиссеров на создание картин и художественных фильмов.
После победы над персами отношения между Спартой и Афинами снова обострились, и они сошлись уже друг с другом в Пелопонесской войне, которая длилась 30 лет и окончилась победой Спарты.
Однако, насладиться победой спартанцы не успели, потому что скоро всю Грецию победил македонский царь Филипп – отец легендарного Александра Македонского, прозванного за многочисленные победы Великим.
После победы над Грецией, будущий Александр Великий уже сам предпринял поход на Персию, победив которую, прошёл триумфальным маршем по всему миру и остановился только в Индии.
Эллинистический период развития
Походы Александра Македонского привели Грецию к зениту славы, после чего последовал спад могущества греческой эпохи.
Александру Македонскому принадлежат слова: «Один грек стоит тысячи варваров».
После смерти Александра его необъятная империя распалась так же быстро, как и была завоевана. Её территорию разделили между собой четыре заместителя Александра.
На смену греческой цивилизации пришла железная империя Рима, и Греция стала одной из римских провинций.
2. Древний Рим
Рим – город, по преданию, основанный в 753 г. до н.э., в течении нескольких столетий покорил все Средиземноморье и стал величайшим из государств античности.
История Древнего Рима началась в VIII в. до н. э. Первые два века своей истории Рим был монархией. Римом и Лацием один за другим правили семь царей, первым из которых был легендарный основатель города Ромул. Сами римляне, начавшие создавать исторические труды в III в. до н. э., не знали, что в историях о временах царей правда, а что — легенды.
В конце VI в. до н. э. римляне свергли своего последнего царя Тарквиния Гордого и учредили республику. Последующие три века квириты вели долгие и тяжелые войны с соседями — городами этрусков, самнитами, латинами, кельтами. В III в. до н. э. римлянами были покорены греческие полисы на юге Италии.
В войнах с соседями выковывалось военное искусство Древнего Рима. Его основой было использование легионов. На протяжении эпохи Республики росло количество легионов, и усложнялась их структура. Легион, состоявший из 4500 воинов, делился на центурии, манипулы и когорты. В эпоху Завоевания Римом Италии легион строился в три линии — гастаты, принципы и триарии.
Один за другим Рим сталкивался с соперниками за господство сначала над Италией, затем — над Средиземноморьем. Эпоха Ранней Республики, иначе называемая эпохой Завоевания Римом Италии, длилась около 250 лет — от изгнания царя до начала войн с Карфагеном.
Когда римляне пытались подчинить греческий полис Тарент, его граждане призвали на помощь царя Эпира Пирра. Война с Пиррром велась в 280−275 годах до н. э. В ходе нее римские легионы учились противостоять мощи боевых слонов, которых привел эпирский царь.
Римские театральные маски. Источник: Wikimedia.Commons
Первая Пуническая война длилась с 264 по 241 годы до н. э. Основным полем битвы была Сицилия, но римлянам удалось высадиться в Северной Африке. После успешного наступления и нескольких побед римский полководец Регул был разбит карфагенской армией под командованием спартанца Ксантиппа.
В ходе Второй Пунической войны карфагенский полководец Ганнибал вторгся со своей армией в Италию. Часть прежних союзников Рима перешла на его сторону. Другие, как Помпеи, сохранили верность римлянам.
За войной с Ганнибалом последовали новые завоевания. В ходе трех войн римляне разгромили Македонское царство. В 168 году до н. э. по итогам битвы при Пидне римляне ликвидировали македонское царство, разделив его на четыре республики. Позже, после разгрома восстания самозванца Андриска в 148 году до н. э., территория Македонии стала римской провинцией.
За войной с Македонией последовала война с Ахейским союзом. Она завершилась в 146 году до н. э. взятием и разрушением древнего эллинского города Коринфа. После этого Греция была покорена Римом. Греки сохранили самоуправление и свои традиции. Спарта под властью Рима превратилась в город-музей, хранящий традиции славной древности.
Колизей. Источник: Wikimedia.Commons
В I веке до н. э. римляне закончили завоевывать Малую Азию. Позже они подчинили Левант и Египет. На востоке Рим столкнулся с соперником, которого не смог уничтожить — Парфянским царством. На протяжении трех веков две древние сверхдержавы провели несколько войн. В 53 году до н. э. римляне потерпели от парфян одного из самых тяжелых военных поражений в своей истории. В дальнейшем, хотя римляне доходили до столицы Парфии и брали ее, они все равно в итоге вынуждены были оставить захваченные земли за Евфратом.
Культура Древнего Рима: свое и чужое
В ходе Пунических войн была подчинена Сицилия, а также начато завоевание Италии. После покорения эллинских полисов на юге Италии и начала дипломатических контактов с материковой Грецией римляне познакомились с эллинской культурой.
Под ее влиянием формировалась культура Древнего Рима. Руководствуясь примерами трагедий и комедий греческого театра римские авторы начали писать свои. Гней Невий и Квинт Энний создали первые эпические поэмы. Занятий литературой и историей не чурались даже крупные государственные деятели.
Получили развитие архитектура, живопись и скульптура. Моделями скульптур становились императоры, члены правящих фамилий, а также просто выдающиеся люди. Иногда после насильственной смерти они подвергались ритуалу проклятия памяти, который предполагал увечье и уничтожение их скульптур.
В области кулинарии римская кухня вошла в историю соусом гарум, который производился из внутренностей рыб. В сфере строительства римляне пришли к идее строить многоэтажные дома, называемые инсулами. Кроме массовых построек Древний Рим прославился архитектурными шедеврами, такими как Алтарь Мира, Колизей, Мавзолей Августа.
Римские императоры: гении и безумцы
В 130-е годы до н. э. на политическую сцену Римской республики выдвинулись братья Гракхи. С их аграрного закона началась эпоха гражданских войн.
80-е годы до н. э. были отмечены противостоянием двух амбициозных полководцев — Мария и Суллы. В итоге Луций Корнелий Сулла разбил царя Митридата на востоке, победил соперников в Италии и стал римским диктатором.
Во время войны Суллы со сторонниками Мария выдвинулся молодой полководец Помпей. В период диктатуры Суллы заявил о себе молодой Гай Юлий Цезарь. Впоследствии они будут решать судьбы республики.
После убийства Цезаря в 44 году до н. э. шли войны между Марком Антонием, Октавианом и убийцами Цезаря. Гражданские войны закончились в 30 году до н. э. победой пасынка Цезаря над всеми соперниками.
В 27 году до н. э. Октавиан демонстративно заявил, что хочет уйти в частную жизнь, но сенат и сторонники убедили его остаться. С этого времени он правил как принцепс, став основателем династии римских императоров Юлиев-Клавдиев.
В течение следующих двух веков Римом последовательно правили династии Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антонинов. Последнюю сложно было назвать династией, потому что власть передавалась через усыновление.
Падение Западной Римской империи: вторжения варваров
После пяти хороших императоров к власти в 177 году н. э. пришел Коммод. За его убийством в 192 году н. э. последовала гражданская война, победителем из которой вышел полководец Септимий Север. Династия Северов подарила Риму еще двух безумных тиранов — Каракаллу и Гелиогабала. Падение династии Северов привело к кризису III века н. э. С него началось падение Рима. В это время в Риме и провинциях выступали узурпаторы, с востока угрожали персы, с севера — германцы.
Ситуацию удалось стабилизировать императору Диоклетиану. Он разделил страну на четыре тетрархии. Завершил преобразования император Константин, принявший христианство и прекративший преследование христиан.
В ходе первых веков новой эры соседние с Римом германские племена усилились. В 376 году н. э. племена готов переселились на территорию Римской империи с согласия римлян. Вскоре из-за проблем с римской администрацией готы восстали. В 378 году н. э. они разбили римлян в битве при Адрианополе.
Позже римляне не раз мирились и воевали с готами. Последовали другие переселения германских народов на территорию империи. Переселенцы заключали с Римом союзный договор и становились федератами, которые жили на территории Римской империи в обмен на военную службу.
В 395 году н. э. после смерти императора Феодосия Великого Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Одновременно с этим шел постепенный упадок Западной Римской империи.
Первые годы после разделения западную часть империи защищал полководец Стилихон, сын вандала на римской службе. Он успешно воевал с вестготами Алариха, отразил вторжение варварской орды Радагайса.
В итоге Стилихон проиграл борьбу при дворе и был казнен. После его гибели Аларих все же смог взять Рим. В следующем поколении защитником Рима стал полководец Флавий Аэций. Его усилиями была одержана победа над гуннами Аттилы в битве на Каталаунских полях.
В 406 году н. э. в империю вторглись вандалы, свевы и аланы. Они осели в Испании, но позже вандалы переселились в Северную Африку и основали там свое королевство. В южной Галлии было королевство вестготов, правители которого, несмотря на статус федератов, периодически выступали против Рима.
В 461 году н. э. был убит энергичный император Майориан, который пытался восстановить контроль Рима над Испанией и Северной Африкой. Оставленный им в Галлии наместник Эгидий не присягнул убийцам Майориана. Он создал в Галлии отдельное государство, осколок Рима, который просуществовал до завоевания франками Хлодвига в 486 году н. э.
Официальной датой падения Римской империи считается 476 год, когда вождь скиров Одоакр низложил последнего императора Ромула Августула. Хотя Римская империя исчезла, римская культура еще долго продолжала жить при дворах варварских королей в Северной Африке, Италии, Испании и Галлии.
Выполните задания:
1. Древняя Греция | 1. Афинский морской союз был создан с целью А. господства в торговле Б. борьбы с персами В. завоевание островов в Средиземном море Г. борьба с пиратами 2. По преданиям богиня Афина родилась А. из пены морской Б. из виноградной лозы В. из головы Зевса Г. из оливкового дерева 3. Кто не мог стать рабом в Афинском государстве? А. коренной афинянин за долги Б. пленники В. чужеземцы Г. те, кого захватили в плен пираты 4. Имя могущественного царя — владыки огромной Персидской империи, который начал править в начале V века до н.э. А. Кир Великий Б Дарий Первый В. Ксеркс Г. Артаксеркс 5. Персидские послы, прибыв в Грецию заявляли: «Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода и заката требует от вас… А. повиновения» Б. сложить короны к его ногам» В. земли и воды» Г. поклясться в верности» 6. Какие города не покорились добровольно персам? А. Афины и Спарта Б. Коринф и Пиргос В. Агринион и Халкида Г. Тиринф и Кносс 7. Как поступили спартанцы с персидскими послами? А. убили Б. столкнули со скалы В. сбросили в пропасть Г. бросили в колодец 8. В каком году персидские корабли показались в Марафонской бухте? А. 480 г. до н.э. Б. 486 г. до н.э. В. 490 г. до н.э. Г. 494 г. до н.э. 9. Кто стал победителем в Марафонской битве? А. греки Б. персы В. греки и персы заключили перемирие Г. греки и персы не смогли друг друга одолеть 10. Как назывались военные корабли с тремя рядами весел А. бирема Б. пентеконтор В. триаконтор Г. триера Тест на тему Древняя Греция 10 класс II вариант 1. В Греции полис – это А. документ подтверждающий гражданство Б. небольшое самостоятельное государство В. колющее оружие из железа Г. удобная бухта для кораблей 2. Из скольких букв состоит греческий алфавит? А. 33 Б. 147 В. 24 Г. 56 3.Кто стал правителем Персии после смерти Дария? А. Кир Б. Артаксеркс В. Ксеркс Г. Дарий II 4. Какой спартанский царь командовал объединенным греческим войском против персидской армии Ксеркса? А. Ликург Б. Демарат В. Леонид Г Полидор 5. Главным городом Аттики является А. Халкида Б. Пиргос В. Спарта Г. Афины 6. Природные условия Аттики позволяли выращивать А. пшеницу и ячмень Б. оливки и виноград В. овес и гречиху Г. яблони и персики 7. Демос – это А. народ Б. знать В. ремесленники Г. торговцы 8. Главное занятие спартанцев А. земледелие Б. скотоводство В. торговля Г. военное дело 9. Кто не мог стать рабом в Афинском государстве? А. коренной афинянин за долги Б. пленники В. чужеземцы Г. те, кого захватили в плен пираты 10. Имя могущественного царя — владыки огромной Персидской империи, который начал править в начале V века до н.э. А. Кир Великий Б Дарий Первый В. Ксеркс Г. Артаксеркс |
2. Древний Рим | 1. Основу древнего римского народа составляли А) римляне, сабины, эллины б) римляне, греки, этруски в) римляне, сабины, этруски г) римляне, сабины, славяне 2. Какой народ оказал особое влияние на раннюю римскую историю? А) римляне б) этруски в) эллины г) сабины 3 Языком римской цивилизации становится А) арабский б) римский в) греческий г) латынь 4. Триб-это А) союз трех племен б) народные трибуны в) голосование г) народное вече 5 Комиции – это А) союз трех племен б) народные трибуны в) вече г) народное собрание 6 Что такое фамилия? А) большие отцовские семьи б) знатный род в) союз племен г) союз вождей 7 Кто из императоров в 212 г. Даровал римское гражданство всему свободному мужскому населению Римской империи? А) Тиберий б) Флавий в) Каракалла г) Ю. Цезарь 8 Чем была ограничена власть римского царя? А) старейшинами б) этрусками в) народным собранием и сенатом г) сенатом 9 Патриции – это А) почтенные члены римской империи б) малопочитаемые члены римской империи в) знатный род г) безземельные люди 10. Когда была сформирована новая форма гос. устройства – республика? А) 610 г. до н.э. б) 610 г. в) 510 г. г) 510 г. до н.э. 11 Гладиаторы – это А) безземельные крестьяне б) богачи в) римские воины г) бойцы, выступающие на аренах для развлечения толпы |
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить по учебнику [1], п.п.5,6.7
2. Подготовка презентаций по теме «Культурное наследие древних цивилизаций»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР
Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....
Конспект урока на тему: "Древнейшие люди", 5 класс
Конспект урока...
План-конспект урока по теме "Древняя Греция"
План-конспект итогового занятия по теме....
Конспект урока по теме "Древняя Спарта"
из опыта моей работы...
Конспект урока на тему "Древняя Спарта"
5 класс...
Конспект урока "Обобщение темы "Древний Египет"
Урок-обощение спланирован в форме игры- путешествия с применением приемов ТРКМ. Данная разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий по истории. Кроме этого, приложен самоа...
План-конспект урока по теме "Древний Египет"
Урок по теме "Древний Египет", история Древнего мира, 5 класс...