Конспект урока по теме: "Древняя Греция"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Формирование у школьников представлений об особенностях географического положения, природы, климата Древней Греции, основных занятий населения Древней Греции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_drevnyaya_gretsiya.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО
в 5 классе по теме «Природа Греции и занятия древних греков»
( по учебнику «История Древнего Мира 5 класс» под ред. Мединского)
Основная цель урока:
- формирование у школьников представлений об особенностях географического положения, природы, климата Древней Греции, основных занятий населения Древней Греции.
Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
- развитие личностных компетенций школьников (самоопределение, способность к сознательному выбору, самооценка, определение границы собственного знания и незнания);
- совершенствование умений работать с различными источниками информации (историческая карта, учебная статья, иллюстрация, компьютерная презентация и др.);
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к истории и культуре других народов; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать уже имеющиеся).
Метапредметные:
Регулятивные: уметь ставить цель собственной учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) выполнять необходимые действия, операции; действовать по плану;
Познавательные: - понимать и перерабатывать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; аргументировать собственную точку зрения, корректно оппонировать, приходить к общему решению.
Предметные:
- рассказывать об особенностях природы и климата Древнего Египта.
- раскрывать значение понятий: папирус, дельта, оазис, страна, государство, фараон;
- называть дату основания единого государства в Древнем Египте;
- показывать на карте следующие объекты: страну Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формирование УУД | Планируемые результаты | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
Организационный этап | Вербальное приветствие | Учитель здоровается с классом, проверяет готовность учащихся к уроку - «Здравствуйте, ребята!» | Учащиеся здороваются с учителем. Показывают готовность к уроку. | Личностные: самоконтроль Метапредметные: Умение организовать рабочее место | Готовность к уроку | ||||||
Вводно-мотивационный этап 5 -6 мин | установление исторических параллелей, работа с картой и иллюстрациями | - «Давайте с Вами вспомним какие страны мы изучали на предыдущих уроках?» - «На каких реках возникли эти государства? Например Египет? Почему эти государства возникли на берегах рек? (Слайд-реки НИЛ) Какой вывод делаем на что повлияла природа?
Учитель выводит на интерактивную доску карту Древней Греции - «Ребята, посмотрите на карту? Видите ли вы здесь крупные реки как Нил Только горы и моря? Прочитайте название территории на карте Представьте, что мы с вами проживаем как древние греки на берегу морей. Каким занятием мы могли бы заниматься? | Учащиеся перечисляют страны Древнего Востока и Азии, которые они уже изучили Нил, Ганг и т.д. - мягкая, плодородная земля. -земледелие (природа повлияла на занятия) Древняя Греция. Рыболовством, кораблестроением | Личностные: самоопределение Метапредметные: Анализ, синтез, умение работать с иллюстрациями Предметные: Извлечение информации | Самостоятельная формулировка темы урока | ||||||
Актуализация знаний | Формулирование темы и целей урока (фронтально) | «А теперь мы попытаемся сформулировать тему, цель, задачи и план нашего урока Эпиграф: «Греки расположились вокруг моря как лягушки вокруг болота»Сократ Что нам поможет достигнуть наших целей? (учебник, карта, интернет, исторические источники) | В результате совместных действий и наводящих вопросов учителя на интерактивной доске записывается план урока. 1.Географическое положение и природа Древней Греции. 2.Основные занятия древних греков. 3.Роль моря в жизни древних греков. Как повлияли природные условия на занятия греков? | Личностные: формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют план изучения стран | Создание проблемной ситуации | ||||||
Изучение нового материала 20 минут | Работа в группах, с текстом учебника, картой | «Историю Древней Греции ещё называют «античной» историей. «античный» - древний. Именно в Европе самое древнее государства, которые возникли была Греция - «Для того чтобы вам было легче работать, предлагаю разделиться на четыре группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана. Далее учитель организует работу учащихся в группах. - Далее учитель инструктирует класс для работы в группах. - «Итак, 1 группа работает над вопросом 1.Географическое положение 2.Природа Древней Греции. 3. Основные занятия древних греков. 4. Роль моря в жизни древних греков - «Время работы в группах истекло, теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал». В Древней Греции, перед тем как начать состязание, атлеты проводили Разминку, давайте разомнёмся. | Учащиеся фиксируют термин «античный» Варианты ответов учащихся: недостаточность имеющихся знаний, новые понятия Распределение на группы. Варианты ответов учащихся: текст параграфа, карточки, дорожные карты для групп. Участники групп получают специальные дорожные карты для организации своей работы. 1 группа-Приложение № 1 2 группа-Приложение № 2 3 группа-Приложение № 3 4 группа Приложение 4 (Ведется работа в группах) Группы выступают с ответами, приводятся аргументы, разъясняется информация самими учащимися. Полученные результаты фиксируются для наглядности на интерактивной доске. При необходимости учитель корректирует ответы выступающих групп. | Личностные: Привлечение информации из своих знаний. Высказывание предположений Метапредментные Умение выделять существенные признаки и их группировка по отличиям Анализ, сравнение и установление причинно- следственной связи при работе с иллюстрацией и текстом, организовывать работу в паре, самостоятельно вырабатывать решения | Составление проекта | ||||||
Первичное закрепление 6мин | - «А теперь попробуйте чётко, объясните: Какие были особенности природных условий в Древней Греции» Как эти особенности природы повлияли на занятия греков? Работа с эпиграфом «Греки расположились вокруг моря как лягушки вокруг болот» Сократ Сравнивая своих соотечественников с лягушками Сократ намекал что греки также любят водную стихию как и эти земноводные. В действительности, вначале древние греки заселили побережье Эгейского моря. Построив города с удобными портами греки занялись морской торговлей. Впоследствии греки пересекли воды Эгейского моря. Греческие мореплаватели достигли берегов Причерноморья и Средиземного моря. В дали от родной земли древние эллины основали колонии. «Крестики-нолики». У вас в рабочем листе приготовлено игровое поле. 0- нет, Х - да 1. Древняя Греция расположена на Балканском полуострове 2. В Греции есть крупные реки. 3. Большую часть Греции занимают горы. 4. Население занималось земледелием, рыболовством и т. д.. 5. Огромную роль в жизни древних греков играло море. 6. Взаимопроверка.
| На основе изученного материала учитель вместе с учащимися обобщает изученный материал и делает вывод, который учащиеся записывают в тетради - море (рыболовство, мореплавание, торговля) -горы (добыча полезных ископаемых) - отсутствие рек (земледелие развито слабо, садоводство) Учащиеся работают с заданиями, которые выведены учителем на интерактивную доску. | Личностные: Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты Метапредметные: Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний. Предметные: анализ и применение полученной информации | Закрепление изученного материала | |||||||
Выводы по уроку | Подведение итогов |
«Итак, время на выполнение заданий вышло, давайте проверим ваши ответы (Учитель через фронтальный опрос проверяет ответы учеников и вместе с учащимися делает общие выводы по уроку) - Подведем итог занятия». - Сегодня получили новую информацию о Древней Греции. Как вы распорядитесь полученной информацией На доске вы видите Чемодан-все что пригодится в дальнейшем Мясорубка-информацию переработаю Корзина-выброшу
После этого учитель дает оценку работы учеников за урок и выставляет отметки за работу в группах. | Учащиеся дают ответы на выполненные задания, после чего отвечают, что нового они узнали на уроке. На стикерах | Личностные: умение выделять и оценивать Метапредметные Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний. Предметные: Применение полученной информации | Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы | ||||||
Организация изучения домашнего задания | Фиксирование домашнего задания | На интерактивную доску выводится информация о домашнем задании, учитель инструктирует класс по его выполнению. 1 уровень: ответить на вопросы 1-4, стр.107 2 уровень: Подготовить устный рассказ «Особенности природы и их влияние на занятия греков» 3 уровень: подготовить сообщение о греческих мифах | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание. |
Приложение №1.
Дорожная карта для работы в группе № 1 «Географическое положение Древней Греции»
- Откройте учебник на странице 116. Внимательно прочитайте пункт №1 «Балканский полуостров». Дайте ответы на следующие вопросы:
- Где располагается Балканский полуостров и какими морями он омывается?
- Назовите острова вокруг Балканского полуострова?
- Что покрывают большую часть территории Полуострова?
С помощью карты опишите географическое положение Древней Греции.
Приложение №2
Дорожная карта для работы в группе № 2 «Природа»
- Откройте учебник на странице 102-103. Внимательно прочитайте пункт № 1. Природа и жизнь.
- Ответить на вопрос: Чем отличалась природа Древней Греции от других Индия. Заполните таблицу и сделайте вывод.
Линии сравнения | Древня Греция |
Наличие гор? Название гор? | |
Влияние гор на климат | |
Качество почвы: плодородная, неплодородная | |
Сельскохозяйственные культуры |
Приложение №3
Дорожная карта для работы в группе № 3 «Основные занятия древних греков»
Откройте учебник на странице 75 и дополнительный материал. Внимательно прочитайте пункт № 4. Занятия древних греков.
Приложение № 4
Дорожная карта для работы в группе № 4 «Роль моря в жизни древних греков»
- Прочитайте внимательно раздаточный материал.
- Дайте ответы на следующие вопросы:
- Какие занятия вошли в жизнь греков благодаря морю?
- Что позволяло грекам часто путешествовать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: "Древнейшие люди", 5 класс
Конспект урока...
План-конспект урока по теме "Древняя Греция"
План-конспект итогового занятия по теме....
Конспект урока по теме "Древняя Спарта"
из опыта моей работы...
Конспект урока на тему "Древняя Спарта"
5 класс...
Конспект урока "Обобщение темы "Древний Египет"
Урок-обощение спланирован в форме игры- путешествия с применением приемов ТРКМ. Данная разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий по истории. Кроме этого, приложен самоа...
План-конспект урока по теме "Древний Египет"
Урок по теме "Древний Египет", история Древнего мира, 5 класс...
план-конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Древняя Греция".
план-конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Древняя Греция"....