Конспект урока по теме: "Древняя Греция"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Дулмажапова Дарима Дабасамбуевна

Формирование у школьников представлений об особенностях географического положения, природы, климата Древней Греции, основных занятий населения Древней Греции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_drevnyaya_gretsiya.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО

в 5 классе по теме «Природа Греции и занятия древних греков»

( по учебнику «История Древнего Мира 5 класс» под ред. Мединского)

Основная цель урока:

- формирование у школьников представлений об особенностях географического положения, природы, климата Древней Греции, основных занятий населения Древней Греции.

Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:

- развитие личностных компетенций школьников (самоопределение, способность к сознательному выбору, самооценка, определение границы собственного знания и незнания);

- совершенствование умений работать с различными источниками информации (историческая карта, учебная статья, иллюстрация, компьютерная презентация и др.);

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к истории и культуре других народов; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать уже имеющиеся).

Метапредметные:

Регулятивные: уметь ставить цель собственной учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) выполнять необходимые действия, операции; действовать по плану;

Познавательные: - понимать и перерабатывать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; аргументировать собственную точку зрения, корректно оппонировать, приходить к общему решению.

Предметные:

- рассказывать об особенностях природы и климата Древнего Египта.

- раскрывать значение понятий: папирус, дельта, оазис, страна, государство, фараон;

- называть дату основания единого государства в Древнем Египте;

- показывать на карте следующие объекты: страну Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Вербальное приветствие

Учитель здоровается с классом, проверяет готовность учащихся к уроку

- «Здравствуйте, ребята!»

Учащиеся здороваются с учителем. Показывают готовность к уроку.

Личностные:

самоконтроль

Метапредметные:

Умение организовать рабочее место

Готовность к уроку

Вводно-мотивационный этап

5 -6 мин

установление исторических параллелей, работа с картой и иллюстрациями

- «Давайте с Вами вспомним какие страны мы изучали на предыдущих уроках?»

- «На каких реках возникли эти государства? Например Египет?

Почему эти государства возникли

на берегах рек?

(Слайд-реки НИЛ)

Какой вывод делаем на что повлияла природа?

 

Учитель выводит на интерактивную доску карту Древней Греции

- «Ребята, посмотрите на карту? Видите ли вы здесь крупные реки как Нил

 Только горы и моря?

Прочитайте название территории на карте

Представьте, что мы с вами проживаем как древние греки на берегу морей.

Каким занятием мы могли бы заниматься?

Учащиеся перечисляют страны Древнего Востока и Азии, которые они уже изучили

Нил, Ганг и т.д.

- мягкая, плодородная земля.

-земледелие

(природа повлияла на занятия)

Древняя Греция.

Рыболовством, кораблестроением

Личностные: самоопределение

Метапредметные:

Анализ, синтез,

умение работать с иллюстрациями

Предметные:

Извлечение информации

Самостоятельная формулировка темы урока

Актуализация знаний

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

 «А теперь мы попытаемся сформулировать тему, цель, задачи и план нашего урока

Эпиграф:

«Греки расположились вокруг моря как лягушки вокруг болота»Сократ

Что нам поможет достигнуть наших целей? (учебник, карта, интернет, исторические источники)

В результате совместных действий и наводящих вопросов учителя на интерактивной доске записывается план урока.

1.Географическое положение и природа  Древней Греции.

2.Основные занятия древних греков.

3.Роль моря в жизни древних греков.

Как повлияли природные условия на занятия греков?

Личностные:

формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют план изучения стран

Создание проблемной ситуации

Изучение нового материала

20 минут

Работа в группах, с текстом учебника, картой

«Историю Древней Греции ещё называют «античной» историей. «античный» - древний. Именно в Европе самое древнее государства, которые возникли была Греция

- «Для того чтобы вам было легче работать, предлагаю разделиться на четыре группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана.

Далее учитель организует работу учащихся в группах.

-

Далее учитель инструктирует класс для работы в группах.

- «Итак, 1 группа работает над вопросом 1.Географическое положение

2.Природа Древней Греции.

3. Основные занятия древних греков.

 4. Роль моря в жизни древних греков

- «Время работы в группах истекло, теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал».

В Древней Греции, перед тем как начать состязание, атлеты проводили Разминку, давайте разомнёмся.

Учащиеся фиксируют термин «античный»

Варианты ответов учащихся:

недостаточность имеющихся знаний, новые понятия

Распределение на группы.

Варианты ответов учащихся:

текст параграфа, карточки, дорожные карты для групп.

Участники групп получают специальные дорожные карты для организации своей работы.

1 группа-Приложение № 1

2 группа-Приложение № 2

3 группа-Приложение № 3

4 группа

Приложение 4

(Ведется работа в группах)

Группы выступают с ответами, приводятся аргументы, разъясняется информация самими учащимися.

Полученные результаты фиксируются для наглядности на интерактивной доске.

При необходимости учитель корректирует ответы выступающих групп.

Личностные: Привлечение информации из своих знаний.

Высказывание предположений

Метапредментные Умение  выделять существенные признаки и их группировка  по отличиям

Анализ,

сравнение и установление причинно- следственной связи при работе с иллюстрацией и текстом, организовывать работу в паре, самостоятельно вырабатывать решения

Составление проекта

Первичное закрепление

6мин

- «А теперь попробуйте чётко, объясните:

Какие были особенности природных условий в Древней Греции»

Как эти особенности природы повлияли на занятия греков?

Работа с эпиграфом

«Греки расположились вокруг моря как лягушки вокруг болот» Сократ

Сравнивая своих соотечественников с лягушками Сократ намекал что греки также любят водную стихию как и эти земноводные. В действительности, вначале древние греки заселили побережье Эгейского моря. Построив города с удобными портами греки занялись морской торговлей. Впоследствии греки пересекли воды Эгейского моря. Греческие мореплаватели достигли берегов Причерноморья и Средиземного моря. В дали от родной земли древние эллины основали колонии.

«Крестики-нолики».  У вас в рабочем листе приготовлено игровое поле.

0- нет, Х - да

1. Древняя Греция расположена на Балканском полуострове

2. В Греции есть крупные реки.

3. Большую часть Греции занимают горы.

4. Население занималось земледелием, рыболовством и т. д..

5. Огромную роль в жизни древних греков играло море.

6.

Взаимопроверка.

x

0

x

х

X

0

На основе изученного материала учитель вместе с учащимися обобщает изученный материал и делает вывод, который учащиеся записывают в тетради

- море (рыболовство, мореплавание, торговля)

-горы (добыча полезных ископаемых)

- отсутствие рек (земледелие развито слабо, садоводство)

Учащиеся работают с заданиями, которые выведены учителем на интерактивную доску.

Личностные: Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты

Метапредметные:

Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний.

Предметные: анализ и применение полученной информации

Закрепление изученного материала

Выводы по уроку

Подведение итогов

 

«Итак, время на выполнение заданий вышло, давайте проверим ваши ответы

(Учитель через фронтальный опрос проверяет ответы учеников и вместе с учащимися делает общие выводы по уроку)

- Подведем итог занятия».

- Сегодня получили новую информацию о Древней Греции. Как вы распорядитесь полученной информацией

На доске вы видите Чемодан-все что пригодится в дальнейшем

Мясорубка-информацию переработаю

Корзина-выброшу

 

После этого учитель дает оценку работы учеников за урок и выставляет отметки за работу в группах.

Учащиеся дают ответы на выполненные задания, после чего отвечают, что нового они узнали на уроке.

На стикерах

Личностные: умение выделять и оценивать

Метапредметные Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний.

Предметные: Применение полученной информации

Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы

Организация изучения домашнего задания

Фиксирование домашнего задания

На интерактивную доску выводится информация о домашнем задании, учитель инструктирует класс по его выполнению.

1 уровень: ответить на вопросы 1-4, стр.107

2 уровень: Подготовить устный рассказ «Особенности природы и их влияние на занятия греков»

3 уровень: подготовить сообщение о греческих мифах

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.

Приложение №1.

Дорожная карта для работы в группе № 1 «Географическое положение Древней Греции»

  • Откройте учебник на странице 116. Внимательно прочитайте пункт №1 «Балканский полуостров». Дайте ответы на следующие вопросы:
  1. Где располагается Балканский полуостров и какими морями он омывается?
  2. Назовите острова вокруг Балканского полуострова?
  3. Что покрывают большую часть территории Полуострова?

С помощью карты опишите географическое положение Древней Греции.

Приложение №2

Дорожная карта для работы в группе № 2 «Природа»

  • Откройте учебник на странице 102-103. Внимательно прочитайте пункт № 1. Природа и жизнь.
  • Ответить на вопрос: Чем отличалась природа Древней Греции от других Индия. Заполните таблицу и сделайте вывод.

Линии сравнения

Древня Греция

Наличие гор? Название гор?

Влияние гор на климат

Качество почвы: плодородная, неплодородная

Сельскохозяйственные культуры

Приложение №3

Дорожная карта для работы в группе № 3 «Основные занятия древних греков»

Откройте учебник на странице 75 и дополнительный материал. Внимательно прочитайте пункт № 4. Занятия древних греков.

                                                                                                                                                         Приложение № 4

Дорожная карта для работы в группе № 4 «Роль моря в жизни древних греков»

  • Прочитайте внимательно раздаточный материал.
  • Дайте ответы на следующие вопросы:
  1. Какие занятия вошли в жизнь греков благодаря морю?
  2. Что позволяло грекам часто путешествовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Древняя Греция"

План-конспект итогового занятия по теме....

Конспект урока "Обобщение темы "Древний Египет"

Урок-обощение  спланирован в форме игры- путешествия с применением приемов ТРКМ. Данная разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий по истории. Кроме этого, приложен самоа...

План-конспект урока по теме "Древний Египет"

Урок по теме "Древний Египет", история Древнего мира, 5 класс...

план-конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Древняя Греция".

план-конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Древняя Греция"....