Конспект урока на тему: "Древнейшие люди", 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Ноздрачева Любовь Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon kniga.doc1.72 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc27 КБ
Файл drevneyshie_lyudi.pptx899.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема: «Древнейшие люди», 5 класс

Тип урока: получения новых знаний

Цели урока:

формирование представления об отличии древнейших людей от животных;

развитие умения анализировать и обобщить различные источники информации;

воспитание ценностного отношения к труду.

Планируемые результаты:

Предметные: смогут назвать время появления на Земле древнейших людей,

дать определение понятиям: охота, собирательство,

соотносить орудия труда и занятия древнейших людей,

назвать значение овладения огнем.

Метапредметные:

приводить примеры отличия древнейших людей от животных,

сформулировать аргументы по проблеме,

высказать собственное мнение.

Личностные: обучающиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений,

Высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека.

Ресурсы урока:

-История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

-Раздаточный материал к уроку: листы для книги, карточки.

- Мультемидийное оборудование.

- Презентация по теме урока.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

Добрый день, мои друзья,

Встречи с вами рада я

Сели ровно, все достали

Вспоминаем все, что знали

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Идут слайды (1,2,3).

-Ребята, как вы думаете: 0 чем у нас пойдет речь сегодня на уроке? Кто из вас догадался?

Тема нашего урока: «Древнейшие люди» (слайд).

Вы совершенно правильно сказали, и мы с вами отправляемся в гости к древнейшим людям.

Речь у нас сегодня пойдет о древнейшем человеке.

3 этап. Актуализация знаний

Форм знакомства с жизнью древнейших людей много: можно отправиться в археологическую экспедицию, можно посмотреть художественный фильм «Миллионы лет до н.э.», можно поработать с источниками и использовать наши знания, приобретенные на других уроках…

А мы с вами давайте будем создавать страницу за страницей что?

Будем создавать книгу

4 этап. Целеполагание и планирование

- Правильно! Сегодня у нас необычный урок – урок написания книги.

- Ребята, а как вы думаете: с чего начинается написание книги?

-Правильно, давайте вместе с вами составим его.

Какой план действий мы должны составить, чтобы в конце нашего путешествия мы имели полное представление о древнейших людях?

План. (На доске)

  1. Наши далекие предки
  2. Орудия труда.
  3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.
  4. Овладение огнем.

Написание книги начинается с составления плана действия

-Мы должны узнать, как выглядели наши далекие предки.

- Какие орудия труда имелись у древнейших людей?

- Как первобытные люди добывали себе пищу?

Что такое собирательство и охота?
Как они овладели огнем?

5 этап.  «Открытие нового знания»

-Ребята, представьте, что мы с вами писатели-историки. У каждой книги есть свой автор. Обозначьте, пожалуйста, автора книги, т.е. себя и поставьте свой автограф мне на память.

А теперь я попрошу вас придумать для своей книги название.

-Уважаемые авторы книг, вопрос нашего сегодняшнего исследования – это: почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? В конце урока мы должны ответить на поставленный вопрос.

-Откройте, пожалуйста, первую страницу книги, как она называется?

-Ребята, посмотрите в учебник и дайте определение: кто такие древнейшие, первобытные люди? (Слайд подтверждает сказанное детьми).

-Найдите в учебнике: сколько лет назад, согласно научным данным, появились на Земле люди? (Слайд)

-Откройте, пожалуйста, атласы  и  контурные карты и отметьте территорию расселения первобытных людей. (Слайд –карта).

-Почему именно Африка стала местом расселения и обитания древнейших людей?

А теперь представьте себя в качестве больших ученых. И как ученые, мы должны решить важный вопрос: все мы с вами люди, на тоже окружают люди, но возникает вопрос: откуда же взялись люди? Как появились мы с вами.  Ученые всегда выдвигают какие-то гипотезы, давайте и мы попробуем выдвинуть свои научные предположения. Как вы думаете, откуда же появился человек. Откуда появились мы с вами?

-Правильно, существуют две версии – 1)человек– это Божественное творение, 2) человек произошел от обезьян, но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в Земле.

А теперь посмотрите на рисунки в учебнике и попробуйте описать внешний вид наших предков.

Давайте дополним наши знания сведениями из учебника (чтение в учебнике)

Правильно. Посмотрите на слайд (слайд подтверждает сказанное)

-Ребята, откройте, пожалуйста, вторую страницу нашей рукописной книги и скажите: какой вопрос мы рассмотрим следующий?

-Что такое орудия труда? (Слайд подтверждает сказанное детьми)

-Посмотрите, пожалуйста, слайды и догадайтесь, предположите: для чего можно было использовать данные орудия труда. Где их могли применять? (Слайды с орудиями труда)

- Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку и обтесать дубину.

Прочтите в ней вопрос и дайте на него ответ.

-Ребята, даже ученым, писателям, историкам, которые заняты умственным трудом, надо отдыхать. Отдохнем немного и мы и проведем физкультминутку.

Физкульминутка

А теперь подумайте, какая главная проблема стояла перед людьми в тот период времени?

- Открываем третью страницу нашей книги. Какую?

-Ребята, попробуйте предположить, как люди добывали себе пищу?

Правильно, собирали то, что дает природа, а что такое собирательство? (Слайд)

Как еще наши предки могли добывать себе пищу?

Правильно, еще одним важным занятиям наших предков была охота. А что такое охота? (Слайд)

Ребята, давайте на основе слайдов выясним, как охотились люди много лет назад. (Слайды)

Переходим на четвертую страницу нашей книги. Какую?

Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров. Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди.

- Ребята, попробуйте предположить. Как же человек смог овладеть огнем? Я вас попрошу потереть ладошки. Тепло? Что-то подобное испытывал человек, когда долго тер кусочки сухого дерева. В результате чего появился огонь. А какие еще способы добывания огня вы можете предложить? Дайте свои варианты ответа

Прочтите в учебнике последний абзац со слов: «…на стоянках людей…      на своих стоянках…»

Выполним задание в нашей рукописной книге.

Итак, почему же древнейший человек не мог прожить в одиночку?

Я назову свою книгу «Древнейшие люди».

Я считаю, что надо назвать книгу «Наши далекие предки»

Я думаю, что моя книга будет называться «Первобытные люди»

Моя книга будет называться «Жизнь первобытных людей».

Первая страница нашей книги называется «Наши далекие предки»

Древнейшие (первобытные) люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и городов.

Согласно научным данным, более 2 млн. лет назад появились на Земле люди.

Дети находят территорию в атласах и обозначают ее в контурных картах.

В Африке не бывает морозов и холодных зим.

В теплых местах богатая и разнообразная растительность и животный мир.

Я думаю, что человека создал Бог.

Я считаю, что человек произошел от обезьяны.

Дети дают описание

Мы будем рассматривать вопрос «Орудия труда»

Орудия труда – это то, чем человек работает.

Я догадался, что это орудие из камня применяли, чтобы заострить палку.

Я думаю, что это палка-копалка, ею копали землю наши предки.

Я считаю, что это дубина для охоты.

Это каменное рубило и копье.

Дети читаю вопрос и дают ответ. Чем древнейший человек отличался от животного?  Умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных. (Запись в тетрадях-книгах).

Физкультминутка

Люди должны были выжить. Они должны были добыть себе пропитание (пищу). Должны были защитить себя от нападений.

Третья страница нашей книги – это «Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой».

Древнейшие люди собирали то. Что дает природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки, рыбу и яйца птиц.

Собирательство – это одна из форм хозяйственной  деятельности человека)

Наши предки охотились.

Охота – это главный способ добычи пищи.

Вместе ходили на охоту. Забивали слабых, больных, отбившихся от стада. (Рассказы  детей). Охотились все вместе, сообща. У наших предков был совместный труд по добыванию пищи.

Четвертая страница нашей книги – это «Овладение огнем»

Тепло.

Это могло быть молнией зажженное дерево, и смельчаки к нему приблизились. Тогда и было сделано открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь!

Горящая лава вулкана.

Дети выполняют задание в книге.

Дети читают текст. Задание. Прочтите отрывок из повести Ж. Рони–Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

«…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Вопросы:

1. Как сохраняли огонь первобытные люди? (Они поддерживали в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота).

2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем? (Долгое время люди не умели добывать огонь, после потери огня их ждала гибель).

В одиночку человек не мог прожить, так как его ждала гибель. Охотились все вместе, сообща. У наших предков был совместный труд по добыванию пищи.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний

Проверим, ребята, как вы усвоили изученное сегодня на уроках.

Выполните задание на последней странице вашей книги, впишите недостающие слова.

Закрепление: вписать недостающие слова

Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад

Главным отличием древнейших людей от животных было_______________

Древнейшими орудиями труда были____

У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________

Проверяют выполнение работы

Закрепление: вписать недостающие слова

Древнейшие люди жили на земле более более 2 млн. лет назад  лет назад

Главным отличием древнейших людей от животных было Умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных

Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина

У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи – собирательство и охота

7 этап. Рефлексия и оценивание

Напоминаю критерии оценки

Отметка «5»: ответ полный и правильный

Отметка «4»: ответ полный и правильный, но при этом допущены две-три несущественные ошибки

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я не понял…

Учащиеся оценивают свою работу, считая правильные и неправильные ответы.

8 этап. Домашнее задание

Инвариативная часть: параграф 1, оформить книги.

Вариативная часть: составить рассказ: «Чем бы я помог древнейшим людям, если бы оказался у них в гостях»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Закрепление: вписать недостающие слова

Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад

Главным отличием древнейших людей от животных было__________________________________________________________________________________________________________________________

Древнейшими орудиями труда были________________________________

______________________________________________________________

У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________

________________________________________________________________

Закрепление: вписать недостающие слова

Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад

Главным отличием древнейших людей от животных было__________________________________________________________________________________________________________________________

Древнейшими орудиями труда были________________________________

______________________________________________________________

У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________

________________________________________________________________

Закрепление: вписать недостающие слова

Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад

Главным отличием древнейших людей от животных было__________________________________________________________________________________________________________________________

Древнейшими орудиями труда были________________________________

______________________________________________________________

У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________

________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Тема урока: «Древнейшие люди»

Слайд 5

Древнейшие (первобытные) люди – это люди, которые жили до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов

Слайд 8

Орудия труда –это то, чем человек работает

Слайд 10

Умение изготавливать орудия труда явилось главным отличием древних людей от животных

Слайд 11

Собирательство –одна из форм хозяйственной деятельности человека Охота – это главный способ добычи пищи

Слайд 13

Домашнее задание Параграф 1, оформить книги Составить рассказ на тему: «Чем я помог древнейшим людям, если бы оказался у них в гостях»

Слайд 14

М О Л О Д Ц Ы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.

Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: командная развивающая игра.Форма организации ученой деятельности: групповая  /командная/Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания ...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс

Повторително-обобщающий урок  по теме «Древняя Греция»  5 класс...

План-конспект урока по теме "Древняя Греция"

План-конспект итогового занятия по теме....

Конспект урока "Обобщение темы "Древний Египет"

Урок-обощение  спланирован в форме игры- путешествия с применением приемов ТРКМ. Данная разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий по истории. Кроме этого, приложен самоа...

План-конспект урока по теме "Древний Египет"

Урок по теме "Древний Египет", история Древнего мира, 5 класс...