Конспект урока на тему: "Древнейшие люди", 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 67.5 КБ |
kniga.doc | 1.72 МБ |
prilozhenie.doc | 27 КБ |
drevneyshie_lyudi.pptx | 899.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема: «Древнейшие люди», 5 класс
Тип урока: получения новых знаний
Цели урока:
формирование представления об отличии древнейших людей от животных;
развитие умения анализировать и обобщить различные источники информации;
воспитание ценностного отношения к труду.
Планируемые результаты:
Предметные: смогут назвать время появления на Земле древнейших людей,
дать определение понятиям: охота, собирательство,
соотносить орудия труда и занятия древнейших людей,
назвать значение овладения огнем.
Метапредметные:
приводить примеры отличия древнейших людей от животных,
сформулировать аргументы по проблеме,
высказать собственное мнение.
Личностные: обучающиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений,
Высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека.
Ресурсы урока:
-История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.
-Раздаточный материал к уроку: листы для книги, карточки.
- Мультемидийное оборудование.
- Презентация по теме урока.
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Организационный момент | Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности) Добрый день, мои друзья, Встречи с вами рада я Сели ровно, все достали Вспоминаем все, что знали Оставляем все заботы И включаемся в работу. | |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Идут слайды (1,2,3). -Ребята, как вы думаете: 0 чем у нас пойдет речь сегодня на уроке? Кто из вас догадался? Тема нашего урока: «Древнейшие люди» (слайд). Вы совершенно правильно сказали, и мы с вами отправляемся в гости к древнейшим людям. | Речь у нас сегодня пойдет о древнейшем человеке. |
3 этап. Актуализация знаний | Форм знакомства с жизнью древнейших людей много: можно отправиться в археологическую экспедицию, можно посмотреть художественный фильм «Миллионы лет до н.э.», можно поработать с источниками и использовать наши знания, приобретенные на других уроках… А мы с вами давайте будем создавать страницу за страницей что? | Будем создавать книгу |
4 этап. Целеполагание и планирование | - Правильно! Сегодня у нас необычный урок – урок написания книги. - Ребята, а как вы думаете: с чего начинается написание книги? -Правильно, давайте вместе с вами составим его. Какой план действий мы должны составить, чтобы в конце нашего путешествия мы имели полное представление о древнейших людях? План. (На доске)
| Написание книги начинается с составления плана действия -Мы должны узнать, как выглядели наши далекие предки. - Какие орудия труда имелись у древнейших людей? - Как первобытные люди добывали себе пищу? Что такое собирательство и охота? |
5 этап. «Открытие нового знания» | -Ребята, представьте, что мы с вами писатели-историки. У каждой книги есть свой автор. Обозначьте, пожалуйста, автора книги, т.е. себя и поставьте свой автограф мне на память. А теперь я попрошу вас придумать для своей книги название. -Уважаемые авторы книг, вопрос нашего сегодняшнего исследования – это: почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? В конце урока мы должны ответить на поставленный вопрос. -Откройте, пожалуйста, первую страницу книги, как она называется? -Ребята, посмотрите в учебник и дайте определение: кто такие древнейшие, первобытные люди? (Слайд подтверждает сказанное детьми). -Найдите в учебнике: сколько лет назад, согласно научным данным, появились на Земле люди? (Слайд) -Откройте, пожалуйста, атласы и контурные карты и отметьте территорию расселения первобытных людей. (Слайд –карта). -Почему именно Африка стала местом расселения и обитания древнейших людей? А теперь представьте себя в качестве больших ученых. И как ученые, мы должны решить важный вопрос: все мы с вами люди, на тоже окружают люди, но возникает вопрос: откуда же взялись люди? Как появились мы с вами. Ученые всегда выдвигают какие-то гипотезы, давайте и мы попробуем выдвинуть свои научные предположения. Как вы думаете, откуда же появился человек. Откуда появились мы с вами? -Правильно, существуют две версии – 1)человек– это Божественное творение, 2) человек произошел от обезьян, но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в Земле. А теперь посмотрите на рисунки в учебнике и попробуйте описать внешний вид наших предков. Давайте дополним наши знания сведениями из учебника (чтение в учебнике) Правильно. Посмотрите на слайд (слайд подтверждает сказанное) -Ребята, откройте, пожалуйста, вторую страницу нашей рукописной книги и скажите: какой вопрос мы рассмотрим следующий? -Что такое орудия труда? (Слайд подтверждает сказанное детьми) -Посмотрите, пожалуйста, слайды и догадайтесь, предположите: для чего можно было использовать данные орудия труда. Где их могли применять? (Слайды с орудиями труда) - Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку и обтесать дубину. Прочтите в ней вопрос и дайте на него ответ. -Ребята, даже ученым, писателям, историкам, которые заняты умственным трудом, надо отдыхать. Отдохнем немного и мы и проведем физкультминутку. Физкульминутка А теперь подумайте, какая главная проблема стояла перед людьми в тот период времени? - Открываем третью страницу нашей книги. Какую? -Ребята, попробуйте предположить, как люди добывали себе пищу? Правильно, собирали то, что дает природа, а что такое собирательство? (Слайд) Как еще наши предки могли добывать себе пищу? Правильно, еще одним важным занятиям наших предков была охота. А что такое охота? (Слайд) Ребята, давайте на основе слайдов выясним, как охотились люди много лет назад. (Слайды) Переходим на четвертую страницу нашей книги. Какую? Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров. Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. - Ребята, попробуйте предположить. Как же человек смог овладеть огнем? Я вас попрошу потереть ладошки. Тепло? Что-то подобное испытывал человек, когда долго тер кусочки сухого дерева. В результате чего появился огонь. А какие еще способы добывания огня вы можете предложить? Дайте свои варианты ответа Прочтите в учебнике последний абзац со слов: «…на стоянках людей… на своих стоянках…» Выполним задание в нашей рукописной книге. Итак, почему же древнейший человек не мог прожить в одиночку? | Я назову свою книгу «Древнейшие люди». Я считаю, что надо назвать книгу «Наши далекие предки» Я думаю, что моя книга будет называться «Первобытные люди» Моя книга будет называться «Жизнь первобытных людей». Первая страница нашей книги называется «Наши далекие предки» Древнейшие (первобытные) люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и городов. Согласно научным данным, более 2 млн. лет назад появились на Земле люди. Дети находят территорию в атласах и обозначают ее в контурных картах. В Африке не бывает морозов и холодных зим. В теплых местах богатая и разнообразная растительность и животный мир. Я думаю, что человека создал Бог. Я считаю, что человек произошел от обезьяны. Дети дают описание Мы будем рассматривать вопрос «Орудия труда» Орудия труда – это то, чем человек работает. Я догадался, что это орудие из камня применяли, чтобы заострить палку. Я думаю, что это палка-копалка, ею копали землю наши предки. Я считаю, что это дубина для охоты. Это каменное рубило и копье. Дети читаю вопрос и дают ответ. Чем древнейший человек отличался от животного? Умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных. (Запись в тетрадях-книгах). Физкультминутка Люди должны были выжить. Они должны были добыть себе пропитание (пищу). Должны были защитить себя от нападений. Третья страница нашей книги – это «Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой». Древнейшие люди собирали то. Что дает природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки, рыбу и яйца птиц. Собирательство – это одна из форм хозяйственной деятельности человека) Наши предки охотились. Охота – это главный способ добычи пищи. Вместе ходили на охоту. Забивали слабых, больных, отбившихся от стада. (Рассказы детей). Охотились все вместе, сообща. У наших предков был совместный труд по добыванию пищи. Четвертая страница нашей книги – это «Овладение огнем» Тепло. Это могло быть молнией зажженное дерево, и смельчаки к нему приблизились. Тогда и было сделано открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь! Горящая лава вулкана. Дети выполняют задание в книге. Дети читают текст. Задание. Прочтите отрывок из повести Ж. Рони–Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. «…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…» Вопросы: 1. Как сохраняли огонь первобытные люди? (Они поддерживали в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота). 2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем? (Долгое время люди не умели добывать огонь, после потери огня их ждала гибель). В одиночку человек не мог прожить, так как его ждала гибель. Охотились все вместе, сообща. У наших предков был совместный труд по добыванию пищи. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний | Проверим, ребята, как вы усвоили изученное сегодня на уроках. Выполните задание на последней странице вашей книги, впишите недостающие слова. Закрепление: вписать недостающие слова Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад Главным отличием древнейших людей от животных было_______________ Древнейшими орудиями труда были____ У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________ Проверяют выполнение работы | Закрепление: вписать недостающие слова Древнейшие люди жили на земле более более 2 млн. лет назад лет назад Главным отличием древнейших людей от животных было Умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи – собирательство и охота |
7 этап. Рефлексия и оценивание | Напоминаю критерии оценки Отметка «5»: ответ полный и правильный Отметка «4»: ответ полный и правильный, но при этом допущены две-три несущественные ошибки Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… Мне захотелось… Я не понял… | Учащиеся оценивают свою работу, считая правильные и неправильные ответы. |
8 этап. Домашнее задание | Инвариативная часть: параграф 1, оформить книги. Вариативная часть: составить рассказ: «Чем бы я помог древнейшим людям, если бы оказался у них в гостях» |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Закрепление: вписать недостающие слова
Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад
Главным отличием древнейших людей от животных было__________________________________________________________________________________________________________________________
Древнейшими орудиями труда были________________________________
______________________________________________________________
У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________
________________________________________________________________
Закрепление: вписать недостающие слова
Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад
Главным отличием древнейших людей от животных было__________________________________________________________________________________________________________________________
Древнейшими орудиями труда были________________________________
______________________________________________________________
У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________
________________________________________________________________
Закрепление: вписать недостающие слова
Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад
Главным отличием древнейших людей от животных было__________________________________________________________________________________________________________________________
Древнейшими орудиями труда были________________________________
______________________________________________________________
У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________
________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Древнейшие люди»
Древнейшие (первобытные) люди – это люди, которые жили до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов
Орудия труда –это то, чем человек работает
Умение изготавливать орудия труда явилось главным отличием древних людей от животных
Собирательство –одна из форм хозяйственной деятельности человека Охота – это главный способ добычи пищи
Домашнее задание Параграф 1, оформить книги Составить рассказ на тему: «Чем я помог древнейшим людям, если бы оказался у них в гостях»
М О Л О Д Ц Ы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.
Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: командная развивающая игра.Форма организации ученой деятельности: групповая /командная/Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания ...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс
Повторително-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс...
План-конспект урока по теме "Древняя Греция"
План-конспект итогового занятия по теме....
Конспект урока по теме "Древняя Спарта"
из опыта моей работы...
Конспект урока на тему "Древняя Спарта"
5 класс...
Конспект урока "Обобщение темы "Древний Египет"
Урок-обощение спланирован в форме игры- путешествия с применением приемов ТРКМ. Данная разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий по истории. Кроме этого, приложен самоа...
План-конспект урока по теме "Древний Египет"
Урок по теме "Древний Египет", история Древнего мира, 5 класс...