Конспект урока на тему "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
- Тема урока: «Древняя Спарта»
- Целевые установки урока:
- образовательная цель: познакомить обучающихся с географическими и природными условиями Древней Спарты, основными занятиями спартанцев, рассмотреть основные группы населения, органы управления Спарты, изучить жизнь в Спарте, подчинённую военным законам, раскрыть причины такого общественно-политического устройства, познакомить с особенностями воспитания спартанских детей.
- воспитательная цель: воспитание интереса к истории как к предмету, воспитание интереса к изучению истории Древней Греции, воспитание готовности встать на защиту своей Родины.
- развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, источниками, текстом учебника; развитие умения сравнивать, анализировать, решать проблемные задачи, отвечать на поставленные вопросы по существу, работать в парах; формирование умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
- Тип урока: комбинированный
- Литература:
- А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
- Г.И. Годер Рабочая тетрадь Всеобщая история. История Древнего мира, Ч.2, 5 класс. / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
- Интернет сайты:
- http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/01/20/drevnyaya-sparta-5-klass
- http://festival.1september.ru/articles/512750/
- http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/05/10/drevnyaya-sparta
- Технические средства обучения:
- Компьютер;
- Экран;
- Проектор;
- Доска;
- Мел.
План урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент | Учитель приветствует обучающихся: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!». Проверка отсутствующих. | Обучающиеся приветствуют учителя стоя и молча, затем садятся на свои места. Староста называет отсутствующих. |
2.Актуализация знаний (проверка домашнего задания) | Ребята, приступим к проверке домашнего задания. Я буду загадывать вам загадки по пройденным темам из раздела «Древняя Греция», а вы поднимать руку и отвечать. 1. Он написал про Илион и Одиссея, 2. Как в Греции звать 3. Для всех свободных афинян – 4. Как называли власть такую, 5. Знать совет свой создала, 6. Что за камень появился 7. Он уваженье всех снискал | Гомер Демос Народное собрание Демократия Ареопаг - совет знати Долговой камень Солон |
3. Вывод учителя по предыдущей теме урока. | Молодцы, все загадки отгадали верно. Мы с вами вспомнили об устройстве жизни в Афинском государстве, но Афины – это не единственный полис Древней Греции. | |
4.Определение темы урока | Теперь мы с вами переходим к изучению новой темы – будем изучать другой полис Древней Греции. Давайте посмотрим с вами на кругограмму и карту Древней Греции (слайд 1) и попробуем отгадать о каком же полисе пойдет сегодня речь. Вам необходимо соединить в кругограмме буквы так, чтобы получилось название одной из областей Греции. Верно, здесь была зашифрована область – Лаконика. Давайте посмотри на карту и определим какое же крупный город там расположен. О каком же государстве сегодня пойдет речь? | Лаконика Спарта Спартанское государство |
5.Новая тема урока «Древняя Спарта». План урока: 1)Географическое положение и природные условия Древней Спарты. 2)Спартанцы и илоты. 3) Спарта - военный лагерь. 4)Спартанское воспитание. | Верно, тема нашего урока: «Древняя Спарта». Запишите тему в тетради. Давайте представим себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древняя Спарта» - именно эта заметка станет вашим домашним заданием на следующий урок. Она должна состоять всего из 10 предложений и рассказывать о географическом положении Спарты, ее составе населения, нравах и обычаях местных жителей. Я думаю прямо сейчас, вам трудно будет справиться с этим непростым заданием. И поэтому я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции, на территории которой и находился данный полис. Чтобы написать статью нам нужно рассмотреть следующие вопросы (слайд 2): 1.Географическое положение и природные условия Древней Спарты. 2. Спартанцы и илоты. 3. Спарта - военный лагерь. 4.Спартанское воспитание. В конце урока нам нужно ответить на вопрос: «Каковы особенности Спартанского государства?», а также сравнить географическое положение и основные занятия населения Афин и Спарты. (слайд 3) 1)Работа с картой (слайд №4, учебник – стр. 111) Вопросы: 1.Где расположена Древняя Спарта? 2.Какие области принадлежали Спартанскому государству? 3.Есть ли плодородные земли на территории Спартанского государства? 4.Удобные ли условия для мореплавании в древней Спарте? Мы с Вами верно определили географическое положение Древней Спарты: Древняя Спарта расположена в Южной Греции на полуострове Пелопоннес, Спартанскому государству принадлежали две области: Лаконика и Мессения. В Лаконике и Мессении было много плодородных земель, особенно в долине реки Эврот. Условия для мореплавания не очень благоприятны. Дорийцы (греческие племена, пришедшие с севера Балканского полуострова) поработили греческое население Лаконии и Мессении, а плодородные земли забрали себе. Завоеватели, которых было меньше, чем покоренного населения, поселились все в одном месте - на реке Эврот, где возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покоренное население – илотами – с греч. «захваченные» (местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами, рабы принадлежавшие Спартанскому государству). Запишите в тетради кто такие спартанцы и илоты: Спартанцы – Завоеватели жителей Лаконии и Мессении, которые поселились на реке Эврот, где возник город Спарта. Илоты - местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами, рабы Спартанского государства. В отличие от Афин, где после реформ Солона рабы были не греческого происхождения, порабощенные спартанцами илоты, были греками и говорили на одном с завоевателями языке (спартанские порядки вызывали возмущение демоса во всей Греции: считалось, что рабами могут быть только иноземцы, но никак не греки). Захваченная спартанцами земля была поделена между спартанскими семьями на примерно одинаковые участки. Землю обрабатывали илоты, которые жили в небольших поселках по всей стране. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты не имели права свободно передвигаться по всей стране, которая некогда принадлежала их предкам. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними (заставляли пить вино, устраивали избиения). Илоты составляли большинство населения. Спартанские правители боялись их восстания. Работа с текстом учебника на стр. 140-141 (п.1 параграфа 31) (приложение 1) Давайте поработаем с 1 пунктом нашего параграфа: Найдем что спартанцы делали, чтобы не допустить восстания илотов. Верно, мы выяснили кто такие спартанцы и илоты, спартанцы – это жители Спарты, которые пришли с севера Балканского полуострова и поработили греческое население Лаконии и Мессении. А порабощенное население стали называть илотами. Чтобы не допустить восстания илотов правители устраивали избиение безоружных людей, спартанских юношей отправляли бродить по окрестностям, чтобы они убивали илотов.
Теперь давайте разделимся на 2 группы и в парах проведем свои маленькие исследования. 1 группа будет работать над 3 вопросом «Спарта - военный лагерь»: погостит в военном лагере Спарты и расскажет нам о своих впечатлениях. 2 группа поработает с 4 вопросом «Спартанское воспитание»: познакомится со спартанским воспитанием и расскажет нам о воспитании спартанских мальчиков На выполнение задания у вас есть 5 минут. Работа с документом №1 (приложение №2, слайд 5) Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины. Верно, Спарта описана под буквой Б. Понравилась ли Вам жизнь в Спарте? Как мы видим, Спарта была противоположностью Афин. Это был некрасивый город. Жизнь в Спарте была организована как в военном лагере. Главное занятие спартанцев – военное дело. Спартанцам даже запрещалось обедать дома, они делали это группами по 15 человек. Крепостных стен Спарта не имела. Жители утверждали, что единственная надежная защита города – ее жители. Работа со схемой (слайд 6) Давайте посмотри на экран и разберемся как осуществлялось управление в Древней Спарте. А также запишем эту схему в тетради. Кто осуществлял управление? Верно, Совет старейшин обладал огромной и бесконтрольной властью, в него входили 28 геронтов старше 60 лет Народное собрание - состояло из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира . Цари (два предводителя) – командовали войском. Власть царей передавалась по наследству. Цари входили в Совет старейшин и выполняли послушно их волю. Таким образом, мы узнали о том, как была организована жизнь и как осуществлялось управление в Древней Спарте. Вторая группа у нас проводила исследование о спартанском воспитании. Работа с документом №2 (приложение №3, слайд 7) 1. Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? 2. Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему? Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец относил новорожденного к старейшинам, если был болезненным – сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Как мы уже выяснили, в 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали их сообща. Воспитатель – уважаемый спартанец. Учили стойко переносить лишения. Бегали полуголыми и необутыми, спали на подстилках. Что такое «спартанские условия»? Верно. Это очень скоромные и порой тяжелые условия жизни. Кормили скудно, побуждая воровать. Если попался, то избивали плетью за кражу, а за неумелое воровство. Детей учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы, т.е. лаконично. Как вы думаете почему такая речь получило название лаконичной? Афиняне считали спартанцев неучами, т.к. грамоту они учили мало, а занимались гимнастикой, учили военные песни. Отличается ли такое воспитание от современного воспитания в нашей стране. Верно, конечно же такое воспитание очень сильно отличается от современного воспитания. | Обучающиеся записывают тему урока в тетради. Обучающиеся выходят к доске и отвечают на вопросы с помощью карты: 1. В Южной Греции на полуострове Пелопоннес. 2.Лаконика и Мессения 3. В Лаконике было много плодородных земель, особенно в долине реки Эврот. Еще плодороднее были почвы Мессении. 4.Имеется выход к морю. Условия для мореплавания не очень благоприятны: удобных бухт мало, берег заболоченный, мели. Обучающиеся записывают в тетради определения: спартанцы, илоты. Правители устраивали избиение безоружных людей. Спартанским юношам давали мечи и отправляли бродить по окрестностям, ночью они умерщвляли илотов, которые им встречались, убивали самых сильных илотов убивали. Один обучающийся из 1 группы читает вслух текст, затем 1 группа отвечает на вопросы. А-Афины Б-Спарта Нет, это был хмурый и неприветливый город, жизнь была организована как в военной лагере, всюду маршировали спартанцы. Совет старейшин, в который входили 28 геронтов старше 60 лет Народное собрание, в которое входили мужчины старше 30 лет 2 царя, которые являлись командующими Дети записывают схему в тетради. Один обучающийся из 2 группы читает вслух текст, затем 2 группа отвечает на вопросы. Дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению, дети, которым исполнилось 7 лет, отбирались у родителей, объединялись отряды и воспитывались сообща. Грамоте они учили только в пределах необходимости. Всё же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах. Понравилось, что учили побеждать в битвах. Не понравилось то, что родители не могли сами воспитывать своих детей. Жесткие, скоромные, тяжелые условия от названия Лаконика Отличается, очень сильно |
6.Закрепление нового материала | Давайте теперь ответим и на вопросы и посмотрим, хорошо ли мы усвоили новую тему: 1.Укажите, как называлась область Греции, где возникла Спарта. А. Лаконика. Б. Беотия. В. Аттика. 2. Укажите, какое занятие у спартанцев было главным. А. Торговля. Б. Земледелие. В.Военное дело. 3. Укажите, почему афиняне называли спартанцев неучами. А. Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям земледелием и скотоводством. Б.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям живописью и музыкой. В.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям военным делом. 4. Укажите, кого спартанцы называли илотами. А. Иноземцев. Б. Покорённое население Древней Спарты. В. Вождей. 5. Кем были илоты в Спарте? А. Свободными земледельцами. Б. Рабами. В. Воинами. 6. Укажите высший орган власти в Спарте А. Народное собрание. Б. Ареопаг. В. Совет старейшин. 7. Какую речь называют лаконичной? А. Ту, которую произносил житель Лаконики. Б. Краткую. Молодцы! На все вопросы ответили верно, а теперь давайте ответим на два главных вопроса в нашей теме, о которых мы говорили в начале нашего урока. (слайд 3) Каковы особенности Спартанского государства? Верно, у спартанского государства много особенностей: организация жизни как в военном лагере, воспитание детей и др. Сравните географическое положение и основные занятия населения Афин и Спарты. Верно, в Спарте более благоприятные условия для земледелия, чем в Афинах, но в Афинах более удобные условия для мореплавания. Различаются и основные занятия населения: в Афинах – это ремесло, торговля, выращивание винограда и оливок, а в Спарте – земледелия у илотов и военное дело у спартанцев. | А В В Б Б В А Военный лагерь, воспитание, образ жизни Афины расположены в Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). Основные занятия ремесло, торговля, выращивание оливок и винограда. Спарта расположена в Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели). Главные занятия: земледелие (илоты) и война (спартанцы). |
7. Вывод учителя по новой теме | Таким образом, мы с вами изучили Древнюю Спарту. Изучили ее географическое положение, узнали об основных занятиях населения, кто такие илоты и спартанцы, рассмотрели как организована жизнь и управление в Спарте, а также узнали много интересного о спартанском воспитании. | |
8.Рефлексия | Давайте представим, что наш класс – это Древнегреческий ресторан, а тема урока – это те блюда, которые мы попробовали. Продолжите фразы:
| |
9.Домашнее задание | Учитель просит достать дневники и записать домашнее задание(слайд 8): параграф 31, заметка (10 предложений) о Древней Спарте. | Обучающиеся достают дневники и записывают домашнее задание. |
10.Выставление оценок | Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники обучающихся. | Обучающиеся, получившие оценки на уроке, подносят дневник учителю для выставления оценок. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Документ №1
Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.
Понравилась ли Вам жизнь в Спарте?
А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина Акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.
Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Документ №2
Вопросы:
1. Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте?
2. Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?
«Лигург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отбирал всех детей, которым исполнилось 7 лет, объединял их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учёбе. Во главе отряда он ставил того, кто бал сообразительнее и храбрее в драках. Дети во всём брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что всё обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки мужества и храбрости заключены в каждом, храбр ли мальчик, упорен ли в драках. Грамоте они учили только в пределах необходимости. Всё же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.
Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Древняя Спарта"
Разработанный конспект занятия в 5 классе по теме "Древняя Спарта"...
Конспект урока "Древняя Спарта"
Урок в 5 классе "Древняя Спарта"...
Конспект урока "Древняя Спарта"
Разработка урока по истории в 5 классе по теме: "Древняя Спарта"...
конспект Урока Древняя Спарта
разработка урока на тему:Древня Спарта 5 класс...
Конспект урока по истории в 5 классе на тему "Древняя Спарта"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по теме "Древняя Спарта"
из опыта моей работы...