РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружка «Трудные вопросы обществознания»
рабочая программа

Белова Ирина Сергеевна

Пояснительная записка

Программа  кружка «Трудные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 8 – 9  классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществознания. Программа курса  рассчитана на 1 год обучения (34 часа)

Актуальность  разработки данной программы обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания.

Ряд содержательных элементов курса «Обществознания», требует более глубокого изучения в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), дефицит учебного времени.

Цель - углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер.

     Задачи курса:

  • обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  • формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки;
  • развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.

Для достижения поставленных цели и задач наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.

При проведении лекций и семинарских занятий основное внимание уделяется наиболее трудным и дискуссионным вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

При организации занятий главное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу по овладению программой курса, учитывающему пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. При организации и проведении занятий используются дидактические материалы Интернет-ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obz_vneurochka_9_klass.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шелепинская средняя общеобразовательная школа № 27»

301355 Россия, Тульская область Алексинский район, д.Б. Шелепино, ул. Новая, д.12,

тел.: (48753) 74-4-24 e-mail: aleksin.sosh27@tularegion.org

    Принята

      Согласовано

              Утверждаю

 на заседании педагогического   Совета

Протокол п/с № ____

от ________2019 г.

Зам.директора по ВР

_______И. С. Белова

«___»_______2019 г.

            Директор МБОУ

      «Шелепинская СОШ №27» _   ________________В.А.Лузгин

Приказ №_____ от _________2019 г.

                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка «Трудные вопросы обществознания»

Направленность;: общеинтеллектуальная

Класс; 8 - 9

Возраст учащихся;  14 – 16 лет

Срок  реализации: : 1 год

Количество часов:  34

Автор-составитель:

Белова Ирина Сергеевна

преподаватель истории и обществознания

                                                 

Алексин 2019

Пояснительная записка

Программа  кружка «Трудные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 8 – 9  классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществознания. Программа курса  рассчитана на 1 год обучения (34 часа)

Актуальность  разработки данной программы обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания.

Ряд содержательных элементов курса «Обществознания», требует более глубокого изучения в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), дефицит учебного времени.

Цель - углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер.

     Задачи курса:

  • обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  • формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки;
  • развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.

Для достижения поставленных цели и задач наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.

При проведении лекций и семинарских занятий основное внимание уделяется наиболее трудным и дискуссионным вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

При организации занятий главное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу по овладению программой курса, учитывающему пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. При организации и проведении занятий используются дидактические материалы Интернет-ресурсов.

Общая характеристика элективного курса «Трудные вопросы по обществознанию»

Элективный курс «Трудные вопросы обществознания» относится к предметной области «Общественные науки». Курс даст возможность не только повысить уровень освоения знаний, но и повысить степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

  1. сформированность гражданской позиции обучающегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
  3. умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
  4. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  5. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  6. овладение навыками по составлению алгоритма при решении заданий ОГЭ 2 части ;
  7. овладение навыками по составлению плана текста на многочисленные темы по различным тематическим направлениям.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы занятия

Дата проведения

Количество часов

Примечание (теория, практика, форма контроля)

1

Знакомство с кодификатором  и спецификацией.

Решение ДЕМОверсии.

Практика, проверка решения

Глава 1. Человек и общество. Духовная культура (5ч.)

2

Общество как форма жизнедеятельности людей.  Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.  Биологическое и социальное в человеке

Теория

3

Личность. Особенности подросткового возраста Деятельность человека и ее основные формы.

Теория

4

Человек    и    его    ближайшее    окружение.    Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Теория

5

Образование. Наука. Религия.

Теория

6

Тестирование типа ОГЭ

Практика, проверка решения

Глава 2. Экономика (7 ч.)

8

Экономика, ее роль в жизни общества. Экономические системы и собственность.

Теория

9

Товары   и   услуги,   ресурсы   и   потребности,   ограниченность ресурсов.

Теория

10

Производство,  производительность  труда.  Разделение  труда  и специализация.

Теория

11

Рынок и рыночный механизм. Обмен, торговля. Предпринимательство.

Теория

12

Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов  и  экономические  меры  социальной поддержки

Теория

13

 Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства

Теория

14

Тестирование типа ОГЭ

Практика, проверка решения

Глава 3. Социальная сфера (4ч.)

15

Социальная структура общества. Семья. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

Теория

16

Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся  поведение.      

Теория

17

Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

Теория

18

Тестирование типа ОГЭ

Практика, проверка решения

Глава 4. Сфера политики и социального управления (6ч.)

19

Власть. Роль политики в жизни общества.

Теория

20

Понятие и признаки государства. Разделение властей.

Теория

21

Формы государства. Политический режим.  Демократия.

Теория

22

Участие граждан в политике и управлении.

Теория

23

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Теория

24

Тестирование типа ОГЭ

Практика, проверка решения

Глава 5. Право (10)

25

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт.

Теория

26

Правоотношения. Правонарушение. Юридическая ответственность.

Теория

27

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Теория

28

Органы государственной власти Российской Федерации Правоохранительные  органы. Судебная  система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

Теория

29

Права и свободы человека и  гражданина  в  Российской  Федерации, их  гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

Теория

30

Механизмы  реализации  и  защиты  прав    и  свобод  человека  и гражданина. Международно-правовая  защита  жертв  вооруженных конфликтов.

Теория

31

Гражданские   правоотношения. Права собственности. Права потребителей.

Теория

32

Трудовое и семейное законодательство

Теория

33

Административное и Уголовное законодательство

Теория

34

Тестирование типа ОГЭ

Практика, проверка решения

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Глава 1. Человек и общество. Духовная культура

Общество как форма жизнедеятельности людей.  Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.      Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Человек    и    его    ближайшее    окружение.    Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование  и  его  значимость  в  условиях  информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия,  религиозные  организации  и  объединения,  их  роль  в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Глава 2. Экономика.

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары   и   услуги,   ресурсы   и   потребности,   ограниченность ресурсов.          Экономические системы и собственность. Производство,  производительность  труда.  Разделение  труда  и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство.  Малое  предпринимательство       и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство    доходов    и    экономические    меры    социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства

Глава 3. Социальная сфера

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы Отклоняющееся      поведение.      Опасность      наркомании      и алкоголизма  для  человека  и  общества.  Социальная  значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

Глава 4. Сфера политики и социального управления

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия  Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство.

Глава 5. Право

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки     и     виды правонарушений. Понятие     и     виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации.    Правоохранительные          органы. Судебная  система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и    гражданина  в  Российской  Федерации, их  гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права  ребенка  и  их  защита.  Особенности  правового  статуса несовершеннолетних. Механизмы  реализации  и  защиты  прав    и  свобод  человека  и гражданина. Международно-правовая  защита  жертв  вооруженных конфликтов. Гражданские   правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные  правоотношения.  Права  и  обязанности  родителей  и детей. Право  на  труд  и  трудовые  правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные      правоотношения,   правонарушения  и наказания. Основные  понятия  и  институты  уголовного  права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Организационно-педагогические условия реализации программы

Литература

  1. Брандт М.Ю. Обществознание. Словарь понятий и терминов.М.: Экзамен, 2015
  2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.-М «Просвещение», 2011;
  3. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2015
  4. Обществознание. Подготовка к ОГЭ. Учебно-методическое пособие: А.И. Николаев, Л.И. Николаева - Ростов н/Д. М.: Народное образование, 2019.
  5. Павлов С.Б. Обществознание. Расширенный курс. М.: Айрис пресс, 2015
  6. Школьный словарь по обществознанию. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова.- М. «Просвещение», 2010

Интернет - ресурсы

1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Здоровячок»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка, спортивной направленности. Комплекся дыхательной гимнастики, подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Learn and play»

Программа   «Learn and play» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников. Программ...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Изонить"

Программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей 7 - 10 лет с особыми образовательными потребностями....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука в вопросах и ответах" для 7 класса

Программа курса внеурочной деятельности «Наука в вопросах и ответах» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих по интеграции предметов естественнонаучного цикла....

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах»  общеинтеллектуального направления для 8 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности. 10б «Избранные вопросы математики». 2023-2024

Рабочая программа внеурочной деятельности. 10б «Избранные вопросы математики».  2023-2024...