РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружка «Трудные вопросы обществознания»
рабочая программа
Пояснительная записка
Программа кружка «Трудные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 8 – 9 классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществознания. Программа курса рассчитана на 1 год обучения (34 часа)
Актуальность разработки данной программы обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания.
Ряд содержательных элементов курса «Обществознания», требует более глубокого изучения в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), дефицит учебного времени.
Цель - углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер.
Задачи курса:
- обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
- формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки;
- развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
Для достижения поставленных цели и задач наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.
При проведении лекций и семинарских занятий основное внимание уделяется наиболее трудным и дискуссионным вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
При организации занятий главное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу по овладению программой курса, учитывающему пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. При организации и проведении занятий используются дидактические материалы Интернет-ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелепинская средняя общеобразовательная школа № 27»
301355 Россия, Тульская область Алексинский район, д.Б. Шелепино, ул. Новая, д.12,
тел.: (48753) 74-4-24 e-mail: aleksin.sosh27@tularegion.org
Принята | Согласовано | Утверждаю | ||
на заседании педагогического Совета Протокол п/с № ____ от ________2019 г. | Зам.директора по ВР _______И. С. Белова «___»_______2019 г. | Директор МБОУ «Шелепинская СОШ №27» _ ________________В.А.Лузгин Приказ №_____ от _________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Трудные вопросы обществознания»
Направленность;: общеинтеллектуальная
Класс; 8 - 9
Возраст учащихся; 14 – 16 лет
Срок реализации: : 1 год
Количество часов: 34
Автор-составитель:
Белова Ирина Сергеевна
преподаватель истории и обществознания
Алексин 2019
Пояснительная записка
Программа кружка «Трудные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 8 – 9 классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществознания. Программа курса рассчитана на 1 год обучения (34 часа)
Актуальность разработки данной программы обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания.
Ряд содержательных элементов курса «Обществознания», требует более глубокого изучения в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), дефицит учебного времени.
Цель - углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер.
Задачи курса:
- обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
- формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки;
- развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
Для достижения поставленных цели и задач наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.
При проведении лекций и семинарских занятий основное внимание уделяется наиболее трудным и дискуссионным вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
При организации занятий главное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу по овладению программой курса, учитывающему пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. При организации и проведении занятий используются дидактические материалы Интернет-ресурсов.
Общая характеристика элективного курса «Трудные вопросы по обществознанию»
Элективный курс «Трудные вопросы обществознания» относится к предметной области «Общественные науки». Курс даст возможность не только повысить уровень освоения знаний, но и повысить степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
- сформированность гражданской позиции обучающегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- овладение навыками по составлению алгоритма при решении заданий ОГЭ 2 части ;
- овладение навыками по составлению плана текста на многочисленные темы по различным тематическим направлениям.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы занятия | Дата проведения | Количество часов | Примечание (теория, практика, форма контроля) |
1 | Знакомство с кодификатором и спецификацией. Решение ДЕМОверсии. | Практика, проверка решения | ||
Глава 1. Человек и общество. Духовная культура (5ч.) | ||||
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке | Теория | ||
3 | Личность. Особенности подросткового возраста Деятельность человека и ее основные формы. | Теория | ||
4 | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | Теория | ||
5 | Образование. Наука. Религия. | Теория | ||
6 | Тестирование типа ОГЭ | Практика, проверка решения | ||
Глава 2. Экономика (7 ч.) | ||||
8 | Экономика, ее роль в жизни общества. Экономические системы и собственность. | Теория | ||
9 | Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | Теория | ||
10 | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. | Теория | ||
11 | Рынок и рыночный механизм. Обмен, торговля. Предпринимательство. | Теория | ||
12 | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки | Теория | ||
13 | Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства | Теория | ||
14 | Тестирование типа ОГЭ | Практика, проверка решения | ||
Глава 3. Социальная сфера (4ч.) | ||||
15 | Социальная структура общества. Семья. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. | Теория | ||
16 | Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. | Теория | ||
17 | Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. | Теория | ||
18 | Тестирование типа ОГЭ | Практика, проверка решения | ||
Глава 4. Сфера политики и социального управления (6ч.) | ||||
19 | Власть. Роль политики в жизни общества. | Теория | ||
20 | Понятие и признаки государства. Разделение властей. | Теория | ||
21 | Формы государства. Политический режим. Демократия. | Теория | ||
22 | Участие граждан в политике и управлении. | Теория | ||
23 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | Теория | ||
24 | Тестирование типа ОГЭ | Практика, проверка решения | ||
Глава 5. Право (10) | ||||
25 | Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. | Теория | ||
26 | Правоотношения. Правонарушение. Юридическая ответственность. | Теория | ||
27 | Основы конституционного строя Российской Федерации. | Теория | ||
28 | Органы государственной власти Российской Федерации Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | Теория | ||
29 | Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | Теория | ||
30 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Теория | ||
31 | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. | Теория | ||
32 | Трудовое и семейное законодательство | Теория | ||
33 | Административное и Уголовное законодательство | Теория | ||
34 | Тестирование типа ОГЭ | Практика, проверка решения |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Глава 1. Человек и общество. Духовная культура
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Глава 2. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства
Глава 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Глава 4. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Глава 5. Право
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Организационно-педагогические условия реализации программы
Литература
- Брандт М.Ю. Обществознание. Словарь понятий и терминов.М.: Экзамен, 2015
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.-М «Просвещение», 2011;
- Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2015
- Обществознание. Подготовка к ОГЭ. Учебно-методическое пособие: А.И. Николаев, Л.И. Николаева - Ростов н/Д. М.: Народное образование, 2019.
- Павлов С.Б. Обществознание. Расширенный курс. М.: Айрис пресс, 2015
- Школьный словарь по обществознанию. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова.- М. «Просвещение», 2010
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-54022-1391505443.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Здоровячок»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка, спортивной направленности. Комплекся дыхательной гимнастики, подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-624212-1429197478.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Learn and play»
Программа «Learn and play» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников. Программ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/26/picture-218444-1522088845.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Изонить"
Программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей 7 - 10 лет с особыми образовательными потребностями....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104100.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/29/picture-519829-1432886890.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука в вопросах и ответах" для 7 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Наука в вопросах и ответах» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих по интеграции предметов естественнонаучного цикла....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104100.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-212273-1490706815.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности. 10б «Избранные вопросы математики». 2023-2024
Рабочая программа внеурочной деятельности. 10б «Избранные вопросы математики». 2023-2024...