Рабочая программа групповых занятий «Биология: актуальные вопросы теории и практики» 10-11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)

Марина Михайловна Крылышкова

 Актуальность данной программы возрастает в связи с резким повышением уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. В связи с этим встает необходимость более качественной подготовки обучающихся к единому государственному экзамену по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабоая программа145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа групповых занятий

«Биология: актуальные вопросы теории и  практики»

учебного центра «Эрудит» по биологии

Учитель первой квалификационной категории:

 Крылышкова М.М.

10-11 классы

2022-2023 учебный год

Программа «Биология: теоретические и практические аспекты» составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году единого государственного экзамена по биологии,  кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ в 2023 году, стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии за предыдущие годы.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с резким повышением уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. В связи с этим встает необходимость более качественной подготовки обучающихся к единому государственному экзамену по биологии.

Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.

Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

           В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Данный курс предназначен для обучающихся 10-11-х классов и рассчитан на 102 часа.

               Вопросы и задачи, предусмотренные данной программой, соответствуют основным программам и содержат дополнительную информацию. Основным требованием к составлению или отбору заданий является их биологическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задания, использование в условии задания сведений практического характера.

            Уровни заданий различны по своей сложности. Они включают не только обязательный минимум, который могут усвоить, но и максимум, который могут усвоить школьники. Принцип дифференциации позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую биологическую подготовку, а с другой, - удовлетворить потребность каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Программа включает систематизированный теоретический материал по всему курсу биологии.   Программа предусматривает решение заданий различных уровней сложности, в зависимости от индивидуальных особенностей детей и уровня их подготовки. Данная программа способствует реализации межпредметных связей биологии с химией, физикой.

             Цель курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по биологии путем решения разнообразных заданий повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям ЕГЭ по биологии.

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы   из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ
  • формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
  •  научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения элективного курса:  

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;  

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;  

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;  

- реализация установок здорового образа жизни;  

-  сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.  

Метапредметные результаты: 

-  овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;  

-  умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сохранять, передавать и представлять информацию в виде презентации с помощью технических средств и информационных технологий;  

-  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;  

-  умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;  

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т.п.  

Предметные результаты: 

-  понимание роли естественных наук в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;  

-  представление о современной научной картине мира и владение основами научных знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);  

-  умение работать с разными источниками информации;  

-   умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;  

-  владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов среды;  

- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями окружающей среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;  

-  умение применять естественнонаучные знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;  

- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;  

-  анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, организма человека);  

-  приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;  

-  классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;  

-  различение на таблицах частей и органоидов клетки, животных отдельных типов и классов; - знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.  

Кроме того, обучающиеся должны владеть следующими компетентностями в области использования информационно- коммуникационных технологий: 

- выделять ключевые слова для информационного поиска;  

-  самостоятельно находить информацию в информационном поле;  

- организовать поиск в сети Интернет с применением различных поисковых механизмов; технологические компетенции:  

-  составлять план обобщѐнного характера;  

- переводить информацию из одной формы представления в другую;

- использовать базовые и расширенные возможности информационного поиска в сети Интернет; предметно-аналитические компетенции: • выделять в тексте главное;  

- анализировать информацию;  

- самостоятельно делать выводы и обобщения на основе полученной информации; операционно-деятельностные компетенции:

- составлять тезисы выступления;  

- использовать различные средства наглядности при выступлении;  

- подбирать соответствующий материал для создания информационного продукта, представленного в различных видах;  

- представлять собственный информационный продукт;  

-  отстаивать собственную точку зрения.  

В результате освоения курса «Биология: теоретические и практические аспекты» Обучающийся научится: 

- характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере;

-возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии;

- биосферу как глобальную биосистему и экосистему;

- влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; агроэкосистемы и их структурные компоненты, их значение в круговороте веществ и потоке энергии в экосистеме; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; правило экологической пирамиды, правило 10% в экосистеме;

- саморегуляцию; причины устойчивости и смены экосистем;

- роль биологического разнообразия в устойчивости биогеоценоза (экосистемы); регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем.

- сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы агробиоценозы; роль полового и бесполового размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость;

- естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК; кислородный и безкислородный способы энергетического обмена;  

- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах;

- регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем; роль продуцентов, консументов, редуцентов в экосистемах и агроэкосистемах;

- меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;  

-  применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе;

- гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов;

- доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;  

-  владеть умениями сравнивать, доказывать;

- вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных;

- составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.  

Обучающийся получит возможность научиться: 

Распознавать и описывать:

на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

          Объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения – носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

- выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

-  определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

-  отличать научные методы, используемые в биологии;  

- определять место биологии в системе естественных наук;  

- доказывать, что организм – единое целое;  

- объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

-  обосновывать единство органического мира;  

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;  

- отличать теорию от гипотезы;  

- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;  

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

       Объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира – носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:  

- определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

-  приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;  

- объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

- указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;  

 отличать биологические системы от объектов неживой природы;

-  сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;  

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);  

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;  

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

Содержание курса

(102 часа, 3 часа в неделю)

Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой,

биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция

Тема 2. Клетка как биологическая система

Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы

 Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов

клетки – основа ее целостности

 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии

энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот

 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа

Тема 3. Организм как биологическая система

 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы – неклеточные формы жизни

 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого  размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение

 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная

система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания

 Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции

 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм

 Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных

 Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)

Тема 4. Система и многообразие органического мира

 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность

 Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников

 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений

 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека

 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и

жизни человека

 Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных

Тема 5. Организм человека и его здоровье

 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов

 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов

 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.Витамины

 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых,вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

Тема 6. Эволюция живой природы

 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования

 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарныефакторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

 Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов,И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз,

идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

 Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности

 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор

 Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания)

 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем

 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы

 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде.

Тема 8. Повторение и подготовка к ЕГЭ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во

часов

Формат проведения занятий

Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания

6 часов

1

Биология как наука. Методы научного познания.

Планируемые  изменения в ЕГЭ по биологии в 2022 – 2023 учебном  году.Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.

2

очное

2

Предсказание результатов эксперимента, исходя из знаний о физиологии клеток и организмов. Применение биологических знаний в практических ситуациях, анализ экспериментальных данных.

2

очное

3

Уровни живой организации. Критерии живых систем

2

очное

Тема 2. Клетка как биологическая система

24 часа

4

Клеточная теория. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.

3

очное

5

Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Клетка как биологическая система. Строение клетки.

3

очное

 Анализ рисунка или схемы по теме «Клетка как биологическая система». Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки.

3

очное

6

Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации.

3

очное

7-8

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Биосинтез белка. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации.

6

очное

9

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Фотосинтез, его значение, космическая роль

3

очное

10

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен.

3

очное

Тема 3. Организм как биологическая система

18 часов

11

Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Наследственная изменчивость: Виды мутаций

3

очное

12

Организм как биологическая система.  Биотехнология. Селекция.

3

очное

13

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы

Решение генетических задач.

3

очное

14

Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации.

3

очное

15

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации.

3

очное

16

Кодоминирование. Решение задач на группу крови и резус- фактор.

3

очное

Тема 4. Система и многообразие органического мира

15 часов

17

Многообразие организмов. Царство Грибы, Царство Растения. Водоросли. Цикл развития. Ткани растений.

3

очное

18

 Мхи. Плауны, хвощи, папоротники. Циклы развития. Семенные растения. Видоизменения органов. Распознавание на рисунках.

3

очное

19

Двойное оплодотворение. Систематика Покрытосеменных. Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость.

3

очное

20-21

Многообразие организмов. Царство животные. Одноклеточные и многоклеточные животные.

Эволюция органов и систем органов животных

6

очное

Тема 5. Организм человека и его здоровье

15 часов

22

Ткани. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов. Скелет человека. Организм человека. Задание №13

3

очное

23

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

3

очное

24

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

3

очное

25

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции.

3

очное

26

Процессы пищеварения и выделения. Организм человека. Задания № 14, 16, 21

3

очное

Тема 6. Эволюция живой природы

15 часов

27

Вид, его критерии. Микроэволюция.

3

очное

28

Доказательства эволюции живой природы. Конвергенция и дивергенция

3

очное

29

Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

3

очное

30

Антропогенез (происхождение человека). Человек как вид, его место в системе органического мира.

3

очное

31

Эры. Переходные формы

3

очное

Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности

3 часа

32

Экологические факторы. Взаимоотношения организмов. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Устойчивость и динамика экосистем. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем

3

очное

Тема 8. Повторение и подготовка к ЕГЭ

6

33

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека. Решение заданий №1-22

3

очное

34

Обобщение и применение знаний по общей биологии (клетке, организму, эволюции органического мира и экологических закономерностях). Задания №23-29

3

очное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного курса "Актуальные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов

Данный курс «Актуальные вопросы математики» под­держивает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса  своим содержанием ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов

Рабочая программа групповых занятий «Информатика и ИКТ»   для  обучающихся  5-7  классов, включает в себя пояснительную записку, учебно  – тематический план, содержание програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс

В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской       Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5 -7 классов по ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАгрупповых занятий«Информатика и ИКТ»  для  обучающихся  5 -7 классов по ФГОС  Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы...

Рабочая программа группового курса по биологии "От атомов к молекулам", 9 класс

Рабочая программа группового курса по биологии  для 9 классов "От атомов к молекулам"...

Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" 10-11 классы

Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" для учащихся 10-11 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука в вопросах и ответах" для 7 класса

Программа курса внеурочной деятельности «Наука в вопросах и ответах» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих по интеграции предметов естественнонаучного цикла....