3 класс внеурочная деятельность - «Доноведение». Тема занятии: «Казачья семья.»
план-конспект по истории

Понкратова Галина Анатольевна

3 класс  внеурочная деятельность - «Доноведение».

Тема занятии:  «Казачья семья.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazaki_stsenariy.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ РСОШ №4 им. С.В. Пешеходько

Учитель- Понкратова Галина Анатольевна.

11.12.2019   3 класс  внеурочная деятельность - «Доноведение».

Тема занятии:  «Казачья семья.»

Цели мероприятия:

  • познакомить учащихся с исторически сложившимся укладом жизни земляков, с семейными ценностями, традициями;
  •  знакомство с особенностями  быта жителей Ростовской области.
  • развивать речь учащихся, смекалку, коммуникативный навык;
  • воспитывать любовь к родному краю, к донским традициям;
  • воспитывать уважительное отношение к старшим, к традициям своего народа

Задачи: расширить представления учащихся о воспитании детей в казачьей семье;

Воспитывать интерес к традициям родного края.

Ход занятия.

Казак: Добрый день, гости дорогие!

Казачка: Милости просим в нашу горницу посиделочную!

Казак: Ждем, поджидаем, без вас не начинаем! В нашем курене полно народу , молодые казаки негромкую беседу ведут.

Казачка: Молодые казачки расположились со своим рукоделием: шитьем, вязанием да вышиванием.

Казак: Сегодня мы продолжим разговор о Донских казаках.

Актуализация знаний

Игра « шапку надеваю на вопрос отвечаю»

А поможет мне казачёк

-Кто они такие, Донские казаки?

-Основное занятие мужчин-казаков? 

- Какое животное являлось для казака помощником и верным другом в бою ?

- Где селились Донские казаки?        

-Почему они именно там селились?

-Как называется дом казаков?

-Что значит слово курень?

-Дом у казаков круглый?

- Что было в центре куреня?

-Как  курень выглядел , сколько этажей  и почему?

Молодцы ребята . мы с вами поиграли и  вспомнили кто такие Донские казаки и как они жили.

Работа по теме занятия.

 А сейчас попробуйте догадаться какая тема нашего занятия………..

 слайд

На доске ребус «7я».

Ребята, разгадайте ребус и мы узнаем тему нашего занятия. Но так как мы с вами продолжаем разговор о Донских казаках то и  разговор сегодня у нас о «Казачьей семье». Но сначала скажите , что такое семья?

 слайд

 В словаре русского языка говорится так: семья — группа живущих вместе родственников.

 слайд

Семья самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те с кого мы берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья

Семья, как греет душу это слово!

Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца.

………………………………………

1. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!


……………………………………………
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

– Какие пословицы о семье вы знаете?

Игра продолжи пословицу

Вся семья вместе – так и душа на месте.    Слайд 3

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если все члены семьи дома, то близкие спокойны друг за друга, все рады, что можно побыть вместе, пообщаться, рассказать о своих делах). Мы знаем, что в казачьих семьях было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе.

Как Бог для  людей, так отец для  детей. – Что это значит?

При солнышке тепло – при матери добро.  Слайд 4

– Что это значит? (Это значит, что землю согревает солнышко, а человека его мама).

– Молодцы! Действительно, мама – это самый лучший, самый родной человек для каждого из нас. Мамы являются хозяйками ,хранительницами дома и очага. У мам-казачек обычно было много детей, и все они были для нее одинаково дороги.

Казачек все любили, уважали,                        

Как спутниц храбрых в жизни и в бою

Им почести повсюду воздавали

Так было на Кубани, Тереке, Дону!

Казачка:А хотите узнать, как раньше проходил день в казачьей семье? 

Вы всё слушайте внимательно. А потом мы составим  правила отношений и обязанностей отца и матери, сына и дочери.

Дети садятся на стулья. Открывается занавес, декорации казачьей горницы, звучит казачья музыка.

Сама: Я Аксинья – хозяйка дома. Домочадцы с уважением называют меня «Сама», и слушаются во всем, так как твердо чтят казаки святую заповедь: « Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было ». Без моего родительского благословения дети не начинают никакую работу . Приглашаю вас в свою семью. Ну-ка сыны, покажите гостям наш курень, как мы живём.

- Мы бережно храним фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Потому что казаки с уважением относятся к старшим.  Здесь наши деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни. 

Сама: Вот и муж мой Григорий тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, однако не смотря на длительное отсутствие главная роль в семье принадлежит мужчине, он обеспечивает семью и все слушаются  его. Ну а  ведение домашнего хозяйства целиком лежит на мне.
У нас не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому. Сейчас мы готовимся к Покровской ярмарке, потому приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят. Мы живем по старой заповеди казаков «Будь трудолюбив, не бездействуй». Мой старший сын Иван
(Иван сидит, плетет корзину) занимается плетением.

Иван: Я плету из камыша, прутьев корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди для своей семьи, а излишки отвожу на продажу, Стараюсь, чтобы свой товар прославить, да в грязь лицом не ударить. Лучшего товара на Покровской ярмарке не сыщешь. 

Сама: семья наша мастеровая средний сын Николай – рыбак, учится у дедушки рыбацкую сеть вязать, чтобы рыбу ловить и семью свою кормить, да в дедушкины наставления вникает. Младшенькие тоже не сидят в стороне, играют, да все на ус мотают.

Николай: Надо казаком родиться,
Чтоб весь век судьбой гордиться!

Иван
 Казаком родиться мало,
Казаками надо стать,
Десять заповедей предков
Надо знать и выполнять!

По твоим поступкам, помни,
Обо всех будут судить,
Потому быть надо честным
И правдивым надо быть! 


Сама: Кто и что в нашей семье должен делать, четко разделено, мужчина не вмешивается в женские дела, а женщина в мужские. Дочки мои начинают работать с раннего возраста. С пяти лет уже умеют готовить ,вышивать, шить, вязать  – это должна уметь каждая казачка. Вот сейчас старшая моя дочь  Софья  готовит обед для всех.
Младшие почитают ее и до сих пор ласково величают няней.


Софья: Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Да Возьму шмат  сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным.


И пироги уже готовы, осталось только узвар сварить.

Сама: А это – средняя дочь – Дарья, в семье ее все называют «хваленкой».
Дарья: Как и все женщины в нашей семье умею половики ткать на загляденье, и рушники, одежду вышивать. Все вещи у меня с кружевами.  На ярмарке их с руками оторвут

Сама: А вот и младшенькая. Скажи гостям, как кличут тебя, чадунюшка?

Аленушка , а это мой братик Гришатка.( звучит казачья колыбельная) 
Я братика баюкаю в колыбельке.

Сама: У наших девочек, особенная и ответственная роль – нянчить младших, и это им очень нравится. Аленушке три года, а она уже приглядывает за годовалым братиком. А пять лет сравняется, так навострится, что и в няньки, "в люди" можно отдавать.

Сама: Нашу семью очень заботит то, каким человеком вырастет наш Гришатка.
Дети: - Казак - это воин и поэтому «на первый зубок» батя отвёз его на коне в церковь. Там поставил свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу. 
- А все родные подарили ему ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. 
- А в три года батя уже на коня посадит. Настоящим казаком вырастет. 


Сама: А теперь, отдохните, чады мои, сбираю вас на совет. (Все садятся в круг (на ковёр). В центре круга стоит чугунок). 


Упражнение «Наполни душу ребёнка»


Сама: представьте себе, что перед нами наш маленький Гришатка. Его душа чистая, он ещё не сделал ничего плохого и ничего хорошего. Чему бы вы хотели научить нашего малыша, что бы он вырос сильным, отважным, уверенным в себе казаком. Вы говорите свои пожелания и бросай в вазу эти красивые шарики. 
(Дети накладывают разноцветные шарики в вазу, проговаривая казачьи заповеди): 

 

Казаком родиться мало,
Казаками надо стать,
Десять заповедей предков
Надо знать и выполнять!

« Почитай отца своего и мать свою,

чтобы тебе хорошо было »


По обычаям казачьим,
Всегда в жизни поступай,
Твёрд будь в Вере Православной,
Её в сердце укрепляй!

Верно ты служи Отчизне,
И народу своему,
А творить себе кумиров
Непотребно никому!

По традиции казачьей,
Даже если гибнешь сам,
Оказать ты должен помощь
Своим братьям – казакам!

Презирать обязан праздность,
Тунеядство, негу, лень.
Чтоб твоя семья в достатке,
Проживала каждый день!

Ты семью беречь обязан,
Почитать отца и мать,
Честь, достоинство казачки
Должен ты оберегать!

Чтя казачий кодекс чести
Православие защищай,
Береги свою Отчизну,
И семью не забывай!


Старших мудрые советы
Ты обязан почитать,
Потому они помогут,
Самому мудрее стать!

Ведущая: Много забот было у казаков и казачек, но на веселье и отдых тоже время оставалось.

Игра   «Верёвочка» 

 

Любили казаки петь.  Специально их этому никто не учил. Они слышали, как пели старшие: бабушки, деды,  мамы и отцы  начинали подпевать , так и учились. Сейчас они свое умение и нам покажут.

Песня    « Когда мы были на войне»


Итог :
   правила отношений и обязанностей отца и материи детей.

На столе лежат правила, необходимо их распределить между членами семьи.


Сама: А для вас, чады, вот мой родительский наказ, как казаки должны принимать гостей. Гость для казака – это посланник божий, особенно, когда он из дальних мест и нуждается в приюте. Накормить и угостить путника – священный долг каждого казака. Ибо по заповеди божьей казаки не берут с собой в дальнюю дорогу еды ни для себя, ни для коня. Уступайте ему самое лучшее место за трапезой и на отдыхе. В нашей горнице  самовар закипел. Казачки – рукодельницы уже стол накрыли. Милости прошу, гости дорогие, к столу за угощеньем. Чем богаты, тем и рады.


СамаВот так, дорогие гости, незаметно, в делах и заботах проходит день нашей семьи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестеваль спортивно-игровой деятельности "Папа, мама, я -спортивная семья"

На базе школы №19  реализуется комплексно – целевая программа развития «Школа – пространство созидания человека». Одной из составляющей этой программы – работа центра «Здоровье», деятельнос...

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему "Я и моя семья"

В данном маиериале представлена методическая разработка занятия по внеурочной деятельности на тему "Я и моя семья" для обучающихся начальной школы....

План занятия по внеурочной деятельности (английский язык) во 2 классе на тему "Праздники с семьей. Мой день рождения".

План занятия по внеурочной деятельности (английский язык) во 2 классе на тему "Праздники с семьей. Мой день рождения". Технологическая карта занятия....

Мастер-класс по теме: "Сохранение кровной семьи – приоритетное направление в работе школы с семьями СОП"

В данной работе дан анализ работы социального педагога по сохранению семей СОП, показаны наиболее эффективные методы работы с такими семьями....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ДОНОВЕДЕНИЕ"

Программа курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добрел...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....

9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции сем

9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей....