9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции сем
план-конспект урока (9 класс)
9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_korrektsionnaya_shkola_viii_vida_2.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс Коррекционная школа VIII вида
СБО
Тема урока: «Российская семья»
Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей.
Задачи:
Образовательные.
формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека;
Коррекционные.
развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы по сопоставлению фактов и умению делать выводы;
Воспитательные.
воспитывать чувство уважения, любви к своей семье, своим ближним.
Структура урока.
- Орг. Момент
- Введение в тему.
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
А) Функции семьи;
Б) Какого типа бывают семьи;
- Закрепление.
- Итог урока
- Д/з
Ход урока.
- Орг. Момент. (слайд 1)
Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
Садитесь, пожалуйста.
Проверка присутствующих.
Учитель отмечает отсутствующих на уроке.
- Введение в тему урока.
Слово учителя: Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с очень красивого стихотворения. Послушайте его.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
- Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя: Понравилось вам стихотворение? О чём это стихотворение? (Ответы учащихся). Правильно. Поэтому тема нашего урока так и называется «Российская семья» Запишите тему урока. (Приложение 1) (слайд 2)
Слово учителя: Ребята, а как вы думаете, какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)
Слово учителя: (слайд 3) Ребята, сегодня на уроке вы узнаете не только что такое семья и брак, но и узнаете какую роль, играет семья в жизни человека, т.е. какие функции выполняет семья, а также узнаем о различных типах семьи.
- Актуализация знаний.
(слайд 4)
- Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей)
- Что общего у них всех? (ответы детей: кровь - родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…)
Молодцы!
Слово учителя: Семья – важнейшая часть жизни любого человека. Благодаря семье мы появились на свет, научились говорить и понимать окружающий мир, в семье мы проводим большую часть своего свободного времени, работаем и отдыхаем, делимся самым сокровенным – тем, о чем нельзя рассказать посторонним людям. Так что же такое семья? Давайте попробуем дать определение слову «семья». Начало я вам подскажу: «Семья – это группа людей, связанная отношениями…» Какими отношениями связана семья? Как понять, что перед нами именно семья, а не какая-нибудь иная социальная группа? Какой признак семьи является самым важным? «Кем является ребенок по отношению к своим родителям, брат по отношению к сестре, муж по отношению к жене? Каким общим словом можно назвать их всех?» «Родственники! В основе семьи лежат отношения родства».
Слова учителя: Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке.
Слово учителя: (слайд 5) Давайте, запишем, что такое семья. Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке.
- Изучение нового материала.
Слово учителя: Ребята, семьи у всех разные, но функции для любой семьи одинаковые. Функция это роль, которую выполняет семья в жизни человека. Давайте познакомимся с этими функциями.
А) Функции семьи
Слово учителя: (слайд 6) Репродуктивная. Запишите название этой функции.
Репродуктивная функция решает две основные задачи: первое: это рождаемость, в семье появляются дети. Один, два, три ребёнка. И второе значение этой функции - воспроизводство населения. Ребята, а как вы понимаете воспроизводство населения? (рождение детей)
Почему функция деторождения так важна для общества? - Потому что иначе люди бы вымерли и человечество исчезло. Давайте кратко сформулируем и запишем, за что отвечает эта функция. (слайд 7) Репродуктивная ( Рождаемость и воспроизводство населения)
(слайд 8) Хозяйственно-бытовая. Запишите название этой функции.
Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники, а также за бюджет семьи. Давайте кратко сформулируем, что это за функция. (слайд 9) Хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства)
(слайд 10) Воспитательная. Запишите название этой функции.
Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Развить способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Давайте сформулируем, что это за функция. Запишите. (слайд11) Воспитательная (воспитание личности ребёнка)
(слайд 12) Досуговая функция семьи. Запишите название этой функции.
Роль этой функции в организации свободного времени. Чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники. Давайте сформулируем, что это за функция и запишем.
(слайд 13) Досуговая функция семьи (организация свободного времени)
(слайд 14) Эмоциональная функция семьи
Задача этой функции дарить друг другу любовь, заботу, тепло и внимание. Запишите на своих листах. Давайте сформулируем, что это за функция (слайд 15) Эмоциональная функция семьи (любовь, поддержка, взаимопонимание)
Слово учителя: Максим, какие же функции семьи ты сегодня узнал? Эмин, повтори, пожалуйста.
(слайд 16)
Функции семьи:
•Репродуктивная •Хозяйственно-бытовая •Воспитательная •Досуговая •Эмоциональная
Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.
Слово учителя: (слайд 17) Появление новой семьи связано с заключением брака. Брак регистрируется в отделе ЗАГС (запись актов гражданского состояния. Во время регистрации брака в ЗАГСе мужчина и женщина официально объявляют о существовании своей семьи. Только такой брак признаётся в нашей стране действительным. При этом у супругов возникают взаимные права и обязанности, которые находятся под защитой государства, и прописаны в Семейном кодексе РФ.
Б) Какого типа бывают семьи;
Слова учителя: (слайд18) Семья – это самое главное в жизни человека. Она придает ему силы. Все семьи разные, но можно найти в них одинаковые черты. Посмотрите внимательно на изображения и скажите, сколько детей может быть в семье?
Слова учителя: по числу детей семьи бывают многодетные (более 3-х детей), малодетные, однодетные и бездетные;
Слова учителя: (слайд 19) Перед вами три изображения. Посмотрите на них внимательно и скажите: кого вы видите на первом изображении, кого на втором и, на третьем? Ответ учащихся:
Ответы детей: На первом изображении мы видим семью, состоящую из детей, их родителей и родителей родителей – бабушки и дедушки. На втором изображении мы видим семью, состоящую из родителей и ребенка. На третьем – только супругов.
Слова учителя: Все правильно. Семья, на первом изображении, называется трехпоколенной, как вы считаете почему? (родители, дети и внуки), а семья, на втором изображении – двухпоколенной , почему? (родители и дети). Семья на третьем изображении – однопоколенная (только супруги). Несколько веков назад в традиционной семье насчитывалось несколько поколений. Родственники жили одной большой семьёй. В 21 веке в современной семье всего два поколения: родители и дети, остальные родственники живут отдельно.
Слова учителя: (слайд 20) В семье может быть разное количество родителей. Представьте, что с первого изображения исчезла мама и остались только папа и его сын. Как будет называться такая семья? Ответ учащихся: «Неполная». Слова учителя: Да, неполная. В жизни бывают разные ситуации, и подобные семьи встречаются в нашей стране довольно часто.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 21)
А сейчас мы проведем очень коротенькую игру- физкультминутку. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой. Садитесь.
Слова учителя. Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь)
Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому, что на взаимопонимании держаться семейные отношения.
- Закрепление.
Слово учителя: Ребята, кто может назвать тему нашего урока. (Российская семья)
Что такое семья? (Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке).
- Чем связаны между собой члены семьи? (родством) - С чем связано появление новой семьи? (Появление новой семьи связано с заключением брака).
- Под чьей защитой находится семья? (государства)
- Какой документ регулирует семейные взаимоотношения? (Семейный кодекс РФ)
Как называется семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка? (Трёхпоколенной)
Как называется семья, в которой нет одного из родителей? (неполная)
Ребята, а кто запомнил, как называется семья, в которой трое и больше детей? (многодетная)
Как называется семья, в которой живут сын, дочь,мама и папа? (Двухпоколенной)
- Как называется семья, где нет одного из родителей? (неполная)
Внимательно послушайте и скажите, о какой функции идет речь.
1. Было нас с тобою двое...
Появился третий-
Самый лучший, самый славный
Карапуз на свете.
Маленький мальчишка-
Наш родной сынишка! (репродуктивная)
2. Воспитание ребёнка –
Непростая работёнка,
Нужно научить дитя,
Всем основам бытия.
Чтоб ребёнок одевался,
И в искусстве разбирался,
Знал, что плохо, а что - нет,
Развивал свой интеллект. (воспитательная)
3. Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем! (досуговая)
4. Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык! (хозяйственно-бытовая)
5. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром! (эмоциональная)
Слово учителя: Молодцы ребята! Я вижу, что вы готовы к выполнению самостоятельного задания. Каждый из вас получает лист, в правом углу подписывает свою фамилию.
Слово учителя: Перед вами лист с заданиями. Прочитайте, что надо сделать в первом задании. (слайд 22)
Задание 1. Найдите соответствие между колонками тип семьи и состав семьи и соедините стрелками. Приложение 2
Это задание мы будем выполнять вместе. Вы видите таблицу. Она у вас на листах, а у меня на экране. В колонке слева перечислены типы семьи. Прочитайте. В колонке справа – состав семьи. Прочитайте.
Ваня, читай первую строчку. Найди правильный ответ в колонке справа.
Настя, прочитай вторую строку в левой колонке. Найди правильный ответ в колонке справа.
Эмин, прочитай третью строку в левой колонке. Найди правильный ответ в колонке справа.
Павел выполняет задание на четвертой строке.
Прочитай ,Алеша, что получилось в первой строке. Проверяем на экране. И т.д.
(слайд 23)
Задание 2 (Приложение 3) вы будете выполнять самостоятельно, без моей помощи. Перед вами тест из 5-ти вопросов и нескольких вариантов ответа. Прочитайте вопрос и перед правильным вариантом ответа в квадратике поставьте галочку. И этот вариант будет считаться правильным ответом.
Проверка. Читай первый вопрос, какой ответ. У всех так? И т.д.
- Итог урока.
Какую тему, мы сегодня, с вами изучили? (Российская семья)
Что вы должны были узнать на уроке? (функции семьи, типы семей)
Цель достигнута? (Да)
Молодцы!
Посмотрите на тему урока
- Что мы сегодня изучали?
- Достигли ли цели урока?
8. Дом. задание
Определить в какой семье живешь ты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"
Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...
Урок письма и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Имена прилагательные, обозначающие признак по принадлежности».
На уроке формирмируются у учащихся представления об особенностях прилагательных, обозначающих признак по принадлежности, тренируется навык правописания данных прилагательных....
Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".
Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....
Конспект урока трудового обучения во 2 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока "Выполнение строчки "Волна". Упражнение на полосе бумаги в клетку"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....
Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...
Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе». Урок закрепления изучаемого материала....
Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».
Конспект интегрированного урока чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март»....