Рабочая программа по внеурочной деятельности "ДОНОВЕДЕНИЕ"
рабочая программа по краеведению на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donovedenie_5.docx | 334.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рогожкинская средняя общеобразовательная школа Азовского района
РАССМОТРЕНО на заседании МО МБОУ Рогожкинской СОШ от «___» _____________2018г _____________ /Е.Б.Шевцова /
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР МБОУ Рогожкинской ____________/Л.Н.Моисеенко/ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Рогожкинской СОШ Приказ от « » августа 2018 г. ___________/Р.В.Николенко/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Доноведение»
Возраст обучающихся: 11 – 13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Учитель Дьякова Т.П.
х.Рогожкино
- Пояснительная записка
Программа курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
- Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение».
2.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимся своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно);— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;— оценивать собственные знания и умения;— доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Оценка достижения планируемых результатов освоенияпо курсу «Доноведение»
Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
-постоянные - проводятся в помещении, где работают обучающиеся;
-тематические - по итогом изучения разделов, тем;
-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио обучающегося включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Рабочая программа по курсу «Доноведение» рассчитана на 34 часа в год
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
5 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (3 часа) |
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. |
Человек и природа (8 часов) |
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений. Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. |
Яркие страницы истории земли Донской (20 часов) |
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари: Ермак Могучий. Степан Разин. Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов. |
Жизнь на Дону (3 часа) |
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. |
Экскурсии. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны. В зоопарк, ботанический сад города, края. |
Исследовательские, проектные и практические работы. |
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль». Исследовательская деятельность по проблемам: «Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др. Изготовление альбома «Красная книга Ростовской области». |
Формы проведения учебных занятий: беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания; учебная игра, ролевая игра; КВН; заочная экскурсия; тематические задания по подгруппам.
Виды учебной деятельности:
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный обучающийся помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
- групповая работа в малых группах (по 3-5 обучающихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
-при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (хутору) и в музеи. На них обучающиеся познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения обучающиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей обучающихся, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
4. Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Дата | Тема учебного занятия | Кол-во | Содержание деятельности | |||||||||
Теоретическая часть/форма организации деятельности | Практическая часть/ форма организации деятельности | ||||||||||||
Я и окружающий мир | |||||||||||||
1. | Донской край – мой край! | 1 | Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами. | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» | |||||||||
2 | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; | Защита проекта «Моя семья» | |||||||||
3 | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | Защита проекта «Моя семья» | ||||||||||
Яркие страницы истории земли Донской | |||||||||||||
4 | На казачьем Кругу | 1 | Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице. | Экскурсия в краеведческий музей (презентация) | |||||||||
5 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов. | ||||||||||
6 | Ермак Могучий. | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. | Составление теста | |||||||||
7 | Степан Разин. | 1 | Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»). | Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания» | |||||||||
8 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 | Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г. Азова. | Экскурсия в краеведческий музей (презентация). Составление летописи города Азова. | |||||||||
9 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей (презентация). Составление летописи города Азова. | ||||||||||
10 | Таганрог – первый порт России | 1 | Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города | Экскурсия по г.Таганрогу.(презентация). Составление летописи города Таганрога. | |||||||||
11 | Крепость Димитрия Ростовского | 1 | Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону | Экскурсия по г.Ростову-на-Дону (презентация). Составление летописи города Ростова-на-Дону. | |||||||||
12 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 | Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»; | Доклады-сообщения учащихся. | |||||||||
13 | Вместе с Суворовым | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае | Написание очерка | |||||||||
14 | Платов Матвей Иванович | 1 | Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни». | Экскурсия в музей станицы Старочеркасская (презентация). Составление летописи города Старочеркасска | |||||||||
15 | Новочеркасск — столица казачьего Дона | 1 | Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска | Экскурсия по г. Новочеркасску (презентация). Составление летописи города Новочеркасска. | |||||||||
16 | Бакланов Яков Петрович | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. | ||||||||||
17 | За землю и за волю | 1 | Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны. | Экскурсия в исторический музей (презентация). | |||||||||
18 | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма. | Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами. | |||||||||
19 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; | Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей. | |||||||||
20 | День освобождения родного хутора | 1 | Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов | Участие в празднике. Чествование участников войны. | |||||||||
21 | Мирное время на Донской земле. | 1 | Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми. | Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». | |||||||||
22 | Мирное время на Донской земле. | 1 | Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». | ||||||||||
23 | Волгодонск – город молодости | 1 | Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска. | Экскурсия по г.Волгодонску (презентация). Составление летописи города Волгодонска. | |||||||||
Человек и природа | |||||||||||||
24 | Дом, в котором мы живём | 1 | Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. | Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. | |||||||||
25 | Экологические проблемы воздуха в родном крае. | 1 | Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; | Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». | |||||||||
26 | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 | |||||||||||
27 | Экологические проблемы почв родного края | 1 | Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. | Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». | |||||||||
28 | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края; | Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. | |||||||||
29 | Экологическое равновесие в природе | 1 | Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. | Экскурсия в зоопарк (презентация). | |||||||||
30 | Охранять природу – значит охранять Родину | 1 | Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены; | Проект «Красная книга» Ростовской области. | |||||||||
31 | Охранять природу – значит охранять Родину | 1 | Проект «Красная книга» Ростовской области. | ||||||||||
Жизнь на Дону | |||||||||||||
32 - 33 | Троица. Ивана Купала. Спасы. | 1 | Дать общее представление о летних обрядах на Дону. | Изготовление Семика и Семичихи из соломы. Купальская площадка: игры, забавы, потехи Праздник-застолье |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...