Рабочая программа по внеурочной деятельности "ДОНОВЕДЕНИЕ"
рабочая программа по краеведению на тему

Дьякова Тамара Петровна
Программа курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл donovedenie_5.docx334.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Рогожкинская средняя общеобразовательная школа Азовского района

РАССМОТРЕНО

на  заседании  МО

МБОУ Рогожкинской СОШ

от «___» _____________2018г

_____________ /Е.Б.Шевцова /

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МБОУ Рогожкинской

____________/Л.Н.Моисеенко/

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Рогожкинской СОШ

Приказ      от «   » августа 2018 г. ___________/Р.В.Николенко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Доноведение»

Возраст обучающихся: 11 – 13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Учитель Дьякова Т.П.

х.Рогожкино

  • Пояснительная записка

Программа курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

  • Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
    3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
    5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение».


2.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:

о связях между живой и неживой природой родного края;

 о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

 об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

 об истории родного края;
знать:

 объекты неживой и живой природы Ростовской области;

 особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

 водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

 полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; 

 правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

 государственную символику Ростовской области, своего района;

важнейшие события в истории родного края;

 народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

 родственные связи в семье;

 правила поведения в общественных местах и на улице;
                                              уметь:

 различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

 узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; 

 приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

 приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

 описывать наиболее важные события истории родного края; 

 рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

 показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

 приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
                                         могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: 
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимся своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно);— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;— оценивать собственные знания и умения;— доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Оценка достижения планируемых результатов освоенияпо курсу                      «Доноведение»

Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

-постоянные  - проводятся в помещении, где работают обучающиеся;

-тематические - по итогом изучения разделов, тем;

-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это  сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

           В портфолио обучающегося включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

               Рабочая программа по курсу «Доноведение»  рассчитана на 34 часа в год

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

5 КЛАСС (34ч)

Я и окружающий мир (3 часа)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области.

Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. 

Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. 
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Человек и природа (8 часов)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае.

Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. 

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. 

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве.

Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области. 

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. 

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. 

Яркие страницы истории земли Донской (20 часов)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы.

Степные рыцари: Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края.

Емельян Пугачёв.

Вместе с Суворовым.

Платов Матвей Иванович.

Бакланов Яков Петрович.

Дон в годы гражданской войны.

Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг).

 Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг).

День освобождения родного города (села).

Мирное время на Донской земле.

Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов. 

Жизнь на Дону (3 часа)

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии.
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края.

В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края.

В зоопарк, ботанический сад города, края.

Исследовательские, проектные и практические работы.

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:  «Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др. Изготовление альбома «Красная книга Ростовской области».

Формы проведения учебных занятий: беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра;  игра-путешествие; игра-имитация;  викторины, соревнования, конкурсы, состязания; учебная игра, ролевая игра;  КВН; заочная экскурсия; тематические задания по подгруппам.

Виды учебной деятельности:

Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся:

парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный обучающийся помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

групповая работа в малых группах (по 3-5 обучающихся в каждой);

командные игры, когда класс делится на две команды.

-при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (хутору) и в музеи. На них обучающиеся познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.

В процессе обучения обучающиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей обучающихся, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

4. Календарно-тематическое планирование 5 класс


п\п

Дата

Тема учебного занятия

Кол-во
часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть/форма организации деятельности

Практическая часть/ форма организации деятельности

Я и окружающий мир

1.

Донской край – мой край!

1

Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

2

Что ты знаешь о роде своём?

1

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; 
— научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Защита проекта «Моя семья»

3

Что ты знаешь о роде своём?

1

Защита проекта «Моя семья»

Яркие страницы истории земли Донской

4

На казачьем Кругу

1

Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Экскурсия в краеведческий музей (презентация)

5

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.
Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

6

Ермак Могучий.

1

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

Составление теста

7

Степан Разин.

1

Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).

Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

8

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г. Азова.

Экскурсия в краеведческий музей (презентация). Составление летописи города Азова.

9

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

Экскурсия в краеведческий музей (презентация). Составление летописи города Азова.

10

Таганрог – первый порт России

1

Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города

Экскурсия по г.Таганрогу.(презентация). Составление летописи города Таганрога.

11

Крепость Димитрия Ростовского

1

Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону

Экскурсия по г.Ростову-на-Дону (презентация). Составление летописи города Ростова-на-Дону.

12

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;
место Пугачева в истории казачества.

Доклады-сообщения учащихся.

13

Вместе с Суворовым

1

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Написание очерка

14

Платов Матвей Иванович

1

Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».

Экскурсия в музей станицы Старочеркасская (презентация).  Составление летописи города Старочеркасска

15

Новочеркасск — столица казачьего Дона

1

Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска

Экскурсия по г. Новочеркасску  (презентация). Составление летописи города Новочеркасска.

16

Бакланов Яков Петрович

1

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

17

За землю и за волю

1

Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны.

Экскурсия в исторический музей (презентация).
Составление летописи Вёшенской.

18

Дон в годы строительства новой жизни

1

Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма.

Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами.

19

Дон в годы Великой Отечественной войны.

1

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;
показать примеры подвигов.

Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей.

20

День освобождения родного хутора

1

Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов

Участие в празднике. Чествование участников войны.

21

Мирное время на Донской земле.

1

Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми.

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»

22

Мирное время на Донской земле.

1

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»

23

Волгодонск – город молодости

1

Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.

Экскурсия по г.Волгодонску (презентация). Составление летописи города Волгодонска.

Человек и природа

24

Дом, в котором мы живём

1

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. 
Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.

25

Экологические проблемы воздуха в родном крае.

1

Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;
-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».
Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», 
«Береги воду».

26

Экологические проблемы воды в родном крае.

1

27

Экологические проблемы почв родного края

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.

Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора».

28

Охрана полезных ископаемых родного края.

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;
— познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.
Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»

29

Экологическое равновесие в природе

1

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Экскурсия в зоопарк (презентация).

30

Охранять природу – значит охранять Родину

1

Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;
Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.
Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Проект «Красная книга» Ростовской области.
Праздничное мероприятие.

31

Охранять природу – значит охранять Родину

1

Проект «Красная книга» Ростовской области.

Жизнь на Дону

32

-

33

Троица.

Ивана Купала.

Спасы.

1

Дать общее представление о летних обрядах на Дону.
Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть.

Изготовление Семика и Семичихи из соломы.

Купальская площадка: игры, забавы, потехи

Праздник-застолье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...