Урок обобщения и систематизации знаний по истории в 10 классе «Россия в революционном вихре»
план-конспект урока по истории (10 класс)

Ближевская Любовь Винигдидовна

Цель урока-- обобщить и систематизировать знания о революционном периоде нашей истории; охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917г.: либеральный и революционный; попытаться смоделировать варианты развития России в 1917г.; выяснить причины победы большевиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_v_revolyutsionnom_vihre.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ

Учитель истории Ближевская Л.В.

Тема урока:  «Россия в революционном вихре»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-альтернатива

Цели:

- обобщить и систематизировать знания о революционном периоде нашей истории; охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917г.: либеральный и революционный; попытаться смоделировать варианты развития России в 1917г.; выяснить причины победы большевиков

           - способствовать развитию  умения анализировать, сопоставлять различные точки зрения и высказывать собственную точку зрения, отвечать на вопросы,  делать выводы.

- воспитание уважения к истории, к историческим событиям, воспитание патриотических чувств.

Оборудование: таблички с обозначением групп, учебник «История России XX-началоXXI века», задания для аналитического разбора в группах.

Подготовительная работа: класс разделен на четыре группы: Временное правительство,генерал Корнилов, «демократическое социалистическое правительство», ЦК РСДРП(б)

Ход урока:

I.Вопрос о закономерности Октября 1917г. давно занимает умы людей. Например,  А.И.Солженицын говорил, что с 1917г. «мы стали еще заново и крупно платить за все ошибки нашей предыдущей истории». С.А.Аскольдов отмечал, что основной чертой революции является особая психология «народных масс, чувствующих себя вершителями своей новой исторической судьбы». Генерал С.Булгаков утверждал, что «русские, потеряв свое лицо вместе с чувством достоинства, просто стали инородцами относительно самих себя». А может, наоборот, люди только тогда обрели свое лицо?

Проблема: закономерны ли события октября 1917г. и возможен ли был иной поворот истории?

II. Рассмотрим документы и свидетельства современников той эпохи.Выполните задание: выберите одну из представленных точек зрения и аргументируйте ее, используя известные вам факты из учебника.

«…Вся Россия бросила работать…наступило исступление, острое помешательство. Меня в конце марта 1917г. чуть не убил солдат на Арбатской площади—за то, что я позволил себе некоторую «свободу слова», послав к черту газету «Социал-демократ», которую навязывал мне газетчик…Толпа сразу же оказалась на его стороне». И.А.Бунин

Революция—случайность

1. Причина революции—ошибки либеральной интеллигенции: «Либералы не захотели ограничиться «исправлением» монархии и защитить ее от революции, а в ослеплении кинулись в объятия революции, не понимая, что либерализм мог существовать лишь в составе исторической монархии. Они открыли путь «интегральной революции»  

                                                                                                                                В.А.Маклаков

2. Революция не была неизбежной и предложенная «прогрессивным блоком» реформистская альтернатива вполне могла ее предотвратить, если бы дело не испортил царь, который был не способен на какие-либо компромиссы. Главной движущей силой революции была либеральная интеллигенция.                            П.Н.Милюков.  

Революция—закономерность

1.«Мне глубоко антипатична точка зрения многих эмигрантов, согласно которой большевистская революция сделана какими-то злодейскими силами, чуть ли не кучкой преступников, сами же они неизменно пребывают в правде и свете. Ответственны за революцию все, тем более всего ответственны  реакционные силы старого режима. Я давно считал революцию в России неизбежной и справедливой. Но я не представлял ее в радужных красках»                                                                                       Н.А.Бердяев.

2. «Не народ навязывает свою волю большевикам, и не большевики навязывают ему свою. Но народная воля индивидуализируется в большевиках, в них осуществляются некоторые особенно существенные ее мотивы: жажда социального переустройства и даже социальной правды. Инстинкты государственности и великодержавия»

Л.П.Карсавин

 После обсуждения группы высказывают свое мнение, обосновывают его, возникает дискуссия.

III. История не знает сослагательного наклонения. Но об альтернативах помнить полезно: не для осуждения прошлого, а для извлечения уроков для современников. Существуют разные точки зрения о том, по какому пути могла пойти Россия после Февральской революции.

Первый путь: буржуазно-демократическое развитие (Временное правительство)

Второй путь: военная диктатура (генерал Корнилов)

Третий путь: создание демократического социалистического правительства (меньшевики, эсеры, большевики)

Четвертый путь: леворадикальный, большевистский (установление диктатуры партии большевиков)

Каждая группа получает задание: на основе материалов учебника и документов составить программу действий, смоделировать развитие страны от имени своей группы, т.е  Временного правительства, генерала Корнилова, коалиционного социал-демократическо-го правительства и ЦК РСДРП(б)

Первая группа«Временное правительство»

Декларация Временного правительства от 3 марта 1917г.

«В своей настоящей деятельности Кабинет будет руководствоваться следующими основаниями: 1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниями аграрным преступлениям и т.д. 2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями. 3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений. 4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны».

Из ноты Временного правительства правительствам союзных держав. 18 апреля 1917г.

«Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить …мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т.п. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам своих союзников…Всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого».

Осуществление ряда демократических мер: полная амнистия заключенных по политическим и религиозным мотивам; свобода слова, печати, собраний, забастовок, профсоюзов. Отмена всех ограничений по религиозным и национальным признакам; провозглашение полного равенства граждан. Подготовка к выборам в Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Отмена смертной казни и военно-полевых судов. Во внешней политике—продолжение войны до победного конца. Принятие  на себя кредитных обязательств прежней власти и получение новых займов  от союзников по Антанте. Вопросы о государственном строе, помещичьем землевладении, положении рабочих и заключении мира будут решаться Учредительным собранием.

Вторая группа «Воззвание Л.Г.Корнилова. 27 августа 1917г.

Русские люди!

       Великая родина умирает. Близок час кончины.

       Вынужденный выступать открыто, я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство подавлением большевистского большинства Советов  действует в полном согласии с планами германского генерального штаба, одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на Рижском побережье, убивает армию и потрясает страну внутри… Я, генерал Корнилов, сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ—путем победы над врагом—до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад своей новой государственной жизни. Предать же Россию в руки ее исконного врага—германского племени—и сделать русский народ рабами немцев я не в силах…»

Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т.2.гл.4.

«…Корнилов видел в диктатуре единственный выход из положения, созданного духовной и политической прострацией власти. Формы диктатуры определялись весьма разнообразно не в силу личного честолюбия или двуличия, в чем тщится обвинить Корнилова Керенский, а исключительно как мучительное искание наилучшего и наиболее безболезненного разрешения кризиса власти… В беседах с целым рядом лиц, так или иначе причастных к движению, выдвигаются самые разнообразные формы «сильной власти», как то пересоздание на национальных началах кабинета Керенского, перемена главы правительства, введение Верховного главнокомандующего в состав правительства, совмещение званий министра председателя и Верховного, директория и, наконец, единоличная диктатура. Нет сомнения, что и сам Корнилов, и в особенности ближайшее его окружение склонялись к этой последней форме правления. Но лично Корнилов в своем сознании не ставил диктатуру самоцелью, придавая огромное значение факту законной преемственности. В силу этого окончательное решение вопроса ставилось в полную зависимость от хода событий: будет достигнуто соглашение с Керенским и изменение курса государственной политики—тогда возможно устроение власти в порядке сговора, возможны и коллективные формы ее; не будет достигнуто соглашение…рисовалась одна перспектива—личной диктатуры. При этом возможность крушения власти далеко не обуславливалась одним лишь корниловским движением: оно могло наступить стихийно и непредотвратимо в любой момент, как результат одного из непрекращавшихся внутренних кризисов правительства, большевистского ли восстания или нового наступления австро-германцев… Все эти перспективы были равно возможны, роковым образом приближались и требовали принятия героических мер для их предотвращения».

Третья группа «Резолюция ЦК РСДРП (объединенной) о власти 13 ноября 1917г.

Признавая, что:

1. Захват власти большевистской партией, проведенной путем военного заговора, и установление ею политического террора создали господство анархии, положив начало распаду страны, вызвали неизбежный голод на фронте и в тылу…

3. Что страна не признает и не может признать этой власти, навязываемой ей силой штыков,--Центральный Комитет, призывая пролетариат отказать в поддержке партии, захватившей власть, и вместе со всей демократией мобилизовать свои силы для политической борьбы с ней за создание общедемократической власти, считает, что только немедленный созыв Учредительного собрания усилиями местных органов самоуправления восстановит нормальные условия развития революции. Рекомендуя партийным организациям стремиться сосредоточить до Учредительного собрания всю власть на местах в руках объединенных органов местного самоуправления и всех демократических организаций, Центральный Комитет признает задачей демократии  на местах и в центре:

1) Охранять завоеванные революцией свободы и организовать отпор политическому террору и попыткам захватов и насилий.

2) Подготовлять создание общедемократической власти для восстановления гражданских свобод, приступить к переговорам о всеобщем демократическом мире, а не о том мире, который изолирует Россию и отдает ее народы на поток и разграбление германскому империализму, передачи земли в ведение земельных комитетов и организации государственного контроля и регулирования промышленности и торговли».

«Мы ушли, совершенно развязав руки большевикам, сделав их полными господами всего положения, уступив им целиком всю арену революции. Борьба на съезде за единый демократический фронт могла иметь успех…Уходя со съезда, оставляя большевиков с одними с одними левыми эсеровскими ребятами, мы своими руками отдали большевикам монополию над Советом, над массами, над революцией. По собственной неразумной воле мы обеспечили победу всей «линии» Ленина».  Н.Н.Суханов (меньшевик, участник IIСъезда Советов)

Четвертая группа «Резолюция, оглашенная большевистской фракцией на заседании ЦИК 31 августа (13 сентября) 1917г.

…Нетерпимы далее ни исключительные полномочия Временного правительства, ни его безответственность. Единственный выход—в создании из представителей революционного пролетариата и крестьянства власти, в основу которой должно быть положено следующее:

1) Декретирование демократической республики.

2) Немедленная отмена частной собственности на помещичью землю без выкупа и передача ее в заведывание крестьянских комитетов впредь до решения Учредительного собрания, с обеспечением беднейших крестьян инвентарем.

3) Введение рабочего контроля в общегосударственном масштабе над производством и распределением. Национализация важнейших отраслей промышленности, как то: нефтяной, каменноугольной, металлургической; беспощадное обложение крупных капиталов  и имуществ и конфискация военных прибылей в целях спасения страны от хозяйственной разрухи.

4) Объявление тайных договоров недействительными и немедленное предложение всем народам воюющих государств всеобщего демократического мира».

IV.После выступлений представителей всех групп организуется дискуссия, в ходе которой делаются выводы о причинах победы большевиков:

1. продолжавшаяся мировая война, сложное экономическое положение в стране и нарастание социально-экономических проблем;

2. нерешенность аграрного вопроса;

3. острейший кризис власти, слабость и нерешительность Временного правительства, затягивание созыва Учредительного собрания;

4. энергия и политический талант большевистских лидеров, усиление авторитета большевиков после ликвидации корниловского мятежа, обещания решить разом все проблемы общественного развития;

5.слабость либеральных политических сил, нарастание противоречий между либералами и правыми социалистами.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

Дом. задание: написать эссе на тему «Был ли неизбежен Октябрь 1917г?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."

Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....

Урок обобщения и систематизации знаний в 9-м классе по теме «Арифметическая прогрессия»

: повторить теоретический материал; вырабатывать навык решения задач с использованием формул суммы n первых членов арифметической прогрессии; решить большое количество заданий по теме; отработать навы...

Урок обобщение и систематизации знаний по физике 8 класс «Электрические явления».

Урок обобщение  и систематизации знаний по физике 8 класс «Электрические явления».«Знание есть то, что остается после того,Когда забывается все, чему нас учили»...

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по истории России по теме Смутное время

Реализация конкурсного проекта ФЦПРО  Модель воспитания и социализации обучающихся в «Школе интеллектуального воспитания» МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой» Сцени...