Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по истории России по теме Смутное время
методическая разработка по истории (7 класс)

Шапкина Наталия Михайловна
Реализация конкурсного проекта ФЦПРО  Модель воспитания и социализации обучающихся в «Школе интеллектуального воспитания» МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой» 
Сценирование занятия на основе межпредметных технологий как фактор воспитывающего обучения (из опыта работы МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой» по реализации плана внутришкольного повышения квалификации»).Направление  межнаучного взаимодействия на уроке в 7 классе «Смутное время» связано с  комплексным изучением разными науками одного и тоже объекта. Объект изучения – Смутное время в истории России –  изучается на уроках истории, формирование и вклад в победу над захватчиками Второго ополчения под руководством К.Минина и Д. Пожарского рассматривается  на уроках исторического краеведения, описание «пространства Смуты» невозможно без изучения географии, формирование понятия «патриотизм», «гордость за свой край и Отечество» особенно актуализируется на уроках обществознания. Учителя истории С.И. Кочетова (Почетный работник образования, учитель высшей категории), Н.М. Шапкина (учитель первой категории) и географии С.Г. Ронжина (учитель высшей категории) ставят общую цель-ценность (воспитательную, мировоззренческую цель, ориентированную на личностный результат): обучающиеся  осознают всю глубину кризиса и распада России в период Смутного времени: оценят вклад нижегородского ополчения в спасении Москвы и всей страны от интервентов, убедятся в героизме и мужестве участников Второго ополчения, а также К. Минина  и Д.Пожарского. Работа на уроке направлена на формирование метазнаний в предметах единого цикла: ценности долга, защиты Отечества и патриотизма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний

по Истории России

Тема: Смутное время.

Визитка урока[1]

Образовательное учреждение:

МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»

Тема урока: «Смутное время»

Два уровня целей:

обучающийся научится:

  • использовать и применять исторические понятия и термины: Смута, интервенция, ополчение, патриотизм;
  • составлять и использовать историческую карту;
  • работать с историческим источником.

обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать информацию из разных источников (документ, историческая картина)
  • выделять причинно-следственные связи;
  • сопоставлять различные оценки исторических событий.

Класс: 7 класс. Психолого-педагогические особенности  семиклассников.

Основные психологические потребности подростка 7 класса — стремление к общению со сверстниками (группированию), стремление к самостоятельности и независимости от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Ведущим видом деятельности подростка становится межличностное общение со сверстниками; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план.

Хотя подростки испытывают огромную потребность в общении друг с другом, организация их жизни предполагает постоянное погружение в учебную деятельность. Для этого в процессе обучения должны проявляться три стороны общения: информативная (передача и сохранение информации), интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности) и перцептивная (восприятие и понимание человека человеком). Такие изменения предполагают применение технологии интерактивного обучения. К методам интерактивного обучения в общении относятся те, которые вовлекают ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним нужно отнести работу в группах, учебное исследование , игровое моделирование, учебный диалог. 

Эти формы обучения важны, поскольку позволяют учащимся включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.

Познавательное развитие обучающихся 7 класса..

Старший подростковый возраст характеризуется становлением познавательной активности (пик любознательности приходится на 11 —12 лет), расширением познавательных интересов.

В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий.

Под влиянием обучения высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы.

Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью.

Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. Увеличивается объем памяти, ее избирательность и точность.

Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением, которое строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. С развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

Учителя: Ронжина Светлана Геннадьевна (учитель высшей категории, предмет - география), Кочетова Софья Ивановна (учитель высшей категории, предмет – история ), Шапкина Наталия Михайловна(учитель первой  категории, предмет - история).

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний (в типологии системы обучения)

Межпредметные связи: история России, историческое краеведение, обществознание, география.

Направление  межнаучного взаимодействия

1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.

Объект изучения – Смутное время в истории России, изучается на уроках истории, формирование и вклад в победу над захватчиками Второго ополчение под руководством К.Минина и Д. Пожарского изучается на уроках исторического краеведения, пространство Смуты невозможно без изучения географии, формирование понятия «патриотизм», «гордость за свой край и Отечество» особенно актуализируется на уроках обществознания.  

Целеполагание урока

Цель-предмет (что преподается?)  =  познавательная цель, ориентированная на предметный результат

  • обучающиеся научатся применять основные хронологические понятия и термины; искать информацию в источниках различного типа, сравнивать свидетельства различных исторических источников.
  • Цель-способ (как преподается) = развивающая цель, ориентированная на метапредметный результат
  • обучающиеся научатся применять знания для решения учебных и познавательных задач; работать с дополнительной информацией, анализировать графическую (карта), текстовую (исторический источник),  художественную (историческая картина), аудивизуальную (фрагмент исторического фильма) информацию.
  • Цель-ценность (зачем преподается? ценности и смыслы): = воспитательная, мировоззренческая цель, ориентированная на личностный результат
  • обучающиеся  осознают всю глубину кризиса и распада России в период Смутного времени: оценят вклад нижегородского ополчения в спасении Москвы и всей страны от интервентов, убедятся в героизме и мужестве участников Второго ополчения, а также К. Минина  и Д.Пожарского

Учебная задача урока: цель от ученика.

Исходное состояние обучающихся:

Знают: Хронику событий и героев Смуты.

Умеют: работать с таблицей, картой, структурно-логической схемой.

Владеют:  первоначальными навыками ведения дискуссии.

Способы реализации межпредметных связей (выбрать нужное, конкретизировать): 

1. фрагментарное рассмотрение фактического материала из различных учебных дисциплин: факты, события, личности Смуты – история, факты ,события и герои Второго ополчения – историческое краеведение, географическое пространство периода – география, ценности  патриотизма – обществознание.

2. выделение метазнаний в предметах единого цикла: Ценности долга, защиты Отечества и патриотизма

3. постановка учебных проблем и проблемных ситуаций межпредметного характера: работа с картой – география, ценности  - обществознание, факты, события, люди – история России и краеведение.

4. формирование у учащихся обобщенных умений, которые лежат в основе межпредметных видов деятельности, общих для всех предметов умений, ориентировочной основы действий – работа с картой

Структура и виды межпредметных связей (выбрать нужное и конкретизировать):

  1. по составу – объекты – карта, репродукция исторической картины, факты Смутного времени, понятия Смута, интервенция, гражданская война, ополчение.  
  2. по способу – логические – формирование причинно-следственных связей, методологические приёмы и формы учебного процесса – работа в группах.
  3. по направленности – формирование общих умений и навыков по работе с картой. (Этапы урока, в которых используется прием сценирования

 

Ход урока

Актуализация темы: Для того чтобы повторить материал по теме: «Смутное время» посмотрим фрагмент исторического фильма (1,5 мин)

  1. Что мы понимаем под термином «Смута»?
  2. Назовите слова – синонимы Смуты.

 Смута – период в истории страны с 1598 по 1612 год, характеризующийся династичеким, социально-экономическим, политическим кризисом, осложненный интервенцией и гражданской войной. полный неясностей и тревог, неурядиц и утрат, период гражданской войны. Основным содержанием Смутного времени является распад прежней государственности и отсутствие новой, длительная истребительная и разрушительная борьба за власть между различными социальными группировками. Ср.  Безвременье, Застой, Лихолетье, Тёмное время.

Одни люди пытались преодолеть безвременье, лихолетье, не считаясь со своими интересами, с целью сохранения согласия, порядка.  Другие в такое время искали выгоду, стремились получить власть, обогатиться.

   Проблема урока:  Может ли народ в период кризиса и интервенции спасти страну без правителей?

Почему в противостоянии «всех против всех» победил общественный интерес?

       Цель урока: проанализировать ключевые события Смуты и их исторические уроки с позиций  патриотизма.

    Задачи урока:

  1. В чем причины Смуты в трудах историков?
  2. Ключевые события Смутного времени в художественных образах.
  3. Географическое пространство Смуты.
  4. Значение итогов Смуты для наших современников .

План урока:

  1. Причины и сущность Смуты в оценках  историков.
  2. Социокультурный образ Смутного времени.
  3. Роль Нижегородского ополчения.
  4. Уроки Смуты.

Обращая внимание на психологические особенности подростков 7 класса: потребность в общении друг с другом, постоянное погружение в учебную деятельность мы выбрали такой метод из технологии интерактивного обучения, как работа в группах, в которых будет реализовываться учебный диалог.  Учебная ситуация  должна способствовать развитию сферы общения.

Первый этап урока. Класс делится на 3 группы:

1 группа анализирует причины Смуты в трудах историков.

Раздаточный материал

Историки о причинах Смуты

 С.М. Соловьёв. Он считает первой причиной Смуты дурное состояние народной нравственности, явившееся результатом столкновения новых государственных начал со старыми дружинными. Это столкновение, по его теории, выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Смутное время, таким образом, он понимает как время борьбы общественного и противообщественного элемента в молодом Московском государстве, где государственный порядок встречал противодействие со стороны старых дружинных начал и противообщественного настроения многолюдной казацкой среды (История России, VII, гл. II).

С.Ф.Платонов Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере, на первый взгляд. Началась она явлением совсем случайным – прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. Благодаря такому характеру нашей государственной «разрухи» и являлось у нас столько различных мнений и теорий об её происхождении и причинах.

В.О. Ключевский Само развитие событий Смуты  рассматривал как «последовательное вхождение в Смуту всех слоёв русского общества сверху вниз». «Отличительной особенностью Смуты, - писал Ключевский, - является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества, и выступают в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестнице стояло боярство, оно и начало Смуту». Таким образом, В.О. Ключевский основное внимание уделил социальным моментам. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости, когда шла борьба между всеми сословиями за баланс обязанностей и привилегий.

Оценка причин Смуты историками – классиками

Имя историка

 Главная причина

С.М. Соловьев

С.Ф. Платонов

В.О. Ключевский

Оценка причин Смуты историками – классиками

Имя историка

 Главная причина

С.М. Соловьев

Дурное настроение нравственности, столкновение новых государственных начал со старыми дружинными, развитие казачества

С.Ф. Платонов

Прекращение династии, интервенция

В.О. Ключевский

Смута – широкое социальное движение, в которое вошли все классы общества

Сценирование урока на этапе работы 1 группы: если позволит время

Причины Смуты в трудах современников

 А. Палицын: Россия страдает от ложных царей, Смута – Божье наказанье.

 И.Тимофеев: Ложный царь, отсюда смущение умов, ненависть городов и интервенция.

«Без согласия всей земли Шуйский поставил себя царем. И все люди были смущены этим скорым его помазанием на царство. Отсюда ненависть городов, после первых захватчиков, началось все зло на Руси»

Вторая группа: составляет структурно - логическую схему  с  помощью художественных образов Смутного времени. Ваша задача рассмотреть репродукции картин, с помощью стрелок  построить логическую цепочку картин, выстроить  их в хронологическом порядке периода (1598 – 1612 гг). На интерактивной доске показать полученные результаты, а другие группы проверяют правильность последовательности событий.

Сценирование данного этапа связано с количеством репродукций картин (5-10)

Третья группа работает с географическим пространством Смуты (Контурная карта). Далее на интерактивной доске показывают путь Второго ополчения и объясняют почему нижегородское ополчение не пошло на Москву прямым путем, через Владимир?

Второй этап урока. Дискуссия

Актуализация этого этапа – фрагмент фильма -1,5 мин. По теме: «Освобождение Москвы Вторым ополчением».

Вопросы для дискуссии:

  1. Почему Второе ополчение смогло освободить Москву от захватчиков?
  2. Какова роль К.Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы?
  3. Кто такой патриот и можно ли назвать их патриотами?
  4. Может ли народ в эпоху кризиса и безвременья спасти страну без власти и правителя?
  5. Как сегодня отмечают дату освобождения страны от интервентов в 1612 году?

Сценирование данного этапа связано с количеством вопросов для дискуссии.


[1] Структура визитки и целеполагание урока составлены по материалам лекции доктора педагогических наук, профессора Г.А. Игнатьевой (ГБОУ ДПО НИРО)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки-задания по истории России по теме "Смутное время" для учащихся 7 класса

Предлагаемые карточки содержат разнообразные задания — от вопросов воспроизводящего характера до направленных на анализ текста, а также тесты и задания проблемного характера. Карточки-задани...

Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...

Игра-викторина по Истории России на тему: "Смутное время"

Игра проводиться в 7 классе.Задачи игры: закрепление и углубление знаний по курсу история России.Развитие навыков индивидуальной и коллективной работы. Воспитание патриотических чувств на примерах гер...

Конспект открытого урока в 4 классе "А" «Урок обобщения и систематизации знаний по грамматической теме «Времена группы «Present»

Данный конспект урока можно использовать на занятиях английского языка для закрепления грамматики по теме "Времена группы "Present"....

Урок обобщения и систематизации знаний по истории в 10 классе «Россия в революционном вихре»

Цель урока-- обобщить и систематизировать знания о революционном периоде нашей истории; охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917г.: либеральный и революционны...

Технологическая карта урока Тема: «Население России» Урок обобщения и систематизации знаний

Материал урока нацелен на формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте, миграции, размещении населения, рынке труда....

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности по теме «Степень. Свойства степени»

Цели:1)    Обобщить и систематизировать материал по данной теме.2)    Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических за...