Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по истории России по теме Смутное время
методическая разработка по истории (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_integrirovannogo_uroka_v_7_kl_urok_obobshcheniya_i_sistematizatsii_znaniy.docx | 27.71 КБ |
smutnoe_vremya.pdf | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний
по Истории России
Тема: Смутное время.
Визитка урока[1]
Образовательное учреждение:
МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»
Тема урока: «Смутное время»
Два уровня целей:
обучающийся научится:
- использовать и применять исторические понятия и термины: Смута, интервенция, ополчение, патриотизм;
- составлять и использовать историческую карту;
- работать с историческим источником.
обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать информацию из разных источников (документ, историческая картина)
- выделять причинно-следственные связи;
- сопоставлять различные оценки исторических событий.
Класс: 7 класс. Психолого-педагогические особенности семиклассников.
Основные психологические потребности подростка 7 класса — стремление к общению со сверстниками (группированию), стремление к самостоятельности и независимости от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
Ведущим видом деятельности подростка становится межличностное общение со сверстниками; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план.
Хотя подростки испытывают огромную потребность в общении друг с другом, организация их жизни предполагает постоянное погружение в учебную деятельность. Для этого в процессе обучения должны проявляться три стороны общения: информативная (передача и сохранение информации), интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности) и перцептивная (восприятие и понимание человека человеком). Такие изменения предполагают применение технологии интерактивного обучения. К методам интерактивного обучения в общении относятся те, которые вовлекают ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним нужно отнести работу в группах, учебное исследование , игровое моделирование, учебный диалог.
Эти формы обучения важны, поскольку позволяют учащимся включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.
Познавательное развитие обучающихся 7 класса..
Старший подростковый возраст характеризуется становлением познавательной активности (пик любознательности приходится на 11 —12 лет), расширением познавательных интересов.
В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий.
Под влиянием обучения высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы.
Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью.
Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.
Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. Увеличивается объем памяти, ее избирательность и точность.
Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением, которое строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. С развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.
Учителя: Ронжина Светлана Геннадьевна (учитель высшей категории, предмет - география), Кочетова Софья Ивановна (учитель высшей категории, предмет – история ), Шапкина Наталия Михайловна(учитель первой категории, предмет - история).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (в типологии системы обучения)
Межпредметные связи: история России, историческое краеведение, обществознание, география.
Направление межнаучного взаимодействия
1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
Объект изучения – Смутное время в истории России, изучается на уроках истории, формирование и вклад в победу над захватчиками Второго ополчение под руководством К.Минина и Д. Пожарского изучается на уроках исторического краеведения, пространство Смуты невозможно без изучения географии, формирование понятия «патриотизм», «гордость за свой край и Отечество» особенно актуализируется на уроках обществознания.
Целеполагание урока
Цель-предмет (что преподается?) = познавательная цель, ориентированная на предметный результат
- обучающиеся научатся применять основные хронологические понятия и термины; искать информацию в источниках различного типа, сравнивать свидетельства различных исторических источников.
- Цель-способ (как преподается) = развивающая цель, ориентированная на метапредметный результат
- обучающиеся научатся применять знания для решения учебных и познавательных задач; работать с дополнительной информацией, анализировать графическую (карта), текстовую (исторический источник), художественную (историческая картина), аудивизуальную (фрагмент исторического фильма) информацию.
- Цель-ценность (зачем преподается? ценности и смыслы): = воспитательная, мировоззренческая цель, ориентированная на личностный результат
- обучающиеся осознают всю глубину кризиса и распада России в период Смутного времени: оценят вклад нижегородского ополчения в спасении Москвы и всей страны от интервентов, убедятся в героизме и мужестве участников Второго ополчения, а также К. Минина и Д.Пожарского
Учебная задача урока: цель от ученика.
Исходное состояние обучающихся:
Знают: Хронику событий и героев Смуты.
Умеют: работать с таблицей, картой, структурно-логической схемой.
Владеют: первоначальными навыками ведения дискуссии.
Способы реализации межпредметных связей (выбрать нужное, конкретизировать):
1. фрагментарное рассмотрение фактического материала из различных учебных дисциплин: факты, события, личности Смуты – история, факты ,события и герои Второго ополчения – историческое краеведение, географическое пространство периода – география, ценности патриотизма – обществознание.
2. выделение метазнаний в предметах единого цикла: Ценности долга, защиты Отечества и патриотизма
3. постановка учебных проблем и проблемных ситуаций межпредметного характера: работа с картой – география, ценности - обществознание, факты, события, люди – история России и краеведение.
4. формирование у учащихся обобщенных умений, которые лежат в основе межпредметных видов деятельности, общих для всех предметов умений, ориентировочной основы действий – работа с картой
Структура и виды межпредметных связей (выбрать нужное и конкретизировать):
- по составу – объекты – карта, репродукция исторической картины, факты Смутного времени, понятия Смута, интервенция, гражданская война, ополчение.
- по способу – логические – формирование причинно-следственных связей, методологические приёмы и формы учебного процесса – работа в группах.
- по направленности – формирование общих умений и навыков по работе с картой. (Этапы урока, в которых используется прием сценирования
Ход урока
Актуализация темы: Для того чтобы повторить материал по теме: «Смутное время» посмотрим фрагмент исторического фильма (1,5 мин)
- Что мы понимаем под термином «Смута»?
- Назовите слова – синонимы Смуты.
Смута – период в истории страны с 1598 по 1612 год, характеризующийся династичеким, социально-экономическим, политическим кризисом, осложненный интервенцией и гражданской войной. полный неясностей и тревог, неурядиц и утрат, период гражданской войны. Основным содержанием Смутного времени является распад прежней государственности и отсутствие новой, длительная истребительная и разрушительная борьба за власть между различными социальными группировками. Ср. Безвременье, Застой, Лихолетье, Тёмное время.
Одни люди пытались преодолеть безвременье, лихолетье, не считаясь со своими интересами, с целью сохранения согласия, порядка. Другие в такое время искали выгоду, стремились получить власть, обогатиться.
Проблема урока: Может ли народ в период кризиса и интервенции спасти страну без правителей?
Почему в противостоянии «всех против всех» победил общественный интерес?
Цель урока: проанализировать ключевые события Смуты и их исторические уроки с позиций патриотизма.
Задачи урока:
- В чем причины Смуты в трудах историков?
- Ключевые события Смутного времени в художественных образах.
- Географическое пространство Смуты.
- Значение итогов Смуты для наших современников .
План урока:
- Причины и сущность Смуты в оценках историков.
- Социокультурный образ Смутного времени.
- Роль Нижегородского ополчения.
- Уроки Смуты.
Обращая внимание на психологические особенности подростков 7 класса: потребность в общении друг с другом, постоянное погружение в учебную деятельность мы выбрали такой метод из технологии интерактивного обучения, как работа в группах, в которых будет реализовываться учебный диалог. Учебная ситуация должна способствовать развитию сферы общения.
Первый этап урока. Класс делится на 3 группы:
1 группа анализирует причины Смуты в трудах историков.
Раздаточный материал
Историки о причинах Смуты
С.М. Соловьёв. Он считает первой причиной Смуты дурное состояние народной нравственности, явившееся результатом столкновения новых государственных начал со старыми дружинными. Это столкновение, по его теории, выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Смутное время, таким образом, он понимает как время борьбы общественного и противообщественного элемента в молодом Московском государстве, где государственный порядок встречал противодействие со стороны старых дружинных начал и противообщественного настроения многолюдной казацкой среды (История России, VII, гл. II).
С.Ф.Платонов Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере, на первый взгляд. Началась она явлением совсем случайным – прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. Благодаря такому характеру нашей государственной «разрухи» и являлось у нас столько различных мнений и теорий об её происхождении и причинах.
В.О. Ключевский Само развитие событий Смуты рассматривал как «последовательное вхождение в Смуту всех слоёв русского общества сверху вниз». «Отличительной особенностью Смуты, - писал Ключевский, - является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества, и выступают в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестнице стояло боярство, оно и начало Смуту». Таким образом, В.О. Ключевский основное внимание уделил социальным моментам. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости, когда шла борьба между всеми сословиями за баланс обязанностей и привилегий.
Оценка причин Смуты историками – классиками
Имя историка | Главная причина |
С.М. Соловьев | |
С.Ф. Платонов | |
В.О. Ключевский |
Оценка причин Смуты историками – классиками
Имя историка | Главная причина |
С.М. Соловьев | Дурное настроение нравственности, столкновение новых государственных начал со старыми дружинными, развитие казачества |
С.Ф. Платонов | Прекращение династии, интервенция |
В.О. Ключевский | Смута – широкое социальное движение, в которое вошли все классы общества |
Сценирование урока на этапе работы 1 группы: если позволит время
Причины Смуты в трудах современников
А. Палицын: Россия страдает от ложных царей, Смута – Божье наказанье.
И.Тимофеев: Ложный царь, отсюда смущение умов, ненависть городов и интервенция.
«Без согласия всей земли Шуйский поставил себя царем. И все люди были смущены этим скорым его помазанием на царство. Отсюда ненависть городов, после первых захватчиков, началось все зло на Руси»
Вторая группа: составляет структурно - логическую схему с помощью художественных образов Смутного времени. Ваша задача рассмотреть репродукции картин, с помощью стрелок построить логическую цепочку картин, выстроить их в хронологическом порядке периода (1598 – 1612 гг). На интерактивной доске показать полученные результаты, а другие группы проверяют правильность последовательности событий.
Сценирование данного этапа связано с количеством репродукций картин (5-10)
Третья группа работает с географическим пространством Смуты (Контурная карта). Далее на интерактивной доске показывают путь Второго ополчения и объясняют почему нижегородское ополчение не пошло на Москву прямым путем, через Владимир?
Второй этап урока. Дискуссия
Актуализация этого этапа – фрагмент фильма -1,5 мин. По теме: «Освобождение Москвы Вторым ополчением».
Вопросы для дискуссии:
- Почему Второе ополчение смогло освободить Москву от захватчиков?
- Какова роль К.Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы?
- Кто такой патриот и можно ли назвать их патриотами?
- Может ли народ в эпоху кризиса и безвременья спасти страну без власти и правителя?
- Как сегодня отмечают дату освобождения страны от интервентов в 1612 году?
Сценирование данного этапа связано с количеством вопросов для дискуссии.
[1] Структура визитки и целеполагание урока составлены по материалам лекции доктора педагогических наук, профессора Г.А. Игнатьевой (ГБОУ ДПО НИРО)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки-задания по истории России по теме "Смутное время" для учащихся 7 класса
Предлагаемые карточки содержат разнообразные задания — от вопросов воспроизводящего характера до направленных на анализ текста, а также тесты и задания проблемного характера. Карточки-задани...
Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС
Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...
Игра-викторина по Истории России на тему: "Смутное время"
Игра проводиться в 7 классе.Задачи игры: закрепление и углубление знаний по курсу история России.Развитие навыков индивидуальной и коллективной работы. Воспитание патриотических чувств на примерах гер...
Конспект открытого урока в 4 классе "А" «Урок обобщения и систематизации знаний по грамматической теме «Времена группы «Present»
Данный конспект урока можно использовать на занятиях английского языка для закрепления грамматики по теме "Времена группы "Present"....
Урок обобщения и систематизации знаний по истории в 10 классе «Россия в революционном вихре»
Цель урока-- обобщить и систематизировать знания о революционном периоде нашей истории; охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917г.: либеральный и революционны...
Технологическая карта урока Тема: «Население России» Урок обобщения и систематизации знаний
Материал урока нацелен на формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте, миграции, размещении населения, рынке труда....
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности по теме «Степень. Свойства степени»
Цели:1) Обобщить и систематизировать материал по данной теме.2) Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических за...