Программа по истории Отечества для учащихся 7 - 9 классов специальных (коррекционных) школ
рабочая программа по истории (7 класс)

Арчибасова Вера Валентиновна

Данная программа разработана и используется для обучения учащихся 7- 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_istorii_7_-_9_klassy.docx57.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

  1. Закон об образовании №273-ФЗ
  2. Стандарт общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
  3. Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Вариант I (приказ №29/2065-П от10 апреля  2002 г.)

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва, издательство Владос, 2011 (сборник № 1, история)

История является занимательной, интересной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объёмностью фактологических и хронологически сведений, глобальностью общественно – исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребёнку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных при умственной отсталости высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и памяти.

Программа отражает состояние современной исторической науки, нацеливает учащихся на знакомство с тем, что такое история, что изучает историческая наука, как и из каких источников мы узнаём о жизни людей в прошлом. Связь школьного предмета истории с исторической наукой заключается и в том, что школьники овладевают исторической терминологией, обращаются к историческим документам, учатся анализировать и оценивать изучаемые факты, соблюдая принцип историзма.

Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи мы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушениями интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребёнка в мир истории на её социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.

Структурным принципом построения программы явился линейно – концентрический принцип. Он даёт возможность широко использовать  межпредметные  связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учётом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний   с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных сословий. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

Обучение истории в специальной (коррекционной) школе имеет коррекционную направленность. Программа нацеливает учащихся не только на решение образовательных и воспитательных задач; одновременно с овладением историческим материалом и на его основе необходимо решать коррекционно-развивающие задачи, и в первую очередь, задачи развития мышления и речи школьников с нарушениями интеллекта. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность учащихся, формирование гражданских качеств будет способствовать подготовке к самостоятельной жизни, социально-трудовой и правовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.

При отборе исторического материала наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами особое внимание уделялось соблюдению других принципов:

- цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры, и др.) в их исторической ретроспективе;

- экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;

- объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.

Перечисленные выше принципы подсказывают, как следует обучать детей на уроках истории с учётом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.

На уроках истории используются многообразные приёмы обучения: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебника, работа с исторической картой, картиной, схемами, работа с лентой времени, просмотр и разбор видеофильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, мы показываем его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, мы включаем в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи и т.д.).

Работа с текстом учебника является важным средством обучения. Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текста из учебника, детских книг.

Возрастающее умение выражать свои мысли точными словами  - показатель развития мыслительной деятельности учащихся в целом, поэтому в специальной (коррекционной) школе работа над развитием речи является существенной частью коррекционной работы. При чтении любого текста следует добиваться точности произношения, требовать, чтобы   учащиеся в ответах употребляли новые слова, раскрывая их смысл, чтобы они умели описать исторические явления, лица, события, пользуясь необходимыми терминами, которые используются в учебнике.

При изучении истории важно вести специальную работу по хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Цель обучения истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной) школе : изучение учащимися исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушениями интеллекта к жизни, социально-правовая и трудовая адаптация выпускника в обществе.

Образовательные задачи связаны с формированием у учащихся прочных знаний по истории, что означает следующее:

1.Изучая историю, учащиеся должны усвоить важнейшие факты, которые не только имеют большое образовательное значение, но и помогают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения фактов. Учащиеся должны знать, как жили наши далёкие предки – восточные славяне, когда и как у них возникло государство, как они мужественно сражались за свою независимость; знать крестьянские выступления и революционные события; знать достижения культуры на протяжении веков, и.т.д.

2.Усвоение исторически фактов предполагает создание у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого. Усвоение этих представлений послужит основой для понимания учащимися особенностей жизни, труда, борьбы людей в далёком прошлом. При изучении каждой новой темы формируются и соответствующие исторические представления об изучаемых событиях, явлениях и героях.

3.Усвоение учащимися доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития. Конечно, эта задача не может быть решена столь полно, как в общеобразовательной школе с учётом трудностей усвоения понятий с большой степенью обобщённости учащимися с нарушениями интеллекта, непонимания ими причинно-следственных зависимостей между историческими событиями. Но при правильном отборе материала, доступного школьникам по содержанию и объёму, приёмов и методов обучения и оказании своевременной помощи учителем эта задача может успешно решаться в условиях специального обучения.

4.Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала, на других учебных предметах, во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей).

5.Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом. Учащиеся должны уметь составлять планы, вести краткие записи в тетради, связно излагать исторический материал, делать небольшие сообщения на основе дополнительной литературы. Формирование умений и навыков самостоятельной работы требует индивидуального подхода к учащимся, поэтому все задания предлагаются учителем исходя из возможностей каждого ученика.

Воспитательные задачи курса истории.

1.Гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание ответственности за судьбу страны).

2.Патриотическое воспитание учащихся (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности к событиям, происходящим в настоящее время, готовности к защите Родины).

3.Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей (стремление жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться с их культурой, проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде).

4.Нравственной воспитание учащихся ( воспитание таки качеств, как мужество, смелость, честность, честь, достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость).

5.Эстетическое воспитание учащихся (воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения; развитие эстетического вкуса)

6.Трудовое воспитание учащихся  (привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание ответственного отношения к труду). Эта задача наиболее актуальна в специальной (коррекционной0 школе, выпускники которой должны быть не только практически, но и психологически подготовлены к трудовой деятельности. Решается эта задача на протяжении всего курса истории. При изучении исторического материала в хронологической последовательности учащиеся узнают об изменениях орудий труда, занятии людей; их взаимоотношения в процессе труда, требования к труженику, которые усложняются по мере развития общества. Школьники могут наблюдать, как люди относились к труду, как проявляли героизм в годы первых пятилеток, во время Великой Отечественной войны, послевоенный период.

7.Экологическое воспитание учащихся  (воспитание бережного отношения к окружающему, забота о природе и её ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении её).

8.Правовое воспитание учащихся (воспитание правовой культуры, т.е. уважительного отношения к законам, стремление их выполнять).

9.Формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развитие и коррекция внимания. Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Учитывая неустойчивый характер внимания школьников с нарушениями интеллекта, учитель истории должен проводить работу по его развитию и коррекции. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках.

2.Развитие и коррекция восприятия. Учащиеся на каждом уроке истории знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятелями, и всё это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому история относится к предметам, где очень важна полноценность восприятия происходившего.

3.Развитие и коррекция воображения. Воображение обогащает деятельность других психических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать у учащихся специальной (коррекционной) школы в процессе изучения истории.

4.Развитие и коррекция памяти. Учащиеся должны помнить изучаемые события, место и время их совершения, участников и воспроизводить имеющиеся знания. Большинство учащихся отличаются слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления. Учитель должен не только продумать методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке.

5.Развитие и коррекция мышления. Исторический материал требует глубокого осмысления, что является сложной задачей для учащихся, так как их мышление отличается инертностью, они плохо понимают сообщаемый им материал. Учитывая эту особенность мышления учащихся  учитель, должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму изложения; только предельно ясный, чёткий, простой рассказ может быть доступен ученикам.

6.Развитие и коррекция речи. Каждый учитель истории знает, как трудно бывает учащимся выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик не может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи учащихся должна занимать на уроках истории большое место. Для этого используются опоры, облегчающие ученику рассказ (исторические картины, иллюстрации учебника).

7.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. В фактах прошлого учащиеся учатся видеть борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкреплённого наглядными средствами, у учащихся возникает своё отношение к событиям и и участникам.

Исходя из перечисленных задач и опираясь на программу истории специальной (коррекционной) школы определяется содержание курса истории.

Изучение истории в 7 классе начинается с Введения, назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками (вещественными, устными, письменными), по которым учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, лентой времени.

Характеристика учащихся по возможностям обучения

Первая группа

         Её составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным     материалом в процессе фронтального обучения.

Все задания, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.

Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Так, на уроках истории, в первую группу входят ученики, которые хорошо понимают содержание прочитанного, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определённым местом текста, составить простейший план и пересказать текст по плану. Все задания, как лёгкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить.

 Вторая группа

Учащиеся этой группы также достаточно успешно обучаются в классе, но  испытывают трудности, чем учащиеся первой группы.

В основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.

Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняют, но при этом ученики снижают темпы работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся 2 группы недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.

На уроках  они допускают больше ошибок, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Материал заучивают, но не всегда могут успешно применять знания на практике. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев.

Эти ученики овладевают материалом, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

Третья группа

К ней относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщено. Характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Этих детей отличает низкая самостоятельность, темп усвоения материала ниже, чем у детей 2 группы.

Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания, однако, каждое, несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся обобщить, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применять адекватно поставленной задаче.

Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.

Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого учащиеся увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднительном, но в определённой мере осознанном процессе усвоения.

Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания проявляются при чтении текстов на уроке. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного.

При искажении прочитанного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имеющихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного.

Четвёртая группа

Учащиеся овладевают учебным материалом спецшколы на самом низком уровне. Фронтальное обучение для них недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.

Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти учащиеся не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.

Знания усваиваются ими чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой спецшколы.

.

С трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью.

Дети, отнесённые к 4 группе, не могут полностью усвоить программный материал.

Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильностью. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группы выше или занять более благополучное положение внутри группы.

Распределение учащихся по психическим особенностям и возможностям обучения

7  класс

ФИ учащихся

Психические особенности

Возможности обучения

История

09

01

05

Содержание программы 7 класс

Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времён до конца XV века и представлен следующими темами:

  • «История нашей страны с древнейшего периода».
  • «Киевская Русь».
  • «Распад Киевской Руси».
  • «Борьба Руси с иноземными завоевателями».
  • «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества».
  • «Введение в историю родного города».

Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далёком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

7 класс

68 часов в год      2 часа в неделю

Наименование темы

Количество часов

Примечания

I четверть

Введение в историю

История – наука о прошлом.

Исторические памятники.

Наша Родина – Россия.

Моя родословная.

Счёт лет в истории.

Историческая карта.

Повторительно-обобщающий урок.

История нашей страны с древнейшего периода

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Славянский посёлок.

Основные занятия восточных славян.

 Ремёсла восточных славян.

Обычаи восточных славян.

Верования восточных славян.

Соседи  восточных славян.

Славянские воины и богатыри.

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Повторительно-обобщающий урок.

II четверть

Образование государства Русь

Образование государства восточных славян –  Руси.

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

Укрепление власти князя.

Оборона Руси от врагов.

Крещение Руси при князе Владимире

Былины – источник знаний о Древней  Руси.

Культура и искусство Древней Руси.

Княжеское и боярское подворье.

Жизнь и быт людей в Древней  Руси.

Правление Ярослава Мудрого.

Образование и грамотность на Руси.

Летописи и летописцы.

Правление князя Владимира Мономаха.

Рост и укрепление древнерусских городов

III четверть

Повторительно-обобщающий урок.

Распад Руси на отдельные самостоятельные государства

Причины распада государства Русь.

Формирование самостоятельных государств на территории Руси.

Киевское княжество в XII в.

Владимиро-Суздальское княжество.

Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли.

Новгородское вече.

Русская культура в XII – XIII вв.

Повторительно-обобщающий урок.

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Монгольские орды.

Монгольское нашествие  на Русь.

Героическая борьба русских людей против монгольского нашествия.

Русь под ордынским  игом.

Рыцари-крестоносцы.

Александр Невский и новгородская дружина.

Невская битва.

Ледовое побоище.

Повторительно-обобщающий урок.

 Объединение русских земель вокруг Москвы

Усиление Московского княжества.

IVчетверть

Московский князь Иван Калита, его успехи.

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.

Сергий Радонежский.

Битва на Куликовом поле.

Значение Куликовской битвы для русского народа.

Иван III. Освобождение от иноземного ига.

Укрепление Московского государства.

Повторительно- обобщающий урок

РК Введение в историю родного города

Что такое искитимоведение, зачем и как изучать свой город.

Знакомьтесь, это – мы!

Географическое положение Искитима.

Удобно ли расположен Искитим.

Герб Искитима.

Повторительно-обобщающий урок

18 часов

7 часов

11 часов

14 часов

20 часов

1 час

9 часов

9 часов

10 часов

16 часов

9 часов

7 часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

1 уровень

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины

- возникновения языческих верований и обрядов;

- влияние образа жизни на развитие ремёсел, торговых отношений, культуры;

- возникновения государства, его , его структуры, функций;

- развития православия, смены языческой культуры на христианскую;

- распада Киевской Руси;

- возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX-XV вв);

- захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;

- освободительных войн между государствами;

- возвышения и укрепления Московского государства при Иване III.

2. Описывать:

- образ жизни восточных славян, места расселения;

- отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Ярослав мудрый, Владимир Мономах);

- нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры.

3. Ориентироваться в :

- названиях древних городов Руси (3 – 6 названий);

 - основных событиях периодов:

IX в. –  первое  Древнерусское государство (Киевская Русь)

X в. – крещение Руси

XI в. – расцвет русского государства при Ярославе Мудром

XI – XIII вв. – расцвет культуры Древней Руси

XI – XVвв. – раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение Золотой Орды.

2 уровень

Предполагает сокращение объёма сведений по сравнению с первым уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий, например:

Как возникла Золотая Орда?

Объясни, почему монгольские племена покорили Русь и соседние с ней государства?

Назови причины упадка Киевской Руси после правления Ярослава.

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем;
  2. Устанавливать (по вопросам учителя) причины

- возникновения верований на основе явлений природы;

- возникновения разнообразных видов труда;

- возвышения среди племён отдельных личностей;

- объединения соседних племён;

- возникновения государства.

Учащиеся должны знать:

- названия городов (Киев, Новгород, Суздаль);

- исторические имена (3 – 5 имен);

- главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.

Учебно – методическое обеспечение программы по истории

7 класс

  1. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина «История России», АО «Московские учебники», Москва, 2004г.
  2. Учебно – методическое пособие «Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида», Москва, 2003г.
  3. А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей», Новосибирск, «Детская литература», 1993г.
  4. Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин «Рассказы по родной истории», Москва «Просвещение», 1996г.
  5. Российская большая детская энциклопедия, Минск «Современный литератор»
  6. Школьная энциклопедия «История России» в трёх томах, Москва, «Олма – пресс образование», 2003г.
  7. Энциклопедия царей и императоров
  8. Энциклопедии «Российские князья, цари и императоры»
  9. Энциклопедия «Полководцы и флотоводцы», Москва, «Росмэн», 2002г.
  10. Е.В. Саплина, А.И. Саплин «Введение в историю», «Дрофа», Москва, 2006г.

Содержание программы 8 класс

В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV до конца XIX в. Этот материал представлен следующими темами:

  • «Единая Россия (конец XV-XVII века).
  • «Великие преобразования России в XVIII в.».
  • «История нашей страны в период XIX в.».
  • «Искитим в прошлом».

Изучаемый материал даёт возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 г., знакомит со множеством имён выдающихся исторических деятелей.

8 класс

68 часов в год      2 часа в неделю

Наименование темы

Количество часов

Примечания

1

I четверть

Россия в ХVI – ХVII веках: от великого княжества к царству

Единое государство Российское при Иване III Великом.

Расширение государства Российского при Василии III.

Русская православная церковь в Российском государстве.

Первый русский царь Иван IV Грозный.

Опричнина Ивана Грозного.

Присоединение к Российскому государству Поволжья.

Покорение Сибири.

Быт простых и знатных людей.

Москва – столица Российского государства.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение  за три моря».

Великий иконописец Андрей Рублёв.

Первопечатник Иван Фёдоров и первое издание книг в России.

Правление Бориса Годунова.

Смутное время.

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.

Начало правления династии Романовых.

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

18

21

2

   

II четверть

Раскол в Русской православной церкви.

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Повторительно – обобщающий урок.

Великие преобразования России в XVIII веке: от царства к империи

Начало правления Петра I.

Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга.

Полтавская битва.

Победа русского флота. Окончание Северной войны.

Пётр I – первый российский император.

Преобразования Петра I.

Эпоха дворцовых переворотов.

Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова.

Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

Правление Екатерины II.

Золотой век дворянства.  

14

18

 

III четверть

Великие преобразования России в XVIII веке: от царства к империи.

Положение крепостных крестьян.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Русско – турецкие войны второй половины XVIII века.

Знаменитый полководец Александр Суворов.

Русские изобретатели и умельцы.

Развитие литературы и искусства в XVIII в.

Быт русских людей в XVIII в.

Повторительно – обобщающий урок.

Российская империя  в XIX веке.

Россия в начале XIX века.

Начало Отечественной войны 1812 года.

Бородинская битва.

Оставление Москвы.

Народная война против армии Наполеона.

Отступление и гибель французской армии.

Правление Александра I.

Создание тайных обществ в России.

Восстание декабристов.

Император Николай I.

Золотой век русской культуры.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

20

12

3

4

IV четверть

Российская империя в XIX веке.

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.

Крымская война 1853 – 1856 гг.

Отмена крепостного права.

Реформы Александра II.

Правление Александра III.

Развитие российской промышленности.

Появление революционных кружков в России.

Наука и культура во второй половине XIX в.

Жизнь и быт русских купцов.

Быт простых россиян в XIX в.

Повторительно – обобщающий урок.

Искитим в прошлом (региональный компонент)

Рождение города Искитима.

Как выглядел наш город в начале своей жизни.

Загадки искитимских названий.

Люди Искитима.

Повторительно – обобщающий урок.

16

11

5

Требования к уровню подготовки обучающихся

1 уровень

Учащиеся должны знать:

  1. Хронологические сведения:

 - период правления Петра I (1682-1725гг.);

 - основание Петербурга (1703 г.);

 - период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.).

2. Значение отмены в России крепостного права как прекращения многовековой помещичьей власти.

3. Ответы на вопросы о:

- главных заслугах в правлении Александра II ( праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе; введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»; устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, Городской думы; обустройстве железных дорог, их увеличении в европейской части России);

- основных заслугах периода правления Александра III (финансовом и экономическом укреплении России; покровительстве русской промышленности; бережливости и отчётности в государственных расходах; поиске надёжных союзников против союза Германии, Австрии, Италии; укреплении армии и флота).

4. Имена (3 -5) прогрессивных представителей науки, культуры; известные произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, и др.

Учащиеся должны уметь:

1.Объяснять значение словарных слов и понятий, а  также устанавливать причины:

- возвышения и укрепления Московского государства  при Иване Грозном;

- Смутного времени и народных волнений;

 - возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;

- борьбы за престол между Софьей и Петром I;

 - возникновения волнений и бунта стрельцов;

- поездки Петра и представителей дворянства на учёбу за границу;

- введения новшеств Петра I в жизнь российского общества;

- создания новой столицы России;

- деятельности Петра I по просвещению народа;

- создания «Наказа» Екатерины II.

2. Составлять план для ответов, опираясь на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов.

3. пользоваться картой.

4. Связно описывать сюжетные картины и иллюстрации (В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.В. Верещагин, и др.).

2 уровень

Предполагает сокращение объёма сведений по сравнению с первым уровнем. При оценке знаний учителю рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий, например:

Какие реформы провел Иван Грозный в период своего правления?

Объясни, чем занимались купцы, служилые люди, крепостные крестьяне, священники?

Назови главные торговые и культурные города России XVI – XVII вв.

При ответах учащиеся могут опираться на тематический план к рассказу, используя образцы слов и выражений. Например, «Как жили крестьяне при крепостном праве»:

  1. Кто такие помещики?
  2. Чем владели помещики?
  3. Какие права имели помещики по отношению к крепостным крестьянам?
  4. Как крестьяне защищались от гнёта помещиков?

 Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме.
  2. По всем вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлениях (отмена крепостного права, изменение деятельности судов, доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских собраний, Городской думы, и т.д.).
  3. Читать короткие отрывки из произведений писателей, поэтов второй половины XIX века.
  4. Описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В.В. Верещагин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге и др.).

Содержание программы 9 класс

В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX веке. Материал представлен следующими темами:

  • «Россия в начале XX века».
  • «Гражданская война и интервенция».
  • «Переход Советской страны к НЭПу».
  • «Индустриализация, коллективизация и их результаты».
  • «Великая отечественная война Советского Союза».
  • «Советский Союз в 1945 – 1991 гг».
  • «Новая Россия в 1991 – 2002 г».
  • «Люди земли искитимской».

Материал в основном посвящён сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России.  Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно Велика Отечественная война Советского Союза. Изучение послевоенного периода с 1945г. по настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем общественного и государственного развития России.

9 класс

68 часов в год    2 часа в неделю

Наименование темы

Количество  часов

Примечания

1

2

I четверть

Кризис Российской империи в начале  XX века.

Начало правления Николая II.

Русско – японская война 1904 – 1905 гг.

Первая российская революция 1905 – 1907 годов.

Появление первых политических партий в России.

Реформы государственного управления.

Реформы П. А. Столыпина.

«Серебряный век» русской культуры.

Повторительно – обобщающий урок.

Россия в годы «великих потрясений» 1914 – 1921 гг.

Россия в Первой мировой войне.

Великая российская революция 1917 года.

Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками.

Первые революционные преобразования большевиков.

Начало гражданской войны и интервенции.

Борьба между «красными» и «белыми».

Крестьянская война против «белых» и «красных».

Экономическая политика Советской власти.

Жизнь и быт людей в ходе революции и Гражданской войны.

Повторительно – обобщающий урок.

 

18

8

10

3

4

II четверть

Советская Россия – СССР в 20-30-е годы XX века.

Новая экономическая политика.

Образование СССР.

Изменения в системе государственного управления.

Перестройка экономики в СССР. Индустриализация.

Коллективизация крестьянских хозяйств.

Конституция СССР 1936 года. Политическая жизнь страны в 30-е годы.

Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы.

Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.

Повторительно – обобщающий урок.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

СССР накануне Великой отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны.

Битва за Москву.

Перестройка экономки на военный лад.

Блокада Ленинграда.

14

9

5

5

III четверть

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

Сталинградская битва.

Борьба советских людей на оккупированной территории.

Битва на Курской дуге.

Героизм тружеников тыла.

Победа СССР в  Великой Отечественной войне.

Вступление СССР в войну с Японией.

Повторительно – обобщающий урок.

Советский Союз в 1945 – 1991 гг. Кризис советской системы.

Возрождение Советской страны после войны.

Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти И.В. Сталина.

Реформы Н.С. Хрущёва.

Достижения в науке и технике в 50 – 60-е годы.

Освоение космоса.

Хрущёвская «оттепель».

Экономика и политика в эпоху застоя.

Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы.

Афганская война.

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

Жизнь и быт советских людей в 70 – начале 80-х годов XX в.

Реформы М.С. Горбачёва.

Распад СССР.

20

7

13

6

7

IV четверть

Советский Союз в 1945 – 1991 гг. Кризис советской системы.

Повторительно – обобщающий урок.

Российская Федерация в 1992 – 2012 годах.

Становление новой России. Экономические реформы Б.Н. Ельцина.

Реформы государственного управления.

Продолжение реформ в России во второй половине 90–х годов.

Политическое и экономическое развитие России. 2002-2012 годы.

Развитие науки и культуры в конце XX(20) - начале XXI (21) века.

Повторительно – обобщающий урок.

Люди земли искитимской (региональный компонент)

Откуда мы и какие мы.

Знаменитые земляки.

Встреча со знаменитым  искитимцем.

Примечательные места Искитима.

В мире прекрасного.

Крупнейшие предприятия города.

Градообразующее предприятие – цементный завод.

Повторительно – обобщающий урок.

16

1

6

9

Требования к уровню подготовки обучающихся

1 уровень

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности её развития по следующим ключевым явлениям истории начала XX века:

- привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей – угля, железа, нефти, и др.;

- частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;

- враждебные отношения с Японией из-за права присутствия России на Дальнем Востоке;

- аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;

- усиление общественного влияния со стороны революционных партий и движений, итоги революции 1905-1907 гг.;

- ход и итоги Первой мировой войны, послевоенный кризис власти, отречение Николая II от престола;

- Февральская революция;

- ошибки Временного правительства.

2. Объяснять причины:

- начала Октябрьской революции;

- падения самодержавия и отказа Николая II от престола;

- образования многочисленных партий, их соперничество за власть;

- спада общественной и духовной жизни как итога русско-японской кампании, первой мировой войны, натиска индустриального общества;

- кризиса между центром и национальными окраинами;

- подавления революционных выступлений с помощью войск;

- начала Гражданской войны и интервенции;

- введение НЭПа.

3. Объяснять:

- предпосылки и причины начала Великой Отечественной войны;

- причины неудач Красной Армии в начальный период войны;

- меры советского правительства против военной агрессии Германии.

4. Описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений.

5. Самостоятельно объяснять слова и понятия : союзники, второй фронт, оккупация, окружение, рейды, партизанское сопротивление, диверсии, капитуляции, и др.

6.Показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск.

7. Ориетироваться в :

- основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.;

- причинах усиления идеологического воздействия культа личности Сталина и партии на все сферы жизни человека.

8. По вопросам учителя объяснять причины развенчивания культа личности Сталина, начала «оттепели», противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н.С. Хрущёва (без череды имён).

9. По вопросам учителя объяснять причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и негативные результаты.  

Учебно – методическое обеспечение программы по истории

9 класс

  1. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина «История России», АО «Московские учебники», Москва, 2004г.
  2. Учебно – методическое пособие «Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида», Москва, 2003г.
  3. Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин «Рассказы по родной истории», Москва «Просвещение», 1996г.
  4. Российская большая детская энциклопедия, Минск «Современный литератор»
  5. Школьная энциклопедия «История России» в трёх томах, Москва, «Олма – пресс образование», 2003г.
  6. Энциклопедия царей и императоров
  7. Энциклопедии «Российские князья, цари и императоры»
  8. Энциклопедия «Полководцы и флотоводцы», Москва, «Росмэн», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по предмету математика для 7 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида

Математика , является одним из ведущих образовательных  предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе 8 вида.Распространяясь из целей специальной (коррекци...

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Тематическое планирование по истории Отечества для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида для учащихся с ОВЗ.

Данное тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю). В планировании на каждый урок представлены разделы: № урока, тема урока, цель, основные термины и понятия, наглядные посо...

Тематическое планирование по истории Отечества для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Данное тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю). В планировании на каждый урок представлены разделы: тема урока, цель, основные термины и понятия, наглядные пособия и обо...

Опорные конспекты для учащихся по ряду тем Истории Отечества в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида . Авторская разработка Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 8 кл.специальной (коррекционной) школы VIII вида. Выделены ключевые понятия, даты по изучаемой теме, сформулированы выводы. Использование опорных конспе...