Тематическое планирование по истории Отечества для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида для учащихся с ОВЗ.
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) на тему
Данное тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю). В планировании на каждый урок представлены разделы: № урока, тема урока, цель, основные термины и понятия, наглядные пособия и оборудование, основные знания учащихся при изучении данной темы. Планирование будет полезно для учителей истории Отечества СКШ VIII вида.
На уроках используется учебник "История России" для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Б.П. Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 Центрального района Санкт-Петербурга
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
7 КЛАСС
Учитель: Звонова Людмила Павловна, высшая квалификационная категория
2015-2016 учебный год
Учитель Звонова Л.П.
Тематическое планирование по предмету «История Отечества»
7 класс
на 2015-2016 учебный год
№ урока | Тема урока | Цель | Основные термины и понятия | Наглядные пособия, оборудование | Основные знания | ||
I четверть | |||||||
Раздел 1. Введение в историю. | |||||||
1 | История – наука о прошлом. Исторические памятники. | Дать представление об истории как науке. Дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаём о прошлом. | История, предки, исторические памятники, археологи. | Портрет С.М.Соловьёва. Схема «Исторические памятники», предметы и инструменты для археологических раскопок. Презентация. | История – рассказ о прошедшем. С.М.Соловьёв – известный русский историк. Исторические источники: устные, письменные, вещественные. | ||
2 | Наша Родина – Россия. Моя родословная. | Закрепить и расширить общественно-историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека. | Родина, Отчизна, генеалогия, личные имена, прозвища, отчество, фамилия. | Герб, флаг, гимн (аудиозапись), схемы «Генеалогическое древо семьи», карта «Народы РФ», портрет президента России. Презентация. | Россия – страна, где мы живём. Москва – столица. Генеалогия – родословная. | ||
3 | Счёт лет в истории. Историческая карта. | Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. Научить пользоваться исторической картой. | Дата, век. Историческая карта. | Лента времени. Карты: «Физическая карта России», «Древнерусское государство «Киевская Русь» в IX – начале XII в.», карта в учебнике. Презентация. | Дата, обозначение числа, месяца, года какого-либо события; век – сто лет; лента времени. Историческая карта – графическое изображение государства в разные исторические периоды времени. | ||
4 | Повторительно-обобщающий урок. Самостоятельная работа. | Повторить и закрепить учебный материал по теме «Введение в историю». | Повторить основные термины и понятия по теме. | Портрет С.М.Соловьёва. Схема «Исторические памятники». Историческая карта. Лента времени. Презентация. | Обобщение и систематизация знаний. | ||
Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода. | |||||||
5 | Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов. Роды и племена восточных славян. | Познакомить учащихся с восточными славянами – предками русских, украинцев, белорусов; показать сущность единства этих народов в современном обществе. Познакомить учащихся с общественным строем восточных славян: как возникали и назывались племена; с возникновением социального неравенства. | Восточные славяне, племена, братские народы. Семья, род, вече, князь, дружина, знатные люди, соплеменник, старейшина. | Карта «Расселение древних славян». Презентация «Роды и племена восточных славян». | Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов. Роды и племена восточных славян, их старейшины. | ||
6 | Славянский посёлок. Занятия и ремёсла восточных славян. | Познакомить учащихся с жизнью, трудом и бытом восточных славян до образования древнерусского государства. Познакомить с условиями жизни и труда славян; обратить внимание на трудолюбие славян. | Поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, сусеки; плуг, земледелие, соха, пашня, невод, собирательство, жито; кузнец, гончар, ладья. | Карта «Киевская Русь». Предметы старины, лук со стрелами, глиняный горшок. Презентация. | Поселение – место, где селились славяне; жилища славян; мазанка, изба, землянка; хозяйственные постройки. Занятия и ремёсла славян. | ||
7 | Обычаи и верования восточных славян. | Формировать представление о традициях, обычаях и религии восточных славян. | Курган, плач, тризна, каравай, оберег, жернова; волхвы, кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи. | Каравай, обереги, кроссворд «Обычаи». Презентация. | Обычаи, традиции восточных славян. Язычество – вера во многих богов. | ||
8 | Соседи восточных славян. Славянские воины и богатыри. | Дать представление о жизни и занятиях соседей восточных славян. Дать представление о военном искусстве славян | Кочевники, юрта, дань, варяги, базар; секира, палица, колчан, булава. | Карты в учебнике «Восточные славяне и их соседи», «Путь из варяг в греки». Кроссворд «Вооружение славянского воина». | Соседние племена – финны, половцы, литовцы, болгары. Вооружение славян, военное искусство. | ||
9 | Объединение восточных славян под властью Рюрика. Повторение. Самостоятельная работа. | Дать представление об объединении славян под началом Рюрика. Проверить знания учащихся. | Послы, княжество, пленники, булава, кольчуга. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Тестовые задания для самостоятельной работы. | IX век – объединение восточных славян. Рюрик – первый русский князь. Подведение итогов тестовой работы учащихся. | ||
II четверть | |||||||
Раздел 3. Киевская Русь. | |||||||
10 | Образование государства восточных славян – Киевской Руси. | Дать представление об образовании древнерусского государства. | Полюдье, император. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Картина «Полюдье» К.В.Лебедева. «Вещий Олег» - рассказ. Презентация. | IX век – образование Древнерусского государства; полюдье – дань с людей. | ||
11 | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. Укрепление власти князя. | Показать на примере деятельности первых русских князей основные направления внутренней и внешней политики Руси. Дать представление об укреплении власти князя. | Мирный договор, династия. Боярин, ополчение, раб, оборона, братина, пир. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Презентация. | Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга; династия Рюриковичей. | ||
12 | Оборона Руси от врагов. Крещение Руси. | Дать представление об обороне Руси от врагов. Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 889 году. | Дозорные, дозорная служба. Христиане, крещение, религия, крест, священник, молитва, патриарх, митрополит, проповедники. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Картины: В.В.Васнецова «Три богатыря», К.Лебедева «Крещение киевлян», лента времени. | Оборона Руси от печенегов, хазаров, половцев; оборонительные сооружения – крепости, дозорная служба для охраны границ. 988 год – крещение Руси; христианство – вера в бога Иисуса Христа; заповеди Христа. | ||
13 | Былины, культура и искусство Киевской Руси. | Доказать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси. Дать общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси. | Былины, побратим. Алтарь, иконы, мозаика, фрески, церковная утварь. | Былины «Садко», Волга и Микула Селянинович», картина «Три богатыря». Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси». | Былины – источник знаний о Киевской Руси. Храм – центр Киевской Руси. | ||
14 | Жизнь и быт князей, бояр и простых людей в Киевской Руси. | Дать общее представление о частной жизни князей, дружинников и бояр. Дать общее представление о жизни простых людей, их быте и традициях в Киевской Руси. | Горница, терем, челядь, воевода. Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды. | Макет терема, картинки «Одежда князя». Таблица-план. Презентация «Из истории русского костюма». | Князь – верховный правитель страны. Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором производи всё необходимое для жизни. | ||
15 | Правление Ярослава Мудрого. Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы. | Доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Дать представление о распространённости грамотности на Руси. Дать представление о древних записях, летописях. | Вира, закон, куны, «Русская Правда», царь. Переписчики, устав, Библия, библиотека. Летопись, свиток. | Картина И.Билибина «Суд во времена «Русской Правды», иллюстрация «Софийский собор». «История славянской азбуки. Первая русская книга». Иллюстрация «Памятник монаху-летописцу». | Князь Ярослав Мудрый, «Русская Правда» - первый русский сборник законов. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности; книжное дело, школы, рукописные книги. Летопись – описание событий из года в год, «из лета в лето». Нестор – первый летописец. | ||
16 | Князь Владимир Мономах. Рост и укрепление древнерусских городов. Повторение. Самостоятельная работа. | Дать сведения о борьбе Владимира Мономаха за единство Руси. Дать учащимся представление о древнерусских городах. Обобщить и систематизировать знания учащихся о Киевской Руси. | Удельный князь, бармы, царский венец. Вече, корчма, посад, торг. | Рисунок- портрет Владимира Мономаха. Рисунок древнего города. | Владимир Мономах – внук византийского императора Константина Мономаха; временное укрепление единства Руси. Древнерусский город – крепость, центр культуры, ремесла и торговли. | ||
III четверть | |||||||
Раздел 4. Распад Киевской Руси. | |||||||
17 | Причины распада Киевской Руси. Образование самостоятельных княжеств. | Объяснить причины обособления княжеств, дать представление о периоде раздробленности в Киевской Руси. | Раздробленность, вотчинник, усобицы. Период раздробленности. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Карта в учебнике. | Основные причины распада – разделение княжеских уделов на более мелкие, а также усобицы между князьями за киевский престол. В XII веке образование самостоятельных княжеств. | ||
18 | Киевское княжество в XII веке. Владимиро-Суздальское княжество. | Характеристика Киевского княжества в условиях раздробленности. Конкретизировать знания учащихся об образовании самостоятельных княжеств; Владимиро-Суздальское княжество. | Титул. Торжок, хан, пир. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Книга «История Москвы». | Ослабление власти киевского князя. 1147 г. – первые сведения о Москве; Юрий Долгорукий – основатель Москвы. | ||
19 | Господин Великий Новгород. Торговля и ремёсла. | Формировать представление о Великом Новгороде. | Хоромы, архиепископ, пошлина, пристань. | Лента времени, картина А.Васнецова «Новгородский торг». | Новгород – важнейший торговый путь; 859 г. – первое упоминание о Новгороде. | ||
20 | Новгородское вече. Русская культура в XII-XIII веках. | Дать учащимся понятие о политической жизни в Новгороде. Раскрыть отличительные черты культуры XII-XIII вв. | Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, республика. Культура. | Картина «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой. Иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде; церковь Покрова на Нерли во Владимире; предметы художественного ремесла. | Новгородское вече – народное собрание Новгорода; правители Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ. Культура – достижение деятельности людей; художественные ремёсла, прикладное искусство, архитектурные памятники. | ||
21 | Повторительно-обобщающий урок. Самостоятельная работа. | Обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду Киевской Руси XII в., о распаде Киевской Руси. | Лента времени. Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Презентация. | Тестовая работа по теме. | |||
Раздел 5. Борьба Руси с иноземными завоевателями. | |||||||
22 | Монголо-татары. Нашествие монголо-татар на Русь. | Дать учащимся общее представление о жизни, быте монголо-татар. Формировать представления о нашествии монголо-татар на русскую землю. | Пастбища, орда, караул, кумыс, кочевник, таран. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.». Лента времени. Презентация. | Монголо-татары – кочевой народ. 1223 г. – первая встреча русских с монголо-татарами; 1237 г. – нашествие на Русь. | ||
23 | Борьба русских людей против монголо-татар. Русь под монголо-татарским игом. | Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо-татарами. Формировать представление, что монголо-татарское иго было бедствием для завоёванных народов. | Иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки. | Лента времени. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.». Картина «Баскаки». Презентация. | Героическое сопротивление русских людей остановило монголо-татар от нашествия на Европу. Установление господства монголо-татар на Руси. | ||
24 | Рыцари – крестоносцы. Александр Невский и новгородская дружина. | Познакомить с вооружением и военным опытом рыцарей-крестоносцев. Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского. | Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.». Портрет Александра Невского. Презентация. | Рыцари-крестоносцы, цели рыцарей-крестоносцев. Князь Александр Ярославич – новгородский князь. | ||
25 | Невская битва. | Дать учащимся представление о борьбе русских народов со шведами в 1240 г. | Герцог. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.». Схема Невской битвы. Презентация. | 1240 г. – битва на р. Неве. Биргер – основатель Стокгольма; русский полководец Александр Невский. | ||
26 | Ледовое побоище. Повторение. | Дать учащимся общее представление о героической борьбе русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище. Повторить и закрепить знания учащихся о борьбе Руси с иноземными завоевателями. | Фланг, побоище. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.». Схема Битвы на Чудском озере. Презентация. Тестовое задание на тему «Борьба Руси с иноземными завоевателями». | 1242 г. – Ледовое побоище. Подведение итогов самостоятельной работы. | ||
IV четверть | |||||||
Раздел 6. Начало объединения русских земель. | |||||||
27 | Возвышение Москвы. Московский князь Иван Калита. | Раскрыть причины возвышения Москвы. Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты. | Кремль, династия, географическое положение Москвы. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX и начале XII в.». Книга «История Москвы». Карта Москвы в учебнике. Презентация. | Даниил Александрович – первый московский князь; причины возвышения Москвы. | ||
28 | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | Показать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения. | Десятина, крестьяне, отрок, дворяне. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI и начале XII в.», таблица-план, рисунки «Жизнь простых людей». | Возрождение и развитие хозяйства – условие для объединения страны. | ||
29 | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | Дать характеристику князю Дмитрию Ивановичу и его деятельности перед Куликовской битвой. | Полководец. | Картина «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени. | Объединение русских князей для борьбы за освобождение русских земель от власти Золотой Орды. | ||
30 | Сергий Радонежский. | Рассказать о жизни святого Сергия Радонежского. | Отшельники, игумен, пустынь, послушник, жертвовать. | Иконописный портрет Сергия Радонежского, иллюстрация «Сергий Радонежский встречает Дмитрия Ивановича». Презентация. | Святой Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиева монастыря. | ||
31 | Битва на Куликовом поле. Значение Куликовской битвы для русского народа. | Показать борьбу русского народа за независимость. Показать, как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие Руси. | Полк, пехота, воевода. Памятник. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI и начале XII в.», схема Куликовской битвы; картины «Утро на Куликовом поле», «Поединок Пересвета с Челубеем». Презентация. | 8 сентября 1380 г. – Куликовская битва, Мамаево побоище. Значение Куликовской битвы для русского народа. | ||
32 | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | Дать учащимся представление об освобождении русских земель от иноземно ига. | Пищаль, тюфяки. | Лента времени, изображение Ивана III. Презентация. | 1480 г. – свержение монголо-татарского ига, значение освобождения; первое огнестрельное оружие. | ||
33 | Укрепление Московского государства. | Определить изменения в социально-экономическом развитии Московского княжества. | Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы. | Картины «Иван III топчет ханскую басму», «Московский кремль при Иване III». Презентация. | Русь – Российское государство, символы государственной власти – скипетр, держава; держава – новая форма правления на Руси. | ||
34 | Повторительно-обобщающий урок. Тестовая работа. | Закрепить и обобщить знания учащихся о жизни и труде народа, его борьбе за независимость, начале объединения русских земель вокруг Московского княжества. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX и начале XII в.». Презентация. Тестовые задания. | Подведение итогов самостоятельной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...
Рабочая программа по курсу "Истории Отечества" 8 класс специального (коррекционного ) образования VIII вида
Рабочая программа составлена к УМК И.М. Бгажноковой....
"Историческая азбука".Урок истории в 7 классе специальной (коррекционной)школы VIII вида.
Урок по теме: "Летописи и летописцы" с презентацией....
Урок истории в 8 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Начало строительства Санкт-Петербурга"
Урок с применением мультимедийных технологий. На уроке дети строят пазлы по теме, учителем используется электронная презентация, в конце урока запланирована мультимедийная демонстрация видов Санкт-Пет...
Виды самоанализов на примере урока истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Каждый учитель проводит открытые уроки. Всегда задаёт себе вопрос, все ли методические аспекты рассмотрены. Анализ урока (аспектный, комплексный, полный) помогут вам ответить н...
Календарно-тематическое планирование по математике для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование по математике для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработано на основании программы под редакцией В. В. Воронковой и рассчитана на использова...
Юрченко Е.Ф. Тематический словарь по Истории Отечества. 8 класс. Специальная (коррекционная) школа VIII вида.
Тематический словарь по Истории Отечества для 8 класса - удачное учебное пособие для учащихся, которое можно использовать на уроках истории. Это сборник для работы над историческими понятиями. Может б...