Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга
методическая разработка по истории (5 класс)

Сергей Матюхин

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патриотической позиции.Рекомендуется для использования в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_i_kultura_spb_5kl.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 320

Приморского района Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

ГБОУ школа № 320

Протокол № ___

от «____» _____________ 2020 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ школа № 320

______________И. Б. Черноус

Приказ № _________

от «__» _____________ 2020 г.

Программа по внеурочной деятельности

«История и культура Санкт-Петербурга»

Направление программы: общекультурное

Адресат программы: 5 кл.

Количество часов: 34 часа

                                                                                     

                                                                     Автор-составитель программы:

Матюхин Сергей Александрович

Санкт-Петербург

 2020 /2021 учебный год


1.Пояснительная записка

1.1. Введение

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя, хранителя, разрушителя, создателя наследия. 

Программа «История и культура Санкт-Петербурга» имеет социальную (общественно-научную направленность). Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через освоение опыта прошлого, на осознание ценности, значимости наследия края для себя, для современных жителей края, на восприятие наследия города и края как части отечественного и всемирного культурного наследия.

Пятый класс – первый год обучения. Рабочая программа имеет целью способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а Себя - как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Ключевая идея курса заключается в том, что каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной

культуре, технических достижениях, традициях других времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга.

1.2. Цели и задачи

1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив

каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными

экспонатами, традициям» и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

• о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

• о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной

и повседневной жизни:

• ориентироваться в культурном пространстве города,

• понимать особенности городских объектов как источников информации,

• применять полученные знания

4. Совершенствовать общеучебные умения

5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

1.3. Общая характеристика программы

Программа внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов, регулирующих организацию внеурочной деятельности начального общего образования ГБОУ школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга:

Федеральный уровень

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009, с изменениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015.)

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015)

4. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 03.02.2012, от 13.04.2014, от 02.01.2016, от 10.06.2019).

5. Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

6. Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-1672 от 18.08.2017 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

7. Письмо Министерства просвещения РФ № 03-ПГ-МП-42216 от 05.09.2018 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности».

Региональный уровень

1. Распоряжение Комитета по образованию от 21.04.2020 № 1011-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год».

2. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0.

3. Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год» от 23.04.2020 № 03-28-3775/20-0-0.

Локальный уровень

1. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга, принятой Педагогическим советом (протокол от 18.05.2016 № 9), утвержденной приказом директора ОУ № 121-Д от 23.05.2016; (с внесенными изменениями, утвержденными приказом директора ОУ № 127-Д от 15.05.2020).

2. Устав ГБОУ школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга (утвержден Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 4756-р от 24.10.2014).

З. Положение об организации внеурочной деятельности в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга (Приказ от 15.05.2020 № 127-Д, протокол от 15.05.2020 № 11).

4. Положение о портфолио (Приказ от 15.05.2020 № 127-Д, протокол от 15.05.2020 № 11).

5. Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приказ от 20.03.2020 № 112/1-Д, протокол от 20.03.2020 № 6)

Содержательные линии рабочей программы внеурочной деятельности прописаны в соответствии с ФГОС НОО и на основе авторской программы «Санкт-Петербург - город-музей» автор Л.К.Ермолаевой.

Курс включает следующие содержательные линии:

Раздел 1. Санкт-Петербург – ваш город

Раздел 2. Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга

Знакомство с наследием Древнего Востока и Античным наследием в Петербурге.

1.4. Курс изучения программы

Рассчитан на 1 год. Количество часов, отведённое на реализацию программы 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

1.5. Реализация программы

Программа осуществляется по линейной схеме.

1.6. Адресат программы

Программа предназначается обучающимся 5 класса в соответствии с их возрастной категорией (10-12 лет)

1.7.  Специфика программы

Следует отметить, что в педагогическом смысле «памятник наследия» - это не только всемирно известное здание или монумент, уникальный природный заповедник или музейный экспонат, но и жилые дома рядовой застройки, промышленные объекты, уличные фонари, сквер около дома, предметы повседневного быта, фотографии из семейного альбома... Все они имеют особую ценность (значимость) для горожан: утилитарную (приносят практическую пользу, используются в наши дни); эстетическую (могут являться образцами красоты); историческую (хранят память о прошлом); Духовную (аккумулируют в себе общечеловеческие ценности и нравственные нормы); научно-техническую и пр.

Памятники культурного наследия — это не только объекты, созданные в прошлом. Сегодня строятся набережные, прокладываются дороги и улицы, возводятся здания и мосты, ставятся новые спектакли, издаются книги, появляются новые предметы быта, рождаются новые традиции... Очевидцами, участниками этого созидательного процесса являются современные жители города. Через несколько лет создаваемое сегодня станет наследием и будет напоминать о жителях начала XXI века. Именно поэтому современные городские сооружения, события, традиции тоже становятся важными объектами изучения.

 Условно можно выделить следующие группы памятников:

Памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития экономики края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, определяют некоторые условия жизни людей. Среди них: памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей (каналы, пруды, сады, парки, скверы).

Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды, и сегодня напоминают о достижениях и проблемах, об уникальности конкретного края и его связях с другими отечественными и зарубежными регионами. Памятники истории и культуры условно можно разделить на недвижимые и движимые.

Недвижимые памятники - это сооружения, которые находятся в определенном месте, хранят память о времени своего создания, причинах, обусловивших их создание, достижениях техники, создателях, исторических событиях, жизни и деятельности людей, связанных с этими объектами.

Движимые памятники истории и культуры - это музейные экспонаты и произведения искусства, архивные документы, письменные источники и литературные произведения, предметы быта, карты, фотографии (в том числе семейные архивы, реликвии).

Движимые и недвижимые памятники напоминают о людях, их создавших, а также о тех горожанах, чья судьба тем или иным образом была связана с этими памятниками, о местных традициях (образовательных, трудовых, научных, религиозных, этнических, культурных, художественных, литературных, школьных, семейных, этических и др.) исчезнувших и сохранившихся до наших дней. Существуют как позитивные, так и негативные традиции.

Содержание программы построено с использованием элементов одного из методологических подходов: культурологического. Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами: с курсами всеобщей истории и изобразительного искусства, в результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций.

1.8. Организация процесса обучения

Курс рассчитан на 34 занятия, по 1 разу в неделю. Занятия организованы в учебном кабинете. Организация процесса освоения учащимися «своего места» — города, в котором они живут, это творческий процесс. Необходимо учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» носит вариативный характер. Педагог сам определяет необходимый, по его мнению, материал из предложенного в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).

Занятия проходят в форме обсуждения таких тем, как художественные произведения, архитектурные памятники города и исторический контекст, в котором они были созданы и рассмотрение собственных работ учащихся в виде сообщений, презентаций и изобразительной деятельности. В случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки программа внеурочной деятельности реализуется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посредством электронных ресурсов. Каждая из тем программы внеурочной деятельности «Палитра» подходит для реализации в дистанционном формате.

1.9. Прогнозируемые результаты программы

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

• понимть свою связь с окружающим микромиром; уметь грамотно взаимодействовать с ним; осознавать проблемы окружающего микромира

• осознавать ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края

• воспринимать наследие города и края как часть отечественного и всемирного культурного наследия (наследие города создавалось, используя накопленный Человечеством опыт, однако оно неповторимо, уникально, поэтому обогатило отечественное и всемирное наследие)

 • интересоваться жизнью края; уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о трудоустройстве; активно использовать культурный потенциал Санкт-Петербурга

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей

 оценивать самостоятельно отношение жителей к городу

 называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей

нанализировать свой опыт; высказывать свою точку зрения и ее аргументировать

объяснять такие понятия как исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Возможные направления взаимодействия:

• сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (центром, координирующим деятельность учреждений дополнительного образования, является Дворец творчества юных)

• участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях; • использование культурного потенциала края, города (связь с музеями, экскурсионными фирмами, театрами, библиотеками)

• вовлечение в процесс краеведческого образования органов местной администрации, молодежных движений, средств массовой информации

• вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (особенно в начальной школе: совместные классные мероприятия, совместное выполнение творческих заданий; совместные занятия; лекторий для родителей).

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • планирование работы над проектом
  • формулировка проблемы
  • анализ информации и изложение ее в сжатой форме
  • систематизация и обобщение знаний по теме
  • поиск информации в источниках
  • составление маршрутов
  • соотнесение фамилии, исторической эпохи и конкретного архитектурного памятника

Познавательные УУД:

• приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города;

• делают открытия в знакомом городском окружении, используя повседневный опыт, знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам;

•приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания;

• развивают умения «видеть» детали городской среды, самостоятельно их «расшифровывать», «читать» и, главное, «оценивать»;

• применяют полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности

• выявлять особенности города, его отличия от деревни

• устанавливать взаимосвязь города и горожан как «помощников» города и как его «разрушителей»

• работать с текстовыми и картографическими источниками

• понимать значение Петербурга для его жителей, для государства

• работать с иллюстрацией

• характеризовать символику города

• устанавливать связи между историческими событиями и декором сооружений

• выявлять значение города как центра просвещения и художественной культуры

• устанавливать связь между культурным и научно-техническим прогрессом

• различать научные центры города, занимающиеся изучением Древнего Востока (Государственный Эрмитаж, музей Этнографии и антропологии им. Петра Великого в Кунсткамере, Институт востоковедения, РНБ)

• различать египтологию и востоковедение как современные науки

• отмечать черты классицизма и других архитектурных стилей в Петербурге

Коммуникативные УУД:

  • рассказывать об архитектурных памятниках города, о мифологических сюжетах в убранстве Петербурга
  • произносить, писать и использовать термины, понятия и имена
  • работать, создавать проекты в группах

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:

Выпускники 5 класса:

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия;

- называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко- культурную значимость;

- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия;

- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.

• Ориентируются:

- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);

- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;

• Умеют:

- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;

- рассматривать на прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

 • Умеют:

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);

• Умеют:

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительно литературе (не более 2 источников);

- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

Способы измерения результативности программы

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания. Основные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, минитест, работа по карточкам, создание презентаций. После тем «Наш край до основания СанктПетербурга»», «Первоначальный Санкт-Петербург», «Санкт-Петербург после Петра I», «Жизнь нашего края в XVIII веке» проводятся повторительно-обобщающие уроки с тестовым контролем. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

1 уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

2 уровень результатов- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

3 уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

          Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это учитывается при организации воспитания и социализации младших школьников.

2. Учебно- тематический план.

№ п/п

Наименование

разделов

Кол-во

часов

В том числе

Форма занятий

Способы выявления образовательных результатов

Теория

Практика

1

Санкт-Петербург – ваш город

8

5

3

Презентации,

беседа, практикум

Опрос,

творческая работа

2

Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга

26

13

13

Презентации,

беседа, практикум

Опрос,

творческая работа

1. 3. Содержание программы

1 раздел. Санкт-Петербург – ваш город (8 часов).

  1. Как многие города…
  2. Создан людьми для людей
  3. Визитная карточка нашего города
  4. Об истории города напоминают
  5. Об истории города напоминают
  6. Богатое наследие Санкт-Петербурга
  7. В списке всемирного наследия
  8. Мы наследники, но мы разные

2 раздел. Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга (26 часов).

2.1 Из глубины тысячелетий

2.2 Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге

2.3 «От берегов загадочного Нила на берега пленительно й Невы»

2.4 «Братья» и «сестры» египетских сфинксов»

2.5 Петербургские «лучи солнца»

2.6 «Отголоски» Древнего Египта в архитектуре Петербурга

2.7 «Отзвуки» культуры Междуречья в Петербурге

2.8 «Отзвуки» культуры Междуречья в Петербурге

2.9 Сказочный зверинец Петербурга

2.10 Из глубины веков…

2.11 Из глубины веков…

2.12 Из истории античных коллекции в Петербурге

2.13 Из античного мира в вашу школьную жизнь

2.14 В Петербурге раскрывают тайны античного мира

2.15 Главный хранитель античного наследия в Петербурге

2.16 «Отголоски» античного литературного наследия в Петербурге

2.17 Напоминание об античном мире в живописи, скульптуре, интерьерах

2.18 Здания – петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре

2.19 Здания – петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре

2.20 Герои античных мифов «рассказывают» о Санкт-Петербурге

2.21 Герои античных мифов «рассказывают» о Санкт-Петербурге

2.22 Памятники не богам, а реальным людям

2.23 Триумф, виктория, победа…

2.24 Создатели скульптурного убранства Санкт-Петербурга

2.25 Санкт- Петербург – город -музей?

2.26 Санкт- Петербург – город -музей?

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол.час.

Дата

План

Факт

1

Как многие города…

1

 

 

2

Создан людьми для людей

1

3

Визитная карточка нашего города

1

4

Об истории города напоминают

1

5

Об истории города напоминают

1

6

Богатое наследие Санкт-Петербурга

1

7

В списке всемирного наследия

1

8

Мы наследники, но мы разные

1

9

Из глубины тысячелетий

1

10

Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге

1

11

«От берегов загадочного Нила на берега пленительно й Невы»

1

12

«Братья» и «сестры» египетских сфинксов

1

13

Петербургские «лучи солнца»

1

14

«Отголоски» Древнего Египта в архитектуре Петербурга

1

15

«Отзвуки» культуры Междуречья в Петербурге

1

16

«Отзвуки» культуры Междуречья в Петербурге

1

17

Сказочный зверинец Петербурга

1

18

Из глубины веков…

1

19

Из глубины веков…

1

20

Из истории античных коллекции в Петербурге

1

21

Из античного мира в вашу школьную жизнь

1

22

В Петербурге раскрывают тайны античного мира

1

23

Главный хранитель античного наследия в Петербурге

1

24

«Отголоски» античного литературного наследия в Петербурге

1

25

Напоминание об античном мире в живописи, скульптуре, интерьерах

1

26

Здания – петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре

1

27

Здания – петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре

1

28

Герои античных мифов «рассказывают » о Санкт-Петербурге

1

29

Герои античных мифов «рассказывают » о Санкт-Петербурге

1

30

Памятники не богам, а реальным людям

1

31

Триумф, виктория, победа…

1

32

Создатели скульптурного убранства Санкт-Петербурга

1

33

Санкт-Петербург – город -музей?

1

34

Санкт-Петербург – город -музей?

1

Методическое и техническое обеспечение.

Учебные презентации, видеоматериалы и т.д.

Список литературы для учащихся и учителя:

Учебно-методический комплекс

1. Учебники, допущенные к использованию

Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга

1. Ермолаева JI. К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург - город-музей. Ч.1 - СПб., СМИО Пресс, 2013.

2. Дидактически е материалы к курсу

• История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.

Справочники, словари, путеводители

3. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. - СПб., 1993.

4. Детские энциклопедии.

5. Нестеров В. В. Львы стерегут город. - СПб., 2000.

6. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. - СПб., 1999.

7. Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград. Энциклопедический справочник. - М.,1992.

8. Путеводители по Русскому музею.

9. Путеводители по Эрмитажу.

Литература общего характера

1. Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. - Л.-М., 1965.

2. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. - СПб., 1996.

3. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. - СПб., 1997.

4. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. - СПб., 1998.

5. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. - М., 1988.

6. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. - Л., 1985.

7. Мифы Древнего мира. Любое издание.

8. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Илюхин, А. С. Раскин. - Л., 1991.

9. Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. - Л., 1973.

10. Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. - Л., 1985.

11. Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., 1972.

12. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. - Л., 1985.

Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»

1. Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. - М., 1990.

2. Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.

3. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. - Любое издание.

4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. - Л., 1971.

5. Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. - Л., 1963.

6. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. - Любое издание.

7. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. - М., 1970.

Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»

1. Арский Ф. Н. В стране мифов. - М., 1965.

2. Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. - СПб., 1993.

3. Брянцева В. Мифы Древней Ереции и музыка. - М., 1967.

4. Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. - СПб., 1992.

5. Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской

набережной. - Л., 1973.

6. Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и

исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. - Л., 1971.

7. Буслович Д. С. Люди, боги, герои. - СПб., 1992.

8. Виппер Б. Р. Искусство Древней Ереции. - М., 1972.

9. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного

Эрмитажа. - М., 1969.

10.Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. - Любое издание.

11.Раскин Е. А. Триумфальные арки Ленинграда. - Л., 1985.

12.Санкт-Петербург и античность. - СПб., 1993.

13.Сашонко В. Н. Адмиралтейство. - Л., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в ...

Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности учителя Физической культуры (средняя школа).

Методическая разработка представляет собой программу внеурочной деятельности по Физической культуре для учащихся 7-8 класса. Включает в себя курс подготовки детей к сдаче норм ГТО.Программа расчитана ...

Занятие внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт - Петербурга: Сокровища античного мира

Тема занятия: Сокровища античного мира. Цель: Способствовать эмоционально – ценностному восприятию школьников музейных экспозиций Эрмитажа, а себя – как хранителей античного...

Учебно-методическое пособие "Рабочие листы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга"

Данная методическая разработка адресована учащимся 7 класса, изучающим историю и культуру Санкт-Петербурга. Она представлена в виде рабочих листов к урокам по Разделу 1 «Наш край до основания Са...

Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности «Нешкольная история. Петербург Петра Великого», 8 класс

Методическая разработка «Нешкольная история. Петербург Петра Великого» сформирована для внеурочной деятельности по программе «История международных отношений» и предназначена д...