Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга
методическая разработка по истории (5 класс)
Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патриотической позиции.Рекомендуется для использования в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_i_kultura_spb_5kl.docx | 46.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 320
Приморского района Санкт-Петербурга
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом ГБОУ школа № 320 Протокол № ___ от «____» _____________ 2020 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ГБОУ школа № 320 ______________И. Б. Черноус Приказ № _________ от «__» _____________ 2020 г. |
Программа по внеурочной деятельности
«История и культура Санкт-Петербурга»
Направление программы: общекультурное
Адресат программы: 5 кл.
Количество часов: 34 часа
Автор-составитель программы:
Матюхин Сергей Александрович
Санкт-Петербург
2020 /2021 учебный год
1.Пояснительная записка
1.1. Введение
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя, хранителя, разрушителя, создателя наследия.
Программа «История и культура Санкт-Петербурга» имеет социальную (общественно-научную направленность). Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через освоение опыта прошлого, на осознание ценности, значимости наследия края для себя, для современных жителей края, на восприятие наследия города и края как части отечественного и всемирного культурного наследия.
Пятый класс – первый год обучения. Рабочая программа имеет целью способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а Себя - как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Ключевая идея курса заключается в том, что каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной
культуре, технических достижениях, традициях других времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга.
1.2. Цели и задачи
1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив
каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными
экспонатами, традициям» и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
• о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
• о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной
и повседневной жизни:
• ориентироваться в культурном пространстве города,
• понимать особенности городских объектов как источников информации,
• применять полученные знания
4. Совершенствовать общеучебные умения
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
1.3. Общая характеристика программы
Программа внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов, регулирующих организацию внеурочной деятельности начального общего образования ГБОУ школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009, с изменениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015.)
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015)
4. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 03.02.2012, от 13.04.2014, от 02.01.2016, от 10.06.2019).
5. Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
6. Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-1672 от 18.08.2017 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
7. Письмо Министерства просвещения РФ № 03-ПГ-МП-42216 от 05.09.2018 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности».
Региональный уровень
1. Распоряжение Комитета по образованию от 21.04.2020 № 1011-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год».
2. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0.
3. Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год» от 23.04.2020 № 03-28-3775/20-0-0.
Локальный уровень
1. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга, принятой Педагогическим советом (протокол от 18.05.2016 № 9), утвержденной приказом директора ОУ № 121-Д от 23.05.2016; (с внесенными изменениями, утвержденными приказом директора ОУ № 127-Д от 15.05.2020).
2. Устав ГБОУ школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга (утвержден Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 4756-р от 24.10.2014).
З. Положение об организации внеурочной деятельности в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга (Приказ от 15.05.2020 № 127-Д, протокол от 15.05.2020 № 11).
4. Положение о портфолио (Приказ от 15.05.2020 № 127-Д, протокол от 15.05.2020 № 11).
5. Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приказ от 20.03.2020 № 112/1-Д, протокол от 20.03.2020 № 6)
Содержательные линии рабочей программы внеурочной деятельности прописаны в соответствии с ФГОС НОО и на основе авторской программы «Санкт-Петербург - город-музей» автор Л.К.Ермолаевой.
Курс включает следующие содержательные линии:
Раздел 1. Санкт-Петербург – ваш город
Раздел 2. Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга
Знакомство с наследием Древнего Востока и Античным наследием в Петербурге.
1.4. Курс изучения программы
Рассчитан на 1 год. Количество часов, отведённое на реализацию программы 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1.5. Реализация программы
Программа осуществляется по линейной схеме.
1.6. Адресат программы
Программа предназначается обучающимся 5 класса в соответствии с их возрастной категорией (10-12 лет)
1.7. Специфика программы
Следует отметить, что в педагогическом смысле «памятник наследия» - это не только всемирно известное здание или монумент, уникальный природный заповедник или музейный экспонат, но и жилые дома рядовой застройки, промышленные объекты, уличные фонари, сквер около дома, предметы повседневного быта, фотографии из семейного альбома... Все они имеют особую ценность (значимость) для горожан: утилитарную (приносят практическую пользу, используются в наши дни); эстетическую (могут являться образцами красоты); историческую (хранят память о прошлом); Духовную (аккумулируют в себе общечеловеческие ценности и нравственные нормы); научно-техническую и пр.
Памятники культурного наследия — это не только объекты, созданные в прошлом. Сегодня строятся набережные, прокладываются дороги и улицы, возводятся здания и мосты, ставятся новые спектакли, издаются книги, появляются новые предметы быта, рождаются новые традиции... Очевидцами, участниками этого созидательного процесса являются современные жители города. Через несколько лет создаваемое сегодня станет наследием и будет напоминать о жителях начала XXI века. Именно поэтому современные городские сооружения, события, традиции тоже становятся важными объектами изучения.
Условно можно выделить следующие группы памятников:
Памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития экономики края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, определяют некоторые условия жизни людей. Среди них: памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей (каналы, пруды, сады, парки, скверы).
Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды, и сегодня напоминают о достижениях и проблемах, об уникальности конкретного края и его связях с другими отечественными и зарубежными регионами. Памятники истории и культуры условно можно разделить на недвижимые и движимые.
Недвижимые памятники - это сооружения, которые находятся в определенном месте, хранят память о времени своего создания, причинах, обусловивших их создание, достижениях техники, создателях, исторических событиях, жизни и деятельности людей, связанных с этими объектами.
Движимые памятники истории и культуры - это музейные экспонаты и произведения искусства, архивные документы, письменные источники и литературные произведения, предметы быта, карты, фотографии (в том числе семейные архивы, реликвии).
Движимые и недвижимые памятники напоминают о людях, их создавших, а также о тех горожанах, чья судьба тем или иным образом была связана с этими памятниками, о местных традициях (образовательных, трудовых, научных, религиозных, этнических, культурных, художественных, литературных, школьных, семейных, этических и др.) исчезнувших и сохранившихся до наших дней. Существуют как позитивные, так и негативные традиции.
Содержание программы построено с использованием элементов одного из методологических подходов: культурологического. Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами: с курсами всеобщей истории и изобразительного искусства, в результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций.
1.8. Организация процесса обучения
Курс рассчитан на 34 занятия, по 1 разу в неделю. Занятия организованы в учебном кабинете. Организация процесса освоения учащимися «своего места» — города, в котором они живут, это творческий процесс. Необходимо учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» носит вариативный характер. Педагог сам определяет необходимый, по его мнению, материал из предложенного в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).
Занятия проходят в форме обсуждения таких тем, как художественные произведения, архитектурные памятники города и исторический контекст, в котором они были созданы и рассмотрение собственных работ учащихся в виде сообщений, презентаций и изобразительной деятельности. В случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки программа внеурочной деятельности реализуется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посредством электронных ресурсов. Каждая из тем программы внеурочной деятельности «Палитра» подходит для реализации в дистанционном формате.
1.9. Прогнозируемые результаты программы
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
• понимть свою связь с окружающим микромиром; уметь грамотно взаимодействовать с ним; осознавать проблемы окружающего микромира
• осознавать ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края
• воспринимать наследие города и края как часть отечественного и всемирного культурного наследия (наследие города создавалось, используя накопленный Человечеством опыт, однако оно неповторимо, уникально, поэтому обогатило отечественное и всемирное наследие)
• интересоваться жизнью края; уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о трудоустройстве; активно использовать культурный потенциал Санкт-Петербурга
• называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей
• оценивать самостоятельно отношение жителей к городу
• называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей
• нанализировать свой опыт; высказывать свою точку зрения и ее аргументировать
• объяснять такие понятия как исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить
Возможные направления взаимодействия:
• сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (центром, координирующим деятельность учреждений дополнительного образования, является Дворец творчества юных)
• участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях; • использование культурного потенциала края, города (связь с музеями, экскурсионными фирмами, театрами, библиотеками)
• вовлечение в процесс краеведческого образования органов местной администрации, молодежных движений, средств массовой информации
• вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (особенно в начальной школе: совместные классные мероприятия, совместное выполнение творческих заданий; совместные занятия; лекторий для родителей).
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- планирование работы над проектом
- формулировка проблемы
- анализ информации и изложение ее в сжатой форме
- систематизация и обобщение знаний по теме
- поиск информации в источниках
- составление маршрутов
- соотнесение фамилии, исторической эпохи и конкретного архитектурного памятника
Познавательные УУД:
• приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города;
• делают открытия в знакомом городском окружении, используя повседневный опыт, знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам;
•приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания;
• развивают умения «видеть» детали городской среды, самостоятельно их «расшифровывать», «читать» и, главное, «оценивать»;
• применяют полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности
• выявлять особенности города, его отличия от деревни
• устанавливать взаимосвязь города и горожан как «помощников» города и как его «разрушителей»
• работать с текстовыми и картографическими источниками
• понимать значение Петербурга для его жителей, для государства
• работать с иллюстрацией
• характеризовать символику города
• устанавливать связи между историческими событиями и декором сооружений
• выявлять значение города как центра просвещения и художественной культуры
• устанавливать связь между культурным и научно-техническим прогрессом
• различать научные центры города, занимающиеся изучением Древнего Востока (Государственный Эрмитаж, музей Этнографии и антропологии им. Петра Великого в Кунсткамере, Институт востоковедения, РНБ)
• различать египтологию и востоковедение как современные науки
• отмечать черты классицизма и других архитектурных стилей в Петербурге
Коммуникативные УУД:
- рассказывать об архитектурных памятниках города, о мифологических сюжетах в убранстве Петербурга
- произносить, писать и использовать термины, понятия и имена
- работать, создавать проекты в группах
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:
Выпускники 5 класса:
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия;
- называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко- культурную значимость;
- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия;
- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.
• Ориентируются:
- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга);
- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;
• Умеют:
- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- рассматривать на прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).
• Умеют:
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);
• Умеют:
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительно литературе (не более 2 источников);
- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.
Способы измерения результативности программы
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания. Основные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, минитест, работа по карточкам, создание презентаций. После тем «Наш край до основания СанктПетербурга»», «Первоначальный Санкт-Петербург», «Санкт-Петербург после Петра I», «Жизнь нашего края в XVIII веке» проводятся повторительно-обобщающие уроки с тестовым контролем. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
1 уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
2 уровень результатов- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3 уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это учитывается при организации воспитания и социализации младших школьников.
2. Учебно- тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | В том числе | Форма занятий | Способы выявления образовательных результатов | |
Теория | Практика | |||||
1 | Санкт-Петербург – ваш город | 8 | 5 | 3 | Презентации, беседа, практикум | Опрос, творческая работа |
2 | Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга | 26 | 13 | 13 | Презентации, беседа, практикум | Опрос, творческая работа |
1. 3. Содержание программы
1 раздел. Санкт-Петербург – ваш город (8 часов).
- Как многие города…
- Создан людьми для людей
- Визитная карточка нашего города
- Об истории города напоминают
- Об истории города напоминают
- Богатое наследие Санкт-Петербурга
- В списке всемирного наследия
- Мы наследники, но мы разные
2 раздел. Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга (26 часов).
2.1 Из глубины тысячелетий
2.2 Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге
2.3 «От берегов загадочного Нила на берега пленительно й Невы»
2.4 «Братья» и «сестры» египетских сфинксов»
2.5 Петербургские «лучи солнца»
2.6 «Отголоски» Древнего Египта в архитектуре Петербурга
2.7 «Отзвуки» культуры Междуречья в Петербурге
2.8 «Отзвуки» культуры Междуречья в Петербурге
2.9 Сказочный зверинец Петербурга
2.10 Из глубины веков…
2.11 Из глубины веков…
2.12 Из истории античных коллекции в Петербурге
2.13 Из античного мира в вашу школьную жизнь
2.14 В Петербурге раскрывают тайны античного мира
2.15 Главный хранитель античного наследия в Петербурге
2.16 «Отголоски» античного литературного наследия в Петербурге
2.17 Напоминание об античном мире в живописи, скульптуре, интерьерах
2.18 Здания – петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре
2.19 Здания – петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре
2.20 Герои античных мифов «рассказывают» о Санкт-Петербурге
2.21 Герои античных мифов «рассказывают» о Санкт-Петербурге
2.22 Памятники не богам, а реальным людям
2.23 Триумф, виктория, победа…
2.24 Создатели скульптурного убранства Санкт-Петербурга
2.25 Санкт- Петербург – город -музей?
2.26 Санкт- Петербург – город -музей?
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол.час. | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Как многие города… | 1 |
|
|
2 | Создан людьми для людей | 1 | ||
3 | Визитная карточка нашего города | 1 | ||
4 | Об истории города напоминают | 1 | ||
5 | Об истории города напоминают | 1 | ||
6 | Богатое наследие Санкт-Петербурга | 1 | ||
7 | В списке всемирного наследия | 1 | ||
8 | Мы наследники, но мы разные | 1 | ||
9 | Из глубины тысячелетий | 1 | ||
10 | Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге | 1 | ||
11 | «От берегов загадочного Нила на берега пленительно й Невы» | 1 | ||
12 | «Братья» и «сестры» египетских сфинксов | 1 | ||
13 | Петербургские «лучи солнца» | 1 | ||
14 | «Отголоски» Древнего Египта в архитектуре Петербурга | 1 | ||
15 | «Отзвуки» культуры Междуречья в Петербурге | 1 | ||
16 | «Отзвуки» культуры Междуречья в Петербурге | 1 | ||
17 | Сказочный зверинец Петербурга | 1 | ||
18 | Из глубины веков… | 1 | ||
19 | Из глубины веков… | 1 | ||
20 | Из истории античных коллекции в Петербурге | 1 | ||
21 | Из античного мира в вашу школьную жизнь | 1 | ||
22 | В Петербурге раскрывают тайны античного мира | 1 | ||
23 | Главный хранитель античного наследия в Петербурге | 1 | ||
24 | «Отголоски» античного литературного наследия в Петербурге | 1 | ||
25 | Напоминание об античном мире в живописи, скульптуре, интерьерах | 1 | ||
26 | Здания – петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре | 1 | ||
27 | Здания – петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре | 1 | ||
28 | Герои античных мифов «рассказывают » о Санкт-Петербурге | 1 | ||
29 | Герои античных мифов «рассказывают » о Санкт-Петербурге | 1 | ||
30 | Памятники не богам, а реальным людям | 1 | ||
31 | Триумф, виктория, победа… | 1 | ||
32 | Создатели скульптурного убранства Санкт-Петербурга | 1 | ||
33 | Санкт-Петербург – город -музей? | 1 | ||
34 | Санкт-Петербург – город -музей? | 1 |
Методическое и техническое обеспечение.
Учебные презентации, видеоматериалы и т.д.
Список литературы для учащихся и учителя:
Учебно-методический комплекс
1. Учебники, допущенные к использованию
Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга
1. Ермолаева JI. К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург - город-музей. Ч.1 - СПб., СМИО Пресс, 2013.
2. Дидактически е материалы к курсу
• История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.
Справочники, словари, путеводители
3. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. - СПб., 1993.
4. Детские энциклопедии.
5. Нестеров В. В. Львы стерегут город. - СПб., 2000.
6. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. - СПб., 1999.
7. Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград. Энциклопедический справочник. - М.,1992.
8. Путеводители по Русскому музею.
9. Путеводители по Эрмитажу.
Литература общего характера
1. Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. - Л.-М., 1965.
2. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. - СПб., 1996.
3. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. - СПб., 1997.
4. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. - СПб., 1998.
5. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. - М., 1988.
6. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. - Л., 1985.
7. Мифы Древнего мира. Любое издание.
8. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Илюхин, А. С. Раскин. - Л., 1991.
9. Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. - Л., 1973.
10. Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. - Л., 1985.
11. Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., 1972.
12. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. - Л., 1985.
Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»
1. Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. - М., 1990.
2. Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
3. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. - Любое издание.
4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. - Л., 1971.
5. Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. - Л., 1963.
6. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. - Любое издание.
7. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. - М., 1970.
Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»
1. Арский Ф. Н. В стране мифов. - М., 1965.
2. Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. - СПб., 1993.
3. Брянцева В. Мифы Древней Ереции и музыка. - М., 1967.
4. Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. - СПб., 1992.
5. Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской
набережной. - Л., 1973.
6. Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и
исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. - Л., 1971.
7. Буслович Д. С. Люди, боги, герои. - СПб., 1992.
8. Виппер Б. Р. Искусство Древней Ереции. - М., 1972.
9. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного
Эрмитажа. - М., 1969.
10.Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. - Любое издание.
11.Раскин Е. А. Триумфальные арки Ленинграда. - Л., 1985.
12.Санкт-Петербург и античность. - СПб., 1993.
13.Сашонко В. Н. Адмиралтейство. - Л., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов
Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования в ...
Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.
В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...
Методическая разработка: технологическая карта урока по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме "Петербургские сфинксы - младшие "братья" и "сёстры" сфинксов египетских"
Урок для 5 класса. Разработан с учётом ФГОС....
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности учителя Физической культуры (средняя школа).
Методическая разработка представляет собой программу внеурочной деятельности по Физической культуре для учащихся 7-8 класса. Включает в себя курс подготовки детей к сдаче норм ГТО.Программа расчитана ...
Занятие внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт - Петербурга: Сокровища античного мира
Тема занятия: Сокровища античного мира. Цель: Способствовать эмоционально – ценностному восприятию школьников музейных экспозиций Эрмитажа, а себя – как хранителей античного...
Учебно-методическое пособие "Рабочие листы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга"
Данная методическая разработка адресована учащимся 7 класса, изучающим историю и культуру Санкт-Петербурга. Она представлена в виде рабочих листов к урокам по Разделу 1 «Наш край до основания Са...
Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности «Нешкольная история. Петербург Петра Великого», 8 класс
Методическая разработка «Нешкольная история. Петербург Петра Великого» сформирована для внеурочной деятельности по программе «История международных отношений» и предназначена д...