Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности «Нешкольная история. Петербург Петра Великого», 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс)
Методическая разработка «Нешкольная история. Петербург Петра Великого» сформирована для внеурочной деятельности по программе «История международных отношений» и предназначена для обучающихся 8 класса.
Представленная форма проведения мероприятий строится на активном взаимодействии учителя и обучающихся в процессе формирования целей, задач, маршрута, его информационного наполнения. Данная методическая разработка направлена на визуализацию истории России XVIII в., формирование у обучающихся восприятия, понимания и трактовки отечественной истории в единстве с мировыми политическими процессами; умения использовать междисциплинарный подход в изучении событий прошлого, поиска причинно – следственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klavdieva_yu.k._vneurochnoe_meropriyatie.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Клавдиева Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности
«Нешкольная история. Петербург Петра Великого», 8 класс
Представленная методическая разработка внешкольных мероприятий является модулем программы внеурочной деятельности «История международных отношений». Форма подготовки и организации выездных мероприятий направлены на понимание обучающимися Вестфальской системы международных отношений, ее особенностей, принципов функционирования и причин распада.
Актуальность методической разработки заключается в привлечении междисциплинарного подхода к изучению исторической дисциплины. Данная форма организации внеурочной деятельности позволяет расширить системный и содержательный подходы в анализе и понимании обучающимися событий минувших эпох.
Новизна представленной разработки заключается в привлечении обучающихся к разработке, организации и проведению мероприятия внеурочной деятельности в единстве с тематикой школьного курса истории. Представленная форма проведения внеурочной деятельности позволяет систематизировать и внедрить в учебный процесс активное взаимодействие между преподавателем и обучающимися.
Вид внеурочной деятельности: творческо – краеведческий.
Тип мероприятия: экскурсия, направленная на структурирование и совершенствование знаний, умений, навыков.
Цель: изучение исторических событий, фактов в единстве с городскими, парковыми и музейными пространствами города Санкт – Петербург.
Задачи:
– обучать самостоятельному составлению пешеходного маршрута по Санкт-Петербургу в соответствии с темами школьного курса истории;
– развивать стремления к поиску дополнительной информации об исторических личностях и событиях;
– формировать понимание самоотверженности предков в стремлении развивать, культурно обогащать и защищать родной город, Отечество.
Планируемые результаты по формированию УУД:
познавательные:
– понимание причинно-следственных связей в историко-культурном развитии российского общества;
– изучение отечественной истории в единстве с мировой;
– применение разнообразных способов решения учебной задачи;
– рассмотрение художественных стилей в искусстве как воплощение и отражение исторической действительности;
– систематизация и сохранение представленной информации в наглядной форме (таблицы, презентации);
– изучение отечественной и зарубежной истории в рамках международных отношений.
коммуникативные:
– освоение правил коллективного взаимодействия;
– формирование учебной задачи, разработка способов и вариантов ее решения;
– распределение обязанностей и ролей при организации выездного мероприятия;
– коллективное выполнение поставленной учебной задачи;
– приобретение навыков работы с аудиторией.
регулятивные:
– понимание и следование поставленным учебным цели и задачам;
– контроль и оценивание своих действий в единстве с коллективными.
личностные:
– обработка с последующим изложением информации в устной форме;
– развитие ораторского мастерства.
Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:
эмоциональное стимулирование: проблемно-поисковый; постановка системы перспектив.
развитие познавательного интереса: предоставление возможности творческого поиска и оформления аналитической деятельности; акцентирование внимание на занимательных фактах.
формирование ответственности и обязательности: стимулирование готовности восприятия нового материала; личностное понимание значимости обучения; предъявление учебных требований.
Оборудование для предварительной подготовки: компьютер, проектор, наглядные материалы, учебники по дисциплине «история», электронные интернет-ресурсы, тетради.
Предварительные задания: применяя знания событий зарубежной истории, определить предпосылки и причины основания Санкт – Петербурга; используя интернет-ресурсы обозначить аспекты и результаты деятельности Петра Великого в процессе основания и застройки города на Неве.
Оборудование: конспекты, распечатки, бумажная или электронная карта Санкт – Петербурга.
Этап 1. Предварительная подготовка внеурочного мероприятия
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Формирование цели и задач предстоящего мероприятия, аспектов изучения и анализа, делегирование полномочий. | Понимание и принятие цели, задач мероприятия «Нешкольная история. Петербург Петра Великого», распределение зон ответственности в его подготовки и проведении. |
Обозначение электронных ресурсов для поиска исторически достоверной информации. | Анализ электронных ресурсов, систематизация и распределение представленной информации. |
Краткая характеристика личности Петра Алексеевича, особенностей его воспитания, династических прений и конфликтов. | Изучение биографии Петра Великого, анализ родословной династии Романовых. |
Поиск и биографическая справка о деятелях петровской эпохи в области политики (А.Д. Меньшиков, Ф.М. Апраксин, Б.П. Шереметев, П.А. Толстой, Ф.Ю. Ромодановский), культуры (В.Н. Татищев), искусства (И.И. Никитин). Выделение особенностей градостроительства, архитектуры, скульптуры, живописи, научных изысканий периода правления Петра Великого. | Изучение биографии сподвижников Петра I, их вклада в формирование инфраструктуры Санкт – Петербурга. Формулировка особенностей российской сословной политики первой четверти XVIII в., взаимодействия с иностранными учеными, мастерами. Анализ степени влияния европейской культуры на развитие российского общества. |
Акцентирование внимания на взаимосвязи политики и культуры, личности и общественных преобразований, единстве мирового исторического процесса. Выявление сходства и различий. | Поиск причинно – следственных связей между внутренней политикой государства и международными отношениями. Привлечение информации курса мировой истории при анализе событий отечественной истории. |
Объяснение причин основания Санкт – Петербурга, взаимосвязи данного события с участием России в Северной войне 1700 – 1721 гг. | Сопоставление внутренней политики Петра Великого с развитием международных отношений XVII в. |
Разработка критериев внеурочного мероприятия в Санкт – Петербурге: – географическое положение городской застройки времен Петра Алексеевича; – тематическое формирование маршрута с учетом архитектурных сооружений, городской планировки, направлений деятельности музеев; – рассмотрение возможности изменения содержания маршрута из-за погодных условий. | Разработка тематического экскурсионного маршрута по Санкт – Петербургу с учетом тематической направленности курса внеурочной деятельности «История международных отношений», цели и задач мероприятия, содержания изученной информации. |
Источники:
1. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.А. Искендеров, А.Я. Юдовская. М.: Просвещение, 2020. 255 с.
2. История и культура Санкт – Петербурга. Часть 1 (XVIII век). Учебник по истории и культуре Санкт – Петербурга для учащихся 8 класса / Л.К. Ермолаева, Н.Г. Захарова, Н.В. Казакова, Е.В. Калмыкова, И.М. Лебедева, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко. СПб, 2011, 317 с.
3. История России. 8 класс в двух частях / А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева и др. М.: Просвещение, 2018.
Интернет-ресурсы:
- Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru/
- Дворец А.Д. Меньшикова https://vk.com/menshikovpalace
- Домик Петра I https://rusmuseum.ru/cabin-of-peter-1/
- Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук https://www.kunstkamera.ru/
- Летний сад и Летний дворец Петра I https://rusmuseum.ru/summer-garden/history/
- Новая Голландия https://www.newhollandsp.ru/
- Петропавловская крепостьhttps://www.spbmuseum.ru/themuseum/museum_complex/peterpaul_fortress/
- Энциклопедия Всемирная история https://w.histrf.ru/
- Walkspb https://walkspb.ru/istoriya-peterburga
- Wikiway https://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/
Этап 2. Ход внеурочного мероприятия
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Координирование учебного процесса, формирование дискуссионных вопросов: является ли архитектурная и ландшафтная среда отражением характера Петра I? Какие выводы можно сделать об экономическом положении России первой четверти XVII в., исходя из художественных особенностей петровского барокко? Эстетика и структура регулярного парка в сравнении с проводимой Петром I внутренней политикой. | Осмысление полученной теоретической информации в единстве с архитектурной и ландшафтной средой Петербурга эпохи правления Петра Великого. |
Обсуждение с обучающимися содержания маршрута мероприятия, анализ особенностей застройки Санкт – Петербурга при помощи карты города. | Развитие искусства ораторского мастерства, ведения аргументированной дискуссии; умения работы и анализа данных карты мира и города. |
Акцентирование внимания обучающихся на исторической достоверности информации; обсуждение форм подачи и трактовки событий минувших эпох; видов исторических источников; особенностей произведений публицистического жанра. | Сопоставление найденных исторических фактов, сделанных выводов с содержанием музейных экспозиций. |
Моделирование внеурочного мероприятия, его теоретической составляющей предварительно сформулированным целям и задачам. | Фиксирование теоретической информации, впечатлений и личных открытий с помощью презентаций, рефератов, статей. |
Этап 3. Подведение итогов, обобщение и систематизация полученного опыта.
По итогам проведенного мероприятия учителем совместно с обучающимися проводится структурный комплексный анализ по следующим критериям:
– сравнение впечатление, формирование кейса предложений относительно структурной и содержательной части мероприятия;
– выявление успехов и неудач, поиск путей исправления и предотвращения ошибок;
– сохранение полученного учебного опыта в форме презентаций, коллажей и аппликаций, статей и проектов.
Примеры разработанных маршрутов по теме «Нешкольная история. Петербург Петра Великого».
1. Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Кунсткамера – СПбГУ (здание двенадцати коллегий);
2. Домик Петра I – Летний сад – Летний дворец Петра I;
3. Петровское барокко в городской застройки Васильевского острова – дворец А.Д. Меньшикова;
4. Сенная площадь – остров Новая Голландия – Адмиралтейство – Дворцовая набережная – Дворцовая площадь.
Результатами представленной формы организации внеурочной деятельности по программе «История международных отношений» стали участие обучающихся в разработке и проведении урока – игры: «В поисках путей модернизации» и урока – путешествия: «Международные отношения XVIII в.» в рамках учебной дисциплины «история». Совместно с обучающимися были созданы тематические презентации и плакаты, написана статья «Каменная книга “Петербург”» для школьной газете «Скрепка».
Информация о проведенных мероприятиях обозначена на сайте школы (19.09.2021 «Северная война 1700 – 1721 гг. и основание Санкт – Петербурга»; 17.10.2021 «Личность Петра Великого и стиль городской застройки Санкт – Петербурга (Домик Петра I, Летний сад и Летний дворец Петра I).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание) "История появления Конституции"
Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание). Разработана и проведена к 20 - летию Конституции с обучающимися 8 класса....
Методическая разработка программы внеурочной деятельности "Прогулки по Петербургу", основанной на интерактивных технологиях
Данная программа разработана на основе технологии дополненной реальности....
Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности «Карманные деньги»
( в рамках преподавания курса «Финансовая грамотность»)...
Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга
Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...
Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Санкт-Петербург Петра Великого».
Занятие направлено на закрепление, уточнение и обобщение знаний, полученных о Санкт-Петербурге времен Петра Великого. В процессе занятия активно используются настольно-печатные игры краеведческого хар...
Методическая разработка по внеурочной деятельности на тему: «ВЕЛИКОЕ ИМЯ - КОСТА» для 5-9 классов
Цель мероприятия: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях; воспитывать умение работать в гру...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по биологии в 8 классе «Культура здоровья человека» по теме: Строение и гигиена ротовой полости.
Данную методическую разработку можно использовать во внеурочной деятельности для проведения классных часов по здоровому образу жизни, на факультативных занятиях, в рамках проведения предметной недели ...