Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности «Нешкольная история. Петербург Петра Великого», 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс)

Юлия Константиновна Клавдиева

Методическая разработка «Нешкольная история. Петербург Петра Великого» сформирована для внеурочной деятельности по программе «История международных отношений» и предназначена для обучающихся 8 класса.

Представленная форма проведения мероприятий строится на активном взаимодействии учителя и обучающихся в процессе формирования целей, задач, маршрута, его информационного наполнения. Данная методическая разработка направлена на визуализацию истории России XVIII в., формирование у обучающихся восприятия, понимания и трактовки отечественной истории в единстве с мировыми политическими процессами; умения использовать междисциплинарный подход в изучении событий прошлого, поиска причинно – следственных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klavdieva_yu.k._vneurochnoe_meropriyatie.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Клавдиева Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания

Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности

«Нешкольная история. Петербург Петра Великого»,  8 класс

        Представленная методическая разработка внешкольных мероприятий является модулем  программы внеурочной деятельности «История международных отношений». Форма подготовки и организации выездных мероприятий направлены на понимание обучающимися Вестфальской системы международных отношений, ее особенностей, принципов функционирования и причин распада.

Актуальность методической разработки заключается в привлечении междисциплинарного подхода к изучению исторической дисциплины. Данная форма организации внеурочной деятельности позволяет расширить системный и содержательный подходы в анализе и понимании обучающимися событий минувших эпох.

Новизна представленной разработки заключается в привлечении обучающихся к разработке, организации и проведению мероприятия внеурочной деятельности в единстве с тематикой школьного курса истории. Представленная форма проведения внеурочной деятельности позволяет систематизировать и внедрить в учебный процесс активное взаимодействие между преподавателем и обучающимися.

Вид внеурочной деятельности: творческо – краеведческий.

Тип мероприятия: экскурсия, направленная на структурирование и совершенствование знаний, умений, навыков.

Цель: изучение исторических событий, фактов в единстве с городскими, парковыми и музейными пространствами города Санкт –  Петербург.

Задачи:

– обучать самостоятельному составлению пешеходного маршрута по Санкт-Петербургу в соответствии с темами школьного курса истории;

– развивать стремления к поиску дополнительной информации об исторических личностях и событиях;

– формировать понимание самоотверженности предков в стремлении развивать, культурно обогащать и защищать родной город, Отечество.

Планируемые результаты по формированию УУД:

познавательные:

 понимание причинно-следственных связей в историко-культурном развитии российского общества;

– изучение отечественной истории в единстве с мировой;

– применение разнообразных способов  решения учебной задачи;

– рассмотрение художественных стилей в искусстве как воплощение и отражение исторической действительности;

– систематизация и сохранение представленной информации в наглядной форме (таблицы, презентации);

– изучение отечественной и зарубежной истории в рамках международных отношений.

коммуникативные:

– освоение правил коллективного взаимодействия;

– формирование учебной задачи, разработка способов и вариантов ее решения;

– распределение обязанностей и ролей при организации выездного мероприятия;

– коллективное выполнение поставленной учебной задачи;

– приобретение навыков работы с аудиторией.

регулятивные:

– понимание и следование поставленным учебным цели и задачам;

– контроль и оценивание своих действий в единстве с коллективными.

личностные:

– обработка с последующим изложением информации в устной форме;

– развитие ораторского мастерства.

Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:

эмоциональное стимулирование: проблемно-поисковый; постановка системы перспектив.

развитие познавательного интереса: предоставление возможности творческого поиска и оформления аналитической деятельности; акцентирование внимание на занимательных фактах.

формирование ответственности и обязательности: стимулирование готовности восприятия нового материала; личностное понимание значимости обучения; предъявление учебных требований.

Оборудование для предварительной подготовки: компьютер, проектор, наглядные материалы, учебники по дисциплине «история», электронные интернет-ресурсы, тетради.

Предварительные задания: применяя знания событий зарубежной истории, определить предпосылки и причины основания Санкт – Петербурга; используя интернет-ресурсы обозначить аспекты и результаты деятельности Петра Великого в процессе основания и застройки города на Неве.

Оборудование: конспекты, распечатки, бумажная или электронная карта Санкт – Петербурга.

Этап 1. Предварительная подготовка внеурочного мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование цели и задач предстоящего мероприятия, аспектов изучения и анализа, делегирование полномочий.

Понимание и принятие цели, задач мероприятия «Нешкольная история. Петербург Петра Великого», распределение зон ответственности в его подготовки и проведении.

Обозначение электронных ресурсов для поиска исторически достоверной информации.

Анализ электронных ресурсов, систематизация и распределение представленной информации.

Краткая характеристика личности Петра Алексеевича, особенностей его воспитания, династических прений и конфликтов.

Изучение биографии Петра Великого, анализ родословной династии Романовых.

Поиск и биографическая справка о деятелях петровской эпохи в области политики (А.Д. Меньшиков, Ф.М. Апраксин, Б.П. Шереметев, П.А. Толстой, Ф.Ю. Ромодановский), культуры (В.Н. Татищев), искусства (И.И. Никитин). Выделение особенностей градостроительства, архитектуры, скульптуры, живописи, научных изысканий периода правления Петра Великого.

Изучение биографии сподвижников Петра I, их вклада в формирование инфраструктуры Санкт – Петербурга. Формулировка особенностей российской сословной политики первой четверти XVIII в., взаимодействия с иностранными учеными, мастерами. Анализ степени влияния европейской культуры на развитие российского общества.

Акцентирование внимания на взаимосвязи политики и культуры, личности и общественных преобразований, единстве мирового исторического процесса. Выявление сходства и различий.

Поиск причинно – следственных связей между внутренней политикой государства и международными отношениями. Привлечение информации курса мировой истории при анализе событий отечественной истории.

Объяснение причин основания Санкт – Петербурга, взаимосвязи данного события с  участием России в Северной войне 1700 – 1721 гг.

Сопоставление внутренней политики Петра Великого с развитием международных отношений XVII в.

Разработка критериев внеурочного мероприятия в Санкт – Петербурге:

– географическое положение городской застройки времен Петра Алексеевича;

– тематическое формирование маршрута с учетом архитектурных сооружений, городской планировки, направлений деятельности музеев;

– рассмотрение возможности изменения содержания маршрута из-за погодных условий.

Разработка тематического экскурсионного  маршрута по Санкт – Петербургу с учетом тематической направленности курса внеурочной деятельности «История международных отношений», цели и задач мероприятия, содержания изученной информации.

Источники:

1. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.А. Искендеров, А.Я. Юдовская. М.: Просвещение, 2020. 255 с.

2. История и культура Санкт – Петербурга. Часть 1 (XVIII век). Учебник по истории и культуре Санкт – Петербурга для учащихся 8 класса / Л.К. Ермолаева, Н.Г. Захарова, Н.В. Казакова, Е.В. Калмыкова, И.М. Лебедева, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко. СПб, 2011, 317 с.

3. История России. 8 класс в двух частях / А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева и др. М.: Просвещение, 2018.

Интернет-ресурсы:

  1. Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru/
  2. Дворец А.Д. Меньшикова https://vk.com/menshikovpalace
  3. Домик Петра I https://rusmuseum.ru/cabin-of-peter-1/
  4. Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук https://www.kunstkamera.ru/
  5. Летний сад и Летний дворец Петра I https://rusmuseum.ru/summer-garden/history/
  6. Новая Голландия https://www.newhollandsp.ru/
  7. Петропавловская крепостьhttps://www.spbmuseum.ru/themuseum/museum_complex/peterpaul_fortress/
  8. Энциклопедия Всемирная история https://w.histrf.ru/
  9. Walkspb https://walkspb.ru/istoriya-peterburga
  10. Wikiway  https://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/

Этап 2. Ход внеурочного мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Координирование учебного процесса, формирование дискуссионных вопросов: является ли архитектурная и ландшафтная среда отражением характера Петра I? Какие выводы можно сделать об экономическом положении России первой четверти XVII в., исходя из художественных особенностей петровского барокко? Эстетика и структура регулярного парка в сравнении с проводимой Петром I внутренней политикой.

Осмысление полученной теоретической информации в единстве с архитектурной и ландшафтной средой Петербурга эпохи правления Петра Великого.

Обсуждение с обучающимися содержания маршрута мероприятия, анализ особенностей застройки  Санкт – Петербурга при помощи карты города.

Развитие искусства ораторского мастерства, ведения аргументированной дискуссии; умения работы и анализа данных карты мира и города.

Акцентирование внимания обучающихся на исторической достоверности информации; обсуждение форм подачи и трактовки событий минувших эпох; видов исторических источников; особенностей произведений публицистического жанра.

Сопоставление найденных исторических фактов, сделанных выводов с содержанием музейных экспозиций.

Моделирование внеурочного мероприятия, его теоретической составляющей предварительно сформулированным целям и задачам.

Фиксирование теоретической информации, впечатлений и личных открытий с помощью презентаций, рефератов, статей.

Этап 3. Подведение итогов, обобщение и систематизация полученного опыта.

        По итогам проведенного мероприятия учителем совместно с обучающимися проводится структурный комплексный анализ по следующим критериям:

– сравнение впечатление, формирование кейса предложений относительно структурной и содержательной части мероприятия;

– выявление успехов и неудач, поиск путей исправления и предотвращения ошибок;

– сохранение полученного учебного опыта в форме презентаций, коллажей и аппликаций, статей и проектов.

Примеры разработанных маршрутов по теме «Нешкольная история. Петербург Петра Великого».

1. Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова  – Кунсткамера  – СПбГУ (здание двенадцати коллегий);

2. Домик Петра I – Летний сад – Летний дворец Петра I;

3. Петровское барокко в городской застройки Васильевского острова – дворец А.Д. Меньшикова;

4. Сенная площадь – остров Новая Голландия – Адмиралтейство – Дворцовая набережная – Дворцовая площадь.

        Результатами представленной формы организации внеурочной деятельности по программе «История международных отношений» стали участие обучающихся в разработке и проведении урока – игры: «В поисках путей модернизации» и урока – путешествия: «Международные отношения XVIII в.» в рамках учебной дисциплины «история». Совместно с обучающимися были созданы тематические презентации и плакаты, написана статья «Каменная книга “Петербург”» для школьной газете «Скрепка».
Информация о проведенных мероприятиях обозначена на сайте школы (19.09.2021 «Северная война 1700 – 1721 гг. и основание Санкт – Петербурга»; 17.10.2021 «Личность Петра Великого и стиль городской застройки Санкт – Петербурга (Домик Петра I, Летний сад и Летний дворец Петра I).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание) "История появления Конституции"

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание). Разработана и проведена к 20 - летию Конституции с обучающимися 8 класса....

Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности «Карманные деньги»

( в рамках преподавания курса «Финансовая грамотность»)...

Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Санкт-Петербург Петра Великого».

Занятие направлено на закрепление, уточнение и обобщение знаний, полученных о Санкт-Петербурге времен Петра Великого. В процессе занятия активно используются настольно-печатные игры краеведческого хар...

Методическая разработка по внеурочной деятельности на тему: «ВЕЛИКОЕ ИМЯ - КОСТА» для 5-9 классов

Цель мероприятия: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях; воспитывать умение работать в гру...

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по биологии в 8 классе «Культура здоровья человека» по теме: Строение и гигиена ротовой полости.

Данную методическую разработку можно использовать во внеурочной деятельности для проведения классных часов по здоровому образу жизни, на факультативных занятиях, в рамках проведения предметной недели ...