Разработка урока по истории "Олимпийские игры в древности"
методическая разработка по истории (5 класс)
Разработка урока по истории "Олимпийские игры в древности" включает в себя подробную технологическую карту, презентацию и самоанализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта "Олимпийские игры в древности" 5класс | 873.67 КБ |
Олимпийские игры в древности презентация | 2.34 МБ |
Самоанализ урока "Олимпийские игры в древности" | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории в 5 классе.
Тема: Олимпийские игры
Цель: подвести учащихся к выводу о том, что олимпийские игры, являясь общегреческим праздником, сближали и объединяли всех греков, изучить историю Олимпийский игр, формировать умение работы в группах, развивать интерес к предмету.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формируемые УУД:
Личностные:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков.
Метапредметные:
- развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией;
- развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации);
- развитие умения работать в коллективе.
Предметные:
- формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
- формирование умения работать с картой;
- формирование умения применять полученные знания на практике;
- развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся
Основные понятия: Олимпия, атлеты, олимпионик, ипподром
Даты: 776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры в древности
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная
Ресурсы: учебник «История Древнего мира. 5 класс», Колпаков, Селунская, презентация: «Олимпийские игры», дополнительный материал и задания (см. приложения), песочные часы на 10 мин, на 2 мин.
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания | Планируемые результаты обучения (УУД) |
(1 мин) | Приветствует учащихся, представляется (если есть необходимость), создаёт эмоциональный настрой на урок. | Настраиваются на работу, концентрирует внимание | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
(5 мин) |
|
| Блиц-опрос Работа с картой | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Познавательные: Демонстрируют знания по пройденному материалу. Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми. |
Целеполагание (4 мин) Определение темы урока Формулирование цели урока Определение задач урока | - С чем связано данное изображение? С этим изображением будет связана тема нашего урока. - что вы знаете об Олимпийских играх? А знаете ли вы, когда и где состоялись первые Олимпийские игры, с какой целью они проводились? Ваши знания по этой теме достаточно широки. Давайте их пополним и приведём в порядок. Для этого определим цель урока. Давайте определим задачи. Какие вопросы мы должны поставить перед собой, чтобы достичь указанной цели? При формулировании задач используйте слова-помощники:
| Предположения ребят: - Олимпиада, Олимпийские игры. Определяют тему урока «Олимпийские игры» Записывают в тетрадь Предположения ребят: Олимпийские игры – международные спортивные состязания, которые проводятся раз в 4 года в разных странах мира. Предположения ребят. Учащиеся предполагают, что цель урока – изучить историю Олимпийских игр Предположения ребят: - Как возникли? - Как проводились? Формулируют задачи:
| На слайде –Олимпийские кольца Ребята предполагают, с чем связано данное изображение. Предполагают и формулируют цель урока: изучение истории Олимпийских игр Формулируют задачи урока с помощью учителя | Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми. |
| Мы будем изучать новое, работая в 3 командах, у каждой из которой будет своё задание. Выдаёт задания командам 1 группа «Мифы и реальность»: выяснить, как возникли Олимпийские игры. Для этого необходимо изучить дополнительный материал и ответить на предполагаемые вопросы. 2 группа: «Олимпийский комитет» Задание: Выяснить с помощью материалов учебника (стр. 169-171) как организовывались Олимпийские игры. 3 группа «5 незабываемых дней» Задание: выяснить, какие виды состязаний проходили во время Олимпиады. (учебник, с.171) | Получают задания, выполняют их по группам Изучают дополнительный материал (см. приложение). Заполняют таблицу (см. приложение). Изучают материал учебника, соотносит на больших листах вопросы и ответы, карточки с текстом которых распечатаны на листах разного цвета и разрезаны. Ребята должны подобрать к каждому вопросу ответы. Ребятам предлагаются иллюстрации (см. приложение), изображающие виды состязаний. Используя их, они должны распределить состязания по дням проведения. (1,2,3,4,5). | Работа по группам, выполнение заданий. 1 группа: заполнение таблицы. 2 группа: задание на соотнесение информации 3 группа: работа с иллюстративным материалом | Личностные: развитие учебно – познавательного интереса к новому материалу. Познавательные: умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные умение структурировать найденную информацию |
(1 мин) | Ребята, путешествие по древнему миру так утомляет. Но мы же с вами на Олимпиаде, поэтому не можем остаться в стороне от празднеств. Встаньте, пожалуйста.
| Выполняют упражнения физминутки в группах. | ||
| Дополнительные вопросы классу после выступления 3 группы: На чем были сделаны данные изображения? (на древнегреческих сосудах) Есть ли среди представленных сосудов чернофигурные и краснофигурные вазы? Могут ли рисунки на вазах быть историческим источником? | Каждая группа представляет результат выполнения своего задания устно, у доски. На представление результатов работы у каждой группы есть 2 минуты (использовать песочные часы). После представления результатов работы отвечают на дополнительные вопросы. 1 группа – представляет заполненную таблицу 2 группа – правильно подобранные ответы к вопросам. 3 группа – систематизированные в необходимом порядке изображения. | Изложение систематизированного материала. Проверка по эталону | Коммуникативные: Умение слушать одноклассников. Регулятивные: умение контролировать своё выступление в соответствии с регламентом. Познавательные: Развитие устной речи, умение донести до сверстников полученную информацию. Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу. |
| Представьте себя в роли редакторов энциклопедии для школьников. Постарайтесь найти в предложенном варианте статьи «Античные олимпийские игры» фактические ошибки и исправить их. Кстати, авторы данной статьи - ваши сверстники. Текст с ошибками. Раз в 2 года в городе Афины проходят священные Олимпийские игры. Каждый город Греции, а также других стран-соседей посылает на Олимпиаду атлетов. Среди участников соревнований нередко можно встретить не только свободных эллинов, но и рабов. Накануне игр города Греции воюют за право стать центром Олимпийских игр, поэтому дороги к месту проведения игр становятся очень опасными. Сами игры длятся неделю. В Олимпиаде представлены разные виды состязаний – как мужские, так и женские виды спорта. Атлеты соревнуются в беге, борьбе, метании диска и копья, а также в прыжках с шестом. Победители Олимпийских игр в Древней Греции награждались золотыми, серебряными и бронзовыми медалями за 1, 2, 3 места. В родном городе им воздвигали памятники. | Слушают текст, исправляют ошибки, Сверяют с эталоном Раз в 4 года, в Олимпии, Только эллины Только свободные эллины Устанавливалось священное перемирие – прекращались грабежи и разбои Дороги к Олимпии становились безопасными Женщины не допускались на Олимпиаду, даже как зрители Прыжки в длину Победитель был только один, награждался оливковым венком | Текст с ошибками Проверка по эталону | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: Уметь оценивать правильность выполнения действия |
| Перед вами гора «Олимп». (см. приложение). Нарисуйте на ней звёздочку, которая символически покажет ваше положение на Олимпе на сегодняшнем уроке. Где вы себя ощущаете – на вершине Олимпа, рядом с богами – потому что вы всё усвоили на данном уроке, или на пути к вершине – если чего-то не поняли, и вам это ещё предстоит понять. Объясните выбранную позицию. Рядом со звёздочкой поставьте соответствующую отметку. Вспомните, какова была цель урока? Достигли ли мы её? Что было интересным, а что вызвало у вас наибольшее затруднение?
| Отмечают свою позицию, выставляют соответствующую отметку. Объясняют и аргументируют свой выбор (также объясняют, что осталось непонятным) Изучить историю Олимпийских игр Мы изучили историю Олимпийских игр в древности. Ответы детей | Деятельность по самооценке | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: оценка действий партнера |
| Мы можем ответить на вопрос, какое значение имели Олимпийские игры в жизни греков? | - Эллины чувствовали себя единым народом. - Прекращались войны - Эллины тренировались и закаляли своё тело и дух, вели здоровый образ жизни. | Коммуникативные: формирование и аргументация собственного мнения, обобщение и систематизация материала | |
| Параграф 39-40, прочитать Учитель предоставляет ученикам выбрать д/з:
| Выбирают задание, записывают в дневник | Дифференцированное домашнее задание | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. |
1 группа. Мифы и реальность
Задание: Прочитать легенды и информацию о возникновении Олимпийских игр и ответить на вопросы
Легенда о Пелопсе
Пелопс в поисках лучшей судьбы отправился к берегам Греции. В пути Пелопс нашел прекрасный полуостров и поселился на нем, (позже он был назван в его честь –Пелопоннесом). Пелопс влюбился в Гиподамию - дочь царя Эномая, решил просить у царя ее руки. Царь Эномай не хотел выдавать дочь замуж, ибо ему оракулом была предсказана смерть от мужа дочери. Много претендентов было на руку Гиподамии, они постоянно добивались ее, поэтому царь придумал такое условие: кто победит его в состязании на колеснице, тот и получит руку дочери, а кто проиграет – тот поплатится жизнью. Искусным был Эномай в верховой езде на колеснице, побеждал всех юношей, что приходили свататься к дочери, а головы убитых им претендентов вешал на дверях дворца.
Пелопс решил перехитрить царя и подговорил возничего царя, чтобы тот испортил колесницу Эномая. Во время состязания с колесницы царя Эномая соскочили колеса и она опрокинулась, сминая под собой царя.
Пелопс женился на Гиподамии, стал царём тех мест и в честь своей победы провел в городе Олимпия спортивные состязания.
Легенда о Геракле
После очищения с помощью речных вод скотного двора царя Авгия, правителя Элиды, Геракл был изгнан государем без обещанного вознаграждения за этот подвиг. Желая отомстить, он с великим войском напал на Элиду и в кровопролитной битве победил Авгия, убив его выстрелом из лука. В честь победы древнегреческий герой Геракл принес жертвы в храмах олимпийских богов и учредил проведение спортивных состязаний на священной равнине в честь своего отца бога Зевса.
История об Ифите и Ликурге
Появление Олимпийских игр по этой легенде относится к 9 веку до н. э. В те времена тяжелые войны разоряли греческие государства. Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может уберечь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул посоветовал Ифиту:
"Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богу Зевсу!" Ифит отправляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом. Они решают каждые 4 года проводить общегреческие состязания в Олимпии, на время которых воюющие греческие города будут прекращать все войны, а те, кто прибудет в Олимпию на состязания, должны явиться без оружия. Эти игры должны возносить хвалу богу грома и молнии – Зевсу.
Факты:
Первое упоминание в рукописях об Олимпийских играх относятся к 776 году до н. э. Эта запись предельно кратка: она сообщает лишь имя победителя – Корэб, повар из Элиды. Известно, что состязания в честь бога Зевса в Олимпии проводились и раньше, но документальных записей об этом не найдено. Возможно, потому что греки не владели письменностью. Поэтому дата 776 год до н.э. считается датой проведения первой Олимпиады в Древней Греции.
Вопросы для 1 группы:
Родина Олимпийских игр | Древняя Греция |
Где проводились? | Полуостров Пелепоннес, Олимпия |
Кому посвящались? | Богу Зевсу |
Есть ли точная версия происхождения Олимпийских игр? | Нет |
Какие версии и легенды происхождения Олимпийских игр существуют? | Легенда о Геракле, легенда о Пелопсе, легенда об Ифите и Ликурге |
Дата проведения первых Олимпийских игр | 776 г. до н.э. |
Заполните таблицу
Родина Олимпийских игр | |
Где проводились? | |
Кому посвящались? | |
Есть ли точная версия происхождения Олимпийских игр? | |
Какие версии и легенды происхождения Олимпийских игр существуют? | |
Дата проведения первых Олимпийских игр |
2 группа «Олимпийский комитет»
Задание: Выяснить с помощью материалов учебника (стр. 169-171) как организовывались Олимпийские игры.
К каждому вопросу подберите правильный ответ
Вопросы | Ответы |
Кто мог участвовать в играх? | Свободные эллины, мужчины, которые не совершали бесчестных поступков |
Атлеты – | так назывались участники состязаний |
За 10 месяцев до открытия игр | атлеты начинали тренировки |
Священное перемирие | на время соревнований прекращались все войны на всей территории Древней Греции |
Атлеты за месяц до начала игр тренировались в | Олимпии |
Главный храм в Олимпии - | храм Зевса Олимпийского. |
Сколько дней проводились состязания? | 5 дней |
Олимпионик – | победитель Олимпийских игр |
Какая награда ждала победителя Олимпиады? | оливковый венок, почёт и уважение, победителю воздвигали статую в родном городе. |
Вопросы | Ответы |
Кто мог участвовать в играх? | Свободные эллины, мужчины, которые не совершали бесчестных поступков |
Атлеты - | так назывались участники состязаний |
За 10 месяцев до открытия игр | атлеты начинали тренировки |
Священное перемирие | на время соревнований прекращались все войны на всей территории Древней Греции |
Атлеты за месяц до начала игр тренировались в | Олимпии |
Главный храм в Олимпии - | храм Зевса Олимпийского. |
Сколько дней проводились состязания? | 5 дней |
Олимпионик - | победитель Олимпийских игр |
Какая награда ждала победителя Олимпиады? | оливковый венок, почёт и уважение, победителю воздвигали статую в родном городе. |
1 день | Открытие Олимпийских игр |
2 день | Бег |
3 день | Пятиборье |
4 день | Езда на колесницах |
5 день | Награждение победителей |
Борьба | Метание диска |
Кулачный бой | Метание копья |
Прыжки в длину |
3 группа «5 незабываемых дней»
Задание: Какой этап проведения Олимпиады изображён на каждом рисунке? Используйте материал учебника (с. 171) и соответствующие иллюстрации.
Прочитайте текст и исправьте ошибки
Раз в 2 года в городе Афины проходят священные Олимпийские игры. Каждый город Греции, а также других стран-соседей посылает на Олимпиаду атлетов. Среди участников соревнований нередко можно встретить не только свободных эллинов, но и рабов. Накануне игр города Греции воюют за право стать центром Олимпийских игр, поэтому дороги к месту проведения игр становятся очень опасными. Сами игры длятся неделю. В Олимпиаде представлены разные виды состязаний – как мужские, так и женские виды спорта. Атлеты соревнуются в беге, борьбе, метании диска и копья, а также в прыжках с шестом. Победители Олимпийских игр в Древней Греции награждались золотыми, серебряными и бронзовыми медалями за 1, 2, 3 места. В родном городе им воздвигали памятники.
Домашнее задание
Параграф 39-40, прочитать
Выберите из предложенного списка
- Ответить письменно на любые 2-3 вопроса в конце параграфа (с.174) в тетради
- Написать мини-сочинение «Я в Олимпии»
- Подготовить краткое сообщение об олимпийском чемпионе (древности или современности)
Мифы и реальность |
Олимпийский комитет |
5 незабываемых дней |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока истории в 5 классе
по теме: «Олимпийские игры»
Цель: подвести учащихся к выводу о том, что Олимпийские игры, являясь общегреческим праздником, сближали и объединяли всех греков, изучить историю Олимпийский игр, формировать умение работы в группах, развивать интерес к предмету.
Планируемый результат обучения предполагал развитие:
- Личностных умений:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков.
Формирование метапредметных умений:
- развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией;
- развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации);
- развитие умения работать в коллективе.
Результатом обучения предметным умениям должно было стать умение:
- формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
- формирование умения работать с картой;
- формирование умения применять полученные знания на практике;
- развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся
Учащиеся 5 «Б» класса обладают различным уровнем познавательных способностей и учебной активности. В целом, ребята поддерживали высокий темп работы на всём протяжении урока, показывали стремление взаимодействовать как друг с другом, так и с учителем.
Тип урока в соответствии с классификацией ФГОС: урок «открытия» нового знания. В соответствии с этим выделяются такие этапы как организационный момент, актуализация знаний, открытие нового знания, этап реализации проекта, первичное закрепление, рефлексия, самооценка, итог урока, организация домашнего задания.
Тема «Олимпийские игры» в соответствии с календарно-тематическим планом рассчитана на 2 часа. Данный урок является пятым в разделе «Культура Древней Греции». Ранее учащиеся изучили религию, науку и образование, искусство древних греков. На следующий урок ребятам предстоит продолжить изучение данной темы – узнать о древнегреческих атлетах, обобщить полученные в течении двух уроков знания.
Урок построен в рамках интерактивных методов обучения, структура выдержана в соответствии с технологией и типом урока. Каждый этап, их взаимосвязь способствовали реализации поставленной цели.
Ведущим методом обучения был деятельностный метод. В соответствии с ним ребятам была представлена возможность самостоятельно всесторонне изучить новый материал, привлекая дополнительные источники информации, более того, продемонстрировать одноклассникам результаты своих изысканий. Для того, чтобы активизировать мыслительные процессы учащихся, использовались различные эффективные приёмы: игровые, мини-проекты, текст с ошибками.
Информационно-коммуникационные средства способствовали повышению мотивации и познавательной активности школьников. Интерактивная игра была использована на этапе актуализации знаний.
Актуальность групповой формы работы была очевидна, поскольку решение проблемы, выявленной учащимися в ходе учебного пробного действия, предполагало активную совместную самостоятельную работу. На данном этапе она способствовала формированию коммуникативных умений – прежде всего, конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога и адекватно использовать речь для представления результата, а продукты деятельности в группах –таблицы и схема - способствовал реализации поставленной цели урока.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Диалогичности урока способствовали умения детей делиться собственным мнением, активность ребят была направлена на предмет общения.
Оборудование было использовано рационально. Технические средства обучения позволили провести проверку знаний учащихся, иллюстрировать материал, организовать проверку по эталону, закрепить изученное.
Связь изучаемой темы с реальностью и современностью вполне очевидна в связи с проявляемым интересом в стране и в мире к олимпийскому движению и спорту вообще. Коммуникативные умения, полученные на уроке, ребятам пригодятся на других занятиях. Умение выражать свои мысли, аргументировать своё мнение является центральным на всём протяжении обучения.
Эффективность урока, на мой взгляд, достигается при условии решения всего круга поставленных задач, концентрации внимания и мышления школьников на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемой темы, организации поисковой деятельности, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательных интересов учащихся. Поэтому одним из главных направлений урока в технологии деятельностного метода является реализация дидактических принципов, выбор рационального сочетания методов обучения, различных форм организации обучения и обеспечение оптимального уровня трудности при соблюдении принципа доступности обучения. Считаю, что мне это удалось, поэтому цель урока достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса
Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса...
урок истории "Олимпийские игры в Древности"
Познакомить с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции....
Методическая разработка урока. Учебно-деловая игра «Автопробег»
Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел». Используются игровые и здоровьесберегающие образовательные технологии. Урок проводится с целью обобщения и закреплен...
Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Олимпийские игры в древности» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности».Используется краеведческий материал. Используется ИКТ технология....
Методическая разработка урока по теме: «Олимпийские игры в древности» Урок истории в 5 классе.
урок открытия новых знаний...
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: «Олимпийские игры в древности».
Методическая разработка урока истории в 5 классе.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»....
Урок истории "Олимпийские игры в древности"
Урок истории в 5 классе "Олимпийкие игры в древности", тип урока - открытие новых знаний....