Власть и церковь.Церковный раскол.
презентация к уроку по истории (7 класс)

Агафонова Галина Николаевна

  Материал  презентации посвящен церковному расколу в России в период правления Алексея Михайловича. Основная проблема:значение раскола для государства, церкви и русского общества? План урока; истоки церковной реформы, реформы Никона,раскол (причины,понятие, протопоп Аввакум),социальные силы,формы сопротивления,значение раскола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vlast_i_tserkov.tserkovnyy_raskol.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Власть и церковь. Церковный раскол. План урока Истоки церковной реформы. Реформы Никона. Раскол: причины, понятие, протопоп Аввакум. Социальные силы. Формы сопротивления. Значение раскола.

Слайд 2

Основная проблема урока: Значение раскола для государства, церкви и русского общества?

Слайд 3

Царь Алексей Михайлович Романов (1629-1676гг.)

Слайд 4

Вопросы к пункту: «Реформа патриарха Никона» Какой кружок сложился в Москве в конце 40-х гг. XVII века? Кто вошёл в этот кружок? Что не нравилось духовным лицам в жизни церкви? Что необходимо было сделать, по их мнению, чтобы это изменить?

Слайд 5

Патриарх Никон (1605-1681гг.)

Слайд 6

Задание №1 Прочитать биографию патриарха Никона и ответить на вопросы от первого лица: « Никон родился в крестьянской семье села Вельяминова близ Нижнего Новгорода в 1605г. При крещении был назван Никитой. Мальчишкой сбежал от злой мачехи в Макарьев-Желтоводский монастырь (под Костромой), стал самым рьяным послушником: даже спать ложился у благовестного колокола, чтобы не пропустить ни одной службы. Затем стал священником, обзавёлся семьёй и 10 лет прожил мирно и счастливо. Но в одночасье все его трое сыновей умерли. Горе потрясло Никиту и его жену, в смерти детей они увидели знамение Божие, призыв уйти из «мира». На тридцать первом году жизни он постригается в монахи под именем Никона, затем становится игуменом Кожеозсрского монастыря в Поморье. Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же - «чудотворца», провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович. В 1646г. Никон приехал в Москву и стал архимандритом Новоспасского монастыря, а спустя два года митрополитом новгородским. После смерти патриарха Иосифа царь способствовал тому, чтобы его преемником стал Никон(1652 г.). Никон отстаивал идею преобладания духовной власти над светской. «Священство...- писал Никон,- от самого Бога, и древнее и нынешнее, а не от царей...Священство всюду пречестнейше есть царства...». Патриарх начал претендовать на усиление церковной власти, именуя себя «велики государем». Царь, сам стремившийся к усилению личной власти, охладел к недавнему любимцу. В 1658 г. между царем и патриархом произошёл открытый разрыв, в результате которого Никон покинул Москву, в1666 г. над Никоном начался судебный процесс за самовольное оставление поста, в 1667 г. снят сан патриарха, а он сам отправлен в ссылку в Белозерский Ферапонтов монастырь. Вопросы: Где, когда и в какой семье родился будущий патриарх? Какое обстоятельство окончательно убедило его уйти из «мира»? Что сделало его имя известным, и не только в церковных кругах? Какие факты свидетельствуют о быстром возвышении Никона? Какой точки зрения придерживался патриарх в вопросе, что выше «священство» или «царство»? Как это повлияло на его жизнь?

Слайд 7

Вопросы к пункту: «Реформа патриарха Никона» По какому образцу исправлялись богослужебные книги? Что изменяется в русской православной церкви»

Слайд 8

Раскол - религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

Слайд 9

Протопоп Аввакум (1621-1682гг.)

Слайд 10

Социальный состав раскола 1)Служители церкви -оскорблены властолюбием Никона, его высокомерным отношением к рядовому духовенству; -многие были малограмотны (не могли осваивать новые тексты богослужения) 2) Посадские люди -из-за враждебного отношения Никона к ликвидации «белых слобод», вмешательством церкви в торговлю и промышленность 3) Крестьяне –основная масса -скрывались от барских и монастырских поборов, произвола властей, искали в скитах не только старины, но и воли 4)Представители господствующего сословия (бояре и дворяне) -против усиления самодержавия через реформу церкви

Слайд 11

В.И.Суриков «Боярыня Морозова»

Слайд 13

Найдите в тексте ошибки . В середине XVII века в России назрела необходимость проведения реформы церкви. Начало её осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг по древнерусским текстам, необходимость креститься двумя пальцами, порядок церковного пения и другие. Следствием этой реформы стал раскол в русском обществе, так как значительная часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев, особенно ярко призывал к поддержке новшеств Аввакум Петров. Государственные власти не вмешивались в дела церкви, хотя царское окружение выражало явную симпатию Аввакуму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Власть и церковь. Церковный раскол

Конспект урока по ситории - 7 класс...

Власть и церковь. Церковный раскол

Презентация по истории России...

Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.

Урок разработан по сингапурской системе....

Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.

Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким  образом, чтобы усвоение  материала было проще и интереснее.  Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...

Власть и церковь. Церковный раскол

Цели урока: сформировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монар­хии; раскрыть предпосылки, сущность и посл...

открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"

План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....