сценарий урока географии "Северо-Западный район". 9 класс
план-конспект урока по географии на тему
В материале помещен сценарий урока с приложениями. В приложениях даны сравнительные таблицы, инструкции для групповой работы, план характеристики географического положения. Домашнее задание - с возможностью выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии Наталья Николаевна Шеншина
Урок № 29 | ||
Тема | Северо-Западный район. Промежуточный контроль | |
Цель и задачи урока | Способствовать развитию умений выявлять значение регионов в географическом разделении труда; создать условия для установления роли Санкт-Петербурга в хозяйстве района; определить значимость района в развитии экономики; осознать проблемы района и наметить пути их решения; воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу, умение работать в группе | |
Тип | Комбинированный | |
Категориальный аппарат усвоения | ЭГП района; природные условия и ресурсы района | |
Ценностный компонент урока | Северо-Запад в системе мировых культурных ценностей; отношение учащихся к историческим городам района | |
Учебно-наглядный комплекс | презентация в Microsoft PowerPoint; ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска, доп. литература, статданные, пособие «Новое в мире: цифры и факты» | |
Имена | Петр I, А.Геттнер | |
Способы действия учащихся | Анализировать географические карты и статистические материалы; характеризовать ЭГП; вступать в диалог по обсуждению проблемных вопросов развития района | |
Эпиграф к уроку | Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич |
Ход учебного занятия
Содержание (этапы) учебного занятия | Деятельность | |
учителя | обучающихся | |
1.Оргмомент | Организует | Сообщают о готовности класса |
2.Сообщение темы урока | Сообщает тему урока (на слайде) | Записывают в рабочую тетрадь |
3.Определение цели | Определяет совместно с детьми | Определяют с помощью учителя |
4.Актуализация знаний | Задание: Сравнить ЭГП СЗ и ЦЧР | Определяют ЭГП, сравнивают |
5.Первичное введение материала. 5.1.Моделирование теоретических понятий 5.2.Развитие теоретических понятий | Беседа о природных ресурсах региона Привлекает уч-ся к дискуссии «Санкт- Петербург-Москва». Слова немецкого географа А.Геттнера на слайде. | активизируют имеющиеся знания и составляют перечень природных ресурсов вступают в диалог, обосновывают свои точки зрения по поводу отношения к Санкт-Петербургу как транслятору европейских нововведений |
5.3.Проблематизация теоретических понятий | Самостоятельная работа «Оценка геополитического положения и ЭГП Калининградской области». Дает инструктаж к работе, на экране – порядок выполнения | Выполняют работу, ориентируясь на план и используя различные источники информации, в т.ч. ресурсы Internet |
Подготовка к ЕГЭ | Задания по теме «Регионы России» | Выполняют задания, выявляют затруднения |
6. Физминутка | Предлагает выполнить упражнения для снятия усталости спины, шеи | Выполняют упражнения |
7. Подведение итогов урока | Подводит итоги урока Выставляет оценки | |
8.Рефлексия | Понимание себя | Определяют свое место на уроке между «Я» реальное и «Я» идеальное |
9. Задание на дом: | Даёт задание и комментарий к нему: §23, схема, Презентации «Ломоносов», «Культура ЕС», «Города ЕС» на выбор |
Приложение 1 к уроку №8
Граница между Европой и Азией проходит где-то Петербургом и Москвой: Петербург «вполне Европа», а Москва уже «совершенная Азия».
А.Геттнер
Приложение 2 к уроку №8
Задания группам
1. Составьте список географических терминов, относящихся к Северо-Западу.
2. Выберите географические термины или уникальные объекты, которые, на ваш взгляд, могут стать символом этого района.
3. В знаковой форме (в виде рисунка, схемы, картосхемы) отобразите символические объекты, придавая им смысл.
4. Обсудите с одноклассниками полученный «образ района»
Приложение 3 к уроку №8
Признак сравнения | Центрально-Чернозёмный район | Северо-Запад |
Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное) | ||
Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства) | ||
Положение относительно крупных (главных) топливных и энергетических баз страны | ||
Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные, др.) | ||
Изменения в ЭГП района в течение времени | ||
Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства |
План характеристики экономико-географического положения 1. Физико-географическое положение координаты, бассейн реки, крупные формы рельефа). 2. Положение на территории страны центральное, окраинное, пограничное ит.д.) 3. Экономическое окружение. Соседство с другими экономическими районами, влияние их уровня развития на хозяйство района, соседство с пограничными зарубежными странами. 4. Положение по отношению к сырьевым, топливным, сельскохозяйственным базам государственного значения. 5. Транспортно- географическое положение района (речные и морские пути). 6. Изменение экономико-географического положения во времени. 7. Вывод о возможном влиянии экономико-географического положения на развитие и размещение хозяйства района. | |||
План характеристики экономико-географического положения 1. Физико-географическое положение координаты, бассейн реки, крупные формы рельефа). 2. Положение на территории страны центральное, окраинное, пограничное ит.д.) 3. Экономическое окружение. Соседство с другими экономическими районами, влияние их уровня развития на хозяйство района, соседство с пограничными зарубежными странами. 4. Положение по отношению к сырьевым, топливным, сельскохозяйственным базам государственного значения. 5. Транспортно- географическое положение района (речные и морские пути). 6. Изменение экономико-географического положения во времени. 7. Вывод о возможном влиянии экономико-географического положения на развитие и размещение хозяйства района. | |||
1. Составьте список географических терминов, относящихся к Северо-Западу. 2. Выберите географические термины или уникальные объекты, которые, на ваш взгляд, могут стать символом этого района. 3. В знаковой форме (в виде рисунка, схемы, картосхемы) отобразите символические объекты, придавая им смысл. 4. Обсудите с одноклассниками полученный «образ района» | Рисунок | ||
Сравните Белгородскую область и СЗР | |||
Признак сравнения | Центрально-Чернозёмный район (Белгородская область) | Северо-Запад | |
Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное) | |||
Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства) | |||
Положение относительно крупных (главных) топливных и энергетических баз страны | |||
Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные, др.) | |||
Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства | |||
Сравните Белгородскую область и СЗР | |||
Признак сравнения | Центрально-Чернозёмный район (Белгородская область) | Северо-Запад | |
Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное) | |||
Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства) | |||
Положение относительно крупных (главных) топливных и энергетических баз страны | |||
Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные, др.) | |||
Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства | |||
Сравните Белгородскую область и СЗР | |||
Признак сравнения | Центрально-Чернозёмный район (Белгородская область) | Северо-Запад | |
Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное) | |||
Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства) | |||
Положение относительно крупных (главных) топливных и энергетических баз страны | |||
Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные, др.) | |||
Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока ОБЖ в 9 классе по теме "Табакокурение и его влияние на здоровье подростка".
Постановка проблемы. Большой вред здоровью человека наносят вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков, особенно в подростковом возрасте. Цели и результаты обучения: ...
Сценарий урока алгебры в 9 классе по теме "Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий".
Урок разработан по пп. 34-35 учебника "Алгебра-9" авт. Макарычев Ю.Н. и др. Доминирующая технология - проблемное обучение : побуждающий и подводящий диалог, большая доля самостоятельной работы, ...
Сценарий урока-путешествия для 10 класса"Welcome to America"
Урок-путешествие"Welcome to America"(для 10 класса)направлен на обобщение и закрепление знаний о стране,способствует развитию творческих способностей учащихся,формирует толерантное отношение к культур...
сценарий урока математики в 5 классе "Язык геометрии"
урок был разработан для конкурса "Мой лучший урок"...
Сценарий урока географии в 6 классе "Волны в океане"
Подробный сценарий урока географии в 6 классе "Волны в океане".Тип урока : урок формирования новых знаний.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Педагогические технологии: проблемн...
Сценарий урока английского языка 10 класса по теме "Visual Arts/The Most Famous Portrait"
Сценарий урока разработан к УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой "English X" Unit I "Man - the Creator"....
Сценарий урока литературы в 5 классе на тему «Путешествие в страну пословиц и поговорок»
Сценарий урока представлен по гуманитарному направлению, по предмету - литература. Тема: «Путешествие в страну пословиц и поговорок». Тип урока: урок закрепления и развития зн...