Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Цель:
1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и итогами внешней политики России;
2.Воспитывать интерес к внешнеполитической и военной истории России.
3.Продолжить развитие навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в малых учебных группах;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_konspekt_uroka_po_teme_vneshnyaya_politika_17_v.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДИНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.ПОРОНАЙСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс
Работа выполнена:
Денисенко Вероникой Алексеевной
учителем истории
МОУ СОШ №1
г. Поронайск-2010
Технологическая карта
Предмет: | История России |
Тема: | Внешняя политика России в XVII веке |
Класс: | 10 |
Время: | 45 минут |
План: | 1. Русско-польская (Смоленская война). 2. Русско-польская война 1654-1687гг. 3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. Вечный мир с Польшей. |
Цель: | 1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и итогами внешней политики России; 2.Воспитывать интерес к внешнеполитической и военной истории России. 3.Продолжить развитие навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в малых учебных группах; |
Этапы урока: | I этап. Вводно-мотивационная часть 1.1 Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний 1.2 Постановка цели, учебной задачи II этап. Собственно учебная деятельность 2.1 Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока. 2.2 Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов. 2.3 Взаимопроверка в группах. 2.4 Ответы у доски. III этап. Этап контроля и коррекции 3.1 Итоговый контроль (тестирование). 3.2.Подведение итогов. |
Планируемые результаты: | Учащиеся формируют представление о внешней политике России данного периода как о сознательно формируемых целях государства, пережившего тяжёлые внутренние потрясения Смуты и интервенции иностранных государств. Необходимо иметь в виду, что именно нерешённость, но некая подготовленность ряда важнейших внешнеполитических действий привела впоследствии (в период Петра) к столь интенсивным войнам и победам русского оружия. |
Характер учебной деятельности: | Личностно-ориентированное развивающее обучение |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока: | Самостоятельная работа с учебником в малых учебных группах. |
Методы обучения: | Иллюстративно-продуктивный; частично-поисковый; Проблемное задание: Какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему? |
Форма организации учащихся: | Работа в парах и группах (по 4 человека); обсуждение; решение познавательных задач; самостоятельное изучение темы по плану учителя. |
Приёмы деятельности учителя: | Объяснение, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных задач, организация обсуждений мнений. |
Развитие умений учащихся: | Развитие картографических умений; работа с источниками; делать выводы, формулировать мнение, устанавливать причинно-следственные связи: |
Оборудование: | Карта «Россия в XVII в.» |
Домашнее задание: | §36. Познавательное задание: Составить сравнительную характеристику внешней политики времен Ивана IV и периода 30-80-х гг. XVII в. |
Учебно-методическое обеспечение урока: | 1.Учебник А. Н. Сахаров. В. И. Буганов. “История России с древнейших времен до конца XVII века”. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2003. §36. 2. Задания для работы в малых группах. 3. Плакат с датами: 1632-1634гг. , 1654-1667гг. , 1648г. , 1654г. , 1667г. , 1676-1681гг. , 1686г. 4. Тест. Внешняя политика России в 30 – 80 гг. XVII века. Ответы к тесту: 1 вопрос: c 2 вопрос: c 3 вопрос: a 4 вопрос: 1- d,e. 2-c,f. 3- b,a. 5 вопрос: возвращение Смоленска и выход к Балтике. |
Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке".
Ход урока
Вводно-мотивационная часть
- Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний
Учитель: 1.Ребята вспомните, какими событиями начался XVII век в истории России?
2.Назовите последствия Смуты?
3.В чём проявилось восстановление российской экономики после периода Смуты?
4.В чём проявилось укрепление центральной власти в России в XVII веке?
5.Как восстановление экономики и укрепление центральной власти могло способствовать решению внешнеполитических задач России?
6. Как вы думаете, существует ли связь внутренней и внешней политики России в XVII в.? Попрошу сделать вывод.
Выводы: (делают учащиеся)
1.Восстановление российской экономики проявилось в том, что появляются первые ростки капиталистических отношений: домашняя промышленность, которая перерастала в товарное производство, условия для развития мануфактурного производства, формирование категории наёмных работников, ликвидированы многочисленные таможенные пошлины, развивалась торговля, способствовавшая формированию всероссийского рынка; появились материальные возможности для решения внешнеполитических задач, в частности, средства для оснащения армии и ведения войн.
2.Воцарение новой династии Романовых сопровождалось изменениями в работе государственных органов. Эти изменения были направлены на укрепление центральной, государственной, в первую очередь, царской власти, ослаблялась роль Боярской думы и усиливалась роль царя и его ближайшего окружения, Земские соборы превратились в орган распорядительной власти. Собор свои важнейшие функции выполнял по изволении и по указам верховной власти, приказная система стала более разветвленной, росло число центральных ведомств. Соборное уложение 1649г. узаконило окончательное оформление крепостного права и начало перехода к абсолютизму в России. Такая концентрация власти в руках Романовых позволяла русским царям мобилизовывать ресурсы страны для решения внешнеполитических задач. Внешняя политика России в XVII веке была тесно связана с внутренней политикой.
- Постановка цели, учебной задачи
Учитель: Как вы думаете, какие главные цели во внешней политике преследовала Россия?
Цели России во внешней политике: возвращение Смоленска и других, утерянных в период Смуты территорий, выход к Балтике, а также защита территорий от посягательств Крыма и Турции.
Эти цели реализовывались в ходе: Русско-польской войны (Смоленская) 1632-1634, Русско-польской войны 1654-1667гг., в ходе русско-турецкой войны и Чигиринских походов 1676-1681гг.
Целью нашей работы сегодня будет поиск ответов на вопросы:
1.Как происходила реализация главных целей внешней политики России: возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю?
2.Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных земель и защита от притязаний Турции и Крыма?
Вы должны знать значение дат:
1632-1634гг; 1654-1667гг; 1648г.;1654г.;1667г.; 1676-1681гг.; 1686г.;
Кроме того, в конце урока мы сделаем обобщающий вывод о том, какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?
Далее учитель знакомит учащихся в порядком работы.
Собственно учебная деятельность
1.Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока.
Самостоятельное изучение осуществляется в группах по четыре человека. Все группы получают одинаковые задания – найти ответы на два поставленных вопроса. Работа в группах осуществляется в парах: одна пара работает над первым вопросом, вторая – над другим.
Столы, за которыми сидят учащиеся, расставляются попарно, таким образом, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу.
2.Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов.
Учащимся предлагается озвучить конспективные записи. Далее, преподаватель предлагает учащимся самостоятельно внести соответствующие корректировки в свои записи, путём сравнения их с образцами ответов и подготовиться к озвучиванию содержания ответа на поставленный вопрос. Образцы ответов в виде кратких тезисов раздаются каждой группе. На эту работу отводится не более 5 минут.
Образец ответа на первый вопрос
Как происходила реализация двух главных целей внешней политики России: возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю? (стр. 247-249 учебника до заголовка “Русско-турецкая война”)
1. Русско-польская война (Смоленская). 1632-1634.
Основные события:
1632, конец лета - зима: русская армия двинулась к Смоленску и осадила его,
1633г.: армия Владислава прорывается в город, русская армия оказывается в окружении, ожидаемая помощь из России не приходит,
1634г. Владислав предлагает начать переговоры, заключается перемирие: Шеин выводит армию из окружения,
героическая оборона русской крепости Белая.
Итоги: Поляновский мир (1634г.): Владислав отказывается от претензий на русский престол, Польше возвращаются все территории, захваченные русскими в ходе войны.
2. Русско-польская война 1654-1667гг.
События:
1648г. – начало освободительного движения в Украине, которое возглавил Богдан Хмельницкий,
1654г.: рада в Переяславле провозглашает переход Украины в подданство русского царя, начло войны России с Польшей,
занятие русскими Смоленска и всей Белоруссии и Литвы,
поражение русско-украинской армии под Чудовом, Хмельницкий признаёт власть Польши над Украиной.
Итоги: Перемирие в Андрусова (1667г.): Росси возвращает Смоленскую и Северскую землю, закрепляется Левобережная Украина и Киев, Запорожье остаётся под властью обоих государств.
Образец ответа на второй вопрос
Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных земель и защита от притязаний Турции и Крыма? Каково значение “Вечного мира” с Польшей? (стр. 249-250)
Русско-турецкая война. Чигиринские походы. 1676-1681.
События:
вторжение татаро-турецкой армии в Малороссию,
осада турками Чигирина, разгром турок подошедшей русской армией,
1678: новое наступление турок на Чигирин, русско-украинское войско оставляет город.
Итоги: 1681г. Заключение с Крымом бахчисарайского мира: перемирие на 20 лет, Левобережная Украина закрепляется и Киев за Россией,
“Вечный мир” с Польшей. 1686г.: за Россией закрепляется Левобережная Украина, Киев, Польша разрывает отношения с Турцией, заканчивается конфронтация России и Польши, заключается союз для действий против Турции.
3. Взаимопроверка в группах.
Учащиеся негромко озвучивают ответы на вопросы сидящим напротив членам своей группы. Преподаватель проходит по кабинету и заслушивает эти ответы. При необходимости, за прослушанные ответы или фрагменты ответов, в журнал выставляются отметки.
4. Ответы у доски.
Учащимся предлагается ответить устно на поставленные вопросы.
Этап контроля и коррекции
1. Итоговый контроль (тестирование).
Проводится в форме письменного тестирования в парах.
Тест. Внешняя политика России в 30-80 гг. XVII века.
1 вопрос. Боярин Шеин командовал русской армией:
a. Во время Чигиринских походов.
b. Во время штурма поляками русской крепости Белая.
c. Во время Смоленской войны.
2 вопрос. Юрий Хмельницкий во время русско-польской войны заключил договор:
a. Со шведами
b. С крымскими татарами.
c. С Польшей.
3 вопрос. В соответствие с Бахчисарайским договором Население Правобережной Украины:
a. Подлежало переселению.
b. Переходило в подданство Крыма.
c. Переходило в подданство России.
4 вопрос. Соотнеси названия войн с основными событиями:
Русско-польская война (Смоленская).
Русско-польская война 1654-1667гг.
Русско-турецкая война. Чигиринские походы.
a. Русско-украинское войска оставляют Чигирин.
b. Армия Ромодановского и Самойловича принимает на себя удар турецко-татарской армии в Малороссии.
c. Русские войска занимают Смоленск.
d. Владислав отказывается от притязаний на русский престол.
e. Шеин выводит остатки русской армии из окружения, артиллерия и запасы остаются противнику.
f. русско-украинская армия терпит поражение под Чудновым.
5 вопрос. Кратко ответьте: какие основные задачи стояли перед Россией во внешней политике после Смутного времени?
2.Подведение итогов.
1. Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопрос:
Какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?
Необходимый минимум содержания ответа: поставленные задачи внешней политики России были достигнуты частично – возвращен Смоленск и некоторые территории, не удалось выйти к Балтийскому морю, оставалась угроза южным рубежам России. “Вечный мир” с Польшей позволил перейти двум государствам от конфронтации к мирным, союзным отношениям. Причиной, почему не удалось выйти к Балтийскому морю и ликвидировать угрозу с юга, можно считать недостаточную военную мощь России, в частности, отсутствие флота и союзников, а также громоздкий государственный аппарат, не позволявший царю действовать более оперативно.
2. Выставление отметок.
a. индивидуально - за ответы в ходе фронтальной беседы и взаимопроверки.
b. за работу над тестом – каждому члену группы одинаковый балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему:" Внешние углы треугольника" 7 класс
Вашему вниманию предлагаю конспект урока по геометрии 7 класса на тему: " Внешние углы треугольника"....
Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.
БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....
Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс
Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данно...
План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса
Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...
План конспект урока. Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 гг.
План конспект урока...
Внешняя политика России в XVII веке
Внешняя политика России в XVII веке...
План конспект урока по теме "Внешняя политика России во второй половине 16 века."
Разработка конспекта урока по истории России 7 класс...