Современные образовательные технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности
статья по истории
Современные образовательные технологии
на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы
В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии
на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы
В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках. Как показывает практика и результаты исследования, в старших классах недостаточный уровень познавательной активности для развития собственной личности, самоизменения, которое требует современное общество. Это проявляется в снижении интереса к предмету. Недостаточный уровень познавательной активности проявляется в снижении успеваемости. Итак, мы видим несоответствие требованиям времени от современного человека и результатами, которые я имею.
Поэтому возникает проблема: успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет в старших классах (в которых работал автор работы) наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся.
Работу я веду в двух направлениях:
- модернизация традиционного обучения.
- использование современных образовательных приёмов и технологий.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на студентов.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом:
1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.).
2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.).
3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.
4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования), технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича.
В 5-7 классах комбинированный урок я усовершенствовала работой по составлению и пополнению Банка исторических фактов.Система работы заключается в заполнении таблицы учащимися
Новые имена | Новые даты | Новые понятия, географические названия |
и работы с данными: составление кроссвордов, викторин, тестов. Несколько лет работы по данной системе показывают, что она эффективна в 5-7 класс и в том случае, когда проводится регулярно, занимая на уроках очень мало времени. В 8-9 классах усложняю работу с Банком исторических фактов, ученики сами составляют кроссворды в Excel, викторины в Power Point.
Для модернизации традиционного урока я использую презентации различных типов:
1. Для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов. Для 5 класса я разработала серию уроков по теме «Передняя Азия в древности» с использованием презентации (карта Передней Азии с гиперссылками), а также игрового урока на повторение этой темы. Для проверки домашнего задания и для уроков повторения использую презентацию (с гиперссылками на задания) – путешествие в страну Знаний по маршруту: о. Рассказкин, г. Картово, мыс Задачкин, о. Терминов, г. Загадкин, горы Кроссвордовы. В 6 классе разработала итоговый урок-соревнование также в игровой форме. Командам предлагаю принять участие в конкурсах: «Хронологическая головоломка», «Юный картограф», «Личность в истории», «Юный литератор», «Картинная галерея: Что? Где? Когда?», «Объясни учителю». Вопросы и задания иллюстрирует презентация. Таким образом, используя ИКТ, я модернизировала урок.
2. Презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. С 8 класса в моей практике использую уроки-лекции, с использованием таких презентаций. К настоящему времени мною разработан комплект презентаций и система уроков в 8 классе по теме: «Россия в XIX в.».
3. Ученические презентации, иллюстрирующие сообщение учащегося по какой-либо теме. На уроках использую учебный проект, одной из форм которой является создание презентаций. Используя Интернет, учащиеся создали проекты по теме «Золотой век русской культуры» (8 класс), в 9 классе по теме «Отечественная война 1941-1945гг» - «Военная техника», «Блокада Ленинграда» в программах Power Point, Microsoft Office Publisher.
В своей работе я использую задания, которые созданы на основе дидактического материала журнала «Преподавание истории в школе», разработанного лабораторией «МЕТАР» под руководством д.и.н. Э.Н. Абдулаева. Задание можно выполнить в программе Power Point на персональных компьютерах, учащиеся сохраняют презентацию с изменениями, а учитель позже проверяет правильность выполненных заданий, а также при наличии возможностей , задание выполняется на интерактивной доске. Учащиеся работают с условными обозначениями, а потом приводят в соответствие. Я работаю с Интерактивной доской SMART Board в программе Notebook.
Также я создаю тесты в программе Power Point. Тестирование стало внедряться в практику контроля знаний учащихся с 90-х гг., а с 2001г. в Российской Федерации происходит эксперимент по введению единого государственного экзамена в форме стандартной процедуры - тестирования. При аттестации школ проверка знаний осуществляется с помощью тестов. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Для этого учителям надо овладеть определёнными приёмами использования тестов в текущем, рубежном и итоговом контроле знаний и умений учащихся. Глубокое понимание особенностей тестов как формы контроля знаний и умений учащихся позволит преподавателям сформировать психологическую устойчивость к выполнению заданий и у школьников. Им надо помочь преодолеть чувство неизвестности, привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Известно, что страх новизны сковывает не только внешнее поведение, но и интеллектуальные функции.
В журнале «Преподавание истории в школе» №1 2004г. были размещены тесты по истории IX класс (контрольно-измерительные материалы централизованного тестирования по истории России). В этих тестах использовался иллюстративный материал: карты, иллюстрации архитектурных памятников, картины художников, диаграммы, портреты государственных, политических и видных деятелей русской истории. Эти тесты привлекли моё внимание, а когда я приобрела «Тесты по истории России XIX в.» С.Г.Степанов. Саратов, «Лицей», 2003. Все тесты сделала в компьютерном варианте, в программе Power Point, внеся свои изменения.
Мною разработаны презентации – заочные путешествия, экскурсии в прошлое. Например, «Быт XIX века», состоящая из 48 слайдов, сопровождающаяся музыкой («Лунная соната» Бетховена). Это дополнительный наглядный материал к уроку, который включает фотографии и рисунки, отражающие жизнь, быт людей различных сословий. Презентация помогает почувствовать атмосферу XIX века.
На уроках использую Интернет и интернет-технологии, электронные учебные модули Разработаны мною уроки с применением Интернет: 8 класс по теме «Внутренняя политика Александра I». В начале урока с помощью презентации рассказываю об Александре I, начале правления, реформаторах. Затем ученики заполняют таблицу «Реформы Александра I» на основе сайтов http:// www. hronos/ km. ru./180.ru.html , http:// www. naexamen. ru./ otwett/ 11/ history. В 10 классе при изучении темы «Российское государство в первой половине XIX в.» (базовый уровень) использована работа в группах с материалами учебника и ресурсами Интернет.
При подготовке к урокам я использую материалы «Сборник учебно-методических материалов: Изучение истории на профильном уровне в современной школе» под редакцией доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского М., «Русское слово», 2003г.
М.С.Ерохина "Модели уроков для изучения истории на профильном уровне"
- «Водоворот»
- Технология критического мышления. Модель «Шесть шляп мышления»
- «Уголки»
- Лабораторные занятия
- Модель «Обмен знаниями»
- Модель «Пронумерованные участники»
- Модели «Эксперты» и «Зигзаг»
- «Живая линия»
- «Вертушка общения»
- «Дебаты»
- «Учебный спор – диалог»
- Проектные занятия
- Выпуск исторического журнала
- Рукописный учебник истории
- «Создание диафильма»
Кроме информационных технологий, я использую учебный проект. Учащиеся к уроку готовят поделки, схемы, рисунки. В 5 классе один ученик из пластилина вылепил гладиаторские доспехи и рассказал о них. Другой ученик по схеме «Гладиаторы» познакомил одноклассников с различными видами гладиаторского оружия, рассказал о видах гладиаторов.
В 5 классе изучая олимпийские игры, подготовили журнал «Олимпийские игры: история и современность».
Культура древнего мира представлена в «Дневнике путешествий».
К уроку «Рыцарство: на войне и дома» (6 класс) разработано театрализованное представление «В рыцарском замке». Учащиеся в роли феодала рассказывают о «своих» замках, «дамы» о нарядах, причёсках, происходит посвящение в рыцари.
На уроке повторения в 8 классе «Россия в первой четверти XIX века», ученикам было предложено выполнить мини – проекты. Организация творческого задания: учащиеся делятся на 4 группы, получают рабочие листы, алгоритм выполнения задания, бумагу и иллюстративный материал. Иллюстративный материал готовит учитель. Я его подготовила, используя электронный диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX – XX вв. » Каждая группа выполняет своё задание, а затем представляет результат отчёта по рабочему листу, оформленный на листе ватмана. Итоги политики Александра I по вопросам: 1. Внутренняя политика; 2. Внешняя политика; 3. Отечественная война 1812г.;4. Движение декабристов. Ученикам надо ознакомиться с инструкцией и выполнить задания. На выполнение задания отводиться-7-10 мин. и на представление- 8-10 мин.
Творческая работа помогает вовлечь в работу всех учащихся, самореализоваться, раскрыть свои способности: анализировать, обобщать изученный материал, делать выводы, работать в группах, оформительские способности. Использование иллюстративного материала решило проблему использования на уроке подвижной наглядности (портреты исторических деятелей, таблицы, карты, схемы). Новые технологии создают учащемуся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. Развитие умственной и творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.
Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.
Здоровье – это одно из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Сегодня перед образованием остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, использование здоровьесберегающих технологий обучений и воспитания, формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».
В своей практике работы широко использую здоровосберегающие технологии.
Достигнутый образовательный результат:
1. Диагностика результатов обучения показала, что в параллели классов, где регулярно проводятся уроки с ИКТ, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий
2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности: средний балл по предмету вырос с 3,7 до 4,0
3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивированности к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что учащиеся научились решать тесты в Power Point, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме (в Power Point). Решать тесты в любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ЕГЭ и подготовка к ЕГЭ должна начинаться как можно раньше. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.
4. При подготовки домашнего задания учащиеся работали с Банком исторических фактов и составили творческие работы, используя презентации.
5. 2009г. ученица 9 стала победителем окружного тура Всероссийской олимпиады школьников, в 2010г. ученица 11 класса стала призёром окружного тура Всероссийской олимпиады школьников.
6. Средний балл учащихся, сдававших ЕГЭ по истории в 2009г. – 68,4.
7. Ученики стали победителями и призёрами районных, окружных, областных и всероссийских конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя истории. Работа для аттестации на высшую категорию....
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
В статье рассказывается о личном опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрация...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они сам...
Районное обобщение опыта педагогической работы "Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности" 2020 год
Данный материал отражает приёмы работы с использованием архивных источников. В качестве последних были взяты копии документов Кольчугинского архива из фондов артели инвалидов им. Воровского за период ...
Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...