РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «История», 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа 7 класса по курсу история реализуются в рамках двух курсов –
«Истории России» и «Всеобщей истории». Рабочая программа рассчитана на 2019-20 учебный год, на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Курс истории России рассчитан на 40 часов, курс всеобщей истории на 28 часов учебного времени.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ;
- Положения «О рабочей программе» ПР. № 450 от 19.09.2013 г.;
- Примерной учебной программы среднего общего образования на базовом уровне по истории;
- учебного плана школы;
- положения о рабочей программе педагога Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Мало-Вяземской средней общеобразовательной школы.
«История России. XVI—XVII вв..» 7 кл. (линия учебников издательства «Русское слово») составлена на основе авторской программы Л.Н. Алексашкиной, Н.И. Ворожейкиной, В.Н. Захарова в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, Примерной основной образовательной программой основного общего образования, Программой курса «История России» 6—9 классы 2015 г.. , авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы
«Всеобщая история», М. «Просвещение», 2011 г.
Программа ориентирована на использование УМК:
История России:
- Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI—XVII вв.: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова /. М.: Русское слово. 2016 г.
- Рабочая тетрадь по истории России для 7класса./ под редакцией К.А. Кочегарова /. М.: Русское слово. 2016 г.
Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800 г.:
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая История 1500-1800. История Нового времени. М.: Просвещение. 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории 7 класс | 58.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СУЛХАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
671452 РБ Кижингинский р-н, с. Сулхара, ул. Школьная, б/н тел:8-301-41-36-9-10 e-mail: sulharasoh2018@mail.ru
Рекомендована к утверждению протокол Пед совета Протокол №____ от _________ 20___ г | Согласовано Зам. директора по УВР __________/Михайлова В.А./ | Утверждена Директор МБОУ Сулхаринская СОШ _________/Нимбуева Д.З./ Приказ №__ от ___________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО учебному предмету
«История»
для 7 класса (ступени)
период 2019-2020 учебный год
Учебники:
- Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI—XVII вв.: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова /. М.: Русское слово. 2016 г.
- А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая История 1500- 1800. История Нового времени. М.: Просвещение. 2014 г.
Автор (составитель): Тюменцева И. Н.,
учитель истории и обществознания первой категории
с. Сулхара
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа 7 класса по курсу история реализуются в рамках двух курсов –
«Истории России» и «Всеобщей истории». Рабочая программа рассчитана на 2019-20 учебный год, на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Курс истории России рассчитан на 40 часов, курс всеобщей истории на 28 часов учебного времени.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ;
- Положения «О рабочей программе» ПР. № 450 от 19.09.2013 г.;
- Примерной учебной программы среднего общего образования на базовом уровне по истории;
- учебного плана школы;
- положения о рабочей программе педагога Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Мало-Вяземской средней общеобразовательной школы.
«История России. XVI—XVII вв..» 7 кл. (линия учебников издательства «Русское слово») составлена на основе авторской программы Л.Н. Алексашкиной, Н.И. Ворожейкиной, В.Н. Захарова в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, Примерной основной образовательной программой основного общего образования, Программой курса «История России» 6—9 классы 2015 г.. , авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы
«Всеобщая история», М. «Просвещение», 2011 г.
Программа ориентирована на использование УМК:
История России:
- Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI—XVII вв.: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова /. М.: Русское слово. 2016 г.
- Рабочая тетрадь по истории России для 7класса./ под редакцией К.А. Кочегарова /. М.: Русское слово. 2016 г.
Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800 г.:
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая История 1500-1800. История Нового времени. М.: Просвещение. 2014 г.
Задачи курса:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе; • овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XVI—XVII вв. в социальной, экономической, политической и духовной сферах; • воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и
явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учѐтом принципов научной объективности и историзма; • развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого; • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Планируемые результаты освоения курса истории 7 класса
Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVI—XVII вв.» обучающиеся научатся:
• датировать важнейшие события и процессы в истории России XVI—XVII вв., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко- географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; • характеризовать важные факты отечественной истории XVI—XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам;
• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVI—XVII вв.;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVI—XVII вв.; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVI—XVII вв.;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в XVI—XVII вв., определять общие черты и особенности; • давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по
дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVI—XVII вв.;
• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приѐмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.
В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:
• целостное представление об историческом пути России в XVI—XVII вв. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации; • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории XVI— XVII вв.
Личностные результаты освоения обучающимися курса истории России в 7 классе являются: обучающиеся научатся:
формированию представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире; • приобщаться к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- освоению гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважению к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России; • опыту эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются: обучающиеся научатся:
- способности планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; • способности осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
• умению работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать еѐ из одной формы в другую;
• овладению навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
обучающиеся получат возможность научиться: • готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
• способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | От Средневековья к Новому времени | 1 |
2 | Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 16 |
3 | Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв. | 8 |
4 | Итоговое повторение по курсу «Новая история: 16-18 веков» | 1 |
5 | Вводный урок к курсу истории России. | 1 |
6 | Создание Московского царства. | 12 |
7 | Смутное время | 7 |
8 | Россия при первых Романовых. | 22 |
Итого | 68 часов |
Содержание программы (40 ч)
Введение (1 ч)
Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI—XVII вв. Источники по российской истории XVI—XVII вв. Основные понятия и термины: исторический источник.
Раздел I. Создание Московского царства (12 ч) Завершение объединения русских земель.
Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, еѐ роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов.
Крестьянство. Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины, окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство, помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные, владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество.
Иван Грозный — первый русский царь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства. Московское восстание 1547 г. Избранная рада: еѐ состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы. Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, дьяки, губные старосты, городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г., дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы. Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.
Внешняя политика России при Иване Грозном. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Народы Поволжья после. присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства. Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири. Основные понятия и термины: засечная черта, ясак. Основные персоналии: Иван IV, И.Г. Выродков, Ермак, хан Кучум, Стефан Баторий, И.П. Шуйский.
Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей.
Опричнина, дискуссия о еѐ причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины (митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Набег хана Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины.
Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царствование Фѐдора Иоанновича: характер царя и его правление. Возвышение боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега хана Казы (Гази)-Гирея в 1591 г. Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей. Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета, урочные лета, закрепощение крестьян.
Основные персоналии: Иван IV, митрополит Филипп, Малюта Скуратов, хан Девлет-Гирей, М.И. Воротынский, царь Фѐдор Иоаннович, хан Казы (Гази)-Гирей, Б.Ф. Годунов.
Русская православная церковь в XVI в.
Особенности отношения государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в. Учреждение патриаршества и его историческое значение. Основные понятия и термины: Стоглавый собор, юродивые, еретики, патриаршество.
Русская культура в XVI в.
Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в. Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в. Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве. Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский, Серпуховской, Коломенский кремли. Фѐдор Конь. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). Развитие науки и техники в XVI в. Основные понятия и термины: скоропись, книгопечатание, летописный свод, парсуна, шатровый стиль. Основные персоналии: Иван Фѐдоров, Пѐтр Мстиславец, Алевиз Новый, Петрок Малый, Фѐдор Конь, Барма, Постник Яковлев, Андрей Чохов.
Раздел II. Смутное время (7 ч) В преддверии Смуты
Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор. Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н. Романов.
Лжедмитрий I.
Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I. Основные понятия и термины: самозванство, казаки, холопы. Основные персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Ф.И. Мстиславский.
Правление Василия Шуйского.
Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения.
Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре. Основные персоналии: В.И. Шуйский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет, И.И. Болотников, И. Пашков, П. Ляпунов, Г.П. Шаховской, А.А. Телятевский.
Лжедмитрий II. Вторжение.
Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства.
Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.- П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками. Основные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелѐты». Основные персоналии: В.И. Шуйский, Лжедмитрий II, И.М. Заруцкий, Я. Сапега, М.В. Скопин-Шуйский, Сигизмунд III, М.Б. Шеин, королевич Владислав, С. Жолкевский, Карл IX.
Междуцарствие (1610—1613).
Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III. Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли». Основные персоналии: Ф.И. Мстиславский, королевич Владислав, патриарх Гермоген, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III.
Второе ополчение и освобождение Москвы.
Ситуация в стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г.
Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры М.Ф. Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство. Подвиг Ивана Сусанина. Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли», Земский собор. Основные персоналии: королевич Владислав, Кузьма Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов.
Раздел III. Россия при первых Романовых (20 ч) Правление Михаила Фѐдоровича (1613—1645)
Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные направления внутренней политики Михаила Фѐдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и причины поражения в ней России.
Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фѐдоровича и положение России в середине XVII в.
Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха, Поляновский мир, «Азовское сидение». Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин.
Правление Алексея Михайловича (1645—1676)
Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648 г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, тягло, крепостное право. Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И. Одоевский.
Россия в XVII в.
Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового (иноземного) строя. Экономическое развитие России в XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства. Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм, Боярская дума, Государев двор, приказы, приказные люди, приказ Тайных дел, воеводы, земские старосты, городовые приказчики, дворяне, дворянское ополчение, полки нового (иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура, приписные крестьяне.
Русская деревня в XVII в.
Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий. Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. Крестьянство в XVII в. Распространение дворянского землевладения. Основные понятия и термины: барщина, оброк, тягло, бобыли, захребетники, однодворцы.
Присоединение Украины к России
Украинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь — центр борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и еѐ результаты. Основные понятия и термины: Люблинская уния, католицизм, Униатская церковь, шляхта, казачество, гетман, реестровые казаки, Запорожская Сечь, атаман, Зборовский договор, Белоцерковский мир, Переяславская рада, Андрусовское перемирие. Основные персоналии: Б.М. Хмельницкий, И. Выговский.
Раскол в Русской православной церкви
Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола Русской православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров.
Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря. Основные понятия и термины: кружок ревнителей благочестия, церковный обряд, старообрядчество, раскол. Основные персоналии: Стефан Вонифатьев, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, Епифаний Славинецкий, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова.
Народные волнения в 1660—1670-е гг.
Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг. Донское казачество в XVII в.: условия формирования, образ жизни, роль в охране южных рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670— 1671 гг.: цели и социальный состав участников, «прелестные письма», основные места сражений разинцев с правительственными войсками, итоги восстания. Основные понятия и термины: Медный бунт, поход «за зипунами», «прелестные письма». Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т. Разин.
Наследники Алексея Михайловича
Дети Алексея Михайловича. Личность Фѐдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События 1682 г. Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой. Основные персоналии: Фѐдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пѐтр и Иван Алексеевичи, Н.М. Зотов, И.А. Хованский.
Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.
Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского государства.
Сибирский приказ (1637). Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения, формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание Семѐна Дежнѐва.
Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор (1689) с Китаем. Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак, Сибирский приказ, Нерчинский договор. Основные персоналии: Ермак, И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнѐв, Ф.А. Попов, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.В. Атласов.
Просвещение, литература и театр в XVII в.
Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища. Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории. Театр времѐн Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора. Основные понятия и термины: Псалтырь, Часослов, Славяно-греко-латинское училище, сказание, повесть, «вирши», газета, театр. Основные персоналии: С. Медведев, М. Смотрицкий, К. Истомин, Ф.М. Ртищев, братья Софро- ний и Иоанникий Лихуды, Авраамий Палицын, Симеон Полоцкий, Иннокентий Гизель, Иоганн Грегори.
Искусство XVII в.
Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское) барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в.
Парсунная живопись. «Строгановская» школа иконописи. Симон Фѐдорович Ушаков и особенности его творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративно- прикладного искусства. Основные понятия и термины: «узорочье», московское (нарышкинское) барокко, «строгановская» и ярославская школы иконописи, парсуна, изразец. Основные персоналии: Прокопий Чирин, И. и Н. Савины, С.Ф. Ушаков.
Жизнь и быт различных сословий
Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в. Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоѐв населения страны. Одежда. Основные понятия и термины: курная изба, подклет, горница, хоромы, амбар, мыльня, сорочка, зипун, кафтан, сарафан, душегрея, чѐботы.
Обобщающее повторение (1 ч)
Всеобщая история. История нового времени. XVI-XVIII вв. (28 час) От Средневековья к Новому времени. 1час.
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI- XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих
- Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV.
Первые революции Нового времени. Международные отношения — 8 час.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в ХVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Календарно-тематическое планирование
№ Урока п/п | № Урока в теме | Тема (раздел) Количество уроков | Дата | Коррек- тировка |
Вводный урок 1 час. | ||||
1 | 1 | От Средневековья к Новому времени.1 час | ||
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.16 час. | ||||
2 | 1 | Технические открытия и выход к Мировому океану. | ||
3 | 2 | Великие географические открытия | ||
4 | 3 | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе. | ||
5 | 4 | Дух предпринимательства преобразует экономику | ||
6 | 5 | Европейское общество в раннее Новое время. | ||
7 | 6 | Повседневная жизнь. | ||
8 | 7 | Великие гуманисты Европы | ||
9 | 8 | Мир художественной культуры Возрождения | ||
10 | 9 | Мир художественной культуры Возрождения | ||
11 | 10 | Рождение новой европейской науки | ||
12 | 11 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | ||
13 | 12 | Реформация в Германии. | ||
14 | 13 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | ||
15 | 14 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | ||
16 | 15 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | ||
17 | 16 | Урок повторения по теме: Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | ||
Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв. 8 час. | ||||
18 | 1 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций. | ||
19 | 2 | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | ||
20 | 3 | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | ||
21 | 4 | Завершение «славной революции» | ||
22 | 5 | Англия после революции 17 века. | ||
23 | 6 | Международные отношения в XVI-XVIIIвв. | ||
24 | 7 | Международные отношения в XVI-XVIIIвв. | ||
25 | 8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв» | ||
26 | 1 | Итоговое повторение по курсу «Новая история: 16- 18 веков» | ||
27 | 1 | Вводный урок к курсу истории России. | ||
Раздел I. Создание Московского царства. 12 час | ||||
28 | 1 | Завершение объединения русских земель | ||
29 | 2 | Общественный строй и новая идеология |
30 | 3 | Иван Грозный — первый русский царь | ||
31 | 4 | Внешняя политика Ивана IV: присоединение Казанского и Астраханского ханств, начало освоения Сибири | ||
32 | 5 | Внешняя политика Ивана IV: Ливонская война | ||
33 | 6 | Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей | ||
34 | 7 | Итоги и историческая оценка личности и правления Ивана Грозного | ||
35 | 8 | Русская православная церковь в XVI в. | ||
36 | 9 | Русская письменность, книжность и литература XVI в. | ||
37 | 10 | Искусство, наука и техника в XVI в. | ||
38 | 11 | Искусство, наука и техника в XVI в. | ||
39 | 12 | Обобщение по теме «Создание Московского царства» | ||
Раздел II. Смутное время.7 час. | ||||
40 | 1 | В преддверии Смуты | ||
41 | 2 | Лжедмитрий I | ||
42 | 3 | Правление Василия Шуйского | ||
43 | 4 | Лжедмитрий II. Вторжение | ||
44 | 5 | Междуцарствие (1610—1613) | ||
45 | 6 | Второе ополчение и освобождение Москвы | ||
46 | 7 | Обобщение по теме «Смутное время» | ||
Раздел II. Россия при первых Романовых. 22 час. | ||||
47 | 1 | Правление Михаила Фѐдоровича (1613—1645) | ||
48 | 2 | Правление Алексея Михайловича (1645— 1676) | ||
49 | 3 | Россия в XVII в | ||
50 | 4 | Россия в XVII в | ||
51 | 5 | Русская деревня в XVII в. | ||
52 | 6 | Присоединение Украины к России | ||
53 | 7 | Раскол в Русской православной церкви | ||
54 | 8 | Раскол в Русской православной церкви: никониане и старообрядцы | ||
55 | 9 | Народные волнения в 1660— 1670-е гг. | ||
56 | 10 | Наследники Алексея Михайловича | ||
57 | 11 | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. | ||
58 | 12 | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. | ||
59 | 13 | Просвещение, литература и театр в XVII в. | ||
60 | 14 | Искусство XVII в | ||
61 | 15 | Искусство XVII в | ||
62 | 16 | Искусство XVII в | ||
63 | 17 | Жизнь и быт различных сословий | ||
64 | 18 | Жизнь и быт различных сословий | ||
65 | 19 | Обобщение по теме «Россия при первых Романовых» | ||
66 | 20 | Обобщающее повторение по курсу «История России. XVI— XVII вв.» | ||
67 | 21 | Урок-резерв | ||
68 | 22 | Урок-резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «История» для обучающихся 5 класса
Рабочая програама по истории для обучающихся 5 класса имеет следующию структуру:пояснителая записка;основное содержание;учебно-методический комплект;тематическое планирование;календарно-тематическое п...
Рабочая программа по учебному предмету «История» для 6 класса
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по ист...
Рабочая программа по учебному предмету «История» для 10 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по истории МО РФ...
Рабочая программа по учебному предмету «История» для 11 класса
Курс истории на ступени среднего(полного) общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени среднего(полного) общего образования, учащиеся...
Рабочая программа по учебному предмету "История" 5-9 классы ФГОС
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»РАССМОТРЕНАна заседании МОучителей обществоведческих дисциплин...
Рабочая программа по учебному предмету "История" 6-9 классы базовый уровень
Рабочая программа по учебному предмету «История» составлена на основе авторских программ:6 класс· «История России. 6-9 класс» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Кос...
Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.
Пояснительная записка составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику авторского коллектива в составе: Вига...