Рабочая программа по учебному предмету «История» для 10 класса (базовый уровень)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Колесникова Ольга Михайловна

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по истории МО РФ и авторских программ Сахарова А.Н., Боханова А.Н., Козленко С.И. «История России с древнейших времен до конца XIX в.» и Н.В. Загладина «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» («Русское слово», 2007).

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы:

·   способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;

·   углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;

·   помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

Концептуально и методологически программа опирается на фундаментальные достижения отечественной историографии, в том числе и на сравнительно новые оценки истории России изучаемого периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_10.doc511.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»

РАССМОТРЕНА

на заседании школьного МО учителей обществоведческих дисциплин

Протокол от

«24» июня 2013 г.

№ 7

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

_____/ Никишова С.А.

 «24» июня 2013 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета школы

Протокол от

«30» августа 2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»

Приказ от

«30» августа 2013 г.

№ 400

Рабочая программа

Колесниковой Ольги Михайловны, учителя истории и обществознания

I квалификационной категории,

по учебному предмету «История» 

10 «А», «Б» классы

Базовый уровень

2013-2014 учебный год


1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по истории МО РФ и авторских программ Сахарова А.Н., Боханова А.Н., Козленко С.И. «История России с древнейших времен до конца XIX в.» и Н.В. Загладина «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» («Русское слово», 2007).

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы:

  • способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;
  • углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;
  • помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

Концептуально и методологически программа опирается на фундаментальные достижения отечественной историографии, в том числе и на сравнительно новые оценки истории России изучаемого периода.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

  • соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в том числе концепции модернизации образования;
  • расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний учащихся по истории России, полученных в основной школе;
  • изучение учащимися истории Отечества в контексте их знаний по мировой истории через:

— прямое сравнение России и других стран;

— хронологическую синхронизацию событий в России и в мире;

— анализ конкретных событий в отечественной истории  и их влияния на мировую историю;

  • рассмотрение истории России как многофакторного процесса;
  • акцент на подход социальной антропологии, предусматривающей изучение человека как субъекта истории, истории повседневности;
  • усиление внимания к социально-психологическим аспектам исторического бытия, к изучению персоналий;
  • изучение истории Отечества как истории многонационального государства;
  • структурирование заданий к учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
  • формирование у учащихся умения работать с различными историческими источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности исторических событий и явлений.

Рабочая программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных заведений. – М.: «Русское слово», 2009.

2. Сахаров А.Н. История России. XVII-XIX века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных заведений. – М.: «Русское слово», 2009.

3. Загладин Н.В., Симония Н.А.  Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. - 432 с.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (46 ч отводится на историю России, 24 ч - на всеобщую историю). Календарно-тематическое планирование построено по синхронно-параллельному принципу.

Распределение учебной нагрузки

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во ч

Формы

контроля

История России (46 ч)

Всеобщая история (24 ч)

1.

Раздел I. Наше Отечество в древности

2

2.

Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления

1

3.

Раздел 2. Человечество на заре своей истории

4

4.

Раздел II. Древняя Русь

6

тестирование

Раздел 3. Европа и Азия в средние века

10

5.

Раздел III. От Руси к России

14

тестирование

6.

Раздел IV. Россия в XVII столетии

8

тестирование

7.

Раздел 4. Новое время: эпоха великого европейского господства

9

8.

Раздел V. Россия в XVIII столетии

7

тестирование

9.

Раздел VI. Россия В XIX столетии

8

тестирование

10.

Итоговое повторение по курсу

1

Итого:

70 ч

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
  • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование, работа с контурной картой).

2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик 10 класса должен знать/понимать: 

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решения различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;      
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры:                                

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.  

3. Календарно-тематический план

п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Подготовка к ЕГЭ

Плановые

сроки

прохождения

Домашнее

задание

Примечание

10

«А»

10

«Б»

ИР

Раздел I. Наше Отечество в древности

2 ч

1

ИР

Периодизация всемирной истории. Особенности истории России

1

5.09

4.09

с.3-6, вопросы 1-10, с.6

ВИ

Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления

1 ч

2

ВИ

Этапы развития исторического знания. Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории.

1

6.09

4.09

§ 1-3, составить схему ответа по теме

ВИ

Раздел 2. Человечество на заре своей истории

4 ч

3

ВИ

У истоков рода человеческого. Неолитическая революция

1

12.09

11.09

§ 4-5, индивидуальные сообщения

4

ВИ

Первые государства Древнего мира. Города – государства Греции и Италии.

1

13.09

11.09

§ 6-8, 9, пересказ по развернутому плану

5

ВИ

Борьба за господство на Средиземноморье. Возвышение Рима.

1

19.09

18.09

§ 10,11, письменно ответить на вопросы

6

ВИ

Крушение империи Древнего мира

1

20.09

18.09

§ 12-13, составить хронологию событий

7

ИР

Индоевропейцы. Исторические корни славян

1

26.09

25.09

§1, вопросы 1-10, с.24

ИР

Раздел II. Древняя Русь

6 ч

8

ИР

Восточные славяне в VIII—IX вв.

Появление государства Русь. Первые русские князья

1

27.09

25.09

§2,3, вопросы 1-10, с.38, вопросы 1-10, с.53

9

ИР

Древнерусское государство при Святославе и Владимире

1

3.10

2.10

§4,5, заполнить сравнительную таблицу по князьям

10

ИР

Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений при Ярославичах

1

4.10

2.10

§6,7, вопросы 1-8, с.82, вопросы 1-11, с.95

11

ИР

Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

10.10

9.10

§8, вопросы 1-6, с.109-110

12

ИР

Политическая раздробленность Руси

1

11.10

9.10

§9, заполнить сравнительную таблицу

13

ИР

Культура Руси в X — начале XI в. Зарождение русской цивилизации

1

выполнение заданий в форме ЕГЭ

17.10

16.10

§10, индивидуальные сообщения

ВИ

Раздел 3. Европа и Азия в средние века

10 ч

14

ВИ

Мир эпохи средневековья. Экспансия ислама.

1

18.10

16.10

§ 14, 15, подготовить презентации

15

ВИ

Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе.

1

24.10

23.10

§ 16-17, пересказ по развернутому плану

16

ВИ

Византия и Восточная Европа в V-Xв.в

1

25.10

23.10

§ 18, подготовиться к диспуту по вопросам

ИР

Раздел III. От Руси к России

14 ч

17

ИР

Монголо-татарское нашествие на Русь

1

7.11

6.11

§11, вопрос 6 (письменно)

18

ВИ

Западная Европа в XI-XVв.в. Инквизиция и крестовые походы

1

8.11

6.11

§ 19, пересказ по вопросам к теме

19

ИР

Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами

1

14.11

13.11

§12, вопросы 1-10, с.171-172

20

ИР

Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси

1

15.11

13.11

§13, вопросы 1-7, с.182

21

ИР

Возвышение новых русских центров. Начало собирания земель вокруг Москвы

1

21.11

20.11

§14, индивидуальные сообщения, вопросы 1-9, с.198

22

ИР

Эпоха Куликовской битвы

1

22.11

20.11

§15, письменно вопрос 3, с.217

23

ИР

Феодальная война на Руси

1

28.11

27.11

§16, составить хронологическую таблицу

24

ИР

Иван III — государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом

1

29.11

27.11

§17, закончить схему «Органы центрального и местного управления»

25

ИР

Хозяйство, власть, Церковь в XV в.

1

выполнение заданий в форме ЕГЭ

5.12

4.12

§18, вопросы 1-7, с.256, индивидуальные сообщения

26

ВИ

Общественно-политическое развитие государств Европы.

1

6.12

4.12

§ 20-21, заполнить сравнительную таблицу

27

ВИ

Государства Азии в период европейского Средневековья.

1

12.12

11.12

§ 22, заполнить сравнительную таблицу

28

ВИ

Международные отношения и войны Средневековья.

1

13.12

11.12

§ 23-24, закончить хронологию событий

29

ИР

Культура и быт в XIV—XV вв.

1

19.12

18.12

§19, вопросы 1-9, с.269-270

30

ВИ

Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия. Завоевание Америки.

1

20.12

18.12

§ 26, 27, индивидуальные сообщения с презентацией

31

ВИ

Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации.

1

26.12

25.12

§ 28-29, составить конспект по теме

32

ВИ

Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе.

1

27.12

25.12

§ 30-31, письменно ответить на вопросы темы

33

ИР

Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг.

1

16.01

15.01

§20, закончить хронологическую таблицу

34

ИР

Внешняя политика Ивана IV

1

17.01

15.01

§21, письменно вопрос 4, с.294

35

ИР

Опричнина. Последние годы Грозного царя

1

23.01

22.01

§22, вопросы 1-12, с.306, индивидуальные сообщения с презентацией

36

ИР

Новые явления в русской культуре XVI в.

1

24.01

22.01

§23, вопросы 1-14, с.312-313

37

ИР

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI веке»

1

выполнение заданий в форме ЕГЭ

30.01

29.01

составить исторический портрет Ивана Грозного

ИР

Раздел IV. Россия в XVII столетии

8 ч

38

ИР

Начало Смуты. Кризис общества и государства в России

1

31.01

29.01

§1,2, составить опорный конспект по теме

39

ИР

Спасители Отечества

1

6.02

5.02

§3, заполнить таблицу «Периоды Смутного времени»

40

ИР

Россия после Смуты. Новые черты жизни России

1

7.02

5.02

§4,5, составить исторический портрет Михаила Федоровича

41

ИР

XVII, «бунташный», век

1

13.02

12.02

§6, заполнить сравнительную таблицу по событиям «бунташного» века

42

ИР

Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича

1

14.02

12.02

§7, вопрос 8, с.82 (письменно)

43

ИР

Народы России в XVII в.

1

20.02

19.02

§8, индивидуальные сообщения с презентацией

44

ИР

Россия накануне петровских преобразований

1

21.02

19.02

§9, вопросы 1-6, с.100-101

45

ИР

Культура и быт России в XVII в.

1

выполнение заданий в форме ЕГЭ

27.02

26.02

§10, индивидуальные сообщения с презентацией, вопросы для повторения с.112

ВИ

Раздел 4. Новое время: эпоха великого европейского господства

9 ч

46

ВИ

Первые буржуазные революции. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.

1

28.02

26.02

§ 32-33, составить хронологию событий, индивидуальные сообщения

ИР

Раздел V. Россия в XVIII столетии

7 ч

47

ИР

Эпоха Петра I. Северная война

1

6.03

5.03

§11, заполнить таблицу с.128

48

ИР

Реформы Петра I

1

7.03

5.03

§12-13, заполнить таблицу «Реформы Петра I» с.156

49

ИР

Эпоха дворцовых переворотов

1

13.03

12.03

§14-15, составить хронологию событий с 1725 по 1762 гг

50

ИР

Расцвет дворянской империи. Экономика и население России во второй половине XVIII в.

1

14.03

12.03

§16,18, вопросы 1-6, с.194, вопросы 1-5, с.215

51

ИР

Могучая внешнеполитическая поступь империи

1

20.03

19.03

§17, закончить хронологическую таблицу, индивидуальные сообщения с презентацией

52

ИР

Культура и быт России во второй половине XVIII в.

1

21.03

19.03

§19, повторить тему по вопросам с.238

53

ИР

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVIII веке»

1

выполнение заданий в форме ЕГЭ

4.04

2.04

составить исторические портреты 3 личностей (по выбору)

54

ВИ

Война за независимость в Северной Америке.

1

5.04

2.04

§ 34, заполнить хронологическую таблицу

55

ВИ

Великая французская революция и ее последствия для Европы.

1

10.04

9.04

§ 35-36, заполнить сравнительную таблицу

ИР

Раздел VI. Россия В XIX столетии

8 ч

56

ИР

Первые годы правления Александра I

1

11.04

9.04

§21, вопросы 1-7, с.251-252

57

ИР

Отечественная война 1812 г.

1

17.04

16.04

§22-23, заполнить таблицу «Ход Отечественной войны 1812 г»

58

ИР

Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов

1

18.04

16.04

§24, вопрос 4 с.291, 3,4 с.304 (письменно)

59

ИР

Внутренняя политика Николая I

1

24.04

23.04

§26-27, вопросы 1,2,9 с.333 (письменно)

60

ИР

Внешняя политика Николая I. Крымская война. Общественная и духовная жизнь России первой половины и середины XIX в. Русская культура во второй половине XIX в.

1

25.04

23.04

§28,29,30, вопросы 1-6 с.344, 2 с.356 (письменно), индивидуальные сообщения

61

ИР

Реформы Александра II. Россия после отмены крепостного права

1

(1.05)

8.05

30.04

§31,32, вопросы 3,5,7 с.390, составить тезисы (вопрос 5, с.404)

В 10 А уплотняем за 1.05

62

ИР

Россия в годы правления Александра III

1

(2.05)

8.05

30.04

§33, вопрос 2,4,5 с.418, индивидуальные сообщения

В 10 А уплотняем за 2.05

63

ИР

Государственно-социальная система России в конце XIX в. Русская культура во второй половине XIX в.

1

(8.05)

15.05

7.05

§34,35, составить схему «Управление Российской империей в к. XIX в.»., вопросы к главе с.463

В 10 А уплотняем за 8.05

64

ВИ

Промышленный переворот в Англии и его последствия. Европа: противоречия промышленной эпохи.

1

(9.05)

15.05

7.05

§ 37, 38, пересказ по вопросам, индивидуальные сообщения с презентацией

В 10 А уплотняем за 9.05

65

ВИ

Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIXв. Наука и искусство в XVIII-XIXв.в.

1

(15.05)

16.05

14.05

§ 39, 40, заполнить сравнительную таблицу, сделать выводы

В 10 А уплотняем за 9.05

66

ВИ

Страны континентальной Европы в период промышленного переворота.

1

16.05

14.05

§ 41-42,  заполнить сравнительную таблицу, сделать выводы

67

ВИ

Страны Западного полушария в XIXв.

1

22.05

21.05

§ 43, составить разверн. план

68

ВИ

Мир Востока в XVIIIв.: наступление колониальной системы.

1

23.05

21.05

§ 44-45, заполнить хронологическую таблицу

69

ВИ

Колониальный кризис «традиционного общества» в странах Востока. Эволюция системы международных отношений в Новое время.

1

29.05

28.05

§ 46-47, 48, повторить тему по вопросам, подготовиться к проверочной работе

70

ИР

Итоговое повторение по курсу

1 ч

выполнение заданий в форме ЕГЭ

30.05

28.05

повторить пройденный материал


4. Содержание учебного курса

«История России с древнейших времен до конца XIX в.»

Раздел I. Наше Отечество в древности 

Тема 1. Происхождение славян. Их соседи и враги

Место славян среди индоевропейцев. Восточные славяне. Соседи восточных славян. Великое переселение народов с конца IV в. Крупные перемены в составе общества славян.Борьба восточных славян с аварами и хазарами в VI—VII вв. Славянские народы и болгары.

Раздел II. Древняя Русь 

Тема 2. Восточнославянские племена в VIII—IX вв.

Формирование из родственных племен восточных славян крупных племенных союзов в VIII в. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Распад родовой общины. Развитие ремесла, рост городов, торговые связи как экономическая основа появления государства в восточнославянских землях. Торговые пути. Язычество восточных славян.

Тема 3. Становление Древнерусского государства

Появление в восточнославянских землях племенных союзов и межплеменных группировок. Норманнская теория создания Русского государства. Начало династии Рюриковичей. Военная победа новгородского Севера над киевским Югом — начало единого Русского государства. Князь Олег, его политика по объединению славянских земель. Поход на Византию 907 г.

Княжение Игоря. Походы Игоря на Византию. Полюдье и гибель Игоря. Правление княгини Ольги. Система сбора дани при Ольге. Внешняя политика княгини Ольги. Крещение Ольги.

Правление князя Святослава. Борьба за власть. Приход к власти Владимира Святославича — новая победа Русского Севера над Русским Югом. Крещение Руси.

Тема 4. Расцвет Руси. XI — первая треть XII в.

Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. Русское общество в XI в. Междоусобица сыновей Ярослава Мудрого. Борьба с половцами. Продолжение междоусобицы при внуках Ярослава Мудрого. Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах. Восстание 1113 г. в Киеве. Приход на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Политика Владимира Мономаха: прекращение внутренней борьбы в русском обществе, новая «Русская правда», воссоздание единства Руси, военные походы, укрепление международного положения Руси. Мстислав Великий.

Тема 5. Политическая раздробленность Руси

Распад Древнерусского государства. Политическая раздробленность Руси. Русские княжества XII—XIII вв. Возникновение Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо и расцвет Владимиро-Суздальской Руси.

Тема 6. Культура Руси в X — начале XIII в.

Культура народа — часть его истории. Единство культуры восточных славян. Взаимообогащение культуры восточных славян и их соседей. Влияние на Русь византийской культуры. Соединение в культуре Руси культуры языческого мира и культуры христианской.

Письменность, грамотность, школа. Летописи. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Быт народа. Зарождение русской цивилизации.

Раздел III. От Руси к России

Тема 7. Борьба Руси за независимость в XIII в.

Монголо-татарское нашествие на Русь. Натиск врагов на северо-западных границах России. Возрождение крестьянства. Восстановление и рост городов. Рост слобод. Развитие посадского населения. Формирование системы зависимости людей друг от друга на основе права владения землей. Возвышение новых русских центров. Усиление Великого Новгорода. Появление Литовско-Русского государства.

Лидерство Тверского княжества на рубеже XIII — XIV вв.

Тема 8. Возвышение Москвы

Борьба Твери и Москвы за первенство. Продолжение политики Ивана Калиты его сыновьями — Семеном Гордым и Иваном Красным. Противоборство Москвы и Литвы.

Открытая борьбы с Ордой.

Тема 9. В борьбе за единство и независимость

Правление Василия I Дмитриевича. Роль Русской Православной Церкви в объединении Руси. Сергий Радонежский. Феодальная война на Руси.

Тема 10. Образование Русского централизованного государства

Иван III. Завершение объединения русских земель в первой четверти XVI в., образование территории единого Русского государства.

Формирование новой системы управления страной. Выход России на международную арену. Формирование многонационального государства. Складывание великорусской народности.

Хозяйство и люди. Россия ХV — XVI вв. в сравнении с Западом. «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIV—XV вв. Правление Василия III.

Тема 11. Россия в ХVI в.

Борьба за власть в юные годы Ивана IV. Первое боярское правительство. Правление Елены Глинской. Боярские группировки у власти. Иван IV. Венчание на царство. Восстание 1547 г. Реформы Избранной рады. «Судебник» 1550 г. «Стоглав».

Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Новые явления в русской культуре.

Раздел IV. Россия в XVII столетии Тема 12. Смутное время

Сущность и причины Смуты рубежа XVI—XVII вв.

Приход к власти Бориса Годунова. Новые народные беды. Поход Лжедмитрия I на Москву.

Кризис общества и государства в России. Второе ополчение. Избрание Михаила Романова на царство.

Тема 13. Новые черты старой России

Россия после Смуты. Укрепление военной мощи страны и внешняя политика. Первые годы правления Алексея Михайловича. Сословный строй. Социальные протесты. Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. Народы России в XVII в. Россия накануне преобразований. Культура и быт России в XVII в. Формирование великорусской нации.

Раздел V. Россия в XVIII столетии 

Тема 14. Эпоха Петра I

Мужание Петра. Азовские походы. Великое посольство. Внешняя политика Петра I. Реформы Петра I.  Царь и народ.

Тема 15. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIII в.

Эпоха дворцовых переворотов. Правление Елизаветы Петровны. Внешняя политика России в 1740—1750-е гг. Петр III.

Тема 16. Расцвет дворянской империи в годы правления Екатерины II

Россия в первое время правления Екатерины II. От либерализации к централизации власти.

Укрепление дворянского государства. Экономика и население России во второй половине XVIII в. Жизнь и хозяйство народов России. Внешняя политика России.

Культура и быт россиян во второй половине XVIII в. Образование и просвещение народа. Литература и искусство.

Раздел VI. Россия В XIX столетии 

Тема 17. Россия в первой четверти XIX в.

Россия на рубеже веков. Первые годы правления Александра I. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии. Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов.

Тема 18. Российская империя при Николае I

Внутренняя политика Николая I. На страже империи. Внешняя политика Николая I. Общественная и духовная жизнь России.

Тема 19. Россия в 1860 — 1870-е гг.

Реформы Александра II.

Россия после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Положение в стране к началу 1880-х гг.

Тема 20. Россия в 1880 — 1890-е гг.

Россия в годы правления Александра III. Государственно-социальная система России в конце XIX в.

Итоговое повторение по курсу (1 ч)

«Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в»

Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления.

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Развитие исторической науки.

Религиозно-мистические взгляды на историю.

Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII-XIXв.в. Становление и развитие материалистических взглядов на мир.

Философия истории XXв.. Этапы развития человечества. Периодизация Новейшей истории

Раздел 2. Человечество на заре своей истории.

Этапы становления человека – Чарльз Дарвин. Происхождение человеческих рас. Человек и природа. Переход от матриархата к патриархату. Наступление энеолита – образование союзов племен, освоение металлов

Предпосылки возникновения государств. Рабовладение и общественные отношения в Древнем мире. Особенности развития деспотий древности.

Античная Греция. Города-государства Греции, Италии. Основание Рима.

Греко-персидские войны (V в до н.э.). Пелопонесские войны IV-V в.в. до н.э. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского. Образование и распад державы Александра Македонского.

Господство над Италией. Пунические войны. Кризис Римской империи. Становление Римской империи.

Народы Европы в начале новой эры. Кочевые племена Азии и Китая. Начало Великого переселения народов. Возникновение христианства. Рим от золотого века к упадку. Кризис римской империи. Христианство в Римской империи. Падение Западной Римской империи.

Раздел 3. Европа и Азия в средние века

Принципы периодизации Средних веков. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки. Древние цивилизации Африки.

Аравийские племена в начале новой эры.

Социально-экономические отношения в раннее Средневековье. Норманнские завоевания и создание Священной Римской империи.

Византия после крушения Западной Римской империи. Расселение славян. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Города и королевская власть.

Создание органов сословного представительства.

Восточная Европа в XII-начале XVв. Китай до монгольских завоеваний. Возвышение Османской империи. Индия под властью Великих Моголов. Крестовые походы. Столкновение цивилизаций. Союзы городов в международных отношениях. Столетняя война, крестьянские восстания и национальное самосознание

Европа и Азия: сравнительный анализ. Модернизационные процессы в Новое время. Открытие Америки.

Переход к мануфактурному производству. Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе. Контрреформация в Европе. Абсолютистские монархии в Западной Европе. Обострение противоречий в Европе в начале XVIIв. Тридцатилетняя война (1618-1648)

Раздел 4. Новое время: эпоха великого европейского господства.

Предпосылки и итоги буржуазных революций. Колонии Англии в Северной Америке в XVIIIв. Начало войны за независимость в Америке. Утверждение демократии в США.

Кризис абсолютизма и начало революции во Франции.

Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Рост промышленного производства.

Либерализм XIXв. Консервативная идеология. Утопический социализм. Марксизм и развитие рабочего движения. Идеология национализма. Развитие естественно-научных знаний. Литература XVIII-XIXв.в.

Преграды на пути модернизации. Центральная Европа в середине XIXв. (государства Германии, Италии, Австрии). Освободительные революции в странах Латинской Америки. США в первой половине XIXв. Ослабление Османской империи. Британское завоевание Индии. Китай: на пути самоизоляции. 

Восточный вопрос и Крымская война. Индия под властью англичан. «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами. Япония: опыт модернизации.

Вестфальская система миропорядка. Международные отношения второй половины XIXв.: соперничество национальных государств 


5. Формы и средства контроля

1. Тематические тесты ко всем разделам

2. Итоговые тесты в форме ЕГЭ

Критерии оценивания работ по истории (% правильно выполненных заданий):

«5» - 95-100%

«4» - 75-94%

«3» - 45-74%        

«2» - менее 45%


6. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

Основная литература:

  1. Антонова Т.С., Харитонова А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: ХХ века. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2004.
  2. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России (XX – начало  XХI века): 9 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 320 с.
  3. Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до начала XVII века» / О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 155, [5] с. – (Единый государственный экзамен).
  4. Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России XVII - XVIII веков» / О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 126, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  5. Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России в XIX веке» / О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 124, [4] с. – (Единый государственный экзамен).
  6. Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России в XX веке (1900-1940)» / О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 126, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  7. Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России в XX веке (1940-2008)» / О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 126, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  8. Всемирная история: Энциклопедия / Под общей ред. В.М. Макаревича, И.И. Соколовой, Г.Г. Макаревича и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 672 с.: ил.
  9. Вурста Н. И., Саяпин В.В. Репетитор по истории России. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 576 с.
  10. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2009. – 64 с.
  11. Данилов А.А. История России в таблицах. ХХ век. 9-11 кл.: Справочное пособие. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 64 с.
  12. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 928 с.
  13. История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А. А. Данилов, Л. В, Жукова и др. – М.: Дрофа, 2005. – 592 с.
  14. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / Ред. – сост. Блохин В.Ф. – Смоленск: Русич; Брянск: Курсив, 2005.- 528 с.
  15. Кириллов В.В. История России: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 661 с.
  16. Кишенкова О.В. Новейшая история. 9, 11 кл.: Метод. пособие.- М.: Дрофа, 2006.- 176 с.
  17. Корнева Т. А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2007. - 131 с.
  18. Отечественная история XX- начала XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.О. Чубарьяна. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2005. – 384 с. ил., карт.
  19. Рабочие программы по истории. 5-11 классы / авт.-сост. Н.И. Чеботарева. – 3-е изд., доп. – М.: Глобус, 2009. – 360 с. – (Образовательный стандарт).
  20. Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 79 с.
  21. Серов Б.Н.  Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
  22. Симонова Е.В. Тесты по истории России. XX – начало  XХI века. 9 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта «История России. XX – начало  XХI века» / Е.В. Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 109 с.
  23. Соловьев А.К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. ХХ - начало ХХI в.». – М.: Просвещение, 2010. – 208 с.
  24. Тематическое планирование и программы курсов истории. 10-11 классы: пособие для учителей / Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, А.Г. Колосков, Л.И. Ларина. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 144 с.

Дополнительная литература:

  1. Антонова Т.С., Харитонов А,Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ век / Мультимедиа учебник из 4-х частей
  2. Головатенко А. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты.- М.: Школа-Пресс, 1994. – 240 с.
  3. Головатенко А. Тоталитаризм ХХ века: Материалы для изучающих историю и обществознание. – М.: Школа-Пресс, 1992. – 96 с.
  4. Кучерук И. В. Технология игрового обучения истории в школе (на материале истории Отечества). – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 68 с.
  5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М., 2007. – 784 с.
  6. Политическая история России в партиях и лицах / сост.: В.В. Шелохаев, Н.Д. Ерофеев, И.Е. Задорожнюк и др. – М.: ТЕРРА, 1994. – 304 с.
  7. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с., ил.
  8. Телицын В. Нестор Махно: Историческая хроника.- М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1998. – 448 с.: ил.
  9. Чернова М. Н. История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы) - Айрис-Пресс, 2007. – 240 с.
  10. Шестаков В. А. Россия в 1992-1998 гг. Дополнительные материалы к учебнику «История Отечества. ХХ век»: Пособие для 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 160 с.
  11. Энциклопедия. История России 862-1917. Электронное пособие. – М.: «Интерактивный мир», КОМИНФО.
  12. Юсупов Ф.Ф. Конец Распутина. – М.: Изд-во «Отечество», 1990.- 256 с., ил.


Наглядный материал:

1. Карты

  1. Страны среднего Востока и южной Азии во второй половине ХХ в.
  2. Вторая мировая война. Военные действия в Европе и в Северной Африке в 1942-1945 гг
  3. Территориальные изменения в Западной Европе после Второй мировой войны
  4. Европа в 30-е гг ХХ в. Нарастание фашистской агрессии
  5. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг
  6. Россия в 1907-1914 гг
  7. Революция 1905-1907 гг в России
  8. Начало Второй мировой войны 1 сентября 1939 – 21 июня 1941 г
  9. Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны
  10. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг
  11. Вторая мировая война. Военный действия на Тихом океане и в Азии в 1941-1945 гг
  12. Становление Советской России. 1917-1922 гг
  13. Первая мировая война 1914-1918 гг
  14. Россия в составе СССР 20-30-е гг XIX в
  15. СССР в 1946-1990 гг
  16. Содружество независимых государств

2. Плакаты по всеобщей истории (10-11 классы):

  1. Первобытность
  2. Зарождение цивилизации
  3. Древность и Средневековье. Аграрная цивилизация
  4. Новое время. Зарождение и становление индустриальной цивилизации
  5. Мир в ХХ – начале ХХI века. Новейшее время


Средства материально-технического обеспечения

Наименования объектов
и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень

Профильный уровень

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по истории

Стандарт по истории, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета истории.

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)

Д

1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень)

1.4

Примерная программа основного общего образования по истории

1.5

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории

Д

1.6

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории

1.7

Авторские рабочие программы по курсам истории

Д

1.8

Учебник по истории Древнего мира

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников  включены в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете истории, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу истории. Эти учебники  используются учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

1.9

Учебник по истории Средних веков

1.10

Учебник по Новой истории (XVI – XVIII вв.)

1.11

Учебник по Новой истории (XIX – начало ХХ вв.)

1.12

Учебник по Новейшей и современной истории зарубежных стран

1.13

Учебник по истории России (с древнейших времен до конца XV в.)

1.14

Учебник по истории России (XVI – XVIII вв.)

1.15

Учебник по истории России (XIX – начало ХХI вв.)

1.16

Учебник по Новейшей и современной истории России

1.17

Учебник по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.)

К

1.18

Учебник по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

1.19

Учебник по истории России (с древнейших времен до конца XIX в.)

К

1.20

Учебник по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

1.21

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира

.

1.22

Рабочая тетрадь по истории Средних Веков

1.23

Рабочая тетрадь по Новой истории (XVI – XVIII вв.)

1.24

Рабочая тетрадь по Новой истории (XIX – начало ХХ вв.)

1.25

Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории зарубежных стран.

1.26

Рабочая тетрадь по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.)

1.27

Рабочая тетрадь по истории России (XVI –XVIII вв.)

1.28

Рабочая тетрадь по истории России (XIX – начало ХХ вв.)

1.29

Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории России

1.30

Дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение исторических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.

1.31

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.

1.32

Хрестоматия по истории Древнего мира

1.33

Хрестоматия по истории Средних веков

1.34

Хрестоматия по Новой истории (XVI – XVIII вв.)

1.35

Хрестоматия по Новой истории (XIX – начало ХХ в.)

1.35

Хрестоматия по новейшей и современной истории зарубежных стран

1.35

Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до кон. XVI в.)

Д

1.36

Хрестоматия по истории России (XVI – XVIII вв.)

Д

1.37

Хрестоматия по истории России (XIX – начало ХХ вв.)

Д

1.38

Хрестоматия по новейшей и современной истории России

1.39

Хрестоматия по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.)

Д

1.40

Хрестоматия по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

Д

1.41

Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.)

Д

1.42

Хрестоматия по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

1.43

Практикумы по истории России и Всеобщей истории

1.44

Книги для чтения по истории России и Всеобщей истории

Необходимы для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

1.45

Научная, научно-популярная, художественная историческая литература.

1.46

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.)

Д

1.47

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

2.

Печатные пособия

2.1

Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

(синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие).

Д

Таблицы, схемы, диаграммы и графики  представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на цифровых носителях.

2.2

Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

Д

2.3

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории

Д

2.4

Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории.

В демонстрационном варианте представлены портреты исторических деятелей, обязательное изучение которых предусмотрено стандартом..

2.5

Атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт

В состав объектов материального обеспечения учебного процесса в основной школе  включены атласы нового поколения, представляющие собой комплексные учебно-методические издания и содержащие помимо картографического материала иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии.

2.6

Атлас по истории Средних веков с комплектом контурных карт

2.7

Атлас по Новой истории (XVI – XVIII вв.) с комплектом контурных карт

2.8

Атлас по Новой истории (XIX – начало ХХ в.) с комплектом контурных карт

2.9

Атлас по Новейшей и современной истории зарубежных стран с комплектом контурных карт

2.10

Атлас по истории России (с древнейших времен до конца XV в.) с комплектом контурных карт

2.11

Атлас по истории России (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт

2.12

Атлас по истории России (XIX – начало ХХ вв.) с комплектом контурных карт

2.13

Атлас по Новейшей и современной истории России с комплектом контурных карт

2.14

Атлас по истории России

2.15

Атлас по Всеобщей истории

2.16

Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории

Д

Картографические материалы представлены в демонстрационном (настенном) и раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

2.17

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.)

3.

цифровые образовательные ресурсы

3.1

Цифровые обучающие, моделирующие, контролирующие компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса  ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

3.2

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу истории.

Д

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов,  объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

3.3

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Д

Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. Перспективный аналог печатных материалов №№ 1.30 и 1.31

3.4

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций

3.5.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Специализированные инструменты учебной деятельности могут включать следующие ресурсы:

учебная картографическая система; временная ось; редактор генеалогических деревьев

4.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

4.1

Видеофильмы по всеобщей истории и истории России

Д

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом виде

4.2

Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России

Д

4.3

Слайды по тематике курсов истории России и всеобщей истории.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Телевизор с универсальной подставкой 

Видеомагнитофон (видеоплейер) 

Аудио-центр

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.

Мультимедийный компьютер

Д

Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

Принтер лазерный

Цифровая видеокамера

Цифровая фотокамера

Слайд-проектор

Мультимедиа проектор

Д

Стол для проектора

Экран (на штативе или навесной)

Д

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 6 класс (базовый уровень)

  Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 6 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 7 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское сл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 7 класс, базовый уровень на 2017 – 2018 учебный год Макарычев Ю. Н. Атанасян K. C.

Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12...