Рабочая программа по учебному предмету «История» для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2008 г. и программы основного общего образования по истории МО РФ и авторских программ «История России 6-9 классы» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа по истории охватывает период с конца V по XV вв. и предполагает последовательное изучение истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века.
Цель программы – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир; сформировать у учащихся представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.doc | 543.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО учителей обществоведческих дисциплин Протокол от «24» июня 2013 г. № 7 | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _____/ Никишова С.А. «24» июня 2013 г. | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета школы Протокол от «30» августа 2013 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» Приказ от «30» августа 2013 г. № 400 |
Рабочая программа
Колесниковой Ольги Михайловны, учителя истории и обществознания
I квалификационной категории,
по учебному предмету «История»
6 «А», 6»Б», 6 «В» классы
Базовый уровень
2013-2014 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2008 г. и программы основного общего образования по истории МО РФ и авторских программ «История России 6-9 классы» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа по истории охватывает период с конца V по XV вв. и предполагает последовательное изучение истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века.
Цель программы – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир; сформировать у учащихся представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Задачи:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века как закономерном и необходимом периоде всеобщей истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы, России и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие исторические личности, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии – христианства и ислама;
- вырабатывать у учащихся представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развивать у школьников способности рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- формировать ценностные ориентации и убеждения школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре своего народа, стремиться сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- изучать историю родного края, вызывать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. / Под ред. Сванидзе А. А. История средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
2. Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс. Для учащихся общеобразовательных учреждений.
3. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс.
4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. Для учащихся общеобразовательных учреждений.
6. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителя.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории по базисному учебному плану в 6 классе.
Распределение учебной нагрузки
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во ч | Формы контроля |
Всеобщая история. История Средних веков – 30 ч | |||
1. | Введение | 1 | |
2. | Тема 1. Становление средневековой Европы | 5 | Тестирование |
3. | Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | 2 | |
4. | Тема 3. Арабы в VI-XI вв. | 2 | |
5. | Тема 4. Феодалы и крестьяне | 2 | |
6. | Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 | |
7. | Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | 2 | |
8. | Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) | 5 | Проверочная работа |
9. | Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв. | 1 | |
10. | Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | 2 | |
11. | Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв. | 2 | |
12. | Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 3 | |
13. | Повторительно-обобщающий урок по курсу | 1 | Тестирование |
История России с древнейших времен до конца XVI века – 40 ч | |||
14. | Введение | 1 | |
15. | Тема 1. Восточные славяне | 2 | |
16. | Тема 2. Русь в IX - первой половине XII вв. | 7 | Тестирование |
17. | Тема 3. Русь во второй половине XII-XIII вв. | 10 | Тестирование |
18. | Тема 4. Образование единого русского государства | 11 | Тестирование |
19. | Тема 5. Московское государство в XVI в. | 8 | Тестирование |
20. | Итоговое повторение и обобщение | 1 |
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
- устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
- письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование, работа с контурной картой).
2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик 6 класса должен знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории средних веков и истории России в средние века;
- выдающихся деятелей всеобщей и отечественной истории этого периода;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
Уметь:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой.
3. Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Домашнее задание | Примечание | ||
6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» | |||||
Всеобщая история. История Средних веков – 30 ч | |||||||
1. | Вводный урок | 1 | 5.09 | 3.09 | 2.09 | с. 6-11, ответить на вопросы 1-4, с.11 | |
Тема 1. Становление средневековой Европы | 5 | ||||||
2. | Древние германцы и Римская империя | 1 | 7.09 | 5.09 | 3.09 | §1, ответить на вопросы 1-3, с.17 | |
3. | Королевство франков и германская церковь в V-VIII вв. | 1 | 12.09 | 10.09 | 9.09 | §2, ответить на вопросы 1-6, с.28 | |
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | 14.09 | 12.09 | 10.09 | §3, письменно ответить на вопросы 1,2, с.36 | |
5. | Западная Европа в IX-XI вв. | 1 | 19.09 | 17.09 | 16.09 | §4, составить конспект | |
6. | Культура Западной Европы | 1 | 21.09 | 19.09 | 17.09 | §5, индивидуальные рефераты по теме | |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | 2 | ||||||
7. | Византия при Юстиниане. Культура Византии | 1 | 26.09 | 24.09 | 23.09 | §6,7 читать, письменно ответить на вопрос 1, с.60. | |
8. | Образование славянских государств | 1 | 28.09 | 26.09 | 24.09 | §8, заполнить таблицу (вопрос 1, с.73) | |
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. | 2 | ||||||
9. | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 | 3.10 | 1.10 | 30.09 | §9, составить конспект темы | |
10. | Культура стран халифата | 1 | 5.10 | 3.10 | 1.10. | §10, подготовить презентации по теме | |
Тема 4. Феодалы и крестьяне | 2 | ||||||
11. | В рыцарском замке | 1 | 10.10 | 8.10 | 7.10 | §11, творческое задание (вопрос 3, с.97) | |
12. | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | 12.10 | 10.10 | 8.10 | §12, ответить на вопросы 1-5, с.103 | |
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Домашнее задание | Примечание | ||
6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» | |||||
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 | ||||||
13. | Формирование средневековых городов. | 1 | 17.10 | 15.10 | 14.10 | §13, ответить на вопросы 1-5, с.115 | |
14. | Горожане и их образ жизни | 1 | 19.10 | 17.10 | 15.10 | §14, составить терминологический словарь по теме | |
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | 2 | ||||||
15. | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | 24.10 | 22.10 | 21.10 | §15, ответить на вопросы 1-5, с.133, выучить термины | |
16. | Крестовые походы | 1 | 26.10 | 24.10 | 22.10 | §16, закончить хронологическую таблицу | |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI- XV вв.) | 5 | ||||||
17. | Как происходило объединение Франции | 1 | 7.11 | 5.11 | 6.11 | §17, ответить на вопросы 1-7, с.152 | |
18. | Что англичане считают началом свобод. Столетняя война | 1 | 9.11 | 7.11 | 11.11 | §18 читать, §19 составить хронологическую таблицу | |
19. | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 | 14.11 | 12.11 | 13.11 | §20, заполнить сравнительную таблицу о восстаниях | |
20. | Усиление королевской власти в конце XV в во Франции и в Англии | 1 | 16.11 | 14.11 | 18.11 | §21, ответить на вопросы 1-4, с.182 | |
21. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | 21.11 | 19.11 | 20.11 | §22, пересказ по вопросам | |
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Домашнее задание | Приме чание | ||
6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» | |||||
Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв. | 1 | ||||||
22. | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов | 1 | 23.11 | 21.11 | 25.11 | §23, 24, составить конспект по темам | |
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | 2 | ||||||
23. | Гуситское движение в Чехии. | 1 | 28.11 | 26.11 | 27.11 | §25, закончить хронологическую таблицу | |
24. | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | 30.11 | 28.11 | 2.12 | §26, ответить на вопросы 1-4, с.208 | |
Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв. | 2 | ||||||
25. | Образование и философия. Средневековое искусство. | 1 | 5.12 | 3.12 | 4.12 | §27, 28, индивидуальные сообщения с презентацией | |
26. | Культура раннего Возрождения Италии. Научные открытия и изобретения | 1 | 7.12 | 5.12 | 9.12 | §29, 30, индивидуальные сообщения с презентацией | |
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 3 | ||||||
27. | Средневековый Китай. | 1 | 12.12 | 10.12 | 11.12 | §31, ответить на вопросы 1-5, с.251 | |
28. | Индия. Государство и культура. | 1 | 14.12 | 12.12 | 16.12 | §32, ответить на вопросы 1-3, с.256 | |
29. | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. | 1 | 19.12 | 17.12 | 18.12 | §33, вопрос 4 письменно, подготовиться к проверочной работе | |
30. | Повторительно-обобщающий урок по курсу | 1 | 21.12 | 19.12 | 23.12 | повторить пройденный материал |
История России с древнейших времен до конца XVI века – 40 ч
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Домашнее задание | Примечание | ||
6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» | |||||
31. | Введение | 1 | 26.12 | 24.12 | 24.12 | с.4-6, читать | |
Тема 1. Восточные славяне | 2 | ||||||
32. | Восточные славяне | 1 | 28.12 | 26.12 | 13.01 | §1, ответить на вопросы с.13, работа с документом с.13, выучить термины, РТ № 2,3,6 | |
33. | Соседи восточных славян | 1 | 16.01 | 14.01 | 14.01 | §2, ответить на вопросы с.19, | |
Тема 2. Русь в IX - первой половине XII вв. | 7 | ||||||
34. | Формирование Древнерусского государства | 1 | 18.01 | 16.01 | 20.01 | §3, ответить на вопросы с.27, работа с документом с.28, РТ № 1-5 | |
35. | Первые русские князья | 1 | 23.01 | 21.01 | 21.01 | §4, ответить на вопросы с.35, работа с документом с.35-36, РТ № 2,3 | |
36. | Правление князя Владимира и крещение Руси | 1 | 25.01 | 23.01 | 27.01 | §5, пересказ по вопросам, работа с документом с.42, РТ № 2,3 | |
37. | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 1 | 30.01 | 28.01 | 28.01 | §6, ответить на вопросы с.53, РТ № 1,2,4 | |
38. | Культура Древней Руси | 1 | 1.02 | 30.01 | 3.02 | §7, индивидуальные сообщения по теме, РТ задания по выбору | |
39. | Быт и нравы Древней Руси | 1 | 6.02 | 4.02 | 4.02 | §8, индивидуальные сообщения по теме, РТ задания по выбору | |
40. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX - первой половине XII вв.» | 1 | 8.02 | 6.02 | 10.02 | РТ с.23-24 | |
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Домашнее задание | Примечание | ||
6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» | |||||
Тема 3. Русь во второй половине XII-XIII вв. | 10 | ||||||
41. | Начало раздробленности Древнерусского государства | 1 | 13.02 | 11.02 | 11.02 | §9, ответить на вопросы с.83, РТ № 2,3 | |
42. | Главные политические центры Руси | 1 | 15.02 | 13.02 | 17.02 | §10-11, ответить на вопросы с.94, | |
43. | Главные политические центры Руси | 1 | 20.02 | 18.02 | 18.02 | работа с документом с.95, РТ № 1,3 | |
44. | Монгольское нашествие на Русь | 1 | 22.02 | 20.02 | 24.02 | §12, пересказ по вопросам, РТ № РТ № 2 | |
45. | Борьба русских земель против экспансии Запада | 1 | 27.02 | 25.02 | 25.02 | §13, ответить на вопросы с.113, РТ № 1,3,4 | |
46. | Русь и Орда | 1 | 1.03 | 27.02 | 3.03 | §14, ответить на вопросы с.120, выучить термины, РТ № 3,4 | |
47. | Русь и Литва | 1 | 6.03 | 4.03 | 4.03 | §15, ответить на вопросы с.127, РТ № 2 | |
48. | Культура русских земель | 1 | (8.03) 13.03 | 6.03 | 10.03 | §16, подготовить презентации по теме, РТ задания по выбору | В 6 А урок выпадает на 8.03, поэтому его уплотняем со следующей темой |
49. | Родной край в древности | 1 | 13.03 | 11.03 | 11.03 | учить конспект, индивидуальные сообщения | |
50. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине XII-XIII вв.» | 1 | 15.03 | 13.03 | 17.03 | РТ с.45-46 | |
Тема 4. Образование единого русского государства | 11 | ||||||
51. | Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества | 1 | 20.03 | 18.03 | 18.03 | §17, ответить на вопросы с.146, РТ № 3-5 | |
52. | Москва – центр борьбы с ордынским игом | 1 | 3.04 | 20.03 | 31.03 | §18 с.147-150, ответить на вопросы 1-2 с.155 | |
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Домашнее задание | Примечание | ||
6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» | |||||
53. | Куликовская битва | 1 | 5.04 | 1.04 | 1.04 | §18 с.150-154, ответить на вопросы 3-5 с.155, РТ № 1,2,4,5 | |
54. | Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV вв. | 1 | 10.04 | 3.04 | 7.04 | §19, ответить на вопросы с.164, РТ № 2,4,5 | |
55. | Создание единого русского государства и конец ордынского ига | 1 | 12.04 | 8.04 | 8.04 | §20, ответить на вопросы с.173 | |
56. | Создание единого русского государства и конец ордынского ига | 1 | 17.04 | 10.04 | 14.04 | РТ № 1-5 | |
57. | Московское государство в конце XV-начале XVI вв., основные социальные слои | 1 | 19.04 | 15.04 | 15.04 | §21, ответить на вопросы с.181 | |
58. | Московское государство в конце XV-начале XVI вв., основные социальные слои | 1 | 24.04 | 17.04 | 21.04 | выучить термины, РТ № 1-6 | |
59. | Церковь и государство в XV-начале XVI вв. | 1 | 26.04 | 22.04 | 22.04 | §22, ответить на вопросы с.191, РТ № 1-3 | |
60. | Родной край в XIV- середине XV вв. | 1 | (1.05) 26.04 | 24.04 | 28.04 | учить конспект, индивидуальные сообщения | В 6 А урок выпадает на 1.05, поэтому его уплотняем с предыд. темой |
61. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого русского государства» | 1 | 3.05 | 29.04 | 29.04 | повторить термины и даты по пройденным темам | |
Тема 5. Московское государство в XVI в. | 8 | ||||||
62. | Иван Грозный. Начало правления | 1 | 8.05 | (1.05) 6.05 | 5.05 | §23, работа с документами с.200-201, РТ № 3,4 | В 6 Б урок выпадает на 1.05, поэтому его уплотняем со следующей темой |
63. | Внешняя политика Ивана IV | 1 | 10.05 | 6.05 | 6.05 | §24, ответить на вопросы с.212, РТ № 3-5 | |
64. | Опричнина | 1 | 15.05 | 8.05 | 12.05 | §25, ответить на вопросы с.220 | |
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Домашнее задание | Примечание | ||
6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» | |||||
65. | Культура в XVI в. | 1 | 17.05 | 13.05 | 13.05 | §26, подготовить презентации по теме | |
66. | Архитектура и живопись | 1 | 22.05 | 15.05 | 19.05 | §27, подготовить презентации по теме, РТ задания по выбору | |
67. | Быт XV – XVI вв. | 1 | 24.05 | 20.05 | 20.05 | §28, подготовить презентации по теме, РТ задания по выбору | Так как в 6 А и 6 В не хватает часов для прохождения программы, уроки 67 и 68 объединяем в одну тему |
68. | Родной край в XIV – XVI вв. | 1 | 22.05 | учить конспект, индивидуальные сообщения | |||
69. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Московское государство в XVI в.» | 1 | 29.05 | 27.05 | 26.05 | РТ с.80 | |
70. | Итоговое повторение и обобщение | 1 | 31.05 | 29.05 | 27.05 | повторить пройденный материал |
4. Содержание учебного курса
Всеобщая история. История Средних веков – 30 ч
Вводный урок – 1 ч
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники
Тема 1. Становление средневековой Европы – 5 ч
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.
Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. – 2 ч
Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. – 2 ч
Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.
Тема 4. Феодалы и крестьяне – 2 ч
Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.
Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 ч
Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.
Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы – 2 ч
Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе
(XI-XV вв.) – 5 ч
Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.
Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.
Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.
Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.
Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.
Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв. – 1 ч
Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. – 2 ч
Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв. – 2 ч
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.
Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.
Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века- 3 ч
Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.
Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.
Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.
Повторительно-обобщающий урок по курсу – 1 ч
История России с древнейших времен до конца XVI века – 40 ч
Введение – 1 ч
Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.
Тема 1. Восточные славяне - 2 ч
Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.
Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.
Тема 2. Русь в IX - первой половине XII вв. – 7 ч
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.
Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.
Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.
Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.
Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.
Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.
Тема 3. Русь во второй половине XII-XIII вв. – 10 ч
Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.
Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.
Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.
Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.
Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения.
Тема 4. Образование единого русского государства- 11 ч
Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.
Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.
Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.
Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».
Тема 5. Московское государство в XVI в. – 8 ч
Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.
Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.
Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература
Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда
Итоговое повторение и обобщение – 1 ч
Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.
Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.
5. Формы и средства контроля
Тест № 1 к уроку 30 «Повторительно-обобщающий урок по курсу» (4 варианта)
Тест № 2 к уроку 70 «Итоговое повторение и обобщение» (4 варианта)
Критерии оценивания работ по истории (% правильно выполненных заданий):
«5» - 95-100%
«4» - 75-94%
«3» - 45-74%
«2» - менее 45%
6. Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
Основная литература:
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. – 2-е изд., перераб и доп. – М: ВАКО, 2008. – 384 с.
- Волкова Е.В., Хартулари Г.С. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс. Хрестоматия. – Дрофа, 2007. – 118 с.
- Все предметы школьной программы в схемах и таблицах: История.- М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 240 с.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2009. – 64 с.
- История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А. А. Данилов, Л. В, Жукова и др. – М.: Дрофа, 1999. – 592 с.
- Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. О.А. Мартьянова. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 320 с.
- Рабочие программы по истории. 5-11 классы / авт.-сост. Н.И. Чеботарева. – 3-е изд., доп. – М.: Глобус, 2009. – 360 с. – (Образовательный стандарт).
- Репин А.В. История средних веков. 6 класс. Дидактические материалы. – М., 2007. – 80 с.
- Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 79 с.
- Симонова Е. Поурочные разработки по истории России. 6 класс. К учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс». - М.: Просвещение, 2009. – 285 с.
- Симонова Е. Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. - М.: ЭКЗАМЕН, 2010. – 96 с.
- Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 208 с.
- Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в. Мультимедийное пособие. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий».
Дополнительная литература:
- Валишевский К. Иван Грозный. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003. – 432 с.: ил.
- Кучерук И. В. Технология игрового обучения истории в школе (на материале истории Отечества). – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 68 с.
- Чернова М. Н. История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы) - Айрис-Пресс, 2007. – 240 с.
- Энциклопедия. История России 862-1917. Электронное пособие. – М.: «Интерактивный мир», КОМИНФО.
Справочные пособия:
- Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. – СПб.: Азбука, 1998. – 672 с.
- Имена из отечественной истории. Кн. 1 / Сост. А.П. Прохоров. М.: Школа-Пресс, 1992. -80 с.
- История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 512 с., ил.
- История России в портретах. В 2-х тт. Т. 2. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 496 с., ил.
- История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / Ред. – сост. Блохин В.Ф. – Смоленск: Русич; Брянск: Курсив, 2005.- 528 с.
- Шикман А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кни.: А-К.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.- 448 с.
- Шикман А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кни.: Л-Я.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.- 448 с.
Наглядный материал:
1. Карты
- Завоевания турок-османов в XIV-XV вв.
- Западная Европа в XI-начале XIII в. Крестовые походы
- Европа в XVI в
- Западная Европа в V-VII вв
- Древняя Русь – Русь удельная – Московская Русь
- Монгольские завоевания в XII в
- Русь в IX-начале XII в
- Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII в
2. Таблицы
Всеобщая история. История Средних веков
- Великое переселение народов
- Империя Карла Великого
- Разделение церквей. 1054 г
- Культура исламского мира
- Феодальное общество. Сословная иерархия
- Феодальная деревня
- Средневековый замок
- Средневековый монастырь
- Ремесло в средние века
- Средневековое искусство Европы
- Сословно-представительные монархии Европы
- Япония в средние века
- Америка в средние века
- Индия в средние века
- Китай в средние века
История России с древнейших времен до конца XVI века
- Северная Евразия в 1 тысячелетии н.э. Великое переселение народов
- Хозяйство и занятия восточных славян накануне образования государства
- Религия восточных славян
- Древнерусское государство в IX-X вв
- Киев – столица Древнерусского государства (X-XII вв)
- Письменность и литература в Древней Руси (X-XIII вв)
- Зодчество в Древней Руси (X-XIII вв)
- Древнерусское изобразительное искусство (X-XIII вв)
- Древняя Русь в период раздробленности (2 пол XI – нач. XIII в)
- Возникновение местных княжеских династий
- Господин Великий Новгород
- Новгородская земля в XII-XIII вв
- Владимир в XII-XIII вв
- Нашествие монголов на Русь
- Русь и Орда
- Борьба со шведами и крестоносцами в 1240-х гг
- Династия князей Великого княжества Литовского и Русского
- Куликовская битва
- Распад Золотой Орды
- Становление Московского государства (сер XV – начало XVI в)
- Система управления и общественный строй российского государства во 2 пол XV – 1 пол XVI в
- Внешняя политика Ивана Грозного
- Опричнина
- Система управления Российского государства при Иване Грозном
- Изобразительное искусство и архитектура в России XV-XVI вв
- Письменность и литература в Древней Руси XV-XVI вв
Средства материально-технического обеспечения
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | ||
Основная школа | Старшая школа | ||||
Базовый уровень | Профильный уровень | ||||
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1.1 | Стандарт основного общего образования по истории | Д | Стандарт по истории, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета истории. | ||
1.2 | Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) | ||||
1.3 | Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) | ||||
1.4 | Примерная программа основного общего образования по истории | Д | |||
1.5 | Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории | ||||
1.6 | Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории | ||||
1.7 | Авторские рабочие программы по курсам истории | Д | |||
1.8 | Учебник по истории Древнего мира | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе. При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников включены в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете истории, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу истории. Эти учебники используются учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. | |||
1.9 | Учебник по истории Средних веков | К | |||
1.10 | Учебник по Новой истории (XVI – XVIII вв.) | ||||
1.11 | Учебник по Новой истории (XIX – начало ХХ вв.) | ||||
1.12 | Учебник по Новейшей и современной истории зарубежных стран | ||||
1.13 | Учебник по истории России (с древнейших времен до конца XVI в.) | К | |||
1.14 | Учебник по истории России (XVI – XVIII вв.) | ||||
1.15 | Учебник по истории России (XIX – начало ХХ вв.) | ||||
1.16 | Учебник по Новейшей и современной истории России | ||||
1.17 | Учебник по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.) | ||||
1.18 | Учебник по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) | ||||
1.19 | Учебник по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.) | ||||
1.20 | Учебник по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) | ||||
1.21 | Рабочая тетрадь по истории Древнего мира | . | |||
1.22 | Рабочая тетрадь по истории Средних Веков | К | |||
1.23 | Рабочая тетрадь по Новой истории (XVI – XVIII вв.) | ||||
1.24 | Рабочая тетрадь по Новой истории (XIX – начало ХХ вв.) | ||||
1.25 | Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории зарубежных стран. | ||||
1.26 | Рабочая тетрадь по истории России (с древнейших времен до кон. XVI в.) | К | |||
1.27 | Рабочая тетрадь по истории России (XVI –XVIII вв.) | ||||
1.28 | Рабочая тетрадь по истории России (XIX – начало ХХ вв.) | ||||
1.29 | Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории России | ||||
1.30 | Дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории | Ф | Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение исторических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях. | ||
1.31 | Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории | Ф | Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте. | ||
1.32 | Хрестоматия по истории Древнего мира | ||||
1.33 | Хрестоматия по истории Средних веков | Д | |||
1.34 | Хрестоматия по Новой истории (XVI – XVIII вв.) | ||||
1.35 | Хрестоматия по Новой истории (XIX – начало ХХ в.) | ||||
1.35 | Хрестоматия по новейшей и современной истории зарубежных стран | ||||
1.35 | Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до кон. XVI в.) | Д | |||
1.36 | Хрестоматия по истории России (XVI – XVIII вв.) | ||||
1.37 | Хрестоматия по истории России (XIX – начало ХХ вв.) | ||||
1.38 | Хрестоматия по новейшей и современной истории России | ||||
1.39 | Хрестоматия по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.) | Д | |||
1.40 | Хрестоматия по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) | ||||
1.41 | Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.) | ||||
1.42 | Хрестоматия по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) | ||||
1.43 | Практикумы по истории России и Всеобщей истории | ||||
1.44 | Книги для чтения по истории России и Всеобщей истории | Д | Необходимы для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки | ||
1.45 | Научная, научно-популярная, художественная историческая литература. | Д | |||
1.46 | Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.) | Д | |||
1.47 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д | |||
2. | Печатные пособия | ||||
2.1 | Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие). | Д | Таблицы, схемы, диаграммы и графики представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на цифровых носителях. | ||
2.2 | Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории). | ||||
2.3 | Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории | ||||
2.4 | Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории. | Д | В демонстрационном варианте представлены портреты исторических деятелей, обязательное изучение которых предусмотрено стандартом.. | ||
2.5 | Атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт | В состав объектов материального обеспечения учебного процесса в основной школе включены атласы нового поколения, представляющие собой комплексные учебно-методические издания и содержащие помимо картографического материала иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии. | |||
2.6 | Атлас по истории Средних веков с комплектом контурных карт | К | |||
2.7 | Атлас по Новой истории (XVI – XVIII вв.) с комплектом контурных карт | ||||
2.8 | Атлас по Новой истории (XIX – начало ХХ в.) с комплектом контурных карт | ||||
2.9 | Атлас по Новейшей и современной истории зарубежных стран с комплектом контурных карт | ||||
2.10 | Атлас по истории России (с древнейших времен до конца XVI в.) с комплектом контурных карт | К | |||
2.11 | Атлас по истории России (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт | ||||
2.12 | Атлас по истории России (XIX – начало ХХ вв.) с комплектом контурных карт | ||||
2.13 | Атлас по Новейшей и современной истории России с комплектом контурных карт | ||||
2.14 | Атлас по истории России | ||||
2.15 | Атлас по Всеобщей истории | ||||
2.16 | Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории | Д | Картографические материалы представлены в демонстрационном (настенном) и раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. | ||
2.17 | Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.) | ||||
3. | цифровые образовательные ресурсы | ||||
Цифровые обучающие, моделирующие, контролирующие компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории | Д | Цифровые компоненты учебно-методического комплекса ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). | |||
3.2 | Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу истории. | Д | Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). | ||
3.3 | Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. | Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. Перспективный аналог печатных материалов №№ 1.30 и 1.31 | |||
3.4 | Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | Д | К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций | ||
3.5. | Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | Специализированные инструменты учебной деятельности могут включать следующие ресурсы: учебная картографическая система; временная ось; редактор генеалогических деревьев | |||
4. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | ||||
4.1 | Видеофильмы по всеобщей истории и истории России | Д | Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом виде | ||
4.2 | Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России | Д | |||
4.3 | Слайды по тематике курсов истории России и всеобщей истории. | Д | |||
Технические средства обучения (средства ИКТ) | |||||
Телевизор с универсальной подставкой | |||||
Видеомагнитофон (видеоплейер) | |||||
Аудио-центр | Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей. | ||||
Мультимедийный компьютер | Д | Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). | |||
Сканер с приставкой для сканирования слайдов | |||||
Принтер лазерный | |||||
Цифровая видеокамера | |||||
Цифровая фотокамера | |||||
Слайд-проектор | |||||
Мультимедиа проектор | Д | ||||
Стол для проектора | |||||
Экран (на штативе или навесной) | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «История» для обучающихся 5 класса
Рабочая програама по истории для обучающихся 5 класса имеет следующию структуру:пояснителая записка;основное содержание;учебно-методический комплект;тематическое планирование;календарно-тематическое п...
Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.
Пояснительная записка составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику авторского коллектива в составе: Вига...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «История», 6 класс
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории, учебного плана МБОУ Сулхаринская СОШ н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «История», 7 класс
Рабочая программа 7 класса по курсу история реализуются в рамках двух курсов –«Истории России» и «Всеобщей истории». Рабочая программа рассчитана на 2019-20 учебный год, ...
Рабочая программа по учебному предмету "история" 6 класс
Рабочая программа по учебному предмету "история" 6 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "История " 5 класс по обновленным ФГОС
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого ...
рабочая программа по учебному предмету "История" 5 класс 2022-2023 учебный год
рабочая программа по учебному предмету "История" 5 класс 2022-2023 учебный год, по ФГОС 2021 г....