Практическое применение технологии проблемного обучения на уроках истории
статья по истории
Методическая разработка содержит описание приёмов технологии проблемного обучения с практическими примерами применения этих приёмов на уроках истории. А также в каждом приёме отражены основные действия учащихся при решении задачи проблемного характера и формируемые, данным приёмом, универсальные учебные действия. Данная разработка может быть полезна учителям истории и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_primenenie_tehnologii_problemnogo_obucheniya_na_urokah_istorii.docx | 90.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация «Электронные пособия»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»
Тобольского района Тюменской области
Практическое применение
технологии проблемного
обучения на уроках истории
Автор: Буторин Владимир Евгеньевич
Аннотация:
Методическая разработка содержит описание приёмов технологии проблемного обучения с практическими примерами применения этих приёмов на уроках истории. А также в каждом приёме отражены основные действия учащихся при решении задачи проблемного характера и формируемые, данным приёмом, универсальные учебные действия. Данная разработка может быть полезна учителям истории и литературы.
Практическое применение технологии проблемного обучения на уроках истории
Введение
Как учителю подготовить урок, чтобы школьники достигали результатов по ФГОС? Учитель должен спланировать свою деятельность так, чтобы помочь школьникам самостоятельно сформулировать тему и задачи на уроке, изучить новые сведения, закрепить знания и способы действий, а затем оценить работу на занятии. Учитель отбирает педагогические технологии для разных этапов урока и определяет приемы или методы, которые будет использовать на нем.
Технология проблемного обучения позволяет учащимся достигать образовательных результатов по ФГОС, а также позволяет сформировать у школьников универсальные учебные действия.
В классе обучаются школьники с разным уровнем интереса к учебному предмету. Учителю истории важно заинтересовать каждого ученика, мотивировать его решать учебно-практические задачи.
Основная часть
Предлагаю вашему вниманию примеры использования технологии проблемного обучения на уроках истории.
Приём «Фантастическая добавка»
Описание приёма
Педагог предлагает ученикам рассказать об исторической ситуации с точки зрения жителя Древней Греции, участника восстания декабристов и т.п.
Ученики проходят несколько этапов:
- Самостоятельно решают неизвестную проблему, которая кажется уже известной.
- Коллективно проверяют результаты.
- Выявляют разногласия между уже изученным материалом и неизвестной проблемой.
Этап урока, когда надо применять данный приём
Актуализация знаний в начале урока или в процессе урока по мере необходимости.
Пример применения
Класс: 5
Тема урока: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Учащимся (индивидуально или в группах) предлагается составить рассказ от лица египетского земледельца, о том, как прошел его день, опираясь на знания, полученные на предыдущем уроке, и древнеегипетскую настенную роспись.
1 этап: Самостоятельно решают неизвестную проблему, которая кажется уже известной.
Пример ответа ученика: Меня зовут Танит. Я живу в Древнем Египте. Я – землевладелец. Утро земледельца начинается очень рано. Я умываюсь, завтракаю и иду работать. У меня очень большой виноградник, который находится рядом с Нилом. На протяжении многих лет мои предки выращивали виноград. И я продолжаю дело своих предшественников. Я осматриваю каждую лозу и убираю сорняки. Из этого винограда получается очень вкусное вино. Вот и пролетел день. Вся семья собирается вечером за большим столом. Мы все вместе ужинаем. После ужина мы ложимся спать. Ведь завтра новый день и у нашей семьи много дел...
2 этап: Коллективно проверяют результаты.
Остальные учащиеся внимательно слушают, делают дополнения, задают вопросы.
3 этап: Выявляют разногласия между уже изученным материалом и неизвестной проблемой.
А только ли выращиваем винограда занимались египетские земледельцы?
А на что жили земледельцы, если Нил выходил из берегов и урожай погибал?
И другие вопросы…
Формируемые УУД
Учащиеся учатся определять аспект сравнения объектов, т. е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов
Основные действия учащихся
Ученики аргументируют, рассуждают, доказывают, вступают в диалог и полилог.
План ответа:
- Изучить древнеегипетскую настенную роспись.
- Вспомнить особенности климата.
- Определить вид деятельности земледельца, составить рассказ и аргументировать свою точку зрения.
Приём «Тема-вопрос»
Описание приёма
Тему урока учитель формулирует в виде вопроса. Ученикам необходимо построить план действий, чтобы ответить на вопрос.
Этап урока, когда надо применять данный приём
Актуализация знаний в начале урока или в процессе урока по мере необходимости.
Пример применения
Класс:11
Тема урока: Путь к «перестройке». Реформы в области идеологии.
Тема-вопрос: «Перестройка»: объективная необходимость реформ?
После того, как ученики узнали вопрос, они выдвигают множество мнений. Чем больше мнений, тем лучше развито у школьников умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, и тем интереснее проходит работа.
Примеры ответов учащихся в пользу «перестройки»:
- страна находилась в состоянии экономического кризиса, поэтому «перестройка» была необходима;
- экономика страны находилась в состоянии застоя;
- разочарование народа в социализме, кризис идей социализма;
- криминализация экономической и социальных сфер;
- власть находилась в руках партийных лидеров, неспособных проводить реформы;
- обострение «холодной войны», конфронтация с Западом;
- и другие….
Примеры ответов учащихся против «перестройки»:
- искусственное создание продовольственного дефицита: вырубка виноградников, сворачивание производства и как следствие ввод карточек на покупку продуктов питания;
- обострение межнациональных отношений, межнациональные конфликты;
- развал сельского хозяйства: снижение поголовья крупного рогатого скота, отсутствие качественной обработки земельных угодий;
- и другие….
Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Формируемые УУД
Учащиеся учатся взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результаты деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
Основные действия учащихся
Ученики аргументируют, рассуждают, доказывают, вступают в диалог и полилог.
Памятка «Как высказывать мнение»:
- Говорите уверенным тоном.
- Не волнуйтесь о том, что другие могут думать иначе.
- Верьте в то, что говорите, не сомневайтесь.
Приём «Мозговой штурм»
Описание приёма
Это коллективная творческая работа, чтобы решить определенную сложную проблему. Всех учеников объединяет совместная работа над поиском истины (решения)
Этап урока, когда надо применять данный приём
Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности.
Пример применения
Класс: 10
Тема урока: Россия в годы великих потрясений.
На уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Россия в годы великих потрясений» учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: Что было бы, если бы Россия не потерпела поражение в Первой мировой войне? Возможные альтернативы развития России.
Ученики работают в группах, обсуждают проблему, выдвигают предложения, оценивают идеи друг друга, делают вывод о их правильности, целесообразности и оригинальности, защищают итоги своей групповой работы.
Примеры ответов учащихся на проблемный вопрос:
- Если бы Россия не проиграла Первую мировую войну, то территория Росси могла значительно расшириться: присоединение земель Польши, турецкий город Константинополь должен был стать русским городом Царьградом, России должны были отойти проливы Босфор и Дарданеллы.
- Если бы Россия не проиграла Первую мировую войну, то могла бы получить контрибуцию с немцев, турок, австрийцев и болгар.
- Если бы Россия не проиграла Первую мировую войну, то возможно человеческие потери были бы намного меньше, чем 2,5 млн. человек убитыми и не было бы такого большого количества людей, покинувших Россию навсегда.
- Одной из возможных альтернатив развития России (при сохранении богатой и сильной империи, со всеми талантливыми людьми в различных областях науки и искусства) было бы доминирование России в международных отношениях, и русские эмигранты не вносили бы свой вклад в развитие науки и техники других стран.
Формируемые УУД
Учащиеся учатся комбинировать известные средства для нового решения проблем.
Основные действия учащихся
Во время мозгового штурма учащиеся должны придерживаться следующего алгоритма действий:
- Сформулировать проблему, на ее основании поставить задачи и определить сферы жизнедеятельности населения России, которые следует изучить, повторить и обдумать.
- Высказывать суждения и идеи, которые регистрируются в тетрадях. На этом этапе не стоит отказываться даже от абсурдных идей.
- Предоставить возможность каждому обосновать свою идею и в ходе дискуссии оценить каждую идею на правильность, целесообразность и оригинальность.
- Выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
- Подвести итоги работы, защищая свою идею перед классом.
Приём «Проблемная ситуация»
Описание приёма
Учитель создает ситуацию противоречия между известным и неизвестным. Ученики проходят несколько этапов:
- Самостоятельно решают неизвестную проблему, которая кажется уже известной.
- Коллективно проверяют результаты.
- Выявляют разногласия между уже изученным материалом и неизвестной проблемой.
- Определяют, в чем новизна, а затем формулируют тему урока.
Этап урока, когда надо применять данный приём
Актуализация знаний в начале урока или в процессе урока по мере необходимости.
Пример применения
Класс: 7
Тема урока: Опричнина.
Учащимся предлагается прочитать мнения трех историков об одном из исторических событий в период правления Ивана Грозного.
Р.К. Скрынников
Опричнина – это не кровавый каприз психически неуравновешенного Ивана Грозного, а продуманная реформа, направленная на укрепление власти царя путем уменьшения политического влияния, княжат. Более того – это верхушечный переворот, в ходе которого в стране было установлено неограниченное правление самодержавного государя. Княжата были изгнаны из думы, где их заменили нетитулованные бояре. Старые родовые вотчины оказались обменными на небольшие ненаследуемые поместья. Опричная гвардия и "удел", "своего рода государство в государстве" понадобились царю на случай отпора со стороны недовольной знати. Посягнув на ее землевладение, Иван Грозный ждал его и готовился вооруженной рукой подавить сопротивление.
И.Я Фроянов
Учреждение опричнины "стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах... с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы... Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и обновленная Опричниной".
Μ. М. Щербатов (историк XVIII столетия)
Иоанн IV это тиран, который своей чрезмерной подозрительностью нарушил вековой союз монархии и боярства. "Ужасный пример самовластия показуя", Иван Грозный "мужей заслуженных, почтенных... без суда, без обличения жизни лишил". На фоне опричного террора померкли все прежние успехи этого царя. "Остаток жизни сего государя докажет нам преклонность его к жестокости...". В произошедшем виновны и бояре, которые "пребывая во всегдашних враждах между собою и в присках умножить свою власть и силу не радили о его воспитании, и не внушали ему, что государь должен быть скор жаловать, но медлителен карать".
Для формулирования проблемы используется побуждающий диалог:
- О каком историческом событии идет речь в источниках?
- Какие факты мы узнали, ознакомившись с одним источником?
- Какие факты содержатся в другом источнике?
- Какие факты приводятся в третьем источнике?
- Какой здесь возникает вопрос?
- Какую проблему нам предстоит решить сегодня?
Какое значение имела опричнина в истории России?
или
Ущерб или пользу принесла опричнина Российскому государству?
Формируемые УУД
Учащиеся учатся самостоятельно формировать программу исследования.
Основные действия учащихся
План проведения исследования:
- Сформулируйте гипотезу: ущерб или пользу принесла опричнина Российскому государству.
- Изучите информацию о данном историческом событии, используя учебник и дополнительную литературу.
- Выберите положительные и отрицательные стороны опричнины.
- Определите какое значение (по вашему мнению) имела опричнина в истории России.
- Подготовьте защиту гипотезы.
Приём «Альтернатива»
Описание приёма
Школьники получают рабочую карточку, на которой записана определенная моральная проблема и ряд альтернативных предложений ее решения. Каждый учащийся должен самостоятельно выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор.
Этап урока, когда надо применять данный приём
Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности
Пример применения
Класс: 10
Тема урока: Человек и война: единство фронта и тыла (культурное пространство войны).
Проблема нравственного выбора всегда стоит перед человеком. Великая Отечественная война потребовала от народа огромных жертв, стойкости и мужества. В Повести Василя Быкова «Сотников» партизанский отряд нуждается в провизии теплых вещах и медикаментах, командир решает отправить на задание двух проверенных бойцов, но при столкновении с оккупантами они повели себя по-разному. Изучите текст и ответьте на вопросы:
- Чей поступок в критической ситуации вам ближе? (аргументируйте свой ответ)
- Как бы повели себя в данной ситуации?
- Предложите альтернативный вариант в противовес поступкам Рыбака и Сотникова.
Карточка:
Когда два товарища в поисках провизии для партизанского отряда нарвались на оккупантов, они вынуждены были отступать и скрыться в деревне. Демчиха прячет партизан, несмотря на смертельный риск. Она колеблется, будучи напуганной и загнанной деревенской бабой. Она не рада незваным гостям, по деревне кружат полицаи, и, если они что-то найдут, никто не выживет. И все же сострадание в женщине берет верх: она укрывает бойцов сопротивления. Однако враги нашли их и решили допросить с применением насилия. Рыбак слыл сильным и смелым бойцом. Он был крепок здоровьем и могуч с виду. В драках ему не было равных. Но побоявшись пытки, Рыбак принимает предложение врага и становится. Он стал полицаем, хоть и намеревался сбежать к своим при первом удобном случае, и помог своим новым сотоварищам повесить бывшего напарника, выбив подпорки из-ног Сотникова. Сотников же на допросах обратился к иронии, как обычно поступал в минуты неприятных объяснений с дураками и нахалами. Сотников о себе не думал, хоть и претерпел мучения от пыток: стальными щипцами ему сдирали ногти с пальцев, ломали кости. Он пытался спасти Демчиху, своего бывшего друга, отвести беду от отряда. Поэтому он все валил на себя. Он не позволил себя сломать и отдал жизнь за родину.
Формируемые УУД
Различать компоненты доказательства, то есть тезис, аргументы и форму доказательства.
Основные действия учащихся
Учитель предлагает осуществить собственный выбор и представить аргументы своего выбора. Ученики аргументируют, рассуждают, доказывают, предлагают альтернативный вариант.
Приём «Классификация»
Описание приёма
Ученики получают рабочие карточки, на которых записаны различные признаки определенных понятий или явлений. Опираясь на собственный опыт, ученики должны сгруппировать их по определенным признакам или критериям. После заслушивания ответов трех-четырех учеников учитель организует фронтальную беседу, чтобы выйти на основной вопрос урока и перейти к этапу учебно-познавательной деятельности учеников.
Этап урока, когда надо применять данный приём
Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности
Пример применения
Класс: 6
Тема урока: Крестьяне и феодалы
Карточка: поместье, замок, повинность, барщина, власть, оброк, крепостное право, натуральное хозяйство, феодальная лестница, рыцарь.
Задание к карточке: сгруппировать, записанные понятия в 2 группы и каждой группе слов дать название.
Крестьяне | Феодалы |
Повинность Барщина Оброк Крепостное право | Поместье Замок Власть Феодальная лестница |
Натуральное хозяйство |
Ученики (индивидуально или в группах) подбирают к каждому слову признаки, устанавливают общий признак, приводят доказательства гипотезы, аргументируют ответ. Учитель заслушивает ответы учащихся и подводит учащихся к формулированию темы урока. На этапе целеполагания учитель формулирует контрольные вопросы: Что будем изучать? В чем заключается важность материала для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце урока?
Формируемые УУД
Учащиеся учатся определять аспект анализа и синтеза, то есть устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
Основные действия учащихся
Ученики аргументируют, рассуждают, доказывают.
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слова.
- Определите признаки слов.
- Выделите общий признак для всех слов или группы слов.
- Сформулируйте вывод.
Заключение
Итак, применение технологии проблемного обучения позволяет учащимся достигать образовательных результатов, активизируя познавательный процесс и вовлекая в поиск истины всех учащихся. Проблемные задания стимулируют учащихся размышлять, анализировать, классифицировать, обращаться к дополнительной литературе и способствуют более глубокому усвоению исторических знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка
В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....
Применение метода проблемного обучения на уроках истории
Сидорова С.Ю.,учитель истории и обществознанияМБОУ Излучинская ОСШУИОП №1 Применение метода проблемного обучения на уроках истории Главной задачей образования в современной России получить н...
Статья на тему "Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории"
В статье рассказывается о возмрожности применения технологии проблемного диалога на уроках истории....
Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс
(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии технологии:...
Применение метода проблемного обучения на уроках истории
В статье рассматриваются приемы проблемного метода, проблемных заданий. Применение данного метода направлено на формирование умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлек...
Статья по теме :"Применение технологии проблемного обучения на уроках истории"
Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
laquo;ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...